Урок по ИЗО "Портрет друга" 3 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 25.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; показать отражение пропорций и мимики лица в портрете; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус; побудить к обсуждению темы «Дети в изобразительном искусстве»; осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история).Урок по ИЗО "Портрет друга" 3 класс
Иконка файла материала ПОРТРЕТ друга.docx
ПОРТРЕТ ДРУГА. В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ НАИБОЛЕЕ  ИЗВЕСТНЫЕ ПОРТРЕТЫ Цели и задачи:  ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников­портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; показать отражение пропорций и мимики лица в портрете; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер,   аналитическое   мышление,   воображение,   художественный   вкус; побудить   к   обсуждению   темы   «Дети   в   изобразительном   искусстве»; осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, история). О б о р у д о в а н и е   у р о к а:   для   учителя   –   методические   таблицы «Пропорции   лица»,   «Мимика.   Схемы   построения»,   «Положение   головы»; фотографии   людей   различных   профессий;   гипсовые   головы   и   модели; методические   таблицы   «Строение   черепа»,   «Мимические   мышцы»;   для учащихся   –   альбом,   графические   материалы,   банка   с   водой,   тряпка, фотография кого­либо (друга, родственника), кукла.  З р и т е л ь н ы й   р я д:   скульптуры   –   Ж.   Гудон   «Статуя   Вольтера»; Микеланджело   «Скорчившийся   мальчик»;   статуя   царского   писца   Каи   – египетская   скульптура   середины   3   тыс   до   н.   э.;   В.   Мухина   «Рабочий   и колхозница»,   «Портрет   доктора   А.   Замкова»;   древнегреческий   скульптор Мирон   «Дискобол»;   Э.   Фальконе   «Амур»;   древнегреческая   скульптура «Умирающий   галл»;   портрет   Нефертити;   О.   Роден   «Граждане   Кале», «Мыслитель»; М. Антокольский «Иван Грозный»; Ф. Шубин – скульптурные портреты (бюсты князя А. М. Голицына, М. Р. Паниной); И. Мартос «Минин и Пожарский»; С. Коненков «Нике»; живопись – Караваджо «Юноша с лютней»; Д.   Левицкий   «Портрет   М.   А.   Дьякова»,   серия   портретов   воспитанниц Смольного института (смолянок); В. Тропинин «Кружевница», «Портрет А. С. Пушкина»; А. Венецианов «Захарка», «Жнецы»; Н. Ярошенко «Кочегар»; Т. Салахов «Портрет композитора Кара Караева», «Портрет Д. Шостаковича»; И. Репин «На солнце. Портрет Н. И. Репиной, дочери художника»; В. Серов «Девочка с персиками»; Рембрандт «Сын Титус за чтением» и др.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д: загадки, стихотворения.Ход урока I. Организация класса. II. Вводная беседа. У ч и т е л ь. Отгадайте загадки. Подумайте, как они связаны с темой нашего сегодняшнего урока.  – Какими могут быть у человека глаза, губы, волосы?  – Как вы думаете, могут ли они «рассказать» что­либо о человеке, его настроении? З а г а д к и:  На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются. (Глаза.) Всегда во рту,  А не проглотишь. (Язык.) Не смотрел в окошко – Был один Антошка,  Посмотрел в окошко –  Там второй Антошка! Что это за окошко,  Куда смотрел Антошка? (Зеркало.) Не сеют, не сажают,  Сами вырастают. (Волосы.) Один говорит,  Двое глядят,  Двое слушают. (Язык, глаза, уши.) Ношу их много лет,  А счету им не знаю. (Волосы.) Живёт мой братец за горой, Не может встретиться со мной. (Глаза.) Красные двери в пещере моей,  Белые звери сидят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью этим зверям отдаю.  (Губы, зубы.) Между двух светил Я в середке один. (Нос.) – Какие образы рождаются при прочтении стихов?ВСЕ В ПОРЯДКЕ – Был на квартиру налёт?  – Нет. – К нам заходил бегемот? – Нет. – Может быть, дом не наш?  – Наш. – Может, не наш этаж? – Наш.  Просто приходил Сережка,  Поиграли мы немножко. – Значит, это не обвал?  – Нет. – Значит, слон у нас не танцевал?  – Нет. – Очень рада. Оказалось, Я напрасно волновалась! Э. Успенский ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ДЕВЧОНКОЙ Если бы я был девчонкой, Я бы время не терял!  Я б на улице не прыгал,  Я б рубашки постирал. Я бы вымыл в кухне пол,  Я бы в комнате подмёл,  Перемыл бы чашки, ложки,  Сам начистил бы картошки,  Все свои игрушки сам Я б расставил по местам! Отчего ж я не девчонка? Я бы маме так помог! Мама сразу бы сказала:  «Молодчина ты,  Сынок!» Э. Успенский  ПЕРЕМЕНА «Перемена! Перемена!» – Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог. Вылетает за порог – Семерых сбивает с ног.Неужели это Вова,  Продремавший весь урок?  Неужели это Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог?  Если он, то, несомненно,  С ним бо­о­льшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он, гляди, какой бедовый! Он за пять минут успел  Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке), Прокатился кувырком,  На перила сел верхом,  Лихо шлепнулся с перил,  Подзатыльник получил,  С ходу дал кому­то сдачи,  Попросил списать задачи, – Словом,  Сделал всё, что мог! Ну а тут – опять звонок… Вова в класс плетется снова,  Бедный! Нет лица на нём!  – Ничего, – вздыхает Вова, – На уроке отдохнём!  Б. Заходер Портрет  (от   фр.   portrait   –  изображение)   –   жанр   изобразительного искусства,   посвященный   изображению   одного   человека   или   группы   людей. Главное   в   портрете   –   облик   человека,   его   сходство   с   оригиналом.   Кроме внешнего   индивидуального   сходства,   художники   стремятся   в   портрете передать характер человека, его духовный мир, и для этого они общаются с портретируемым,   изучают   его   индивидуальные   особенности   и   лишь   потом передают   свои   впечатления   на   бумаге,   холсте,   в   камне.   Поэтому   разные портреты одного человека могут быть у разных художников и похожи и не похожи (каждый передает еще и особенности автора портрета: определенный колорит, технику живописи и др.). (См. Приложения, рис. 84.) Существует много разновидностей портретного жанра:  – поясной портрет; – бюст (в скульптуре); – портрет в рост;  – групповой портрет в интерьере;– портрет на фоне пейзажа, архитектуры. По характеру изображения:  – парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне,   стоящим,   сидящим,   с   предметами,   говорящими   о   классовой принадлежности, профессиональной); – камерный портрет – поясное, подгрудное, поколенное изображение. По числу изображений:  – индивидуальный;  –   двойной   (Д.   Левицкий   «Портрет   смолянок   Е.   Н.   Хованской   и   Е.   Н. Хрущовой»); – групповой (П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов»); –   парные   (на   отдельных   холстах,   но   взаимосвязанные;   например, семейные); Нередко портреты образуют целые ансамбли – портретные галереи (герои 1812 года в Эрмитаже в Санкт­Петербурге). Другие разновидности:  – костюмированный;  – миниатюрный;  – автопортрет;  – мемориальный (умершего человека, по воспоминаниям); – психологический; – социальный;  – подгрудный, поясной, поколенный. Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он сам относился   к   портретируемому.   Основное   качество   портрета   –   сходство   с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника­ портретиста в мимике  лица,  в  выражении  глаз, в жестах  и  позе,  в  манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, то есть внутреннего состояния человека. В   старину   знатные   люди   заказывали   портрет   всех   членов   семьи   и передавали   их   из   поколения   в   поколение.   Через   портреты   можно   было познакомиться   со   своим   прадедушкой   или   же   с   мамой   прабабушки.   С изобретением фотоаппарата художники  не перестали рисовать портреты, а люди   заказывать   их.   Ведь   фотографию   делает   механизм,   а   над   картиной работает автор, он по­разному может показать одного и того же человека, он может заметить в человеке то, что не заметит объектив.– Как   известно,   у   человека   бывает   разное   настроение.   Какие   вы знаете?  Желательно   наряду   с   показом   слайдов   и   репродукций   картин   продемонстрировать слайды, фрагменты, позволяющие вглядеться в отдельные черты лица, глаз и т. д. (См. Приложения, рис. 85.) III. Беседа «Дети в изобразительном искусстве». Знакомство с творчеством отдельных художников, которые обращались к детскому портрету и теме детства.  У ч и т е л ь. Особый мир теплых и сокровенных чувств открывается нам в творчестве   художников   многих   поколений,   посвятивших   свои   полотна изображению детей. Трудно найти хоть одного известного мастера, которого бы   не   волновала   и   не   увлекала   эта   тема.   Леонардо   да   Винчи,   Рафаэль, Веласкес, Рембрандт, Ренуар, Рубенс, А. Венецианов, А. Иванов, И. Репин, В. Серов,   А.   Дейнека,   А.   Пластов   и   многие   другие   в   моменты   творческого подъема   обращались   к   этой   теме.  Дети   были   источниками   вдохновения,  с ними связано немало шедевров мирового изобразительного искусства. А ведь детей рисовать даже сложнее, чем взрослых. Рассмотрим   некоторые   репродукции   и   постараемся   увидеть,   что   хотел рассказать зрителю художник. Попробуем угадать, сильно ли отличались дети прошлого от современных. «Менины»  («Придворные   дамы»)   (1656   г.)   –   произведение   испанского художника  Веласкеса.   Это   групповой   портрет,   на   нем   изображена королевская семья (король Филипп IV и его жена) и придворные королевы и инфанты.   В   просторном   зале   королевского   дворца   (художник   был придворным   живописцем)   стоит   тишина.   Рассмотрим   картину.   По придворному   этикету,   пока   король   безмолвствует,   никто   не   имеет   права говорить.   Вдруг   распахивается   дверь,   и   в   нее   вбегает   маленькая светловолосая   девочка   в   неудобном   темном   платье.   Придворные   дамы   и кормилица   стараются   удержать   ее   от   неуместного   проявления   резвости   и нарушения этикета, но инфанта (принцесса) не слушается, ей хочется бегать и резвиться.   Увидев   отца   и   мать,   она   внезапно   останавливается,   а   менина, почтительно склонившись, подносит бокал воды, чтобы успокоить ее. А вот картина итальянского художника XV века.  Гирландайо «Портрет старика   с   внуком».  Автор   сравнивает   два   возраста.   С   какой   любовью   и теплом смотрят друг на друга дедушка и его маленький внучек, жившие 500 лет назад! Так ли уж отличаются они от современных дедушек и их любимых внуков? О чем они могли говорить? Все беды, разочарования и поступки до неузнаваемости   изменяют  и уродуют не  только  душу,  но  и  тело  человека.Знание, опыт даются людям путем жертв и горя. Только в начале жизни, в детстве, существует радостный взгляд на мир. О. А. Кипренский «Портрет мальчика Челищева» (1809 г.). На темном фоне   особенно   выделяется   лицо   мальчика.   Все   внимание   художник сосредоточил   на   передаче   выражения   лица.   Привлекательное   умное   лицо мальчика чуть повернуто вправо, большие темные глаза широко открыты и внимательно, пытливо смотрят на зрителя, на мир. Это сверстник Пушкина и декабристов, старший брат поэта Лермонтова. Какую жизнь он прожил?  – Вы бы хотели познакомиться с ним поближе и подружиться?  А  вот   картина  В. Серова «Девочка с персиками»  (1887  г.).  В  центре картины художник поместил девочку­подростка Верушу Мамонтову (так ее звали). Весь облик ее говорит о живости характера, темпераменте. Девочка сидит за столом в светло­розовой блузе. Перед ней на белой скатерти персики и осенние листья. Комната озарена осенним светом, идущим через большие окна.   Девочка   как   будто   присела   на   минутку   и   тотчас   умчится,   едва художник закончит ее рисовать. Сразу видно, что долго сидеть ей труднее, чем бегать, прыгать целый день! – Похожа ли она на вас?  Детские   игры,   фантазии   захватывают   воображение   художника  П. Кончаловского в картине «Маргот танцует» (1949 г.). Забыты любимый мяч и прыгалки ради возможности нарядиться в платье матери. Оно такое яркое и нарядное, имеет внизу три оборки, и сейчас же ребячья фантазия создает в воображении   девочки   увлекательный   испанский   танец.   Маргот   танцует   и переносится в своей фантазии в Испанию, придуманную ею страну сказочных чудес.  –   А   вы   представляете   себя   кем­то   другим   в   ваших   играх?   (Ответы детей.) IV. Работа над заданием. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а  учащихся. З а д а н и е:   рисование   по   памяти   или   по   представлению   друга   (портрет друга, подруги).  У ч и т е л ь. Можно выполнить поясной портрет, то есть изобразить только голову   с   шеей.   Начинающим   художникам   можно   воспользоваться   любой фотографией лица крупного размера или же иметь перед собой зеркало (если рисуем дома).  Учитель показывает методические таблицы и рисует на доске, а дети в альбоме. (См. Приложения, рис. 84–85.)Э т а п ы  выполнения рисунка (портрета):  1) Отступаем сверху 2–3 см, делим оставшееся расстояние на 3 части. В верхней части будет располагаться лицо. 2) Рисуем голову – овальной формы, вверху более расширенную, внизу более   суженную.   Эта   форма   напоминает   яйцо.   Она   симметрична.   Для облегчения нарисуйте вертикально тонкой линией ось симметрии. 3) Лицо (овал) делится на 3 части горизонтальными линиями (лоб, брови, глаза и нос, внизу рот и подбородок). 4)   Изображение   частей   лица.   Брови   глаза   образуются   дугообразными линиями (глаза похожи на листик дерева). В середине глаза рисуем радужку и зрачок. Радужка прикрыта верхним и нижним веком и не видна как круг, а зрачок виден.  5) Рисуем нос – посередине. Начало носа – переносица идет от бровей. Рисуем ее плавной дугообразной линией. Середина носа у глаз уже крыльев носа. Форма носа у всех людей разная в деталях. 6)   Рисование   рта   –   ниже   носа,   ниже   второй   линии   рисуем   линию горизонтальную, сверху и снизу ее рисуем две дуги (верхняя и нижняя губа), затем на верхней делаем маленькую выемку посередине. 7) Прорисовка деталей лица. По сторонам на уровне носа расположены уши, рисуем их.  Волосы   бывают   разные   по   цвету   (русые,   рыжие,   каштановые,   черные), прямые   и   кудрявые,   разные   по   длине.   Люди   по­разному   укладывают, причесывают волосы. Глаза у людей тоже по цвету и по форме несколько отличаются. (Сравните глаза европейца и японца.) 8) Рисуем шею, туловище, руки по локоть, опущенные вниз. Шея по ширине равна около 1/2 ширины головы, по длине – 1/3 ее высоты. Плечи шире головы примерно в 2 раза. По высоте это оставшиеся 2/3 отрезка, который получился у нас от деления нами листа вначале. Руки присоединяем к плечам (значит, сначала рисуем само туловище, и только потом – руки!). Руки имеют примерно одинаковую толщину по всей длине (от плеча до локтя), правильно дорисовываем руки (не в талию, не в ребра, а к плечам!) и скругляем верх плеча. 9) А теперь попытаемся придать нашим портретам индивидуальные черты и сделать их похожими на ваших друзей. – Что характерно для них? (Короткий ежик волос, коса, челка, черные или белесые брови, улыбка, прищур глаз, рыжие волосы, синяк под глазом и т. п.) 10) Дорисуем одежду. 11) Придумаем название работе.Неплохо дать понятие о контрольных точках (координатных), которые помогают художнику верно и точно передать изображаемый объект.  К наиболее важным из них относятся:  1)   точка   самого   высокого   выступа   центральной   выпуклости   (в   области надбровий); 2) место соединения носа с верхней губой; 3) углы рта; 4) наружный угол орбиты глаз; 5) передний верхний угол скуловой кости;  6) переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула. Эти сведения учитель должен дать детям в доступной форме. Нужно найти как   можно   точнее   положение   основных   точек   относительно   друг   друга. Только после этого можно приступить к окончательной проработке портрета. Анализ общих ошибок. Можно предложить детям дать название героям своих портретов. V. Итоги урока. Выбор и показ лучших работ. Уборка рабочих мест.  Домашнее задание:  учиться рисовать портреты, используя фотографии, смотрясь в зеркало; можно попросить позировать родных и друзей; хорошо изучить строение головы и частей лица (по натуре и по работам художников); найти дома несколько репродукций портретов, принести их в класс. К уроку 29 Рис. 84. Схематичное изображение лица в анфас и профильРис. 85. Схема изменений, производимых действием отдельных мимических мышц I. Мышца внимания. II. Мышца боли. III. Мышца угрозы. IV. Мышца размышления.  V. Мышца смеха. VI. Мышца плача (слабое напряжение).  VII. То же (сильное напряжение). VIII. Мышца презрения

Посмотрите также