Урок по литературе на тему "Лебединая песня" И.С.Тургенева. "Стихотворения в прозе". (7 класс)
Оценка 4.6

Урок по литературе на тему "Лебединая песня" И.С.Тургенева. "Стихотворения в прозе". (7 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
7 кл
01.04.2017
Урок по литературе на тему "Лебединая песня" И.С.Тургенева.  "Стихотворения в прозе". (7 класс)
Цели урока: - продолжение знакомства семиклассников с творчеством И. С. Тургенева; - раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества И. С. Тургенева; - повторение теоретико-литературных и историко-литературных сведений; - развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы; - воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского народа. Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя слово учителя, работу с учебником, чтение произведений, беседу о прочитанном, презентацию. Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Методы познания: наблюдение, анализ, сравнение. Планируемые результаты обучения (УУД): 1) предметные: умение анализировать художественный текст, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) познавательные: уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы; 3) регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа; 4) коммуникативные: строить монологические высказывания; формулировать собственное мнение и свою позицию; 5) личностные: формирование уважения к литературе; формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Здоровье- и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований Оборудование урока: портрет И. С. Тургенева, презентация «Жизнь и творчество И. С. Тургенева», распечатанные тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева, фонохрестоматия
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА.doc

         I. Технологическая карта урока.

 

         Предмет: литература

 

         Класс: 7

 

         Тема урока: «Лебединая песня» И. С. Тургенева. «Стихотворения в прозе»

 

         Цели урока:

         - продолжение знакомства семиклассников с творчеством И. С. Тургенева;

         - раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества И. С. Тургенева;

         - повторение теоретико-литературных и историко-литературных сведений;

         - развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

         - воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского народа.

 

         Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя слово учителя, работу с учебником, чтение произведений, беседу о прочитанном, презентацию.

 

         Технологии: здоровьесбережения, личностно-ориентированного обучения, поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучения.

 

         Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 

         Методы познания: наблюдение, анализ, сравнение.

 

         Планируемые результаты обучения (УУД):

         1) предметные:  умение анализировать художественный текст, владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

         2) познавательные:  уметь осмысленно слушать и читать художественный текст и объяснять значение прочитанного; уметь строить устное высказывание; уметь самостоятельно делать выводы;

         3) регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; уметь планировать алгоритм ответа;

         4) коммуникативные: строить монологические высказывания;  формулировать собственное мнение и свою позицию;

         5) личностные: формирование уважения к литературе; формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

 

Здоровье- и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований

 

         Оборудование урока: портрет И. С. Тургенева, презентация «Жизнь и творчество И. С. Тургенева», распечатанные тексты стихотворений в прозе И. С. Тургенева, фонохрестоматия

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Содержание урока

Этап урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный этап (2 мин)

Здравствуйте, ребята. Надеюсь, наш урок  получится интересным, плодотворным. А для этого вам надо быть внимательными, не отвлекаться. Не выкрикивайте с места ответы, а поднимите руку.  Отвечайте полными предложениями.

Во время урока вам понадобятся ваши тетради, синие и зелёные ручки, учебники, а также листы с текстами, которые лежат у вас на партах. На одном листе вы видите словарик, в котором записаны определения тех слов, которые прозвучат сегодня на уроке. (Приложение № 1) Если вы не знаете или забыли значение этих слов, то словарик поможет вам вспомнить, о чем идет речь.

 

Учащиеся настраиваются на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (1 мин)

Звучит мелодия романса «Утро туманное» в исполнении Людмилы Зыкиной .

- Ребята, вы не раз слышали этот романс.  Кто автор слов?

(Иван Сергеевич Тургенев.)

Замечательные стихи, замечательная музыка… Однако писательский гений Тургенева в полной мере раскрылся в прозе! Но писатель снова и снова возвращается в свою  поэтическую молодость, исцеляет себя живительными токами поэзии родного слова, никогда не забывая свою Родину.

Слайд 1 (портрет Тургенева)

  На фоне музыкального вступления к песне «Дорога без конца»  (муз.Баневича)

(Читает ученик 1)  

Дороги… Дороги Тургенева. Размытые осенью. Пыльные летом. Зимние дороги, теряющиеся в снежной мгле. Весенние, больше похожие на реки. Дороги вечного спутника. Дороги Вечного странника. Гонимый судьбой. Ведомый  путеводной  звездой.

  Как случилось, что признанный миром певец России умирает вдали от неё, так и не свив себе тёплого семейного гнезда? Почему жизнь оборвала вековые корни и, как река в половодье, унесла в неведомую даль, прибила к чужому берегу? Судьба? Или собственная вина? Вероятно, и то, и другое.

(Ученик 2)

Свет высокой и трагической  любви входит в нашу жизнь и остаётся в ней, согревая и тревожа. И нет равнодушных, потому что человеческое сердце всё-таки человеческое сердце, способное страдать и сострадать.

Учитель: -Ребята, давайте ещё раз назовём имя женщины, которая была самой большой любовью писателя, была его музой? (Французская певица Полина Виардо)

Слайд 2(Портрет Виардо)

 (высказывание)

 « С той самой минуты, как я увидел её в первый раз – с той роковой минуты я принадлежал её весь… Я не мог жить нигде, где она не жила; я оторвался разом от всего мне дорогого, от самой Родины, пустился вслед за этой женщиной… я, право, и дышал-то вслед за нею»,- писал Тургенев в 1843 году.

Учитель : Какие мечты, надежды волновали писателя? Он не старался высказать их вслух. Но помимо его воли они изливались в его произведениях и  особенно в поздних, ещё их называли «Лебединой песней» Тургенева. В последние годы жизни тяжело заболевшего Тургенева все больше начинают посещать размышления о смысле человеческого существования, о жизни и смерти.

 Здесь нет прямых посвящений Полине Виардо, но именно любовь давала  Тургеневу силы жить, давала силы  писать, поддерживала его в минуты отчаяния, научила ценить каждое мгновение жизни.

    Учитель Сегодня мы поговорим о новом жанре литературы. Давайте исходя из домашнего задания сформулируем тему урока.

Ученик:- Стихотворения в прозе Тургенева.

-Верно.

Слайд 3.»Лебединая песня» И.С.Тургенева. Стихотворения в прозе.

Слайд 4.

Лебединая песня – последнее проявление таланта. Впервые встречается в одной из басен легендарного баснописца Древней Греции Эзопа (6 в до н.э.): «Говорят, что лебеди поют перед смертью, обычно это молчаливые птицы»  Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.

-Итак, какие цели мы поставим на уроке?

Ученики: В чем особенность стихотворений в прозе? Какие темы и проблемы поднимал в своих произведениях Иван Сергеевич Тургенев? Именно на эти вопросы мы должны с вами найти ответы на сегодняшнем уроке.

Слайд 4. Цели: раскрыть идею стихотворений в прозе ,  их жанровое своеобразие; развивать умение анализировать произведение.

 

 

 

 

 

Записывают дату, тему урока

Этап изучения нового материала (30 мин)

Слайд 5. История создания «Стихотворений в прозе»

Ученик

«Лебединой песней» называли современники Тургенева «Стихотворения в прозе». Писатель их создаёт с 1877 года. Они напечатаны  в 1882 году в журнале «Вестник Европы», за год до смерти писателя.Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека. Иван Сергеевич выбирает оригинальную  в русской литературе до той поры неизвестную форму лирических миниатюр в прозе.

 Слайд 6 «Стихотворения в прозе» состоят из 2-х разделов : «Senilia» (в пер. с латин. «Старческое») и «Новые стихотворения  в прозе».

  В первый раздел вощло 51 стихотворение.

  Во второй- 31 стихотворение, которые при жизни писателя не печатались.

   В 1882 году 30 стихотворений при участии автора переведены на французский язык.

 

Учитель

В предисловии к первой части И.С.Тургенев писал: Слайд  7 «Добрый мой читатель, не пробегай

этих стихов сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет…но читай их в враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-

нибудь из них, может быть, заронит

что-нибудь тебе в душу…

Сподряд - полряд

Враздробь – порознь

 

(звучит аудиозапись)

Учитель

 На дом вам было дано задание по группам: познакомиться с данным вам произведением, определить тему.

1-я группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

5-я группа

6-я группа

Учитель

- Действительно, (Слайд № 8) В этих произведениях Тургенев размышляет то о неотвратимости смерти («Старуха», «Сон», «Собака», «Старик», то вспоминает давно ушедшую любовь («Последнее свидание», «Как хороши, как свежи были розы…», то задумывается о могуществе сил природы и кратковременности человеческого бытия («Разговор», «Мои деревья»).

 

(Слайд № 9) – вера в силы жизни, в любовь, побеждающую смерть («Роза», «Воробей»). Другой силой жизни являются, по мнению писателя,  красота, поэзия, искусство («Два четверостишия», «Лазурное царство», «Посещение»).

(Слайд № 10) Глубоким восхищением проникнуты стихотворения «Порог», «Памяти Ю. И. Вревской», в которых                      И. С. Тургенев славит героический подвиг самопожертвования во имя счастья людей.

(Слайд № 11) Тема социального неравенства затронута в стихотворениях «Щи», «Два богача» – давняя и излюбленная тема писателя: тяжелая доля крестьянина, не имеющего чем щи посолить, на деле оказывающегося нравственно и духовно богаче господ и банкиров.

Сатирические «Стихотворения в прозе» (Слайд № 12) высмеивают эгоизм («Эгоист»), пошлость («Дурак»), низость и подлость в поведении людей («Довольный человек», «Житейское правило»).

(Слайд № 13) В противовес этому Тургенев изобразил добрых и честных простых людей («Маша», «Повесть его»).

(Слайд № 14) Тема Родины торжественно звучит в знаменитом стихотворении «Русский язык», выражая веру писателя в великое будущее русского народа.

Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию

2. «Стихотворения в прозе».

Задание для учащихся: в рассказе прозвучат темы «Стихотворений в прозе», их названия. Постарайтесь записать как можно больше названий произведений Тургенева.

  Проверка задания: ребята, прочитайте названия «Стихотворений в прозе» Ивана Сергеевича Тургенева, которые вы записали.

Учащиеся слушают учителя, смотрят презентацию.

В тетрадь записывают названия «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.

 

Один ученик читает список произведений, остальные учащиеся дополняют его ответ.

 

 

3. Чтение и анализ произведений.

А теперь обратимся к Приложению № 2 и познакомимся с некоторыми из стихотворений в прозе, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым.

 

Первое стихотворение – «Близнецы». (Учитель читает стихотворение сам или он может использовать фонохрестоматию.) (Слайд № 17)

А теперь давайте обсудим это стихотворение. (Слайд № 18)

- О чем это небольшое произведение?

- Почему автору стало жутко? Откуда возникло это чувство?

- Естественна ли ненависть друг к другу родных братьев, более того, близнецов? Почему?

- Как вы полагаете, почему братья-близнецы так ненавидели друг друга?

- Каков идейно-нравственный подтекст произведения?

Основная, ключевая фраза этого произведения – «…но мне-то не будет так жутко». Автору жутко оттого, что люди слепы, не могут ценить друг друга, не просветлены разумом и нравственностью) 

Таким образом, в этом стихотворении Тургенев предостерегает людей от злобы по отношению друг к другу, от слепой ярости, направленной на другого человека. Автор призывает нас уважать друг друга.

А теперь проанализируем стихотворение «Два богача». (Стихотворение может прочитать учитель, можно использовать фонохрестоматию.) (Слайд № 19)

Призреть – устарелое, означает приютить кого-то, дать пропитание

Умилиться – испытать нежное, трогательное чувство

Убогий – крайне бедный, нищенский

Похлёбка – жидкий суп, обычная еда бедных крестьянских семей в России

Диалог – разговор двух лиц

Давайте поразмышляем над прочитанным. (Слайд № 20)

- Понравилось ли вам это стихотворение в прозе                      И. С. Тургенева? Почему?

- Почему автор «умиляется» Ротшильдом? За что он хвалит известного богача-банкира?

- Была ли в действительности богата семья мужика, приютившая племянницу-сироту?

- По каким деталям можно заключить, что семья мужика была очень бедной? (домишко – маленький, бедный, нищенский)

- В каком смысле можно назвать «богатой» семью  нищего крестьянина? О каком богатстве идее речь? ( о красоте, которая внутри, в сердце, в душе. Тургенев говорит о душевной красоте простых людей)

- Какой приём использует автор в ст-ии и с какой целью? (Приём противопоставления героев. Это ст-е в прозе, как и «Записки охотника», с которых начинал творческий путь писатель, утверждает нравственное превосходство простых людей над господсвующим классом)

- Почему в реплике мужика, и без того достаточно краткой, стоит многоточие? Что оно означает? Почему мужик не смог  произнести свою короткую реплику, не запинаясь? ( волновался, испытывал жалость к девочке)

- Из какой фразы ст-я следует,что Тургенев преклонялся перед широтой души и нравственным богатством простого русского человека? (Далеко Ротшильду до этого мужика!)

Таким образом, помощь бедного мужика ценнее, т. к. он беднее Ротшильда: взяв на воспитание сироту-племянницу, бедное семейство должно отказать себе в самом необходимом. Это действие не преподносится мужиком как что-то особенное, а как нечто обыденное, не заслуживающее особых эмоций. Стихотворение показывает истинное милосердие.

Слово уч-я. Последние годы жизни, будучи тяжело больным, одиноким, тоскуя по России, Тургенев проводит во Франции. Он понимает, что Россию, Спасское он больше не увидит никогда. Никогда! Одиночество. Старость. Неизлечимая болезнь. Россия далека. Размышления, размышления. Мысли о России его не отпускают. Он не перестаёт думать о ней.

Стихотворение «Русский язык» написано Тургеневым в 1882 году вдали от России. (Чтение стихотворения «Русский язык» учителем наизусть.) (Слайд № 21)

Обсудим стихотворение. (Слайд № 22)

Словарная работа

Тягостный – трудный, мучительный

Впасть в отчаяние – прийти в неприятное, тяжёлое состояние

Анализ текста. Работаем с  текстом. Вспомним , что означают следующие слова: рифма, ритмика, лирика, стихотворение….

 Рифма – созвучие концов стихотворных строк

 Ритм – равномерное чередование каких-то элементов (в стихотворении это чередование ударных и безударных слогов)

 Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживания человека

Лирическое – такое, при котором  на первом месте стоят чувства, душевные переживания

 Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами

Эпитет – художественное определение, выражающее чувства автора

Ритори́ческий вопро́с  риторическая фигура, представляющая собой вопрос, ответ на который заранее известен, или вопрос, на который даёт ответ сам спросивший.

Каким словом Тургенев определяет свои раздумья о родине?

(тягостные раздумья) А вам хочется узнать их причину? Сам автор об этом не говорит.Так вот , помочь в этом может дата написания пр-я – 1882 г.

Ученик

80-ые годы 19 века. Тяжёлые и тёмные времена переживала Россия. Политически неспокойные годы, годы террористов –революционеров, смуты . путаницы в  умах, годы грабительского роста капитализма, тяжёлая жизнь русского крестьянства, убийство царя Александра11. Он сомневался в правильности действий интеллигенции и народнической молодёжи А ещё – шла русско-турецкая война. Тургенев страдал. Именно эта боль при виде того, что совершается дома, т.е. в России, и выражено в ст-ии. И эти его мысли и чувства , переживания изложены в прозе

- Ещё раз обратимся к ст-ю в прозе «Р.я.». О чём оно? (о р.я.)

- Какая мысль заключена в нём? (мысль о том, что родной язык помогает автору пережить какие-то неприятные события)

- Какие мысли и чувства стремится передать здесь автор и с какой интонацией? (с помощью торжественной, несколько приподнятой интонацией автор выражает надежду на то, что русский народ – великий народ)

- Какие Эпитеты исп-т автор, характеризуя РЯ? ( «великий», «могучий», «правдивый», «свободный» - они дают высокую оценку не только РЯ, но и носителю этого языка – русскому народу – народ, говорящий на таком языке, он и сам «великий» и «могучий». Не может народ, имеющий такую культуру, такой язык, не быть великим. А если народ велик, то и будущее у народа д.б. великим.

- Сколько предложений в ст-ии и каких? ( всего 3: 2 восклицательных, 1 вопрос-ое).

- О чём это нам говорит? (об эмоциональности, взволнованности автора0

- Какой человек мог так вдохновенно сказать о Родном языке? (Это истинный патриот, он беззаветно любит родной народ, верит в его неиссякаемую  силу и высоко ценит неповторимый его язык, верит в будущее великого народа, который талантлив, вольнолюбив, способен к подвигу, стремится к правде.

 Недаром цикл «Стихотворений в прозе» завершается  именно этим пр-ем. От трагических и грустных  размышлений к восхищению языком и народом, от отчаяния к надежде на лучшее будущее России, на воплощение в жизни тех сил, которые сокрыты в русской душе. Тогда-то он писал: «Душа моя, все мысли мои о России».

Тургенев много говорил о красоте русского языка. Уже в «Записках охотника» он сам дал прекрасные образцы русского слова. У него есть и другие высказывания о русском языке:

       «Пишите просто, искренно…»

       «Берегите чистоту языка как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».

       «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

В наше время язык утрачивает красоту: речь становится упрощённой, грубой,теряет индивидуальность, мы бездумно употребляем много иностранных слов, штампов, молодёжным сленгом. Пусть слова великого русского писателя послужат нам сигналом неким быть внимательными к своей речи.

 

 

 

Учащиеся слушают стихотворение.

 

 

Примерные ответы учащихся:

- Это произведение о ссоре двух братьев-близнецов.

- Автору стало жутко от картины, которую он увидел: ругались два брата, похожих друг на друга как две капли воды. Они бранились, выкрикивали ругательства как бы в свое лицо. Родные люди ругаются, потому что ненавидят друг друга непримиримо.

- Жутко, когда чувства человека слепы, стихийны, не просветлены разумом, нравственностью.

- Злоба, ненависть разрушают все не только вокруг человека, но и в самом человеке.

- Автор хочет сказать: уважайте друг друга, умейте сдерживать себя, свои чувства.

 

 

Ученики слушают стихотворение.

Примерные ответы учеников:

- В стихотворении «Два богача» сопоставляется щедрость богача Ротшильда, «который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», с одним убогим крестьянским семейством, «принявшим сироту-племянницу в свой разоренный домишко». Умиляясь поступком богача, автор пишет: «Далеко Ротшильду до этого мужика».

- Благотворительность богатого человека не затрагивает его личного материального благополучия. Бедное же крестьянское семейство согласно отдать последние гроши на воспитание Катьки-сироты. Теперь даже на соль беднякам не хватит.

- Бедняки оказываются щедрее, т. к. готовы отдать последнее.

- Тургенев сравнивает два типа богатства: огромные доходы Ротшильда и его материальные затраты на благотворительность и душевное богатство крестьянского семейства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают стихотворение.

 

 

 

Примерные ответы учеников:

- Родной русский язык является поддержкой и опорой человека в трудные минуты.

- Русский язык охарактеризован с помощью эпитетов «великий, могучий, правдивый и свободный».

- Тургенев испытывает чувство глубокой любви к своей родной стране и ее языку.

- Судьба народа напрямую связана с развитием русского языка, который поражает своей глубиной и красотой.

 

Этап закрепления нового материала (8 мин)

Мы рассмотрели несколько стихотворений в прозе, вы первый раз читали стихотворения, написанные в этом жанре. Давайте попробуем определить его специфические черты.

(Слайд № 23)

Стихотворение в прозе – это лирическое произведение в прозаической форме, для которого характерны:

- небольшой объем;

- повышенная эмоциональность стиля;

- образность;

- прозаический ритм.

Таким образом, Тургенев выражает веру в душевную силу, нравственную мощь, духовную стойкость своего народа,  помнит и любит свою Родину.

Отрывок из видео фильма Тургенев о Родине

 

 

Учащиеся вспоминают, что такое стихотворение, сравнивают поэзию и прозу, пытаются сформулировать определение понятия «стихотворения в прозе»

 

Учащиеся записывают в тетрадь определение понятия «стихотворение в прозе».

Инструктаж по выполнению домашнего задания (1 мин)

Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе                    И. С. Тургенева.

Проиллюстрировать любое понравившееся стихотворение в прозе (по желанию)

Написать самим стихотворение в прозе

 

Подведение итогов уроков. Рефлексия               (3 мин)

Ребята, я надеюсь, что сегодня на уроке вы узнали много нового, интересного и полезного.

- Чему вас научили изученные сегодня произведения?

Рефлексия

Выставление оценок за урок.

 

 

 

Учащиеся высказывают свое мнение.

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Здоровье- и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований

Здоровье- и психосберегающая среда будет организована через создание комфортных условий для проведения урока, смену видов деятельности, соблюдение гигиенических требований

II . Содержание урока

II . Содержание урока

Учитель: -Ребята, давайте ещё раз назовём имя женщины, которая была самой большой любовью писателя, была его музой? (Французская певица

Учитель: -Ребята, давайте ещё раз назовём имя женщины, которая была самой большой любовью писателя, была его музой? (Французская певица

В первый раздел вощло 51 стихотворение

В первый раздел вощло 51 стихотворение

Сатирические «Стихотворения в прозе» (Слайд № 12) высмеивают эгоизм («Эгоист»), пошлость («Дурак»), низость и подлость в поведении людей («Довольный человек», «Житейское правило»)

Сатирические «Стихотворения в прозе» (Слайд № 12) высмеивают эгоизм («Эгоист»), пошлость («Дурак»), низость и подлость в поведении людей («Довольный человек», «Житейское правило»)

Почему? - Почему автор «умиляется»

Почему? - Почему автор «умиляется»

Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами

Стихотворение – небольшое лирическое произведение, написанное стихами

Чтение и анализ произведений.

Чтение и анализ произведений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017