1. Познакомить учащихся с историей художественного промысла производства подносов Жостово.
2. Рассказать о разнообразии форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.
3. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории, традициям.
4. Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус.
5. Продолжать формирование навыков работы с художественными материалами (кистью и красками).
Оборудование и материалы:
1. Жостовские подносы, иллюстрации с их изображением.
2. Плакаты-таблицы с изображением фрагментов жостовской росписи.
3. Художественные материалы.
4. Видеофильм из альманаха «Народные промыслы России» «России яркие букеты» (5 мин).Урок по ИЗО "ЖОСТОВСКИЕ БУКЕТЫ" 5 класс
ЖОСТОВСКИЕ БУКЕТЫ
Цели:
1. Познакомить учащихся с историей художественного промысла
производства подносов Жостово.
2. Рассказать о разнообразии форм подносов и вариантов построения
цветочных композиций.
3. Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, ее истории,
традициям.
4. Развивать творческую и познавательную активность, фантазию,
художественный вкус.
5. Продолжать формирование навыков работы с художественными
материалами (кистью и красками).
О б о р у д о в а н и е и м а т е р и а л ы :
1. Жостовские подносы, иллюстрации с их изображением.
2. Плакатытаблицы с изображением фрагментов жостовской росписи.
3. Художественные материалы.
4. Видеофильм из альманаха «Народные промыслы России» «России яркие
букеты» (5 мин).
ПЛАН УРОКА
1. Беседа об истории жостовского художественного промысла,
разнообразии форм подносов и вариантов построения цветочных композиций.
2. Демонстрация основных приемов жостовского письма. (Учитель
выполняет фрагмент росписи, демонстрируя приемы прямо на классной
доске).
3. Просмотр видеофильма «России яркие букеты».
4. Постановка художественной задачи.
5. Практическое выполнение задания.
6. Подведение итогов.
Ход урока
Б е с е д а .
У ч и т е л ь. Отчего люди так любят цветы? Ответ вроде бы прост: они
красивые. Так. Еще вопрос, чему мы радуемся больше – царственной розе,
принесенной домой из магазина, или скромному одуванчику, невесть как
пробившемуся на свет белый из трещины асфальта? Видно, дело не в одной
красоте.Разговор этот я завела не случайно. Образ цветка – один из самых
распространенных в народном искусстве. Вспомните, что мы уже украшали
цветочной росписью? (Прялка, полотенце, игрушки, керамика и др.)
Сегодня мы поговорим о промысле, который жив и сегодня в
замечательной подмосковной деревне Жостово.
Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивительно. Букет,
украшающий его, великолепно вписан в форму предмета. Он прост и
выразителен. Соотношение больших и малых цветов найдено очень точно. А
ритм цветовых пятен, основных линий буквально завораживает зрителя.
Но главное – сами цветы. Очень похожи на настоящие и в то же время
сказочные. Приглядитесь – они словно бы светятся изнутри. Вот так же,
наверное, светился в глубине муромских лесов аленький цветочек…
(Учитель демонстрирует жостовские подносы или иллюстрации с их
изображениями.)Как слагается эта цветочная сказка?
(Учитель рассказывает об основных приемах жостовской росписи,
выполняя ее фрагмент прямо на классной доске, темный фон которой
позволяет это сделать, гуашью.)
Цветочную роспись жостовские мастера выполняют масляными красками в
две стадии. Первая стадия письма называется замолевкой (подмалевок),
вторая – выправкой.
Замалевка (подмалевок). В замалевке мастер широкой кистью
набрасывает силуэт букета. Роспись ведется без предварительного рисункаплотными красками. Создавая букет, художник вращает поднос, подставляя
под кисть нужный участок поверхности. На этом этапе важно следить за
красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев, за
ритмическим расположением красочных цветов, за соотношением масштаба
росписи с площадью, формой и фоном подноса.
Выправка. Этот этап заключает серию сложных живописных операций.
Мастера работают от общего к деталям, добиваясь завершенности цветочной
росписи. Здесь существуют свои приемы.
Чертежка – тонкая, музыкальная линия, которая завершает разделку
основных форм букета, выявляет очертания лепестков и прожилок листьев.
Привязка – изображение травки, написанной в просветах между цветами и
листьями, завершает роспись букета.
Борта подноса украшаются легким, ажурным орнаментом – уборкой.
Просмотр фильма «России яркие букеты» (об истории промысла и работе
современных жостовских мастеров).
Постановка задачи.
После просмотра ученикам предлагается из заранее приготовленных
листов черного картона или загрунтованного листа бумаги вырезать форму
подноса и выполнить на ней цветочную композицию.
Выполнение задания.
Подведение итогов.
В конце урока на доске из лучших работ организуется выставка
«Жостовские букеты».
Работы учащихся
У р о к и 1 4 – 1 5