Рассматривая тему "русского национального характера", можно прийти к выводу, что в нём есть достоинства и недостатки. Но такие качества, как патриотизм, несгибаемая воля, стойкость, выносливость и другие заслуживают уважения. Что может сделать каждый, для того, чтобы страна стала лучше? Над этим вопросом заставляет задуматься урок.
Урок литературы в 7 классе
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Карагайского района Пермского края
учителя Владычных С. В.
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально
чувственной сферы.
Аудитория: 7 класс.
Тема урока: Русский национальный характер в сказе Лескова «Левша».
Стратегическая цель: развитие чувства эмпатии, гордости за родину.
Задачи:
1. Учить анализу эпизодов.
2. Закрепить понятие «характеристика литературного героя».
3. Обучать интерпретации текста.
Проблема: русский национальный характер противоречив.
Проблемный вопрос:
В чём суть русского национального характера?
Варианты решения:
1) в русском национальном характере много достоинств;
2) в русском национальном характере много недостатков.
Оптимальный вариант: суть русского национального характера состоит в том, что в нём есть и
достоинства, и недостатки.
Тезис: «…Русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, …сможет всё вытерпеть, всё преодолеть
на своём пути, если к этому позовёт его Родина». М.А.Шолохов.Комментарий хода урока
Способы развития
Развитие личностных качеств
(значимых для
предпринимательской
деятельности) и
психических процессов
1. Учитель приветствует детей, желает
Аудиальный канал
успеха.
2. Учитель предлагает учащимся
ответить на вопрос: «Почему автор
не называет имени Левши, а только
его прозвище?»
Интуиция
3. Формулирование проблемного
вопроса: «В чём суть русского
национального характера?»
Глубина мышления
4. Целеполагание (например, научиться
анализировать текст или узнать как
Лесков изобразил русский
национальный характер)
Самостоятельность
мышления
5. Обсуждение эпиграфа: «У него хоть
шуба овечкина, так душа
человечкина». (Н.Лесков.)
Точность речи
Учитель даёт положительный настрой
на работу.
Педагогика сотрудничества:
учитель с помощью вопроса вызывает
учащихся на размышление.
Учащиеся рассуждают, делают свои
предположения.
Учитель предлагает сформулировать
проблемный вопрос.
Учащиеся формулируют проблему,
поставленную автором в основной
мысли произведения.
Учитель предлагает поставить цель
своей работы на уроке каждому
учащемуся.
Учащиеся отвечают на вопросы: что
бы хотели узнать? чего добиться?
С помощью диалога учитель вызывает
учащихся на размышление.
Учащиеся раскрывают смысл
высказывания, как они его
понимают.6. Составление характеристики
главного героя: работа в группах с
отрывками из текста. Задание:
ответить на вопрос «Какие качества
выделяет автор в характере Левши?»
7. Какое чувство испытывает автор,
показывая образ Левши: гордости или
горечи? Докажите.
Аналитическое мышление
Умение работать в команде
Визуальный и
кинестетический каналы
восприятия
Умение аргументировать
Свобода выбора
8. Составление словесного портрета.
Выявления сходства с русскими
былинными богатырями (по
иллюстрациям) и русскими воинами
освободителями (по репродукциям).
Воображение
Умение сравнивать
Визуальный канал
восприятия
9. Ученик читает стихотворение «Мы
народ ВанекВстанек…»
За что русские названы в этом
стихотворении «народом ВанекВстанек»?
Выразительность речи
Аудиальный канал
восприятия
Чувство гордости за
Учитель предлагает
охарактеризовать главного героя.
Учащиеся в форме групповой работы
находят главное в отрывке,
выделяют ключевые слова и
определяют, о какой черте
характера идёт речь.
Учитель предлагается ответить на
вопрос, в котором содержится
выбор ответа.
Учащиеся выбирают ответ из 2х
предложенных и доказывают свой
выбор, почему они так считают.
Учитель предлагает сравнить
портреты Левши и былинных
богатырей, выявить внешнее и
внутреннее сходство.
Учащиеся, используя фантазию и
воображение, составляют
словесный портрет Л. и называют
черты сходства с богатырями и
воинамиосвободителями.
Используя вопросноответный ход
рассуждения, учитель предлагает
охарактеризовать русский народ в
самые трудные моменты истории.
Учащиеся называют качества,
которые помогли выстоять в ВОвродину
(смелость, мужество…)
10. Какое качество помогло Левше
выдержать испытания по дороге
домой?
Эмпатия
11. Что мы делаем, чтобы наша страна
стала лучше?
Что можем сделать?
Чувство любви к родине
Умение аргументировать
Свобода выбора
12. Разноуровневое домашнее задание:
1) ответить на вопросы в учебнике;
2) нарисовать образ русской нации;
3) написать сочинениерассуждение
«Противоречия русского характера».
Используя вопросноответный ход
рассуждения, учитель предлагает
вспомнить, что испытал Л. и как он
это перенёс.
Учащиеся выделяют лучшие черты
характера Л., отмечая его стойкость,
силу воли, заботу о родине.
Учитель показывает сопричастность
каждого с судьбой своей родины.
Учащиеся рассуждают о том, какую
пользу они принесли и ещё могут
принести.
Учитель предлагает выбрать одно из
3х заданий:
1) репродуктивное задание,
направленное лишь на
воспроизведение информации,
2) задание, направленное на
развитие образного мышления,
3) задание, направленное на
развитие творческих
способностей.
Учащиеся выбирают задание всоответствии со своим желанием.
13. Чтение и обсуждение тезиса:
«Русский человек, человек несгибаемой
воли, выдюжит, …сможет всё вытерпеть,
всё преодолеть на своём пути, если к этому
позовёт его Родина». М.А.Шолохов.
Самостоятельность
мышления,
открытость
Приём аргументации: довод от
собственного опыта.
Учитель обращает внимание учащихся
на тезис и предлагает раскрыть его
смысл.
14. Рефлексия.
Вопросыпомощники для проведения
рефлексии: Кто мы? Какие мы? Почему
мы такие?
Рефлексивность
мышления
15. Оценивание.
Умение оценивать
Учащиеся доказывают свою точку
зрения.
Учащиеся оценивают степень
полезности урока и своё состояние
на нём.
Учащиеся озвучивают групповую
взаимооценку.
Учитель даёт словесный
комментарий оценкам.