Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком; учить выполнять рисунок карандашом с натуры; развивать навыки овладения техникой рисования; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
Оборудование: образцы рисунков разных видов; образец рисунка травянистых растений или веточек; плакаты с изображением материалов для рисования и приемов техники рисунка.РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
РИСУНОК.docx
РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Ц е л и : познакомить учащихся с творческими задачами рисунка, его
видами, с материалами для его выполнения, техникой работы над рисунком;
учить выполнять рисунок карандашом с натуры; развивать навыки овладения
техникой рисования; воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
О б о р у д о в а н и е : образцы рисунков разных видов; образец рисунка
травянистых растений или веточек; плакаты с изображением материалов для
рисования и приемов техники рисунка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. П р и в е т с т в и е .
У ч и т е л ь .
О, вдохновение рожденья!
Мне с ним знакомиться дано,
Ко мне является виденье …
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
М. Светлов
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . Рисунок – важнейшие средство изучения и отображения
действительности, первооснова всего реалистического изобразительного
искусства. Владение рисунком необходимо художникам всех специальностей:
графикам, живописцам, скульпторам, архитекторам, оформителям. Оно
необходимо и инженеру, и географу, и врачу. Сегодня на уроке вы начнете
постигать технику выполнения рисунка.
III. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е теоретических сведений о рисунке.
У ч и т е л ь . Свои первые идеи, порой не вполне ясные даже самому себе,
художник фиксирует в быстрых и приблизительных рисункахнабросках,
затем он накапливает нужные наблюдения в рисункахэтюдах и, наконец,
отыскивает будущую композицию произведения в рисункеэскизе. Один из
величайших художников прошлого – Микеланджело, который одновременно
был и живописцем, и скульптором, и архитектором, сказал, что «рисунок …
есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок –
источник и корень всякой науки».
Для художника рисунок – это лучшая школа, которая учит его владеть, то
есть пристально вглядываться в окружающий мир, сопоставлять,
анализировать, глубже воспринимать и чувствовать увиденное. Постижение высот изобразительного мастерства, развитие художнического умения видеть
и передавать увиденное в своих произведениях начинается именно с рисунка.
По своему характеру рисунки бывают очень разнообразными. Это и
порывисто, почти мгновенно набросанные линии, которые постороннему глазу
могут показаться просто каракулями, линии, которыми художник пытается
для себя удержать мгновенное впечатление или мысль. Это и тщательно
отделанные, вполне законченные тоновые изображения. Впрочем, и понятие
законченности здесь очень своеобразно: самый быстрый, беглый рисунок
может быть посвоему художественно выразительным, совершенным, а значит
и законченным.
Эти особенности восприятия рисунка связаны с определенными
психофизологическими качествами нашего зрения. Основная часть
получаемой зрительной информации основывается на восприятии очертаний,
контурных линий, играющих основную роль в процессе узнавания предметов
окружающего мира. Именно этот первоэлемент изображения – линия –
выступает в рисунке особенно ярко.
Обычно большие по размеру и трудоемкие произведения живописи и
скульптуры требуют для своего создания и большого времени. За это время
очень часто настроение и замыслы художника претерпевают самые
разнообразные и иногда очень значительные изменения. Первая, самая яркая
мысль иногда уходит или слабеет. Рисунок в этом отношении имеет
преимущество – он сохраняет в своем облике как бы застывший процесс
поиска, становления художественного образа. Рисунки чаще всего
выполняются художником для себя и потому наиболее эмоционально
раскрывают его внутренний мир, его переживания, чувства, мечты и
воспоминания.
Рисунок – самая простая, удобная и оперативная техника изобразительного
искусства.
2. О з н а к о м л е н и е с материалами и техникой работы с рисунками.
У ч и т е л ь . Для рисования художники используют очень многие
инструменты и материалы. Первый и наиболее распространенный из них –
обыкновенный графитный карандаш. Держат карандаш при рисовании особым
образом, не так, как при письме.
Посмотрите на плакате, как правильно держать карандаш при рисовании. Графитный карандаш не так давно стал «обыкновенным», широко
распространенным, знакомым с самых ранних лет каждому. Уже древним
римлянам был известен карандаш, но только серебряный или свинцовый. В
средние века к ним добавились оловянный и из сплава олова и свинца. След
таких карандашей плохо сохранялся на пергаменте, и это делало их
малопригодными для самостоятельных работ – их использовали только для
предварительных набросков, которые затем уже дорабатывали пером или
кистью.
В конце ХIII века в Европе появилась бумага, и это увеличило
возможности металлических карандашей. Но и на бумаге они давали очень
светлые линии, поэтому для большего эффекта бумагу иногда грунтовали.
Штрихи серебряного карандаша по происшествии некоторого времени
окислялись и приобретали красноватокоричневый оттенок, становились
более заметными. Серебряный карандаш позволял делать очень тонкую
штриховку, тщательную проработку формы. Серебряным карандашом
пользовались великие мастера – Боттичелли, Гольбейн, Рафаэль и другие.
Такие карандаши не могли получить широкого распространения.
Революцию в этом деле произвело открытие графита во второй половине ХVI
века в Англии. На смену металлическим карандашам пришли графитные –
более темные и более дешевые. Но и они имели крупные недостатки –
пачкались, не очень хорошо держались на бумаге, легко ломались. И только в
конце ХVIII века французский механик Гонте, смешав графитный порошок с
глиной в удачной пропорции, изобрел в принципе тот карандаш, которым мы
пользуемся и теперь. Характерной особенностью графитного карандаша
является легкий металлический блеск его штрихов.
Графитные карандаши выпускаются в большом диапазоне различных
степеней твердости. В России такие карандаши имеют 13 степеней твердости.
Более твердые обозначаются буквой Т (от 1Т до 7Т), более мягкие – буквой
М (от 1М до 5М). Среднее положение занимают карандаши ТМ.
Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши марок
от 1М до 5М. Эти карандаши могут давать линии различной толщины, и
диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что
достигается штриховкой или тушеванием (растиранием). Для тушевания применяют очень простой инструмент, называемый
растушевкой. Растушевку можно изготовить самому – это туго свернутый
рулончик из замши или рыхлой бумаги, заточенный с концов, очень
напоминающий по виду толстый карандаш.
Посмотрите на плакате, что представляет собой растушевка и удлинитель.
При работе карандашом надо иметь хорошую, мягкую резинку. Но при
применении резинки не следует злоупотреблять ею, то есть размазывать и
втирать карандаш в бумагу.
Кроме графитных карандашей, художники пользуются еще так
называемыми итальянскими карандашами. Они изготовлялись из особого
итальянского сланца, который иногда называли черным мелом. В ХVIII–ХIХ
веках в русской Академии художеств рисунок итальянскими карандашами
рассматривался как обязательный.
В ХIХ веке появился заменитель итальянского карандаша. Такие
карандаши выпускают у нас под названием «ретушь» и другие, которые так
же, как и итальянские, отличаются отсутствием блеска и более глубоким
черным тоном. Эти карандаши также имеют несколько степеней твердости (до
трех). Красящим веществом в них служит жженая кость или газовая сажа.
Широко применяется в рисовании уголь. Его готовят особым образом –
сжигая очищенные и хорошо просушенные веточки ивы или березы в песке, в
герметически закупоренной посуде, без доступа воздуха. Уголь – материал
богатый, живописный, его возможности шире, чем у карандаша: им можно
сделать маленький набросок и большое полотно.
Для рисования используют перо и фломастер. Благодаря необычайной
строгости и скупости средств перовая техника учит художника очень
внимательно анализировать модель и схватывать в ней самое главное и
существенное.
3. В и д ы р и с у н к а .
У ч и т е л ь . Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с
натуры, этюд, эскиз.
Набросок – произведение графики, живописи или скульптуры небольших
размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска – быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей
работы художника.
Наглядным примером такого вида рисунка может быть работа Ф. А.
Малявина («Набросок. Карандаш»).
Набросок может исполняться с натуры, по памяти или воображению.
Зарисовка с натуры – краткосрочный рисунок. Его задача заключается не
в том, чтобы быстро рисовать натуру во всех деталях, а в умении брать от
натуры самое существенное, самое характерное, что в свою очередь дает
возможность легче запоминать и восстанавливать виденное.
Эскиз
(французское
esguisse) – в изобразительном искусстве
подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению
значительной картины или скульптуры предшествует серия эскизов и этюдов,
в которых художник разрабатывает общую структуру будущего произведения
и ищет соответствующие художественные средства.
Эскиз дает общее представление о том произведении, для которого он
исполняется.
Этюд (французское etude – изучение) – в изобразительном искусстве
произведение вспомогательного характера и ограниченного размера,
выполняемое с натуры. В этюдах художники разрабатывают детали
задуманного произведения.
Так, В. М. Васнецов, работая над картиной «Витязь на распутье», сделал
большое количество эскизов. Карандашные эскизы к этому полотну
рассказывают о поиске художником композиционного решения.
Васнецов ищет высоту горизонта, положение всадника относительно
придорожного камня, форму последнего, рисует голову в шлеме, добиваясь
наиболее удачного поворота, нужного выражения лица. Учитель демонстрирует эскизы к картине В. М. Васнецова «Витязь на
распутье», выполненные карандашом в 1870е гг., и комментирует показ.
Васнецов ищет высоту горизонта, положение всадника относительно
придорожного камня, форму последнего, рисует голову в шлеме, добиваясь
наиболее удачного поворота, нужного выражения лица.
4. О з н а к о м л е н и е с толковосочетаемостным словарем по искусству.
1)
Рисунок – разновидность художественной графики; искусство
изображения линейных элементов (в противоположность колориту, краскам);
изображение с помощью графических средств: контурной линии, штриха и
пятна.
К л а с с и ф и к а ц и я р и с у н к о в по родам и видам:
– по родам изобразительного искусства рисунок бывает: декоративный,
миниатюрный, монументальный, станковый;
– по видам изобразительного искусства: графический рисунок.
Какойлибо мастер, исследователь, преподаватель рисунка; выставка,
значение, искусство, навык, назначение; влияние, изучение, преподавание
рисунка. Владение, занятие, увлечение рисунком.
Учиться; отдать предпочтение, уделить внимание рисунку.
Изучать; считать основой изобразительного искусства рисунок.
Владеть, заниматься рисунком.
Передать чтолибо, показать чтолибо средствами рисунка.
Рисунок вводится в какоелибо произведение; имеет какуюлибо
особенность (самостоятельную художественную ценность); развивает
(формирует) мышление; является средством познания мира (частью культуры,
предметнообразным языком).
Рисунок в профессиональнохудожественном значении этого слова
является главным элементом всех видов изобразительного искусства,
структурной основой создания художественного образа в живописи, графике,
скульптуре. (П. К. Суздалев.)
2) Рисунок – нарисованное изображение предмета, сделанное карандашом,
углем, красками.
К л а с с и ф и к а ц и я р и с у н к о в :
– по изобразительной поверхности: наскальный, страничный;
– по технике: акварельный, вышитый, гравированный, карандашный,
штриховой; объемный,
угольный; линейный (контурный),
перовой,
плоскостной, силуэтный;
– по признакам цвета: монохромный,
тоновой,
чернобелый;
расцвеченный, яркий и др.;
– по жанру: жанровый, пейзажный, портретный, сюжетный и др.;
– по назначению: газетный, журнальный, книжный, учебный, эскизный и
др.;
– по художественному направлению: академический, реалистический;
– по количеству изображенных предметов: детальный, лаконичный,
обобщенный, подробный;
– по образности художественной речи: артистичный, жесткий, живой,
мягкий, наивный, острый, полный жизни, прихотливый, ровный, смелый,
сухой, эмоциональный, энергичный;
– по оценке зрителей: выразительный, блестящий, замечательный,
изумительный, необычный, непримечательный, поразительный, прекрасный,
талантливый, удачный, уникальный рисунок.
Р а з н о в и д н о с т и р и с у н к а: рисунокакварель, рисунокиллюстрация,
рисунокпортрет и др. Какойлибо рисунок акварелью, карандашом, пастелью, углем; кистью
(тушью), пером; какоголибо мастера, художника (К. П. Брюллова); какого
либо характера; какоголибо периода: времен военных лет, современный и др.
Какойлибо рисунок в альбоме, в книге; в акварели.
Какойлибо рисунок для какихлибо целей: для газеты, журнала и др.
Какойлибо рисунок из какоголибо (Британского) музея, из Эрмитажа и
др.
Какойлибо рисунок к картине, офорту, росписи.
Какойлибо рисунок на бумаге, фарфоре; на какойлибо сюжет.
Какойлибо рисунок по памяти, по какомулибо эскизу.
Какойлибо рисунок с гипсов, с натуры; с изображением какихлибо
предметов; с чьейлибо подписью и др.
Какойлибо автор рисунка; деталь, композиция, контур, линия, материал,
масштаб, тема, формат, характер, фрагмент, часть, элемент рисунка;
воздействие, восприятие, описание, понимание, разработка, репродукция,
соединение с цветом, сопоставление с картиной; выразительность, лаконизм,
внутренняя напряженность, орнаментальность, строгость, четкость какого
либо рисунка.
Какойлибо альбом, каталог, коллекция, серия, цикл, выставка, собирание
рисунков.
Анализировать, беречь; воспроизвести, вспомнить, выделить, выполнить,
исправить, насытить деталями, оживить, посвятить комулибо, чемулибо,
противопоставить чемулибо, раскрасить какойлибо рисунок.
Восхищаться; украсить чтолибо (выставку) какимлибо рисунком.
Иллюстрировать чтолибо (текст) какимилибо рисунками.
Конструировать чтолибо, ощущать чтолибо; воплотить чтолибо,
добиться чеголибо (какоголибо эффекта), изобразить, показать чтолибо,
преобладать, проявиться в какомлибо рисунке.
Видеть, воспроизвести, запечатлеть, изобразить, показать чтолибо на
какомлибо рисунке.
Работать над какимлибо рисунком.
Прийти в восторг от какоголибо рисунка.
Судить о чемлибо; понять чтолибо по рисунку.
Знакомить коголибо (посетителей), сопоставить чтолибо (натуру) с
какимлибо рисунком.
Какойлибо рисунок воспроизводит чтолибо; восхищает чемлибо;
выделяется чемлибо; дает какоелибо ощущение; иллюстрирует чтолибо;
отличается чемлибо (какимлибо исполнением); передает чтолибо
(движение, позу); поражает чемлибо; производит какоелибо впечатление; взят за основу чеголибо; выдержан в какойлибо гамме (в какомлибо стиле);
решен какимлибо образом (в лаконичной форме); достоверен; интересен;
полон чеголибо (жизни, какихлибо чувств); характерен для коголибо, чего
либо; ясен и т. д.
М. А. Врубель (1856–1910), русский художник, огромное внимание уделял
рисунку.
Рисунки Врубеля полны экспрессии, огня, страсти. Поразителен рисунок
«Скачущий всадник: кажется, всеми нервами, каждым мускулом ощущаешь
яростный полет одичавшего коня, слышишь его топот. (Ю. Л. Алянский.)
У ч и т е л ь . Сегодня мы будем учиться не только рисовать рисунок, но и
анализировать его, применяя толковосочетаемостный словарь.
IV. Актуализация знаний.
1. П о с л е д о в а т е л ь н о с т ь выполнения зарисовки.
У ч и т е л ь . Сегодня на уроке мы будем делать зарисовку с натуры
отдельных травянистых растений. Но для того чтобы вы правильно
сориентировались среди стоящих перед вами задач, нашли наивернейший путь
к закономерному окончанию рисунка, вы должны в своей работе соблюдать ту
последовательность, тот порядок, о котором так убедительно говорит
художник П. П. Чистяков: «Каждое дело … требует неизменного порядка,
требует, чтобы все сперва начиналось не с середины или конца, а с начала, с
основания … Нарушение … порядка в делах приносит вред и ведет к
совершеннейшей неверности и путанице».
Взглянув на натуру, рисовальщик должен сразу отметить одновременно
все: пропорции, свет, цвет и т. д. Но так как нарисовать предмет сразу, как его
видишь, невозможно, необходимо прежде всего все детали привести к
простейшей и характерной для нее форме.
Приступая к непосредственной работе, рисующий должен не только
уместить, но и композиционно разместить на листе обобщенную форму
рисуемого предмета. Для этого предварительно нужно легкими касаниями
карандаша наметить границы будущего рисунка, определяя его высоту и
ширину, а также взаимное положение отдельных предметов.
Когда натура расположена и намечены ее очертания, то следует находить и
размещать основные части предмета, выявляющие форму.
В процессе работы не следует сосредоточивать свое внимание на кончике
карандаша, проводимых линиях, а нужно ориентироваться на всю
изображаемую форму в целом.
Когда уточнены намеченные формы и выявлены отдельные части и мелкие
детали, необходимо подчеркнуть на рисунке характерные черты для придания
ему выразительности. 2. У с т н о е р и с о в а н и е .
У ч и т е л ь . Перед вами находится натура – ваза со стоящими в ней
травянистыми растениями. Рассмотрите представленную натуру.
Ответьте на в о п р о с ы :
– Какую форму имеют травянистые растения?
– С чего начнете рисунок?
– Какие вы видите характерные черты в натуре, которые придадут рисунку
особую выразительность?
В ы п о л н е н и е у п р а ж н е н и й :
1. Исходное положение – сидя прямо, не опираясь на спинку стула, руки на
поясе. Наклониться вперед и коснуться руками носков ног (повторить 12–14
раз).
2. Исходное положение – стоя, руки опущены вдоль туловища вниз. На
счет «раз» – подняться на носки, поднять руки вверх и потянуться; на счет
«два» – вернуться в исходное положение.
3. Исходное положение – стоя, ноги врозь. Туловище слегка наклонено
вперед, расслабленные руки спущены вниз. Покачивать из стороны в сторону
расслабленными руками и туловищем.
V. Практическая работа.
З а д а н и е . Выполните зарисовку с натуры отдельных травянистых
растений или веточек (колоски, зонтичные и т. д.) карандашами разной
твердости.
Во время выполнения практической работы учитель делает ц е л е в ы е
о б х о д ы : 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль
правильности выполнения приемов рисунка; 3) оказание помощи учащимся,
испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной
работы.
VI. Итог урока.
1. В ы с т а в к а работ учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.
Сегодня на уроке вы на практике убедились, что изображая чтолибо,
можно ограничиться всего несколькими точными карандашными линиями,
вместе с тем показать и объемность предметов, и материал, из которого они сделаны, и даже подчеркнуть детали, которые помогут зрителю увидеть их
выразительными. В лучших ваших работах вы сумели эти приемы отразить.
Домашнее задание: познакомиться со словарями по изобразительному
искусству; принести словари по изобразительному искусству на следующий
урок.
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Урок по ИЗО "РИСУНОК – ОСНОВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.