Урок развития речи в 5 классе по картине Грабаря "Февральская лазурь."В конспекте подробно показаны методы и приемы, использованные на уроке. Особенно подробно описана словарная работа.
Приведен пример образца сочинения по данной картине. Данный конспект урока поможет начинающему учителю при подготовке не только к сочинению по данной картине ,но и другим.
Урок развития речи в 5 классе.docx
Урок развития речи в 5 классе
Тема урока: Сочинениеописание по картине И.Э.Грабаря «Февральская
лазурь»
Цели урока:
Образовательные:
а) учить строить описание по картине и использовать слова с переносным
значением;
б) показать учащимся художественные достоинства картины;
в) кратко познакомить с биографией И.Э.Грабаря;
г) расширить знания искусствоведческого характера;
д) подготовить учащихся к сочинению;
Развивающие:
а) развивать речь учащихся, творческое воображение, мышление;
б) пополнить словарный запас учащихся новыми словами;
Воспитательные:
а) воспитывать любовь к родной природе, интерес к творчеству И.Э. Грабаря.
Тип урока: урок – праздник
Оборудование: учебник русского языка 5 класса Т.А.Ладыженской и др.,
магнитофон с аудиозаписью П.Чайковского «Времена года», портрет
И.Э.Грабаря, репродукции картин «Иней», «Февральская лазурь», «Зимний
солнечный день».
ХОД УРОКА
Сказка инея восходящего солнца.
И.Э.Грабарь
I. Организационный момент.
а) Психологическая зарядка:
Здравствуйте, ребята!
Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь.
Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь.
А теперь с хорошим настроением начнем наш урок.
б) Вступление: (учитель)
Сегодня у нас праздник: мы познакомимся с замечательной картиной Игоря
Эмануиловича Грабаря, большого русского художника (приложение №1).
Картину «Февральская лазурь» знают все, кто любит живопись. Но не все
знают, что в 1904 году она стала новым словом в искусстве, она поразила
зрителей… Чем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно не скользить по ней
взглядом, а вглядеться, рассмотреть… Вот этим мы и займемся – чтением
живописи. В городе Пензе есть музей одной картины, в котором зрители целый час смотрят только одну картину и её фрагменты, чтобы понять,
чувствовать её, узнать как она родилась, что в ней необычного, уникального.
Вот и мы как бы побываем в этом Музее одной картины.
II. Эпитомологическая страничка.
Чтобы стать настоящими ценителями картин нам потребуется специальные
слова (слова написаны на доске):
Картина (от русск. «карта») – произведение живописи в красках.
Репродукция (лат) – воспроизведенный посредством печати рисунок или
картина.
Пейзаж (франц.) – 1) общий вид местности, картина природы; 2) картина,
изображающая природу.
Пейзажист – художник, пишущий пейзаж.
Лазурь (др.русск. – из греч.) 1) светлосиний цвет, голубизна; 2) краска
светлосинего цвета.
Лазурный = лазоревый=голубой.
Коралловый (цвет) – яркокрасный.
Сапфировый (цвет) – синий или зеленый.
И.Э.Грабарь написал множество картин. Это такие картины как «Иней»,
«Февральская лазурь», «Зимний солнечный день». (Приложение №1). Все они
проникнуты радостным, светлым чувством. Героиней их является
обыкновенная береза.
III. Лирическое отступление (чтение стихотворений учащимися под музыку
П.И.Чайковского «Времена года»)
1. Без березы не мыслю России,
Так светла пославянски она,
Что быть может, в столетьи иные
От березы – вся Русь рождена.. (О.Шестинский)
2. Новый, новый у берез наряд,
Искры, искры серебром горят.
Ветер, ветер заметает след,
Лучше, лучше этой сказки нет. (М.Пляцковский)
3. В ней столько нежности и силы
Смотрю, восторга не тая.
В березке – вся моя Россия.
И песня русская моя. (Г.Шилов)
IV. Рассказ о художнике (подготовленный ученик)
Игорь Эммануилович Грабарь (приложение 2) родился в 1871г. В Будапеште,
в семье юриста. В 1876г. Семья переезжает в Россию. Грабарь получил
блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем
юридический факультет Петербургского университета. После его окончания он поступил в Высшую художественную школу при академии искусств.
Учителем И.Э.Грабаря был Репин.
V. Беседа о картине.
Одно из лучших полотен и.Э.Грабаря «Февральская лазурь» поражает силой
и чистотой цвета, ослепляет лазоревосиним небом. Плотными мазками
написаны огромные белоствольные березы на первом плане. Небо уходит в
бескрайнюю высь. Пространство наполнено светом и воздухом. Низкий
горизонт усиливает впечатление монументальности деревьев.
VI. Рассматривание картины, составление плана описания картины.
Какой день изобразил художник?( Изумительный, замечательный, ясный,
благодатная погода)
Рассмотрим небо: есть ли на нем облачка? Какого цвета небо вверху, на
горизонте?( на небе ни облачка, яркоголубое, лазоревое, голубизна)
Какой снег на картине? Какого он цвета на солнце и в тени?( Сиреневый,
искрится, блестит, сверкает, осевший, ноздреватый)
Какова береза на первом плане картины? Что можно сказать о цвете её ствола,
ветвей, прошлогодней листвы на верхушке?( Развесистая, ветвистая, ствол
изогнут, белоствольная, жемчужная белизна. Пожухлая листва наверху, как
драгоценная корона, краснокоричневого цвета.)
Каковы сестры березки?( Обыкновенные, искривленные, лесные красавицы,
стройные.)
Какова роль теней?( Дают перспективу. Березы тянутся ввысь, а тянувшиеся
по снегу тени уводят вглубь рощи.)
Что помогло художнику передать необыкновенную красоту природы?
Совпадают ли колорит картины с впечатлением Грабаря от увиденного в
жизни?( Поражает сияние, красота природы, беложемчужные стволы,
коралловые ветви, цвет снега от голубого до сиреневого, голубая эмаль неба,
все насыщено солнечным светом.)
План
Вопросы
1. О художнике
2. Композиция
Кто такой И.Э.Грабарь?
Какие картины принадлежат
кисти художника? В чем их
особенность?
«Строительные
материалы»
Прекрасная репродукция
картины, все в ней просто и
бесподобно,
«Иней»,
«Февральская
лазурь»,
«Зимний солнечный день» картины
а) день
б) небо
в) снег
г) береза
красавица
Какой день изобразил
художник?
Рассмотрим небо: есть ли на
нем облачка? Какого цвета
небо вверху, на горизонте?
Какой он на картине?
Какого он цвета на солнце и
в тени?
Какова береза на первом
плане картины? Что можно
сказать о цвете её ствола,
ветвей,
прошлогодней
листвы на верхушке?
д) другие березки
Каковы сестры березки?
е) тени
Какова роль теней?
3. Колорит
картины
(цветовая гамма
делает картину
особенно
красивой)
4. Мое отношение
к картине
Что помогло художнику
передать необыкновенную
красоту природы?
Совпадают ли колорит
картины с впечатлением
Грабаря от увиденного в
жизни?
Какое настроение вызывает
эта картина? Что вы
чувствуете, о чем думаете,
глядя на неё?
ясный,
Изумительный,
замечательный,
благодатная погода,
на небе ни облачка, ярко
голубое, лазоревое,
голубизна
Сиреневый, искрится,
блестит, сверкает,
осевший, ноздреватый
Развесистая, ветвистая,
ствол изогнут,
белоствольная, жемчужная
белизна. Пожухлая листва
наверху, как драгоценная
корона, красно
коричневого цвета.
Обыкновенные,
искривленные, лесные
красавицы, стройные.
Дают перспективу. Березы
тянутся ввысь, а
тянувшиеся по снегу тени
уводят вглубь рощи.
Поражает сияние, красота
природы, беложемчужные
стволы, коралловые ветви,
цвет снега от голубого до
сиреневого, голубая эмаль
неба, все насыщено
солнечным светом.
Радостное, праздничное
настроение, восхищает,
чувство гордости.
VII. Словарноорфографическая работа.
Рабочие материалы учащиеся записывают в тетрадь, указывая в словах
изученные орфограммы.
VIII. Чтение учителем образца сочинения.
Передо мной репродукция самой прекрасной картины Грабаря «Февральская
лазурь». Все в ней просто и бесподобно. Изображен изумительный
февральский день. Морозно и солнечно. Благодатная стояла погода. На небе
ни облачка. Оно лазоревое и ослепляет голубизной. Возле горизонта светло голубое, а вышине синее, и синева эта уходит в бесконечность. Снег искрится,
сверкает. Он сиреневый на солнце и синий в тени.
На переднем плане изображена ветвистая красавица береза. Её ствол отливает
жемчужной белизной, а ветви и прошлогодняя листва на верхушке красно
коричневого цвета. Другие березки обыкновенные, они менее величественные.
По линии горизонта на заднем плане виднеется тянущийся сплошной стеной
кустарник, тоже краснокоричневого цвета.
Художник передал на своем полотне красоту природы. При первой встрече с
картиной поражает идущее от нее голубое сияние. Помог передать
фантастическую красоту, голубой цвет – основной цвет картины. В природе
все утопает в лазоревом свете. Поэтому картина и названа «Февральская
лазурь».
Этот пейзаж вызывает радостное и праздничное настроение. Хочется
побывать здесь и увидеть все своими глазами.
IX. Итог урока.
Вот мы и познакомились с манерой художника – импрессиониста: полное
разрушение штампа в изображении привычных сюжетов, размытость форм, но
при этом создание новой формы, рожденной воображением, много света,
воздуха в картине, нежность красок и их переливчатость. Человек не
разбуженный эстетически, посмотрев на картину «Февральская лазурь»,
скажет: нет, эта старая береза годна лишь на дрова, а художник – другое:
«Она прекрасна!»
X. Домашнее задание.
Мне бы хотелось это прекрасное увидеть в ваших домашних сочинениях.
Н.Рыленков в одном из стихотворений написал:
«…Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.»
Грабарю удалось всмотреться в природу и передать ее красоту и величие.
Обратимся к воспоминаниям художника и послушаем, как он работал над
картиной (читает подготовленный ученик).
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром. Как всегда, я вышел
побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто
необычное. Казалось, она праздновала какойто небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых
теней на сиреневом снегу…
Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому
строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы ее
поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я
обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты:
какието перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных
голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то
и это будет бесподобно», подумал я. Февраль стоял изумительный. Солнце
светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с
половиной недель, пока я не кончил писать картину. Писал я зонтиком,
окрашенным в голубой цвет.
Почему мы там много говорим о впечатлениях художника?
Потому, что в основе стиля, манеры Грабаря лежит импрессионизм, от
французского импресьон – «впечатление».
Что характерно для него?
Отсутствие честно заданной формы, выписанности деталей, уход от строгой
реалистичности.
Учитель вывешивает табличку с новым словом импрессионист на доску
Учащиеся записывают слово импрессионист в тетрадь.
Урок по картине Грабаря"Февральская лазурь"
Урок по картине Грабаря"Февральская лазурь"
Урок по картине Грабаря"Февральская лазурь"
Урок по картине Грабаря"Февральская лазурь"
Урок по картине Грабаря"Февральская лазурь"
Урок по картине Грабаря"Февральская лазурь"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.