Урок по ИЗО "Пейзаж. Красота российских далей" 3 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ознакомить с жанром живописи – пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; рассказать о творчестве выдающихся российских художников второй половины XIX века (Репин, Суриков, Шишкин, Левитан и др.), традициях реализма, реалистической школы; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях; освоить художественные материалы; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и образное восприятие мира; содействовать эстетическому отношению к действительности и искусству; формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней; укреплять межпредметные связи (ИЗО, литература, музыка) и связи с внеклассной и внешкольной работой; прививать аккуратность.Урок по ИЗО "Пейзаж. Красота российских далей" 3 класс
Иконка файла материала красота российских далей.docx
3 КЛАСС ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КРАСОТА РОССИЙСКИХ ДАЛЕЙ. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ ИЗВЕСТНЫЕ ПЕЙЗАЖИ Цели   и   задачи:  ознакомить   с   жанром   живописи   –   пейзажем,   его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий   по   родному   городу,   селу;   рассказать   о   творчестве   выдающихся российских   художников   второй   половины   XIX   века   (Репин,   Суриков, Шишкин, Левитан и др.), традициях реализма, реалистической школы; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции, изображать природу в различных состояниях; освоить художественные   материалы;   совершенствовать   изобразительные   навыки, тренировать зрительную память, глазомер; развивать творческое воображение и   образное   восприятие   мира;   содействовать   эстетическому   отношению   к действительности   и   искусству;   формировать   чувство   неразрывной   связи человека с природой, бережного отношения к ней; укреплять межпредметные связи   (ИЗО,   литература,   музыка)   и   связи   с   внеклассной   и   внешкольной работой; прививать аккуратность. О б о р у д о в а н и е   у р о к а: белая бумага, гуашь, акварель, кисти, мелки (пастель,   акварельные,   восковые),   цветные   карандаши,   банка   с   водой, тряпочка, газета­подстилка. З р и т е л ь н ы й   р я д:   репродукции   разнохарактерных   по   настроению, цвету   пейзажей;   И.   Левитан   «Золотая   осень»,   «Березовая   роща»,   «Март», «После   дождя.   Плес»,   «Летний   вечер»,   «Первая   зелень.   Май»,   «Вечер   на Волге.   Плес»,   «Владимирка»,   «У   омута»;   В.   Серов   «Домотканово», «Цветущие яблони», «Вечерний звон»; И. Шишкин «Лесные дали», «Осень», «Лес зимой», «Рожь», «Дождь в дубовом лесу», «Дубы. Этюд», «На Севере диком»,   «Перед   грозой»,   «Полдень   в   окрестностях   Москвы»;   В.   Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцево»; В. Саврасов «Грачи прилетели», «Вид   на   Московский   Кремль.   Весна»,   «Проселок»;   К.   Юон   «Весенний солнечный   день.   Сергиев   Посад»,   «Троицкая   лавра   зимой»;   Б.   Кустодиев «Ярмарка», «Волга», «Радуга»; С. Ткачев «В зимний праздник. Деревня»; Ф. Васильев «После дождя», «Оттепель», «Мокрый луч», «В Крымских горах»; А. Куинджи «Березовая роща», «Закат», «Облака», «Лунная ночь на Днепре», «Солнечные   пятна   на   инее»,   «Вечер   на   Украине»;   В.   Суриков   «Взятие снежного   городка»;   И.   Грабарь   «Февральская   лазурь»;   И. Айвазовский«Девятый   вал»,   «Закат   на   море»,   «Черное   море»;   Ф.   Алексеев   «Вид   на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы»; Н. Ромадин «Река Керженец», «Цветущий бутон», «Весенний день», «Розовый вечер», «Зимняя луна»; А. Пластов «Первый снег», Г. Нисский «Подмосковье. Февраль»; А. Рылов «В голубом просторе»; М. Сарьян «Горы»; Кукрыниксы «Бегство немцев из Новгорода».  Л и т е р а т у р н ы й   р я д: стихотворения, загадки. М у з ы к а л ь н ы й   р я д:   можно   использовать   сочинения   П.   Чайковского «Времена   года»,   А.   Вивальди   «Времена   года»,   В. Моцарта,   К.   Дебюсси «Прелюдии», Ф. Листа «Мефисто­вальс».  Ход урока I. Организация класса. Проверка готовности к уроку. II. Вводная беседа. Учитель демонстрирует картины художников­пейзажистов. Звучит музыка. Заранее   подготовленные   ученики   читают   стихотворения   о   временах   года. Можно предложить детям загадки. С т и х о т в о р е н и я: Осень на опушке краски разводила,  По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зарделись клёны. В пурпуре осинки, только дуб зелёный. Утешает осень: – Не жалейте лета! Посмотрите – роща золотом одета! Э. Федоровская Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все долины и поля… Всё в природе замирает – И поля, и тёмный лес. Снег летает и сверкает, Тихо падая с небес. С. Дрожжин З а г а д к и:  Кто поляны белит белымИ на стенах пишет мелом,  Шьет пуховые перины,  Разукрасил все витрины? (Зима.) Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает? (Весна.)  Дел у меня немало – Я белым одеялом Всю землю укрываю, В лед реки убираю,  Белю поля, дома,  Зовут меня… (зима). Я соткано из зноя,  Несу тепло с собою,  Я реки согреваю,  «Купайтесь!» – приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я… (лето). Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём,  Под ногами шелестят И летят, летят, летят… (Осень.) Падают с ветки золотые монетки.  (Листья осенью.) Пушистая вата плывет куда­то,  Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака.) Алый платок упал на лесок,  Лёг на луг – потемнело вокруг. (Закат.) Поглядите, поглядите – потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить землю с небом хочет сшить? (Дождь.) Виден край, да не дойдешь. (Горизонт.) С т и х о т в о р е н и я: ГРОЗА ДНЁМ По небу голубому Проехал грохот грома, И снова все молчит. И миг спустя мы слышим, Как весело и быстро По всем зелёным листьям,По всем железным крышам, По цветникам, скамейкам, По вёдрам и по лейкам Стеклянный дождь стучит. ОСЕНЬ Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору, поникши, ели Зелень мрачную хранят… Зверь, отважный, поневоле Скрыться где­нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит. С. Маршак СНЕЖОК Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня – посмотри! – Как розовые яблоки, На ветках снегири… М. Лермонтов      З. Александрова ПОЁТ ЗИМА, АУКАЕТ… * * * Поёт зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвoном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака… Как боярыня седая,  К людям шествует Зима,  Лютой стужей расцвечая Опушённые дома…        К. Бальмонт  С. Есенин               * * * Пришла весна на место встречи,  Накинув бережно на плечи Платок в сиреневых цветах. Дорога детства так знакома:  Сиренью улицы цветут,  И тороплюсь к родному дому,  Где так тепло, когда там ждут. Н. Веденеева * * * Если видишь на картине,  Нарисована река,  Живописные долины И дремучие леса,  Белокурые берёзки Или старый крепкий дуб,  Или вьюга, или ливень,  Или солнечный денёк. Нарисованным быть можетИли север, или юг, И любое время года Мы в картине разглядим. Не задумываясь, скажем: Называется пейзажем.  * * * У каждого времени года  Особенный запах и цвет. Но так совершенна природа,  Что в целом её краше нет. Вот осень. Туманные дали,  Бушует кругом листопад. И с запахом светлой печали Опавшие листья шуршат. О. Рязанова * * * Пусть у зимы нет буйства красок,  Всего один лишь белый цвет,  Но для фантазий зимних сказок,  Как для мечты, предела нет… * * * Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает. Крик петухов звучит порой,  А ветер, мягкий и сырой,  Глаза тихонько закрывает. И. Бунин У ч и т е л ь.   Рассмотрим   произведения   художников.   (Демонстрация иллюстраций.)   Им   удалось   запечатлеть   в   своих   работах   красоту   родной природы.   Ею   можно   любоваться   в   разное   время   года,   так   как   художники смогли   «остановить   мгновенье»   в   своих   картинах.   Необъятные   просторы России прославляются художниками, живущими в разных ее уголках. Потому так многолик российский пейзаж. Просмотр   репродукций   художников.   Анализ   цветовых   сочетаний, характерных   для   зимы,   весны,   осени,   лета   (обилие   сине­голубого,   нежно­ зеленого, голубого, светло­коричневого, красного, багряного, желто­зеленого, синего и насыщенного зеленого).Если ребята были внимательны на прогулках, то они наверняка заметили, что стволы деревьев никак нельзя изображать грубыми, «жесткими» цветами (черным   или   темно­коричневым   цветом).   Поможет   всем   цветам   стать нежными и певучими белая гуашь или краска, в которую больше добавили воды.  –   Какое   общее   чувство   выражено   в   стихотворениях   поэтов   и   в произведениях художников?  – Какие изменения вы увидели в цветовой гамме пейзажей: усиление или ослабление яркости цвета у горизонта?  – Как изменяется цвет пейзажа по мере удаления его вглубь, к горизонту?  – Каковы оттенки снега на освещенных солнцем местах и в тени? Назовите их. – Какие произведения вам особенно понравились и почему?  –   Назовите   картины   со   спокойным,   мягким   колоритом   и   картины   со «звучными» красками расцветающей природы. –   Присутствие   человека   в   пейзаже   помогает   ли   вам   ощутить   связь   с природой   и   почувствовать   настроение,   которое   художник   хотел   передать, рисуя природу в различных состояниях? –   Насколько   разнообразны   цветовые   переливы   водных   просторов? Назовите эти цвета и их оттенки?  – Рассмотрите графические работы, в которых торжество и красота земли переданы лишь с помощью черного и белого цветов. –   Почему   зимний   графический   пейзаж   кажется   причудливым, таинственным? Какую роль играют линии? Перечислите элементы, которыми художник пользуется, создавая образ зимы, зимних деревьев. (Линии, точки, штрихи, спирали, завитки и пр.)  В и д ы  пейзажного жанра:  в сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой;   городской   пейзаж  отличается   рационально   организованной   руками человека   пространственной   средой,   включающей   в   себя   здания,   улицы, проспекты, площади, набережные (см. Приложения, рис. 41, 43);   в  парковом   пейзаже  изображаются   уголки   природы,   созданные   для отдыха горожан (Кусково, Шереметево – в Москве, Версаль – во Франции);   морской   пейзаж  (марина)   рассказывает   о   своеобразной   красоте   то спокойного, то бурного моря, реки (см. Приложения, рис. 83); архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским пейзажем. Разница   между   ними   заключается   в   том,   что   в   архитектурном   пейзаже художник   главное   внимание   обращает   на   изображение   самих   памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой (см. Приложения, рис. 42);   в  индустриальном   пейзаже  художник   стремится   показать   роль   и значение   человека­созидателя,   строителя   заводов   и   фабрик,   плотин   и электростанций,   ажурных   конструкций,   вокзалов   и   мостов,   паутины железнодорожных линий (см. Приложения, рис. 48);   героический  пейзаж  представляется   величественным   и   недоступным для человека. В нем изображаются обычно высокие, скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги;   декоративный   пейзаж  –   пейзаж­картина,   предназначенный   для украшения   интерьера,   с   условным   цветовым   строем   и   композицией, отвечающей целям украшения;    пейзаж   настроения  –   стремление   найти   в   различных   состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям, придать пейзажу   лирическую   окраску,   чувство   тоски,   грусти,   безнадежности   или тихой радости;   в  историческом   пейзаже  находят   свое   косвенное   воплощение исторические события, о них напоминают нам изображенные архитектурные и скульптурные   памятники,   связанные   с   этими   событиями.   Такой   пейзаж оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку (см. Приложения, рис. 44);   эпический   пейзаж  –   величественные   картины   природы,   полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия;    в  романтическом   пейзаже  –   бунтарское   начало   грозовой   тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра:   в   ХХ   веке   появился  космический   пейзаж  –   художники заинтересовались неземными горизонтами и природой в других условиях. –   Давайте   определим   принадлежность   пейзажей   (репродукций)   к   этим разновидностям. Целесообразно   напомнить   учащимся,   что   такое   линейная   и   воздушная   перспектива, какова роль линии горизонта. Желательно беседу провести так, чтобы дети почувствовали разницу   между   живой   природой,   фотографией   и   картиной   (как   и   в   портрете), изображающей   природу,   чтобы   увидели,   что   задачей   искусства   является   не   слепое копирование   природы,   объекта,   а   выражение   отношения   художника   к   жизни,   объекту изображения: изображение самого главного через отбор и отбрасывание случайного.Можно попросить детей вспомнить, какое настроение можно выразить «холодными» и «теплыми» цветами, «глухими» и «звонкими». III. Самостоятельная работа учащихся. З а д а н и е: изобразить пейзаж по представлению. Для выполнения практической работы ребят можно разделить на 3 группы (по рядам), дать каждой группе свое задание: 1­я г р у п п а – радостный и праздничный пейзаж; 2­я г р у п п а  – мрачный и тоскливый пейзаж; 3­я г р у п п а  – нежный и певучий пейзаж. (См. Приложения, рис. 83.) Законы перспективы (линейная и воздушная): 1.   Все   ближние   предметы   воспринимаются   подробно,   а   удаленные   – обобщенно.   Значит,   для   передачи   пространства   ближние   предметы   надо изображать детально, а дальние – обобщенно.  2.   Все   ближние   предметы   воспринимаются   четко,   а   удаленные   – неопределенно.   Значит,   для   передачи   пространства   контуры   ближних предметов надо делать резче, а удаленных – мягче. 3. На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее   ближних.   Значит,   для   передачи   пространства   удаленные   светлые предметы надо слегка притемнить, а темные – высветлить.  4. Все ближние  предметы обладают контрастной, сильной светотенью  и видятся нам объемными, все дальние – слабо выражены светотенью и кажутся плоскими.   Значит,   для   передачи   пространства   ближние   предметы   надо изображать объемно, а дальние – плоско.  5. На цвет предметов в пространстве влияет воздушная среда, чем дальше, тем   больше.  Значит,  ближние   предметы   изображаем   цветами   реальными,  а дальние – цветом с добавлением голубых оттенков. Можно свой рисунок­пейзаж сразу «оформить» в рамку, отступив в начале работы со всех сторон листа по 2–3 см, а рамку можно оформить каким­либо узором, стилизирующим резную деревянную рамку картины. Т р е б о в а н и я  к работам:  – компоновка в листе, соразмерность, соответствие теме урока; – колорит, живописность в образном решении работы; – проработка, завершенность, общая выразительность, обобщение работы; – можно дать название работе (на обороте рисунка – карандашом). Анализ общих ошибок.IV. Итоги урока. Экспресс­выставка, оценка. Уборка рабочих мест. Домашнее   задание:  посмотреть   в   книгах,   альбомах,   в   музеях   или   на выставке пейзажи разных авторов, определить, к какому виду принадлежит пейзаж, что хотел сказать художник зрителю.  К уроку 28 Я РИСУЮ МОРЕ Я рисую море, Голубые дали. Вы такого моря Просто не видали! У меня такая Краска голубая,  Что волна любая Просто как живая! Я сижу тихонько Около прибоя,  Окунаю кисточку В море голубое. В. Орлов Рис. 83. Пейзаж. Схемы

Посмотрите также