конспект урока по литературе "Сказ Н.Лескова "Левша" (7 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рассматривая тему "русского национального характера", можно прийти к выводу, что в нём есть достоинства и недостатки. Но такие качества, как патриотизм, несгибаемая воля, стойкость, выносливость и другие заслуживают уважения. Что может сделать каждый, для того, чтобы страна стала лучше? Над этим вопросом заставляет задуматься урок.
Иконка файла материала Урок литературы лесков левша.doc
Урок литературы в 7 классе МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»  Карагайского района Пермского края учителя Владычных С. В.  Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально­ чувственной сферы. Аудитория: 7 класс. Тема урока: Русский национальный характер в сказе Лескова «Левша». Стратегическая цель: развитие чувства эмпатии, гордости за родину. Задачи: 1. Учить анализу эпизодов. 2. Закрепить понятие «характеристика литературного героя». 3. Обучать интерпретации текста. Проблема: русский национальный характер противоречив.  Проблемный вопрос: В чём суть русского национального характера? Варианты решения:  1)  в русском национальном характере много достоинств; 2)  в русском национальном характере много недостатков. Оптимальный вариант: суть русского национального характера состоит в том, что в нём есть и  достоинства, и недостатки. Тезис: «…Русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, …сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». М.А.Шолохов.Комментарий  хода  урока Способы развития Развитие личностных качеств (значимых для  предпринимательской  деятельности) и  психических процессов 1. Учитель приветствует детей, желает  Аудиальный канал успеха. 2. Учитель предлагает учащимся  ответить на вопрос: «Почему автор  не называет имени Левши, а только  его прозвище?» Интуиция  3. Формулирование проблемного  вопроса: «В чём суть русского  национального характера?»   Глубина мышления 4. Целеполагание (например, научиться  анализировать текст или узнать как  Лесков изобразил русский  национальный характер) Самостоятельность  мышления 5. Обсуждение эпиграфа: «У него хоть  шуба овечкина, так душа  человечкина». (Н.Лесков.) Точность речи Учитель даёт положительный настрой на работу. Педагогика сотрудничества:  учитель с помощью вопроса вызывает  учащихся на размышление. Учащиеся рассуждают, делают свои  предположения. Учитель предлагает сформулировать проблемный вопрос. Учащиеся формулируют проблему,  поставленную автором в основной  мысли произведения. Учитель предлагает поставить цель  своей работы на уроке каждому  учащемуся. Учащиеся отвечают на вопросы: что  бы хотели узнать? чего добиться? С помощью диалога учитель вызывает учащихся на размышление. Учащиеся раскрывают смысл  высказывания, как они его  понимают.6. Составление характеристики  главного героя: работа в группах с  отрывками из текста. Задание:  ответить на вопрос «Какие качества  выделяет автор в характере Левши?» 7. ­ Какое чувство испытывает автор,  показывая образ Левши: гордости или горечи? Докажите. Аналитическое мышление Умение работать в команде Визуальный и  кинестетический каналы  восприятия Умение аргументировать Свобода выбора 8. Составление словесного портрета.  Выявления сходства с русскими  былинными богатырями (по  иллюстрациям) и русскими воинами­ освободителями (по репродукциям). Воображение  Умение сравнивать Визуальный канал  восприятия 9. Ученик читает стихотворение «Мы  народ Ванек­Встанек…» ­ За что русские названы в этом  стихотворении «народом Ванек­Встанек»? Выразительность речи Аудиальный канал  восприятия Чувство гордости за  Учитель предлагает  охарактеризовать главного героя.  Учащиеся в форме групповой работы  находят главное в отрывке,  выделяют ключевые слова и  определяют, о какой черте  характера идёт речь. Учитель предлагается ответить на  вопрос, в котором содержится  выбор ответа. Учащиеся выбирают ответ из 2­х  предложенных и доказывают свой  выбор, почему они так считают.  Учитель предлагает сравнить  портреты Левши и былинных  богатырей, выявить внешнее и  внутреннее сходство. Учащиеся, используя фантазию и  воображение, составляют  словесный портрет Л. и называют  черты сходства с богатырями и  воинами­освободителями. Используя вопросно­ответный ход  рассуждения, учитель предлагает  охарактеризовать русский народ в  самые трудные моменты истории. Учащиеся называют качества,  которые помогли выстоять в ВОвродину (смелость, мужество…) 10. ­Какое качество помогло Левше  выдержать испытания по дороге  домой? Эмпатия   11. ­ Что мы делаем, чтобы наша страна  стала лучше? ­ Что можем сделать? Чувство любви к родине Умение аргументировать Свобода выбора 12. Разноуровневое домашнее задание: 1) ответить на вопросы в учебнике; 2) нарисовать образ русской нации; 3) написать сочинение­рассуждение  «Противоречия русского характера». Используя вопросно­ответный ход  рассуждения, учитель предлагает  вспомнить, что испытал Л. и как он  это перенёс. Учащиеся выделяют лучшие черты  характера Л., отмечая его стойкость,  силу воли, заботу о родине. Учитель показывает сопричастность  каждого с судьбой своей родины. Учащиеся рассуждают о том, какую  пользу они принесли и ещё могут  принести. Учитель предлагает выбрать одно из  3­х заданий: 1) репродуктивное задание,  направленное лишь на  воспроизведение информации, 2) задание, направленное на  развитие образного мышления, 3) задание, направленное на  развитие творческих  способностей. Учащиеся выбирают задание всоответствии со своим желанием. 13. Чтение и обсуждение тезиса: «Русский человек, человек несгибаемой  воли, выдюжит, …сможет всё вытерпеть,  всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина». М.А.Шолохов. Самостоятельность  мышления, открытость Приём аргументации: довод от  собственного опыта. Учитель обращает внимание учащихся на тезис и предлагает раскрыть его  смысл. 14. Рефлексия. Вопросы­помощники для проведения  рефлексии: Кто мы? Какие мы? Почему  мы такие? Рефлексивность  мышления 15. Оценивание. Умение оценивать Учащиеся доказывают свою точку  зрения. Учащиеся оценивают степень  полезности урока и своё состояние  на нём. Учащиеся озвучивают групповую  взаимооценку.  Учитель даёт словесный  комментарий оценкам.

Посмотрите также