Тема урока: «Жизнь дана на добрые дела…»
( по рассказу А.П.Платонова «Юшка»)
Цели урока:
Личностные:
раскрыть понятие «нравственный человек»;
формировать уважительное отношение к иному мнению,
толерантности ;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками ;
учить быть нравственными, добрыми, честными.
Метапредметные:
освоить способы решения проблем поискового характера;
обнаружить противоречие между видимостью и сущностью героя;
активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения
коммуникативных и познавательных задач;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
определение общей цели и путей её достижения.
Предметные:
показать своеобразие личности писателя, особенности языка Платонова;
помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев,
вызвать сочувствие, сострадание к герою рассказа «Юшка»;
воспитывать милосердие, ответственность за свои поступки,
любовь и уважение к человеку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование:
видеофайл с трейлером фильма «Юшка»,
мультимедийная презентация, Библия, словари (толковый, словарь имен). ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ЗДРАВСТВУЙТЕ, садитесь. Перед началом урока, я хочу вам показать один видеоролик
(трейлер фильма «Юшка»).
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
По этому видео вы скорее всего догадались о каком произведении пойдет речь.
Да, сегодня мы с вами поговорим о произведении Андрея Платонова «Юшка». Дома вы
уже прочитали этот рассказ . Скажите, пожалуйста , какие ваши первые впечатления от
рассказа.
(Жаль Юшку, злые люди , Юшка добрый. не умеет отвечать злом на зло)
Да действительно это рассказ об очень важной проблеме «Добра и зла», и поможет нам в
этом герой рассказа Андрея Платонова Юшка, удивительный человек, который умел
побеждать зло добром.
Обратите внимание на эпиграф:
Верю я, придет пора,
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
(Б.Пастернак.)
_ Давайте определим тему нашего занятия.
Ответы детей:
Сегодня мы поговорим о добре и зле… и для чего человеку дана жизнь.
Учитель:
_ Хорошо ,молодцы . Значит, тема нашего занятия: «Жизнь дана на добрые дела… (по
рассказу А.Платонова «Юшка»)». (Слайд)
А какую цель и задачи мы перед собой поставим сегодня?
Ответы детей:
1)Определить, что такое добро и зло.
2) Познакомиться с героями рассказа А.П.Платонова «Юшка».
3) Научиться высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, учиться быть
терпимыми к другой точке зрения.
Учитель: молодцы, цели и задачи определены, записывайте тему урока. (Слайд)
III. Работа над темой:
Для начала познакомимся с биографией Андрея Платонова. (Слайд )
Настя подготовила небольшой доклад .
Во время ее выступления вы должны ответить на вопросы, которые представлены у вас в
таблице:
Полное имя автора?
Дата рождения
Сколько детей было в семье Клементовых? Когда появляются первые стихи Платонова?
Кем работает Платонов в годы ВОв?
Дата смерти Платонова.
В конце урока мы соберем ваши таблицы и проверим вашу внимательность
Анализ: Перед тем как мы приступим к обсуждению рассказа, давайте рассмотрим слова,
которые вам скорее всего показались незнакомыми. Азамат и Динар поработали над этим,
выписав из толкового словаря Ожегова значение этих слов.
Серчать (просторечное) – то же, что сердиться. Данное слово в повседневной
жизни используется редко. Автор употребляет его для того, чтобы передать
особенности речи героев, индивидуальные черты характера.
Блажной (блаженный) – имеет 3 значения: 1.в высшей степени
счастливый;2.не совсем нормальный; 3. то же, что святой
Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.
Кроткий – незлобивый, покорный, смирный. (Слайд)
Многие исследователи творчества Платонова обратили внимание на исключительную
точность в выборе названий произведений, имен героев и т.п.
Что же означает слово юшка? Об этом нам скажет Артур ( Словарь Ожегова. Юшка –
Жидкая часть, всякого кушанья, перен. Знач. –кровь)
А на самом деле как звали Юшку? (Ефим Дмитриевич)
Значение имени Ефим (благочестивый, благожелательный, священный). Имя героя
определяет его назначение в произведении. (Слайд)
Давайте, ребята, познакомимся с главным героем, открывайте учебники, работаем с
текстом. Что особо выделяет автор в портрете Юшки? Зачитайте. (стр. 121 )
Почему автор особо выделяет глаза? (Это глаза плакали? Нет, душа.
Глаза – это зеркало души. Что это значит? ( что происходит на душе человека, внутри –
все отражается в глазах) Именно наша душа страдает, любит.
Что же отражается в глазах Юшки? Что вы увидели? (Душа Юшки плакала, ему больно, в
глазах слезы).
Почему? (окружают жестокие люди). Это мы их так оцениваем. Ребята, а как Юшка
называл таких людей, жестоких, непонимающих?(со слепым сердцем)
Люди били его, бросали камни. Каждый человек выбирает свой путь в жизни. Люди со
слепым сердцем идут таким путем. «Сердце в людях бывает слепое», говорил Юшка.
Ребята, а почему сердца взрослых наполнялись яростью при виде Юшки?(потому что не
умеют любить, не могут смириться с тем, что он не такой как все)
А Юшка шел своей дорогой. Какой он шел дорогой? (дорогой добра, не причинял людям
зла, не отвечал грубо)
Найдите в тексте слова, фразы, которые показывают отношения Юшки к окружающим его
людям и их отношения к Юшке.
Подумайте над вопросами по вариантам (Слайд) Что влечет детей к Юшке?
(хотели, чтоб он отвечал злом на азло)
Почему Юшка не обижается на них?
(любит их)
Почему взрослые обижают и
ненавидят Юшку? (потому что он
был блажной и непохожий)
Почему их сердца наполняются
лютой яростью при виде Юшки? (он
был кроткий, не отвечал им злом)
Чем отвечает людям Юшка?
(молчанием, меня народ любит)
Какое чувство они, взрослые,
вызывают у вас? (отвращение,
негодование)
Скажите, осуждает ли автор Юшку
за такое молчание терпение (нет,
автор на стороне Юшки)
Платонов пишет: «Он не отвечает ударом на удар: он знает, что бить злых это бить детей.
Прощение малых. Важно и истинно – видеть во взрослых лишь их действительно детские
черты. Взрослый это лишь изуродованный ребенок".
Согласны ли вы с этим суждением автора?
Были ли счастливые мгновения в жизни Юшки? ( да , когда он был на природе, и когда
уходил стр.125
Куда каждый год на месяц уходил Юшка?
Что же произошло, почему Ефим покинул этот мир? Чем помешал Юшка веселому
прохожему? (прочитаем по ролям: Автор – Сабрина, Юшка – Рамазан, Прохожий Артем)
Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в жизни? (Каждый человек ценен,
неповторим каждый человек)
Может, не надо было серчать? (Юшка не может разгневаться, по своему характеру он
очень добрый человек. Он осерчалто первый раз в жизни. Обязательно надо было осерчать
нельзя всё время терпеть.)
Назовите основные качества Юшки. (Кластер) (На доске)
Как отреагировали люди на смерть Юшки? (стр 126)
Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем? Удалось ли Юшке победить зло
добром? (Людям без Юшки стало хуже. Он стал Ефимом Дмитриевичем после смерти,
потому что появился человек( приёмная дочь), которая с любовью относилась к Юшке и
продолжила его дело – делать добро Прочитать последние строки).
IV. Выводы
Какие мы можем сделать выводы: Чему научил нас этот рассказ?
К сожалению, не всегда добро побеждает в жизни. Не всегда при жизни воздается должное
тому, кто естественно и неустанно дарил добро миру. Но добро, любовь, по Платонову, не
иссякают, не уходят из мира со смертью человека. Добро прорастает и дает свои плоды.
Закончить наш урок хочется словами, начертанными на могиле
другого доброго человека -доктора Ф.П.Гааза: «Спешите
делать добро, пока не стало поздно!» V. Выставление оценок. Всем, кто работал на уроке поставлю 5, я всем благодарна. Мне
было с вами интересно.
VI. Домашнее задание. Ответьте на вопрос: о чем вас заставил задуматься рассказ?
VII. Рефлексия. У вас на партах лежат листочки с фразой. Продолжите фразу. Дорога
добра – это….. сдайте листочки, я обязательно прочту их, мне важно мнение каждого из
вас.
Спасибо, ребята за ваши ответы. Я желаю вам идти дорогою добра. Урок закончен. Полное имя автора?
Дата рождения
Сколько детей было в семье
Клементовых?
Когда появляются первые стихи
Платонова?
Кем работает Платонов в годы ВОв?
Дата смерти Платонова.
Полное имя автора?
Дата рождения
Сколько детей было в семье
Клементовых?
Когда появляются первые стихи
Платонова?
Кем работает Платонов в годы ВОв?
Дата смерти Платонова.
Полное имя автора?
Дата рождения
Сколько детей было в семье
Клементовых?
Когда появляются первые стихи
Платонова?
Кем работает Платонов в годы ВОв?
Дата смерти Платонова.
Полное имя автора?
Дата рождения
Сколько детей было в семье
Клементовых?
Когда появляются первые стихи
Платонова? Кем работает Платонов в годы ВОв?
Дата смерти Платонова.
Полное имя автора?
Дата рождения
Сколько детей было в семье
Клементовых?
Когда появляются первые стихи
Платонова?
Кем работает Платонов в годы ВОв?
Дата смерти Платонова.
Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Продолжите фразу. Дорога добра – это….. Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Продолжите фразу. Дорога добра – это…..
Урок по произведению А.Платонова "Юшка" (7 класс, литература)
Урок по произведению А.Платонова "Юшка" (7 класс, литература)
Урок по произведению А.Платонова "Юшка" (7 класс, литература)
Урок по произведению А.Платонова "Юшка" (7 класс, литература)
Урок по произведению А.Платонова "Юшка" (7 класс, литература)
Урок по произведению А.Платонова "Юшка" (7 класс, литература)
Урок по произведению А.Платонова "Юшка" (7 класс, литература)
Урок по произведению А.Платонова "Юшка" (7 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.