обобщить знания учащихся о жанре портрета; проанализировать выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах; воспитывать творческую активность, интерес к искусству.
Оборудование: лучшие работы учащихся по теме; репродукции картин-портретов, подготовленные учащимися; репродукция портрета В. Л. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной».ВЕЛИКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ
Великие портретисты.docx
ВЕЛИКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ
(обобщение темы)
Ц е л и : обобщить знания учащихся о жанре портрета; проанализировать
выражение творческой индивидуальности художника в созданных
им
портретных образах; воспитывать творческую активность, интерес к
искусству.
О б о р у д о в а н и е : лучшие работы учащихся по теме; репродукции
картинпортретов, подготовленные учащимися; репродукция портрета В. Л.
Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной».
Ход урока
I. Организация урока.
1. П р и в е т с т в и е .
2. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь . На предыдущих занятиях вы узнали много нового об одном из
жанров изобразительного искусства – портрете и начали осваивать технику
изображения человека, добиваясь сходства и пытаясь отобразить характер
модели. Конечно, это только первые шаги. Но изучая картины великих
мастеров портретного жанра, анализируя использованные ими выразительные
средства, можно выработать для себя такой метод, такой подход к портрету,
при котором человек и его лицо не стали бы простым объектом для работы,
чтобы человеческое лицо на портрете раскрывало душу портретируемого, его
внутренние качества, красоту в его глазах, в его улыбке, в яростном сиянии
молодости или в скорби пережитых лет, в усилиях и напряжении мысли и
действии.
Вот поэтому сегодня на уроке каждый из вас поделится своими
впечатлениями о наиболее для вас привлекательном портрете, творчестве
художника, написавшего данный портрет.
III. Рассказ учителя о творчестве В. Л. Боровиковского и его портрете
М. И. Лопухиной.
У ч и т е л ь . Восемнадцатый век вошел в историю русского искусства как
«век портрета». Ряд блестящих художников этого столетия завершает
Владимир Лукич Боровиковский, работающий на рубеже XVIII и XIX веков.
Он внес в русское портретное искусство новые черты: возросший интерес к
миру человеческих чувств и настроений, утверждение морального долга человека перед обществом и семьей. Обладая виртуозной живописной
техникой, Боровиковский по праву может считаться одним из лучших русских
портретистов.
Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года в Украине, в
небольшом городке Миргороде.
Первые навыки в искусстве он получил в семье: его отец и братья
занимались иконописью. Знаменитый портретист так же начал свой
творческий путь с работы над иконами. Но свой предметный характер
творчество Боровиковского приобрело лишь в Петербурге, куда художник
переехал в конце 1780х годов. В Петербурге он познакомился с кружком
поэтов – приверженцев нового направления в литературе – сентиментализма.
Настроения сентиментализма, повидимому, оказалось близким художнику, и
он воплотил их в своем творчестве с искренностью и совершенством. Но было
бы неверным считать Боровиковского только выразителем сентиментализма в
русской живописи. Большинство персонажей его портретов совершенно
лишены «нежной чувствительности». Художнику позировали царедворцы,
политики, отцы церкви, генералы, и всех их живописец изображал правдиво, с
той степенью проникновения в тайны человеческого характера, которая была
ему доступна.
Одним из самых совершенных и знаменитых произведений Боровиковского
является портрет Марии Ивановны Лопухиной (1797 год). В нем с
наибольшей полнотой выразилось мироощущение художника, его понимание
идеала человеческой личности. Лопухина молода, ей всего восемнадцать лет,
но в ней нет веселого задора. Это женщина с «нежной и чувствительной
душой», как сказали бы в то время. Она стоит в задумчивой чуть усталой позе,
ее белое платье падает плавными складками, скрывая очертание фигуры. У
нее мягкие черты лица, грустный, спокойный взгляд, легкая, чуть
равнодушная улыбка.
Зрелое мастерство В. Л. Боровиковского позволило ему достичь
необыкновенной гармонии внешнего облика и внутреннего настроения. Все
участвует в создании образа: и музыкальный ритм линий, изысканные
сочетания светлых тонов, и пышная склоненная роза, и мирный сельский
пейзаж с колосьями и васильками.
Именно этим произведением было навеяно стихотворение Я. П.
Полонского «К портрету Лопухиной».
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
И г р а п а л ь ч и к о в а я «У лягушки дом в пруду».
IV. Выступления учащихся с рассказами о творчестве великих
художниковпортретистов.
V. Итог урока.
З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.
Для глубокого восприятия искусства надо прежде всего его любить,
чувствовать в нем потребность, не смотреть на него ленивым взором, а быть
живо заинтересованным. Настоящее восприятие работы художника – это тоже
творческий процесс, это сопереживание с его автором, требующее затраты
душевных сил.
У всех из вас есть свои любимые и нелюбимые художники, симпатии и
антипатии в искусстве, но мне очень приятно видеть, что изучение творчества
художников развивает в вас восприимчивость,
впечатлительность,
приобщение к активному творческому поиску. Ваши выступления были
эмоциональными, заинтересованными, осмысленными.
Домашняя работа: оформить отчет по теме четверти в тетради и альбоме;
повторять пройденный материал, быть готовыми к проверочной работе.
Урок по ИЗО "ВЕЛИКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ВЕЛИКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ВЕЛИКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ" 6 класс
Урок по ИЗО "ВЕЛИКИЕ ПОРТРЕТИСТЫ" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.