Познакомить учащихся с образами теремной архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат (роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи; развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к миру прекрасного, культуре своего народа.
Оборудование: для учителя – методические таблицы, репродукции, фотографии, для учащихся – графические материалы.
Зрительный ряд: фотографии Теремного дворца в Москве, набор фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.
Литературный ряд: стихотворения-загадки о декоративно-прикладном искусстве; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица».
Ход урокаУрок по ИЗО "УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ" 4 класс
УЗОРОЧЬЕ ТЕРЕМОВ
Ц е л и и з а д а ч и : познакомить учащихся с образами теремной
архитектуры; дать представление о вариантах украшения царских палат
(роспись, орнамент, изразцы); учить выражать настроение в живописи;
развивать творчество, композиционное мышление; воспитывать интерес к
миру прекрасного, культуре своего народа.
О б о р у д о в а н и е : для учителя – методические таблицы, репродукции,
фотографии, для учащихся – графические материалы.
З р и т е л ь н ы й р я д : фотографии Теремного дворца в Москве, набор
фотографий «Древние палаты Московского Кремля», образцы орнаментов.
Л и т е р а т у р н ы й р я д :
стихотворениязагадки о декоративно
прикладном искусстве; отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша
древняя столица».
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
Учитель предлагает учащимся прочитать ребус и узнать, куда они
отправятся сегодня на уроке.
О т в е т : терем.
II. Беседа по теме урока.
У ч и т е л ь . Кому из нас не хотелось бы побывать в мире сказки, где стоит
за золоченной решеткой теремтеремок, изукрашенный разными хитростями,
где цветут дивные цветы, а на посылках у малых ребятишек служат серый
волк да медведь косолапый?
Пойдемте к терему и скажем громким голосом:
– Теремтеремок! Кто в тереме живет! Кто в хоромах, кто в высоких?
Учитель демонстрирует фотографии Теремного дворца в Московском
Кремле.Просияет терем под солнцем, блеснет расписанная в «шахмат» кровля
Теремного дворца. Даже не верится, что перед тобой не сказка, а явь.
Флюгера, башенки, переходы, крылечки, узорчатая решетка, расписные стены.
Будешь из зала в зал ходить, как из золотых хором в серебряные. Сколько бы
раз ни прошел, еще и еще пройтись хочется.
В старину здания из камня воздвигались редко, и Теремной дворец
сооружение каменных дел мастеров вызывал восторг всей Москвы. Люди
говорили о дворце: «Зело причудливые палаты». В причудливой палате окно
украшено белокаменным наличником. Называлось оно челобитным. Из него
опускали ящик, в который можно было положить жалобу или просьбу. Часто
эти послания лежали в ящике подолгу. Отсюда и родилось выражение в
народе: положить дело в долгий ящик.
На площадках лестницы, ведшей к Золотому крыльцу, стояли
белокаменные львы и другие диковинные звери.
А что за печи были сложены во дворце! Покрытые расписанными веселыми
изразцами, они напоминают книги с картинками. Рассматривать их и теперь
занятно и интересно.
С п р а в к а д л я у ч и т е л я .
Изразе(cid:8) ц – глиняная обожженная в печи плитка с цветным узором для облицовки стен
и печей в тереме.
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят,
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки;
Собирали их весной.
Н. Кончаловская
На стенах здания, на столбах и сводчатых потолках мы видим орнамент.
Вспомните, что называют орнаментом. Какие виды орнамента вы знаете?
У ч е н и к и . Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных
элементов. Служит для украшения какихлибо предметов или архитектурных
сооружений.
Самый простой орнамент состоит из черточек, кружочков, точек, линий,
называется геометрическим. Орнамент из цветов, трав и листьев –
растительный. Орнамент из птиц и зверей называется животным.
У ч и т е л ь . У древних славян орнамент имеет заклинательный и
магический смысл: он оберегал их от «дурного глаза» и «нечистой силы».С принятием христианства на Руси произошло изменение смысловой
основы орнамента: украшения теряют свой заклинательный смысл и служат
выражением роскоши и богатства.
Учитель демонстрирует фотографии старой русской печи, сводчатых
потолков Теремного дворца и предлагает учащимся поделиться своими
впечатлениями и чувствами, которые пробуждает красота древних
палат Московского Кремля.
У ч е н и к и . Нежную красоту леса и поля перенес мастер на гладкие стенки
печки, будто само лето вошло в дом, чтобы не выходить из него в самые
лютые морозные дни. Видно, как любили печку русские люди! С любовью
изукрасил ее художник: тут и листики, и лепестки, и почки… Мы видим печь
красавицу.
Стены и сводчатые потолки здания передают настроение веселья и
радости.
У ч и т е л ь (дополняет ответы учащихся). Это не в лес мы уже попали, а
в настоящий сад. Ходят по нему важные павлины, поют чудесные волшебные
ласточки, смотрит на нас птица орел, сладко лакомится ягодами волшебная
заморская птицакрасавица. А вокруг них кустится ветвистая зелень, узоры
разные, цветы волшебные, лепестки шелковистые… Значит, не просто в сад
мы попали, а вошли в настоящий волшебный рай, в край, где все веселы и
счастливы. И точно, смотритека: сидит на цветке разноцветная райская
птица!
Как называется такая живопись?
У ч е н и к и . Это декоративная живопись.
Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Настроение и орнамент».
Учащиеся получают карточки с двумя набросками орнамента для
декоративной плитки.У ч и т е л ь . Мастер изображения предлагает вам, используя различные
средства выражения настроения, изобразить на одном орнаменте радость и
веселье, а на другом – грусть, тревогу.
Учащиеся работают пастелью в течение 3–5 минут.
Учитель подводит итоги игры,
учащиеся называют средства
художественной выразительности.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
У ч и т е л ь . Давайте отдохнем и вспомним виды декоративноприкладного
искусства, спрятанные в загадках.
Синеголубые
Розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре –
Синяя купель.
Это называется
Просто роспись… (гжель).
Вы встречали или нет
Фантастический букет?
Мака, роз, пионов краски
В нем собрались вместе,
Расцвели они, как в сказке,
На листе из жести.
Догадаться просто вам –
Это роспись … (жостово).
Разноцветные цветы
Расцвели на ткани.
Напечатаны они
Умелыми руками.
В целом мире мы известны,
Знает нас любой знаток,
Этот сувенир чудесный.
Значит … (павловский платок).
III. Самостоятельная работа учащихся.
З а д а н и е : изобразить интерьер палаты; подготовить фон для следующего
задания (групповая работа). Выполнить работу гуашью на листах бумаги
(формат А4 по горизонтали).
Учащиеся определяют п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь р а б о т ы :1) выполнение легкими карандашными линиями эскиза, выявляющего
основные элементы интерьера (сводчатые потолки, столбы, окна, стол, лавки
и др.);
2) работа гуашью: «украшение» элементов интерьера декоративным
орнаментом.
Учитель объясняет требования к работе:
1) горизонтальное положение листа;
2) выполнение в цвете;
3) законченность работы: яркость и чистота цвета, четкость и
соразмерность рисунка, ясность, понятность для зрителя;
4) общая аккуратность;
5) выразительность работы.
IV. Итог урока.
В конце урока проводится коллективное обсуждение ученических
рисунков.