Роль цвета в портрете
Цели: познакомить учащихся с цветовым решением образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете; развивать понимание того, что цветом можно выражать настроение и характер героя портрета; воспитывать интерес к человеку как личности.
Оборудование: репродукции картин «Портрет старушки» Рембрандта; «Портрет скульптора С. Т. Коненкова» П. Д. Корина.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Смачивание красок.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. На предыдущих уроках вы научились рисовать голову человека, решать композиционные задачи в портрете. Сегодня вы познакомитесь с цветовым решением образа, научитесь передавать цветом настроение и характер героев портрета.
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение теоретических сведений.
Учитель. Человек, его внешний облик, занимаемое им положение в обществе, его занятия, его увлечения, духовный мир и психический склад – тема портретиста. Большую роль в раскрытии всех этих или нескольких перечисленных аспектов играет цвет.
Мы уже знаем, что для живописца объект видится через призму цвета. Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразие явлений. Через нее художник и в портрете выражает тончайшие движения чувств, часто с трудом поддающиеся расшифровке словами.
Рассмотрим это на примерах нескольких портретов.
Во второй половине XVIII века в России работали два замечательных художника-портретиста – Ф. С. Рокотов и Д. Г. Левицкий. В «Портрете неизвестный в розовом платье» Рокотова фигура молодой женщины как бы выступает из неопределенного, глубокого фона и вместе с тем уходит в него, растворяется в нем (прическа почти сливается с фоном, на шею и грудь ложатся и тени). Розовый цвет платья и наколки на голове, мягко и красиво сочетаясь с дымчато-серым фоном, обрамляют и выделяют лицо. Темные миндалевидные глаза смотрят прямо на вас и в то же время куда-то мимо вас. Во всем этом чувствуется какая-то недосказанность. Вы угадываете, что женщина живет своей особой жизнью, для вас закрытой. Отсюда ощущение загадочности, даже таинственности созданного художником образа.
«Портрет М. А. Дьяковой» написан Д. Г. Левицким почти в те же годы, что и портрет Рокотова. В нем полуфигура Дьяковой мягко выступает из темного нейтрального фона. Колорит построен на нежных цветовых сочетаниях, на полутонах: дымчато-оливковых, розовато-перламутровых, темно-коричневых. Одежда почти не детализирована. Левицкого привлекает в ней красота цветовых сочетаний. Женщина изображена в фас, но голова ее наклонена, и взгляд светлых подернутых влагой, а потому необыкновенно женских глаз направлен в сторону. Лицо с неправильными чертами привлекательно. Оно одухотворено, но эта одухотворенность вполне конкретна. Мы можем прочесть в лице девушки ум, благородную простоту, душевность.
Теперь обратимся к другому портрету – к знаменитой «Девочке с персиками» Валентина Александровича Серова.
Художник написал портрет девочки-подростка, сидящей у стола, в комнате, залитой светом солнечного летнего дня. Но в картине есть и другой, не менее важный герой, – это свет. Свет наполняет комнату, вливаясь в окна. Его яркие блики лежат на темной мебели. Свет как бы перемешивает оттенки цветов, заставляет нас видеть их зависимость друг от друга. Взгляните, как написана розовая кофточка девочки. Здесь не просто розовый цвет в его чистом виде. Присмотревшись внимательно, мы увидим в нем оттенки лимонно-желтого, коричневатого, бело-сероватого цветов. Цветовое решение серовского портрета очень сложно. С одной стороны, предметы как бы растворены в воздухе и свете, но взгляните, как написаны стул, кресло, стол, их темно-коричневый цвет взят настолько плотно, что кажется, что В. А. Серов уплотнил само пространство и стольким предметам там просто не поместиться. Красочное богатство мира для художника не самоцель. Его цель состояла в другом. Он стремится выразить художественными средствами свое радостно-непосредственное, отрадное восприятие жизни. Достижению этой цели подчинено все: богатая игра разнообразных оттенков цвета, щедрый цвет, заполняющий все пространство картины. И все же главное внимание В. А. Серов уделил изображению девочки. Она зрительный центр композиции, а ее голова, лицо привлекают основное внимание художника.
Серов пытливо всматривался в нее, пытаясь понять, а главное, прочувствовать причину огромного обаяния, исходящего от юной героини. Художник чутко угадывает красоту, которая вот-вот раскроется в этой девочке.
В. А. Серов создал в данной картине своеобразный символ юности, красоты, образ счастливой поры человечества.
IV. Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Работу над портретом, как всегда, мы начинаем с эскиза.
В своих эскизах портрета вы должны также выяснить для себя и представить, каким по настроению будет ваш портрет: лирическим, или героическим, или задумчиво-сосредоточенным и т. д. Одним словом вы должны «прочесть» модель. Она должна подсказать вам и живописно-пластическое решение, и как нарисовать портретируемого – или погрудно или во весь рост, или поколенно с руками, или одну голову с плечами. Затем перед вами возникнет вопрос: в какой обстановке, на каком фоне будет изображен человек.
Дать какие-то определенные рецепты невозможно. Можно лишь посоветовать, имея в виду всевозможные детали обстановки комнаты или цеха, что аксессуары окружения имеют только второстепенное, подчиненное значение и вводить их в портрет нужно постольку, поскольку они смогут помочь раскрытию образа и той идеи портрета, которую вы в него вкладываете.
Цвет, используемый вами в портрете будет так же зависеть от выбранного вида портрета. Если портрет лирический, то это могут быть приглушенные светлые тона, задумчиво-сосредоточенный – то в этом случае будет другое колористическое решение рисунка.
V. Практическая работа.
Задание. Выполнить рисунок-автопортрет или рисунок-портрет близкого человека (работа красками).
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) контроль организации рабочего места;
2) контроль правильности выполнения приемов работы;
3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполняемой работы.
Выполнение упражнений:
1. Исходное положение – сидя, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, развести стопы в стороны.
2. Исходное положение – стоя, руки на поясе, стопы параллельны на ширине ступни. Выполнять перекат с пятки на носок.
3. Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. Ходьба на носках, на наружных краях стопы.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово учителя.
В лучших работах вами достигнута похожесть рисунка оригиналу, но самое главное, что при этом вы сумели языком изобразительного искусства рассказать о себе или же близком вам человеке, раскрыв его душевное состояние, какие-то черты характера.
Домашняя работа: подобрать материал на тему «Великие портретисты».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.