Урок по ИЗО "УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ" 4 класс

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить учащихся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа. Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии, для учащихся – графические материалы. Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов. Литературный ряд: стихотворения-загадки о декоративно-прикладном искусстве; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица». Ход урокаУрок по ИЗО "УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ" 4 класс
Иконка файла материала Узорочье теремов.docx
УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ Ц е л и   и   з а д а ч и :   познакомить   учащихся   с   образами   теремной архитектуры;   дать   представление   о   вариантах   украшения   царских   палат (роспись,   орнамент,   изразцы);   учить   выражать   настроение   в   живописи; развивать   творчество,   композиционное   мышление;   воспитывать   интерес   к миру прекрасного, культуре своего народа.  О б о р у д о в а н и е :  для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии, для учащихся – графические материалы. З р и т е л ь н ы й   р я д :   фотографии   Теремного   дворца   в   Москве,   набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.  Л и т е р а т у р н ы й   р я д :   стихотворения­загадки   о   декоративно­ прикладном  искусстве; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».  Х о д   у р о к а I. Организационный момент.  Учитель   предлагает   учащимся   прочитать   ребус   и   узнать,   куда   они отправятся сегодня на уроке.  О т в е т : терем. II. Беседа по теме урока.  У ч и т е л ь . Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказки, где стоит за золоченной решеткой терем­теремок, изукрашенный разными хитростями, где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служат серый волк да медведь косолапый? Пойдемте к терему и скажем громким голосом: – Терем­теремок! Кто в тереме живет! Кто в хоромах, кто в высоких? Учитель демонстрирует фотографии Теремного дворца в Московском Кремле.Просияет   терем   под   солнцем,   блеснет   расписанная   в   «шахмат»   кровля Теремного   дворца.   Даже   не   верится,   что   перед   тобой   не   сказка,   а   явь. Флюгера, башенки, переходы, крылечки, узорчатая решетка, расписные стены. Будешь из зала в зал ходить, как из золотых хором в серебряные. Сколько бы раз ни прошел, еще и еще пройтись хочется.  В   старину   здания   из   камня   воздвигались   редко,   и   Теремной   дворец­ сооружение   каменных   дел   мастеров   вызывал   восторг   всей   Москвы.   Люди говорили о дворце: «Зело причудливые палаты». В причудливой палате окно украшено белокаменным наличником. Называлось оно  челобитным. Из него опускали ящик, в который можно было положить жалобу или просьбу. Часто эти   послания   лежали   в   ящике   подолгу.   Отсюда   и   родилось   выражение   в народе: положить дело в долгий ящик.  На   площадках   лестницы,   ведшей   к   Золотому   крыльцу,   стояли белокаменные львы и другие диковинные звери.  А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми изразцами, они напоминают книги с картинками. Рассматривать их и теперь занятно и интересно.  С п р а в к а   д л я   у ч и т е л я .   Изразе(cid:8) ц  – глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен и печей в тереме.  В терему резные двери,  На дверях цветы и звери,  В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят, По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки; Собирали их весной.  Н. Кончаловская На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент. Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете? У ч е н и к и .  Орнамент  – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Служит для украшения каких­либо предметов или архитектурных сооружений. Самый простой орнамент состоит из черточек, кружочков, точек, линий, называется  геометрическим.   Орнамент   из   цветов,   трав   и   листьев   – растительный. Орнамент из птиц и зверей называется животным.  У ч и т е л ь .   У   древних   славян   орнамент   имеет   заклинательный   и магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечистой силы».С   принятием   христианства   на   Руси   произошло   изменение   смысловой основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат выражением роскоши и богатства.  Учитель демонстрирует фотографии старой русской печи, сводчатых потолков Теремного дворца и предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями   и   чувствами,   которые   пробуждает   красота   древних палат Московского Кремля.  У ч е н и к и . Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не выходить из него в самые лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью изукрасил ее художник: тут и листики, и лепестки, и почки… Мы видим печь­ красавицу.  Стены   и   сводчатые   потолки   здания   передают   настроение   веселья   и радости.  У ч и т е л ь  (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а в настоящий сад. Ходят по нему важные павлины, поют чудесные волшебные ласточки, смотрит на нас птица орел, сладко лакомится ягодами волшебная заморская птица­красавица. А вокруг них кустится ветвистая зелень, узоры разные, цветы волшебные, лепестки шелковистые… Значит, не просто в сад мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и счастливы.   И   точно,   смотрите­ка:   сидит   на   цветке   разноцветная   райская птица! Как называется такая живопись?  У ч е н и к и . Это декоративная живопись.  Д и д а к т и ч е с к а я   и г р а  «Настроение и орнамент». Учащиеся   получают   карточки   с   двумя   набросками   орнамента   для декоративной плитки.У ч и т е л ь .   Мастер   изображения   предлагает   вам,   используя   различные средства выражения настроения, изобразить на одном орнаменте радость и веселье, а на другом – грусть, тревогу.  Учащиеся работают пастелью в течение 3–5 минут.  Учитель   подводит   итоги   игры,   учащиеся   называют   средства художественной выразительности.    Ф и з к у л ь т м и н у т к а У ч и т е л ь . Давайте отдохнем и вспомним виды декоративно­прикладного искусства, спрятанные в загадках. Сине­голубые Розы, листья, птицы.  Увидев вас впервые,  Каждый удивится.  Чудо на фарфоре – Синяя купель.  Это называется Просто роспись… (гжель). Вы встречали или нет Фантастический букет? Мака, роз, пионов краски В нем собрались вместе,  Расцвели они, как в сказке,  На листе из жести.  Догадаться просто вам –  Это роспись … (жостово).  Разноцветные цветы Расцвели на ткани. Напечатаны они  Умелыми руками.  В целом мире мы известны,  Знает нас любой знаток,  Этот сувенир чудесный.  Значит … (павловский платок).  III. Самостоятельная работа учащихся.  З а д а н и е : изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего задания   (групповая   работа).   Выполнить   работу   гуашью   на   листах   бумаги (формат А4 по горизонтали).  Учащиеся определяют п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь   р а б о т ы :1)   выполнение   легкими   карандашными   линиями   эскиза,   выявляющего основные элементы интерьера (сводчатые потолки, столбы, окна, стол, лавки и др.); 2)   работа   гуашью:   «украшение»   элементов   интерьера   декоративным орнаментом. Учитель объясняет требования к работе: 1) горизонтальное положение листа; 2) выполнение в цвете; 3)   законченность   работы:   яркость   и   чистота   цвета,   четкость   и соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя; 4) общая аккуратность; 5) выразительность работы.  IV. Итог урока.  В   конце   урока   проводится   коллективное   обсуждение   ученических рисунков.

Посмотрите также