Тема урока: Михаил Спартакович Пляцковский «Урок дружбы».
Цель: познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и
способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, создать условия для
формирования
УУД личностных: мотивация учения, нравственноэтическое оценивание усваиваемого
содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный
моральный выбор;
познавательных: формулирование познавательной цели, умение прогнозировать содержание
читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”,
“дружба”;
коммуникативных: оценка действий партнера, умение выражать свои мысли.
Оборудование: компьютер и проектор, карточки для работы в группе, рабочие тетради,
цветные карандаши.
Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 1 класс
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Ход урока
1.Организация мотивации деятельности учащихся на уроке.
Подравнялись, тихо встали,
Глазки на меня подняли!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки
передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.
Эмоциональный настрой
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
На нашем уроке девиз: «Хочу всё знать».
Постановка задач:
Какие ставим перед собой задачи на уроках чтения?
Научиться читать бегло, грамотно, выразительно;
учиться мыслить, выражать своё мнение;
развивать речь, память, мышление.
Речевая разминка
а) дыхательная гимнастика:
«Свеча»: глубокий вдох, резкий выдох;
«Именинный пирог»: сделаем глубокий вдох и постараемся задуть сразу 5 свечей.
1«Воздушный шар»: глубокий вдох, плавный выдох
в) работа над дикцией: У Сени и Сани в сетях сом с усами
Произнести четко, целыми словами
Увеличить темп
Произнести с разной интонацией
( интонационное чтение: серьёзно, с удивлением, недовольно, насмешливо)
Для чего мы проводим речевую разминку?
(Развиваем голос, учимся правильно произносить слова, работаем над интонацией)
Ребята, давайте вспомним и назовём некоторые произведения, которые мы читали на
предыдущих уроках литературного чтения, по краткому описанию.
2.Подготовка к работе на основном этапе.
А) В этом произведении говорится о доброй старой лошади, которая могла возить телегу.
(Михаил Пляцковский «Добрая лошадь»)
Б) А в этом произведении говорится о кораблике, который гулял по волнам на раздутых
парусах ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)
В) Ну а в этом произведении пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как
перейти через реку. (Пузырь, Соломинка и Лапоть)
Г) В этом произведении рассердился Аист и… проглотил Лягушку. (Сергей Михалков «Аисты
и лягушки»)
Итак, к какому жанру относятся эти произведения и почему?
Разгадайте загадку и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке:
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный... (друг)
Кто из вас уже догадался, о чем мы будем говорить на нашем уроке?
3. Сообщение темы урока и организация восприятия и усвоения учащимися материала.
Много сказок, рассказов, стихотворений написано о дружбе.
Вспомните, какие произведения о дружбе мы с вами читали?
(Коваль «Бабочка», Мазнин «Давайте дружить», В.Осеева «Три товарища»).
Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением о дружбе, которое написал Михаил
Спартакович Пляцковский.
Что вы знаете об этом писателе?
Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 г. в Енакиево ( Донецкая область).
2Окончил Литературный институт им.Горького. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни
и стихи, и мелодии. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", "Вместе весело шагать",
"Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", ...
Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года.
Ну а название произведения, которое мы будем читать вы попробуете расшифровать. Оно
состоит из двух слов. Первое слово объясняется так: учебный час или иной промежуток времени,
установленный для проведения учебного занятия… Какие ваши предположения? (Урок
К доске прикрепляется слово УРОК)
Значение второго слова таково: Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов? (Дружба
Прикрепляется слово ДРУЖБА)
А теперь соедините название этих двух слов и получите название произведения. (Урок
дружбы)
Но прежде, чем мы начнем изучать произведение, попробуем предположить, о чем оно?
(Об уроках, о дружбе, о школе и т.д.)
Чтение сказки учителем
4. Послушайте, пожалуйста.
5. Первичное закрепление текста
К какому жанру относится это произведение?
Докажите, что это сказка.
Какие бывают сказки?
(Авторские и народные)
Это какая сказка? Почему? (Автор Пляцковский)
Откройте учебники на стр.82 и прочитайте название раздела, который мы будем сегодня
изучать.
Кто являются главными героями сказки? (Воробьи Чик и Чирик)
Кто из героев Вам понравился и почему?
6. Повторное чтение по «цепочке»
Кого можно считать настоящим другом и почему?
(Чирика – он поделился с другом)
Понял ли Чик свою ошибке?
(Да, понял)
Из каких слов это видно? Найдите слова, доказывающие это.
(Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена… до конца!)
О каком уроке дружбы говорил Чик?
(Необходимо говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться)
Чему учит эта сказка?
(Настоящие друзья должны все делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой
неправильный поступок и поблагодарить за это настоящего друга)
Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Выберите предложения из текста, которые
подходят к этим картинкам, обсудите между собой.
7. Работа в парах
38.Составление плана и пересказ по плану
Как вы думаете, на сколько частей можно разделить эту сказку?
О чем говорится в 1 части? Как ее можно озаглавить?
Кто хочет рассказать эту часть?
и т.д.
1. Посылка
2. Чирик делится с другом
3.Чик все понял.
Что такое дружба?
(Бескорыстные отношения между людьми, основанные на симпатии, доверии, искренности,
общих интересах. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное
отношение к мнению друга, доверие. Людей, связянных между собой дружбой, называют
друзьями.
А у вас есть друзья? Расскажите о своем друге.
Как хорошо, что дружба есть на свете!
Она, как воздух, нам с тобой нужна.
Так пусть шагает дружба по планете,
Пускай, как солнце светит нам она.
1.) Собрать пословицы о дружбе и прочитать их. Объяснить смысл.
9. Работа в группах
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг, лучше новых двух.
Нет друга ищи, а нашел береги.
Сам погибай, а товарища выручай.
Дружба, как стекло – разобьешь не сложешь.
Скажи, кто твои друзья и я скажу, кто ты.
Хороший друг всегда приходит вовремя.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Легко друзей найти, да трудно сохранить.
Новых друзей наживай, да старых не потеряй.
Один за всех и все за одного.
Друзья познаются в беде.
Подходят ли эти пословицы к сказке М. Пляцковского «Урок дружбы»?
2) .Творческая работа «Дерево дружбы»
Как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти?
Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках.
(Каждая группа записывает правило на листочке и крепит его на дерево)
Уступать друг другу.
Не бояться просить прощения, если обидел друга.
Не грубить, не злиться.
Не жадничать: делись с друзьями.
4
Помогать другу: если умеешь чтото делать, научи друга; если друг попал в беду,
помоги ему.
Быть честным.
Останови друга, если он делает чтото плохое
Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.
Я считаю, что Чик не должен был признаваться в том, что он склевал целую коробку пшена.
Ведь уже ничего не исправить. Кто готов со мной поспорить?
Задание 1, 3
10. Работа в тетради
Посмотрите в тетради задание 2. Угадайте, кто где изображен. Можно ли по картинке
определить настроение воробьев?
Раскрасить рисунок.
Сегодня на уроке вы все хорошо работали, показали, как вы умеете читать и отвечать на
вопросы.
11. Итог урока.
С каким произведением мы познакомились на уроке?
Чему вы научились на примере героев сказки?
12. Рефлексия.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Какой вывод вы сделали из нашего урока? Что важно для каждого из нас?
Закончить хочу наш урок песней Михаила Пляцковского о дружбе, а вы нарисуйте с каким
настроением закончили урок. Оцените свою работу.
56