Урок по литературному чтению М. С. Пляцковский «Урок дружбы» (1 класс).

  • Конкурсы
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План урока.doc
Тема урока: Михаил Спартакович  Пляцковский  «Урок дружбы». Цель: познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и способствовать отработке навыков выразительного чтения целыми словами, создать условия для формирования  УУД   личностных:  мотивация   учения,   нравственно­этическое   оценивание   усваиваемого содержания,   исходя   из   социальных   и   личностных   ценностей,   обеспечивающие   личностный моральный выбор;  познавательных: формулирование познавательной цели, умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “дружба”;  коммуникативных: оценка действий партнера, умение выражать свои мысли.   Оборудование:  компьютер   и   проектор,   карточки   для   работы   в   группе,   рабочие   тетради, цветные карандаши. Учебник: Л. А. Ефросинина. Литературное чтение. 1 класс  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.  Ход урока 1.Организация мотивации деятельности учащихся на уроке. Подравнялись, тихо встали, Глазки на меня подняли! Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться, Работаем старательно Слушаем внимательно. Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое. Итак,  за работу. Эмоциональный настрой Орешек знаний твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет На нашем уроке девиз: «Хочу всё знать». Постановка задач: ­ Какие ставим перед собой задачи на уроках чтения? ­Научиться читать бегло, грамотно, выразительно; ­учиться мыслить, выражать своё мнение; ­развивать речь, память, мышление.  Речевая разминка   а) дыхательная гимнастика:       «Свеча»: глубокий вдох, резкий выдох;       «Именинный пирог»: сделаем глубокий вдох и постараемся задуть сразу 5 свечей. 1«Воздушный шар»: глубокий вдох, плавный выдох         в) работа над дикцией:     У Сени и Сани в сетях сом с усами  Произнести четко, целыми словами  Увеличить темп  Произнести с разной интонацией ( интонационное чтение: серьёзно, с удивлением, недовольно, насмешливо) ­Для чего мы проводим речевую разминку? (Развиваем голос, учимся правильно произносить слова, работаем над интонацией) ­   Ребята,   давайте   вспомним   и   назовём   некоторые   произведения,   которые   мы   читали   на предыдущих уроках литературного чтения, по краткому описанию. 2.Подготовка к работе на основном этапе. А) В этом произведении говорится о доброй старой лошади, которая могла возить телегу. (Михаил Пляцковский «Добрая лошадь») Б) А в этом произведении  говорится о кораблике,  который гулял по волнам  на раздутых парусах ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…») В) Ну а в этом произведении пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. (Пузырь, Соломинка и Лапоть) Г)  В этом произведении рассердился Аист и… проглотил Лягушку. (Сергей Михалков «Аисты и лягушки») Итак, к какому жанру   относятся эти произведения и почему?  ­Разгадайте загадку и вы узнаете, о чем пойдет речь на нашем уроке:  Радость делит он со мной,         За меня всегда горой.         Коль беда случится вдруг,         Мне поможет верный... (друг) ­ Кто из  вас уже догадался, о чем мы будем говорить на нашем уроке? 3. Сообщение темы урока и организация восприятия и усвоения учащимися материала.         ­  Много сказок,  рассказов, стихотворений  написано о дружбе.  Вспомните, какие произведения о дружбе мы с вами читали? (Коваль «Бабочка», Мазнин «Давайте дружить», В.Осеева «Три товарища»). Сегодня  мы  познакомимся   с  ещё  одним  произведением  о  дружбе,  которое  написал  Михаил Спартакович Пляцковский.  ­ Что вы знаете об этом писателе? Михаил Спартакович Пляцковский родился 2 ноября 1935 г. в Енакиево ( Донецкая область). 2Окончил Литературный институт им.Горького. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни ­ и   стихи,   и   мелодии.  Много   песен   поэт   написал   для   детей   "Улыбка",   "Вместе   весело   шагать", "Детства последний звонок", "Конопатая девчонка", ... Умер Михаил Спартакович 26 января 1991 года. ­ Ну а  название произведения, которое мы будем читать вы попробуете расшифровать. Оно состоит из двух слов. Первое слово объясняется так: учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия… Какие ваши предположения? (Урок К доске прикрепляется слово УРОК) ­ Значение второго слова таково: Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов? (Дружба Прикрепляется слово ДРУЖБА) ­   А   теперь   соедините   название   этих   двух   слов   и   получите   название   произведения.   (Урок дружбы) ­ Но прежде, чем мы начнем изучать произведение, попробуем предположить, о чем оно?  (Об уроках, о дружбе, о школе и т.д.) Чтение сказки учителем 4. Послушайте, пожалуйста. 5. Первичное закрепление текста ­  К какому жанру относится это произведение?   Докажите, что это сказка. ­ Какие бывают сказки? (Авторские и народные) ­  Это какая сказка? Почему? (Автор Пляцковский) ­ Откройте учебники на стр.82 и прочитайте название раздела, который мы будем сегодня  изучать.  ­ Кто являются главными героями сказки? (Воробьи Чик и Чирик) ­ Кто из героев Вам понравился и почему? 6. Повторное чтение по «цепочке» ­ Кого можно считать настоящим другом и почему?  (Чирика – он поделился с другом) ­ Понял ли Чик свою ошибке?  (Да, понял) ­ Из каких слов это видно? Найдите слова, доказывающие это. (Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена… до конца!) ­О каком уроке дружбы говорил Чик? (Необходимо говорить правду, думать о товарищах, всегда делиться) ­ Чему учит эта сказка? (Настоящие   друзья   должны   все   делить   пополам.   Радует   то,   что   Чик   смог   осознать   свой неправильный поступок и поблагодарить за это настоящего друга) ­   Рассмотрите   иллюстрации   в   учебнике.   Выберите   предложения   из   текста,   которые подходят к этим картинкам, обсудите между собой. 7. Работа в парах 38.Составление плана и пересказ по плану ­ Как вы думаете, на сколько частей можно разделить эту сказку? ­ О чем говорится в 1 части?­ Как ее можно озаглавить?  ­ Кто хочет рассказать эту часть?                                     и т.д. 1. Посылка 2. Чирик делится с другом 3.Чик  все понял. ­ Что такое дружба? (Бескорыстные отношения между людьми, основанные на симпатии, доверии, искренности, общих интересах. Обязательными признаками дружбы являются взаимное уважительное отношение к мнению друга, доверие. Людей, связянных между собой дружбой, называют друзьями.  ­ А у вас есть друзья? Расскажите о своем друге. Как хорошо, что дружба есть на свете! Она, как воздух, нам с тобой нужна. Так пусть шагает дружба по планете, Пускай, как солнце светит нам она. 1.) ­ Собрать пословицы о дружбе и прочитать их. Объяснить смысл. 9. Работа в группах Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг, лучше новых двух. Нет друга ищи, а нашел береги. Сам погибай, а товарища выручай. Дружба, как стекло – разобьешь не сложешь. Скажи, кто твои друзья и я скажу, кто ты. Хороший друг всегда приходит вовремя. Человек без друзей, что дерево без корней. Легко друзей найти, да трудно сохранить. Новых друзей наживай, да старых не потеряй. Один за всех и все за одного. Друзья познаются в беде. ­ Подходят ли эти пословицы к сказке М. Пляцковского «Урок дружбы»? 2) .Творческая работа «Дерево дружбы» ­ Как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам это может произойти? ­ Я предлагаю вам открыть секреты дружбы, записав их на листочках.  (Каждая группа записывает правило на листочке и крепит его на дерево)     Уступать друг другу. Не бояться просить прощения, если обидел друга. Не грубить, не злиться. Не жадничать: делись с друзьями. 4 Помогать другу: если умеешь что­то делать, научи друга; если друг попал в беду, помоги ему.   Быть честным. Останови друга, если он делает что­то плохое ­ Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга.  ­ Я считаю, что Чик не должен был признаваться в том, что он склевал целую коробку пшена. Ведь уже ничего не исправить. Кто готов со мной поспорить? Задание 1, 3 10. Работа в тетради ­ Посмотрите в тетради задание 2.   Угадайте, кто где изображен. Можно ли по картинке определить настроение воробьев?  Раскрасить рисунок. ­ Сегодня на уроке вы все хорошо работали, показали, как вы умеете читать и отвечать на вопросы. 11. Итог урока. ­ С каким произведением мы познакомились на уроке? ­ Чему вы научились на примере героев сказки? 12. Рефлексия. Кто в дружбу верит горячо,  Кто рядом чувствует плечо  Тот никогда не упадет,  В любой беде не пропадет,   А если и споткнется вдруг,  То встать ему поможет друг!  Всегда в беде надежный друг  Ему протянет руку.  ­ Какой вывод вы сделали из нашего  урока? Что важно для каждого из нас? ­ Закончить хочу наш урок песней Михаила Пляцковского о дружбе, а вы нарисуйте с каким настроением закончили урок. Оцените свою работу. 56