Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс
Оценка 4.8

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс
познакомить учащихся с историей портрета в скульптуре, выразительными возможностями скульптуры; учить изображать портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства; развивать пространственное мышление; воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное искусство); формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. Оборудование: репродукции скульптур-портретов «Дискобол» Мирона, «Аполлон Бельведерский» Леохара, «Геракл, борющийся со львом» Лисиппа, «Афродита Милосская», «Голова Нефертити» Тутмеса, «Статуи принцессы Нофрет и принца Рахотепа», «Статуя Каапера» и другие.ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ
ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ.docx
ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ Ц е л и :  познакомить   учащихся   с   историей   портрета   в   скульптуре, выразительными   возможностями   скульптуры;   учить   изображать   портрет человека из пластилина, соблюдая пропорции и добиваясь сходства; развивать пространственное   мышление;   воспитывать   интерес   к   человеку,   творчеству, созиданию;   укреплять   межпредметные   связи   (литература,   технология, изобразительное   искусство);   формировать   умение   находить   красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека. О б о р у д о в а н и е :   репродукции   скульптур­портретов   «Дискобол» Мирона, «Аполлон Бельведерский» Леохара, «Геракл, борющийся со львом» Лисиппа,   «Афродита   Милосская»,   «Голова   Нефертити»   Тутмеса,   «Статуи принцессы Нофрет и принца Рахотепа», «Статуя Каапера» и другие. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь . Как вы думаете, зачем творит художник? Один из архитекторов, работавший над созданием Египетских Фив в XVI– XV веках до нашей эры, имел полное право с гордостью сказать: «То, что мне было суждено сотворить, было велико… Я искал для потомков, это было мастерством   моего   сердца…»   Эти   слова   дают   исчерпывающий   ответ   о значении искусства для нас. Каким образом искусство, по представлениям иных людей стоящее где­то на   далекой   периферии   жизни,   столь   сильно   воздействует   на   нас?   Каким образом, войдя в нашу жизнь, оно становится фактом реальным, жизненно необходимым и ничем не заменимым? Какая страшная, ничем не восполнимся пустота образовалась бы сразу, если бы из жизни исчезло искусство. Один   из   ученых   как­то   шутил,   что   человека   от   обезьяны   отличает способность к  изобразительной   деятельности. Чувство  прекрасного  в  мире как бы заложено в «программу» жизни. Оно в человеческой природе, так же как   любовь,   добро,   стремление   к   справедливости.   Это   чувство   может развиваться, а может быть и приглушено, деформировано и почти утрачено при неблагоприятных условиях. Это чувство может во многом определять характер действия человека, его отношения к жизни, к самому себе и другим людям.   Вот   поэтому   в   школе   есть   такой   замечательный   урок   – изобразительное   искусство,   где   вновь   и   вновь   мы   можем   встретиться   с прекрасным, пережить чудесные минуты эстетического наслаждения. 2. П р о в е р к а  готовности учащихся к уроку. II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь . На предыдущих уроках вы узнали о пропорциях человеческой фигуры   и   лица,   научились   рисовать   голову   человека.   Сможете   ли   вы полученные   знания   и   умения   применить   при   лепке   портрета   человека? Сегодня на уроке мы это проверим. III. Изучение нового материала. 1. С о о б щ е н и е  теоретических сведений. У ч и т е л ь .   Слово   «скульптура»   первоначально   означало   высекание, вырубание   (ваяние)   фигур   из   твердых   материалов.   Впоследствии скульптурами стали называть и сами произведения этого вида искусства. Изображая человека в круглой скульптуре, скульптор может ограничиться только маской, то есть только лицом, головой без затылка, может изваять голову или погрудный бюст с плечами. При этом подставке бюста может быть придана   самая   разнообразная   форма.   Изображение   человека   по   пояс называется  полуфигурой,  а   изображение   во   весь   рост   –  статуей. Многофигурная композиция называется скульптурной группой. Рельеф  –   это   скульптурное   изображение   на   плоскости,   хорошо обозреваемое только с одной стороны. Почти 2500 лет назад в Греции искусство изображения образа человека с прекрасной   спортивной   фигурой,   сильного   духом   достигло   блестящего расцвета.   Человек   становится   главной   темой   греческого   искусства,   и   в особенности в скульптуре. Обобщение   –   основа   античной   пластики.   Нас   по­прежнему   привлекает естественность формы, пропорциональность, цельность античных скульптур. Привыкнув к красоте мрамора, мы давно уже забыли, что ныне однотонные, почти белые блоки камня раскрашивались часто резко и ярко. «Натурализм» античных скульптур обманчив. Это внешняя оболочка, скрывающая сложный смысл. Античный скульптор обычно хотел показать своим согражданам некий идеальный тип человека. Поэтому он руководствовался гармонией пропорций, показывал   благородство   героев.   Их   внешняя   красота   как   бы свидетельствовала и об их душевной красоте, силе, значительности характера. Проблемы   психологии,   как   мы   их   понимаем   под   влиянием   великих романистов, для греческого художника не существовали. Но его «идеальные люди» чрезвычайно человечны, выразительны в своей простоте, хотя меньше всего античное искусство можно упрекнуть в будничности. Идея обобщения лежит и в основе памятника. Если в памятнике нет этого обобщения,  синтеза   жизненных   наблюдений,  мы   справедливо   констатируем его неудачу. В таком случае обычно говорят о случайности решения, о том, что   явление,   которое   он   должен   был   увековечить,   не   получило   нужного раскрытия. Скульптура   была   главным   украшением   храмов,   городских   площадей, общественных мест. В Древней Греции был культ физической красоты человека, и не случайно, что там были созданы прекрасные произведения искусства, прославляющие здоровье   и   гармонию.   Статуи   героев   и   богов   ничем   не   отличались   от идеального образа человека. Посмотрим   на   работу   греческого   скульптора   Мирона   «Дискобол». Скульптор передал напряжение атлета перед броском. Атлет откинул назад руку с тяжелым диском и готов метнуть его вдаль. Скульптор сумел точно передать движение человеческой фигуры. Что помогло художнику добиться такой точности в передаче движения? Конечно, частые наблюдения. Греческие художники часто видели обнаженных атлетов,   любовались   их   гармонически   развитым   телом,   изучали   пластику движения и стремились воплотить эту красоту. Почти 2500 лет назад была создана эта скульптура, но и по сей день она производит большое впечатление на зрителей. Не только своих современников изображали древнегреческие скульпторы, но также богов, мифологических героев. Греки не могли объяснить многих явлений   природы.   Они   верили,   что   природу   населяют   боги   и   богини,   они управляют ею. Но богов они представляли себе в виде идеальных людей. Посмотрите,   например,   на   статую   Аполлона   –   бога   искусств   (статуя «Аполлон   Бельведерский»   Леохара).   Как   прекрасно   его   лицо,   фигура, выполненные из мрамора! Многие   из   вас   слышали   легендарное   имя   мифологического   героя   – Геракла.   Скульптура   этого   могучего   древнегреческого   богатыря   создал Лисипп (статуя «Геракл, борющийся со львом»). Смог ли он передать силу и красоту телосложения Геракла? (Ответы учащихся.) А   кто   из   вас   не   слышал   об   Афродите   Милосской   –   богине   любви, рожденной по древнегреческим преданиям из морской пены? Нижняя часть скульптуры – спутанные, многообразные по ритму складки драпировки,  из  которых  словно  бы  вырастает  прекрасная, легко  изогнутая фигура богини. Ее фигура благородна и возвышенна, она – само совершенство природы, которая дала ей жизнь. Главное   для   скульптора   –   создать   совершенное   произведение,   передать красоту. Когда Аристид Майоль (1861–1944 гг.), ведущий французский скульптор начала   ХХ   века,   делал   своих   обнаженных,   то   решал   их   сознательно обобщенно. Он подчеркивал мощь и плавность формы. Творил ее неспешно, медлительно. Рассчитывал на такое же неспешное созерцание зрителя, на то, что   он   воспримет   эти   скульптуры   чувственно   и   как   некие   символы, обобщенное понятие о красоте. Многие скульптурные портреты располагают к размышлению. Посмотрите на фотографию скульптуры Огюста Родена. Какое название вы бы дали этой скульптуре?  (Ответы учащихся.)  Она называется   «Мыслитель».   Не   правда   ли,   она   предполагает   дискуссию? Возможно,   прямой   связи   между   зрительным   образом   скульптуры   и содержанием нашей беседы нет, но опосредственно, мне кажется, они связаны. Поэтому,   глядя   на   эту   скульптуру,   мы   вполне   можем   подискутировать, поразмышлять: –   Каков   основной   смысл   слова   intelligence   (ум)?   Не   о   положении   ли современной интеллигенции устремлены мысли портретного героя? –   Альбер   Жаккар,   ученый­генетик,   утверждает:   «Чтобы   стать   умным, сообразительным,   смышленым,   недостаточно   практиковаться   в   подборе сложных умозаключений, нужно уметь использовать свое воображение». Как вы это понимаете? – Представьте свою версию «мыслей» этого человека. – Охарактеризуйте, какими средствами передал ваятель то, что позволило нам   догадаться,   что   мужчина   находится   в   состоянии   глубоких   раздумий, переживаний. – Обоснуйте, почему эту скульптуру можно отнести к портрету. (Ответы учащихся.) А   сейчас   предлагаю   вам   совершить   небольшое   путешествие   в   страну пирамид, где скульптурный портрет занимал особое место. Когда   археологи   вынесли   из   подземелья   деревянную   скульптуру, столпившиеся крестьяне так и ахнули: – Это же наш сельский староста! Перед ними был пожилой представительный мужчина с посохом в руке. Полный   собственного   достоинства,   он   спокойно   и   равнодушно   смотрел поверх окружающих.       Статуя Каапера («Сельский староста») 2500­е гг. до н. э. Дерево. Каир. Египетский музей Ученые­египтологи   так   и  назвали   статую «Сельский   староста»,  хотя   на самом   деле   это   был   портрет   царевича   Каапера,   который   жил...   четыре   с половиной тысячи лет назад! Древние   египтяне   полагали,   что   человека   после   смерти   ждет   загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать   ряд   условий.   Прежде   всего   нужно   было   подумать   о   «ка»   – двойнике   человека.   Когда   человек   умирал,   «ка»   оставался,   но   при   одном условии: для него должно найтись вместилище. Например, портретная статуя из   твердого   камня   или   дерева,   обязательно   передающая   точный   облик покойного,   –   иначе   «ка»   в   него   не   вселится.   А   если   скульптур   будет несколько, то «ка» может переходить из одной в другую. Для «ка» необходимо жилище, то есть гробница. Она неприкосновенна: каждого,   кто   причинит   ей   вред,   ждет   проклятие   умершего   и   кара   богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача – заменить для «ка» то, что окружало человека на земле. Религиозные   представления   египтян   почти   не   менялись   тысячелетиями. Зависимое от религии искусство подчинялось особым канонам. Существовали «Предписания   для   стенной   живописи   и   канон   пропорций».   Человека изображали так: голова в профиль, глаза в фас, плечи и руки в фас, ноги в профиль.   Для   скульптур   позы   и   раскраска   тоже   были   раз   и   навсегда узаконены. Но   хотя   возможности   художников   были   ограничены   жесткими требованиями канонов, они сумели глубоко и тонко показать внутренний мир человека, его чувства и переживания. Помню   свое   первое   посещение   Египетского   музея   в   Каире.   Сразу   же приковали внимание две статуи: рядом сидели принцесса Нофрет и принц Рахотеп. Я долго не мог от них отойти. Чем больше смотрел, тем сильнее они меня   завораживали.   Казалось,   что   передо   мной   живые   люди,   о   чем­то напряженно   думающие.   Почти   пять   тысячелетий   назад   скульптор   ярко запечатлел красоту и женственность Нофрет, мужественный и трагический облик Рахотепа. В середине третьего тысячелетия до нашей эры – за двадцать веков до расцвета   искусства   Древней   Греции   –   гениальным   ваятелем   создано скульптурное   изображение   писца   Каи.  Он   сидит   скрестив   ноги,   внутренне собранный,   готовый   записывать   приказы   фараона.   Умное   лицо   выражает угодливость   и   хитрость   ловкого   придворного.   Тонкие   сжатые   губы, напряженный   внимательный   взгляд,   застывшая   в   немом   ожидании   поза потрясают   правдивостью,   совершенством   исполнения.   Глаза   так   искусно инкрустированы алебастром, черным камнем, серебром и горным хрусталем, что кажутся настоящими. Статуи принцессы Нофрет и принца Рахотепа. 2723–2563 гг. до н. э. Известняк раскрашенный. Фрагменты. Каир. Египетский музей У ч и т е л ь .   Самые   знаменитые   произведения   того   времени   связаны   с именем   начальника   скульпторов   Тутмесом.   Ему   приписываются   портреты Нефертити, жены Эхнатона. Скульптурный портрет Нефертити сделан из кристаллического песчаника, великолепно   передающего   цвет   смуглого,   загорелого   тела.   Удивительна нежность   щек,   висков,   шеи,   чуть   улыбается   изумительный   рот,   на   губах которого еще сохранилась красная краска. Прекрасное лицо кажется живым, излучающим   тепло,   неуловимо   меняющим   выражение.   Как,   какими волшебными средствами добился этого скульптор?! Рассмотрите   два   варианта   работы   скульптора   над   образом   Нефертити: «Голова   Нефертити»   1370–1352   гг.   до   н.   э.   Песчаник.   Берлин. Государстенный музей; «Голова царицы Нефертити» Древний Египет. Новое царство, мастерская скульптора Тутмеса из Эль­Амарны. Начало XIV века до н. э. Посмотрите на каменные изваяния на острове Пасха (показ иллюстрации). Их можно назвать скульптурным портретом? Почему? Поупражняйте   свое   воображение.   Как   бы   вы   назвали   это   фото? («Гиганты»;   «Загадочные   статуи»;   «Таинственное   происхождение»; «Необъяснимая   сила   жителей   острова»;   «Хранители   вселенной»; «Память об исчезнувшей цивилизации» и др.) Вы подобрали образные и правильные названия, а главное – именно в них мы находим подтверждение вашим ответам о том, что это не скульптурные портреты, они безлики, в них нет индивидуальности, психологизма. IV. Актуализация знаний. У ч и т е л ь . При лепке головы перед скульптором стоят те же задачи, что и при лепке других предметов. Во   всех   случаях   пластический   язык   скульптуры   должен   быть   подчинен передаче объемно­пространственной характеристике предмета. Поэтому   для   того   чтобы   эта   характеристика   была   точной,   необходимо изучить строение предмета, определить его главные составляющие части, их взаимосвязь и взаимозависимость. При лепке головы последовательно решаются следующие з а д а ч и : 1) нахождение расположения частей в пространстве (движение); 2) нахождение их относительных размеров (пропорции); 3) нахождение формы (лепка в собственном смысле слова). Я рекомендую вам вылепить голову во фронтальном положении, то есть без поворота или другого движения. В процессе лепки обращайте внимание на части, имеющие основное пластическое значение: лоб, затылок, виски и т. п. 1. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Наклониться вперед к крышке стола – вдох. Повторить 5–6 раз. 2. Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5–6 раз. 3. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Повернув голову вправо, посмотреть на локоть левой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть правой руки, вернуться в исходное положение. Повторить 5–6 раз. 4. Исходное положение – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговое движение по   часовой   стрелке,   затем   сделать   ими   круговое   движение   против   часовой   стрелки. Повторить 5–6 раз. 5. Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх – вдох; следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить – выдох. Повторить 4–5 раз. 6. Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2–3 секунды, перевести взор к кончику носа на 3–5 секунд. Повторить 6–8 раз. 7. Исходное положение – сидя, закрыть веки. В течение 30 секунд массировать их кончиками указательных пальцев. V. Практическая работа. З а д а н и е .   Вылепить   из   пластилина   скульптуру­портрет   выбранного   литературного героя с ярко выраженным характером (например, Буратино, литературные персонажи Н. В. Гоголя и др.). Во время практической работы учитель делает ц е л е в ы е   о б х о д ы : 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание   помощи   учащимся,   испытывающим   затруднения;   4)   контроль   объема   и качества выполненной работы. VI. Итог урока. 1. В ы с т а в к а  портретов из пластилина. У ч и т е л ь . Давайте посмотрим на ваши первые скульптурные портреты. Авторы рассказывают о своих замыслах и их воплощении. 2. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о . У ч и т е л ь .   Несмотря   на   то   что   это   первые   ваши   скульптурные   портреты,   можно сказать, творческие пробы, хочется отметить, что вы сумели в лучших работах передать характерные   особенности   внешности   литературных   героев,   соблюсти   пропорции человеческой   головы.   Поэтому   портреты   получились   законченными,   выразительными, индивидуальными. Хорошо, что еще радуют нас голые озера незабудок, золотые луга одуванчиков, белые россыпи ромашек по угорам. И прекрасно, что остаются они на полотнах художников, в мелодиях музыкантов, в плавных линиях скульптуры. Домашняя   работа:  описать   внешность   и   характер   полюбившегося   литературного героя.

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс

Урок по ИЗО "ПОРТРЕТ В СКУЛЬПТУРЕ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018