Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс
Оценка 4.8

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
6 кл
28.03.2018
Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс
познакомить учащихся с основами цветоведения; дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополнительного цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета; учить ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета; находить гармонические цветовые сочетания; воспитывать художественный вкус; развивать творческую фантазию. Оборудование: таблицы «Цветовой круг», образец педагогического рисунка; квадраты разных рисунков. Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ
Цвет.docx
ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Ц е л и :  познакомить   учащихся   с   основами   цветоведения;   дать   понятия цветового   круга,   основных,   составных   цветов,   дополнительного   цвета; холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета;   учить   ограниченной   палитрой   показывать   вариативные   возможности цвета;   воспитывать художественный вкус; развивать творческую фантазию.   находить   гармонические   цветовые   сочетания; О б о р у д о в а н и е :   таблицы   «Цветовой   круг»,   образец   педагогического рисунка; квадраты разных рисунков. С л о в а р ь:  основные   цвета,   составные   цвета,   дополнительный   цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета. Ход урока I. Организационный момент. 1. П р и в е т с т в и е . У ч и т е л ь .   Урок   начинаем   с   чтения   стихотворения   В.   Г.   Абрамова. Прочитайте стихотворение выразительно. Скажи, скажи, художник, Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер? Скажи, какого цвета Зима, весна и лето? Ромашку сделай белой, Гвоздику сделай красной, Лилию – оранжевой, Желтым – одуванчик. И мы увидим тоже: Какого цвета дождик, Какого цвета ветер, Какого цвета вечер, Поймем, какого цвета Огромная планета! Определите цели и задачи урока. Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить? У ч е н и к и . О цвете. У ч и т е л ь . Почему вы так решили? Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира. Почему же именно художника просит автор стихотворения рассказать о цветной планете? У ч е н и к и . Именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обыденные сюжеты и пытается нам раскрыть их красоту. У ч и т е л ь . Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни? У ч е н и к и .   Художники   очень   тонко   передают   цветовые   ощущения   на своих полотнах. 2. П р о в е р к а   г о т о в н о с т и  учащихся к уроку. 3. С м а ч и в а н и е   к р а с о к . II. Сообщение темы урока. У ч и т е л ь . Цвет – одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех   индивидуальных   особенностях   есть   научно   обоснованные   общие закономерности  восприятия цветов. Например, красный цвет – это  символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый   цвет   чаще   всего   символизирует   свежесть,   чистоту,   молодость;   но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики – пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл – все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть. У цвета много секретов. Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми из них. Для   живописца   объект   видится   сквозь   призму   цвета,   при   несомненной важности линии, объема. Дома, люди, деревья. Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразие явлений. В ней он ощущает особенности пространства мира и место человека в нем, через нее художник выражает тончайшие   движения   чувств,   часто   с   трудом   поддающиеся   расшифровке словами. Велики гибкость и сила воздействия живописи, полнота ее эмоциональных переживаний. Они связаны с органической тягой человека к цвету. Цвет в окружающей   нас   действительности   –   средство   ориентировки,   окраски предметов мира. Цвет в искусстве тоже поначалу играл только эту роль, он появился намного раньше возникновения собственно станковой живописи в современном   смысле   слова.   Из   вспомогательного   средства,   из   окраски предметов цвет перешел сначала в стенную роспись. Лишь много веков спустя произошло рождение картины, «предмета», явно не практичного по сравнению с архитектурой, керамикой или даже скульптурой. Ведь и скульптура долго была лишь необходимой вещью в системе культовых обрядов. Сформировавшись   как   самостоятельный   вид   художественного   ремесла, живопись отвечала уже и новым общественным потребностям. То есть, строго говоря,   ее   бесполезность   была   мнимой.   Живописец,   давая   предметное изображение мира, как бы заново объяснял его, «шлифовал» чувства зрителя. И тут оказалось, что сама по себе краска прежде всего лишь средство работы над   цветом,  часто   еще  «сырой   материал».   Чтобы   он   стал   эмоциональным, раскрывал смысл произведения, нужно было понять его природу. Художник в воздействии цветом открывал особенности нового вида искусства. Постепенно цвет разрывает свои прочные узы с предметом и начинает жить самостоятельной жизнью. Он может звучать по контрасту к бытовой функции этого предмета. Он может выявлять его глубинную символическую сущность, преобразовывать и ломать его привычную структуру и связи. Отчего, скажем, понадобилось К. Петрову­Водкину (1878–1936) написать картину   «Купание   красного   коня»?   Почему   конь   именно   красный? Неожиданный, открытый, резкий красный цвет, не обусловленный привычным взглядом,   не   имеющий   жизненных   аналогий,   он   сразу   же   «переключал» зрителя с конкретного, буквального восприятия сюжета – мальчики купают коня   –   на   иной   лад,   более   отвлеченно   философский.   Картина   начинала приниматься как размышление об исторических судьбах России, как некое предчувствие. Зритель ощущал скрытое беспокойство в этой почти плакатной «агрессивности»   цвета.   И   не   случайно   тогда   же   писал   стихи   о   России, «степной   кобылице»   А.   Блок,   воспевал   «красного   коня»   Есенин.   Сама символичность   мотива   начинала   казаться   близкой,   как   близки   нам поэтические сравнения в фольклоре. Так цвет вовлекает нас в размышление о философии жизни… Цвет, как и пространство, – объективные координаты предметов. Потому и в живописи возможна работа на строгих научных, оптических началах. Но она всегда несет момент эмоционального преображения мира. Здесь живописец находится как бы в постоянных поисках гармонии мира. Таким художником был Леонардо да Винчи (1452–1519). В нашем веке многие из искателей в этом  направлении   логически   переходили  от  живописных   опытов   к   опытам пространственных   проектов,   стремясь   отыскать   гармонию   не   только   на холсте, но и утвердить ее в пространстве всей земли. Обычно, если мы вглядимся в какой­либо холст, то заметим определенную закономерность в его цветовом строе. Одни цвета будут «солировать», другие акцентировать их звучание, как в симфоническом оркестре, вместе создавая единое   цельное   впечатление.   Взаимоотношения   цвета   в   пределах   одной картины и будут тем, что мы называем колоритом. Мы говорим о теплом и холодном колорите, тем самым как бы определяем характер своих ощущений. Говорим о колорите того или иного мастера как о любимых   сочетаниях   цвета,   выражающих   чувства   художника.   В   известной степени можно говорить о колорите, колористическом решении картины как одном из главных этапов в ее написании. Художник должен организовать всю стихию   цвета,   чтобы   достичь   необходимого   по   его   замыслу   воздействия, чтобы полностью раскрыть смысл  произведения. Как он этого  добивается, узнаем из материала урока. III. Изучение нового материала. 1. С в е д е н и я   о   ц в е т о в е д е н и и . У ч и т е л ь .  Цветоведение  – наука о цвете – изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками. Вам, наверное, известно, что «белый» солнечный цвет на самом деле очень сложен и состоит из многих цветов. При прохождении тонкого солнечного луча через стеклянную призму он разлагается, образуя так называемый спектр, то есть беспрерывный ряд цветов, где они располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, желто­зеленый, зеленый, зелено­голубой, голубой, синий, фиолетовый.   Между   ними   нет   резких   границ:   желто­зеленый   незаметно переходит в зеленый и т. д. 2. С в о й с т в а   ц в е т а . У ч и т е л ь .   Цвета   видимых   нами   предметов   определяются   их способностью отражать только какую­то часть падающего на них «белого» света, то есть какую­то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление   называется   избирательным   поглощением.   Например,   зеленое   тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом). Все   спектральные   цвета   плюс   недостающие   в   солнечном   спектре пурпурные   (промежуточные   между   крайними   красными   и   фиолетовым) составляют   так   называемую  хроматическую  («цветную»)  шкалу   цветов. Белые   предметы   отражают   весь   спектр,   а   черные,   наоборот,   весь   спектр поглощают.   Если   взять   белую   и   черную   краски   и   смешать   их   в   разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто­белого до черного. Это будет другая шкала цветов – ахроматическая («бесцветная»). 3. О с н о в н ы е   п о н я т и я  в цветоведении. У ч и т е л ь . Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному   признаку   –  по   светлоте  (светло­серый   или   темно­серый). Хроматические   цвета,   кроме   отличия   по   светлоте,   характеризуются   еще двумя главными признаками – цветовым тоном и насыщенностью. Цветовой тон – это то, что определяется словами «красный», «желтый» и т. д. и что наиболее отличает один цвет от другого. Но красный может быть чисто­красным или с примесью ахроматического, например, серого. При этом он все равно останется красным – примесь серого не изменит его цветового тона. Если взять серый такой же светлоты, то не изменится и светлота нового «смешанного» красного. Однако цвет все­таки станет иным: в нем изменится его   третий   признак   –  насыщенность.  От   примеси   ахроматического хроматический цвет стал менее насыщенным. Чем меньше в такой смеси будет ахроматического цвета, тем он будет более насыщенным. Итак,   все   хроматические   цвета   характеризуются   тремя   параметрами   – светлотой, цветовым тоном и насыщенностью. Хроматические   цвета  условно  делят  на  теплые  и  холодные.  К теплым относятся желто­красная часть спектра, а к холодным – сине­голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни – по ассоциации с цветом солнца и огня, другие – по ассоциации с цветом неба, воды   и   льда.   Фиолетовый   и   зеленый   цвета   занимают   промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным. Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят   один   в   другой,   взять   и   согнуть   в   кольцо,   то   это   кольцо   не замкнется,   потому   что,   как   уже   отмечалось,   между   крайними   цветами   – красными   и   фиолетовыми   –   недостает   переходных   –   красно­фиолетовых (пурпурных).   Если   их   добавить,   круг   замкнется.   Такой   цветовой   круг поможет нам многое понять в отношении цветов. Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному).   Такие   пары   цветов   называются  дополнительными.   Так,   к малиново­красному дополнительным будет зелено­голубой, к желто­зеленому –   пурпурно­фиолетовый   и   т.   д.   Практически   пары   таких   дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно. 4. О с н о в н ы е   и   с о с т а в н ы е   ц в е т а . У ч и т е л ь . В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий – принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь. Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый   и   синий   дадут   зеленый   (дополнительный   к   красному),   синий   и красный – фиолетовый (дополнительный   к желтому),  красный  и желтый – оранжевый (дополнительный к синему). Цвета, составленные из основных, называются составными. 5. П о н я т и е   о   ц в е т о в о м   к о н т р а с т е . У ч и т е л ь . Замечено, что если  ахроматическое  (серое) пятно окружить хроматическим   фоном   (например,   зеленым),   то   на   сером   возникнет   очень заметный хроматический оттенок, в данном случае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево­розоватая.   Такие   пары   цветов   (цвет   фона   и   цвет   возникающего хроматического оттенка на сером) называются  контрастными.  В цветовом круге   они   помещаются   почти   друг   против   друга,   немного   не   совпадая   с дополнительными.   Их   отличие   от   дополнительных   мало   ощутимо,   и практически им можно пренебречь. Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве, зрительно усиливают   друг   друга   по   насыщенности.   Чтобы   один   цвет   в   окружении другого   не   изменялся,   надо   к   данному   цвету   добавить   немного   цвета окружающего. Это относится и к ахроматическому цвету. Например, чтобы серое   пятно   в   окружении   зеленого   фона   не   казалось   розоватым,   а воспринималось как чисто­серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко   снижает   контрастное   воздействие   цветов   введение   контура.   Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста. При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто­зеленого, зеленого и зелено­голубого, возникает, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих. Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и изменять   оттенок   любого   хроматического   цвета,   зрительно   повышая   или понижая его насыщенность. 6. Д и д а к т и ч е с к о е   у п р а ж н е н и е  «Найди пару». О б о р у д о в а н и е : квадраты разного цвета. З а д а н и е .   Подобрать   квадрат   такого   цвета,   который   был   бы дополнительным к данному. IV. Актуализация знаний учащихся. У ч и т е л ь . Многие из вас не раз прочитали сказку А. Волкова «Волшебник Изумрудного   города»   и   помните   описание   того   фантастического   мира: «Путники подошли к высокой каменной стене ярко­зеленого цвета. Прямо перед ними были большие ворота, украшенные огромными изумрудами. …У этих   ворот   кончалась   дорога,   выложенная   желтым   кирпичом…   Блеск Изумрудного   города   ослепил   путников…   По   бокам   улицы   возвышались великолепные   дома   из   зеленого   мрамора,   стены   которых   были   украшены изумрудами. Мостовая была из зеленых мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды ... Жители города были в зеленой одежде. И кожа их отливала смугло­зеленым оттенком. Все было зеленого цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелеными лучами». Какое буйство разных оттенков зеленого цвета! Каждому из вас придется на палитре подбирать самые разные его варианты. Это будет хорошей школой для овладения вами приемов колористических решений. V. Практическая работа. З а д а н и е .   Выполните   фантазийное   изображение   сказочных   царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности  цвета (работа красками). П р и м е р н ы е   т е м ы :   «Царство   Снежной   королевы»,   «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца» и др. У ч и т е л ь . Выполните упражнения для профилактики нарушения осанки: 1. Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе. 2. На счет раз – выполнить захват ножек стула ногами изнутри; на счет два – вернуться в исходное положение; на счет три – захват ножек стула снаружи; на счет четыре – вернуться в исходное положение. Упражнение выполнить 8– 10 раз. 3. Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок. 4. Исходное положение – стоя. «Замочек» – завести одну руку за голову, вторую – за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук. У ч и т е л ь .   Следующие   упражнения   необходимы   вам   для   тренировки мышц   глаз.   Медленно   переводите   взгляд   справа   налево   и   обратно. Упражнение выполните 8 – 10 раз. Во время практической работы учитель делает целевые  о б х о д ы : 1) контроль   правильности   организации   рабочего   места;   2)   контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. VI. Итог урока. 1. В ы с т а в к а   р а б о т   у ч а щ и х с я . 2. З а к л ю ч и т е л ь н о е   с л о в о  учителя. Лучшие   работы   показывают,   что   несмотря   на   ограниченную   цветовую палитру,   вы   сумели   передать   в   рисунке   свое   настроение,   создать запоминающийся   образ.   Эти   работы   выполнены   с   большим   вкусом,   с использованием   закона   дополнительных   цветов.   Я   думаю,   при   выполнении практической   работы   вы   убедились,   что   достоинства   произведения   не обусловливаются обилием и яркостью красок, что без знаний законов цвета трудно рассчитывать на успех. Домашнее   задание:  прочитать   сказки,   внимательно   рассмотреть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс

Урок по ИЗО "ЦВЕТ. ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018