Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")
Оценка 4.6

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
04.08.2018
Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")
Данный урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России"), в котором раскрыта тема любви к Родине, соответствует требованиям ФГОС и включает в себя различные виды работы, что делает его очень насыщенным и интересным.
МОЙ УРОК!!!!!.docx
Учитель: Лыкова Людмила Юpьeвнa Предмет: литературное чтение Класс: 4  УМК «Школа России» Тип урока: освоение нового материала. Тема: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…».              Тема любви к  Родине. Тип урока: освоение нового материала. Педагогические задачи:  углубить знания   учащихся о творчестве И.С. Никитина; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать   свою   точку   зрения;   развивать   мышление   учащихся,   речь, воспитывать любовь к  своей Родине, умение видеть прекрасное  в поэзии. Планируемые результаты. Предметные:  познакомятся  с   творчеством   И.С.   Никитина   и   содержанием   его стихотворения «В синем небе плывут над полями…»; научатся: выразительно  читать стихотворение, находить  в  тексте  художественные средства   языка,   понимать   учебную   задачу   урока   и   стремиться   её   выполнять, извлекать   из   текста   нужную   информацию,   читать   вслух   бегло,   осознанно,   без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному; отвечать на вопросы   и   оценивать   свои   знания;   получат   возможность   рассмотреть   и проанализировать иллюстрации. Метапредметные:  Познавательные:   осмысливать   чтение   лирических   текстов;   понимать   настроение стихотворения;   определять   своё   собственное   отношение;   искать   необходимую информацию по фотографии, репродукции картины; осмысливать объекты; понимать смысл. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини­группе, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с задачей урока. Коммуникативные:  осмысливать   правила   взаимодействия   в   паре   и   в   группе (распределение   обязанностей,   составление   плана   совместных   действий,   умение договориться о совместных действиях). Личностные:  демонстрировать   уважительное   отношение   к   иному   мнению; приниматьсоциальную роль обучающегося. Оборудование: мутьтимедийный  проектор, компьютер, аудиозапись стихотворения «В   синем   небе   плывут   над   полями…»   И.   Никитина,   карточки   для   чтения, видеоролики: романс «В синем небе плывут над полями…», для релаксации «В синем небе плывут облака…» Слайд 1(перед началом урока)                                                                 Ход урока:   I Приветствие.     Слайд2 Голосистый наш звонок Пригласил всех на урок Музыка с литературой Вас сегодня позовут В лес, и в поле, и на пруд. И осенним днём прекрасным Скажем мы природе «Здравствуй!» ­Здравствуйте, ребята.  II. Проверка домашнего задания. ­ Как называется раздел учебника, который мы читаем? ­ С творчеством какого поэта вы познакомились на прошлом уроке? Урок начнём с проверки домашнего задания. Уточните, что вы готовили дома.       (Чтение по ролям  стихотворения А.Плещеева «Дети и птичка» )(3­4 пары) III. Введение в раздел.  Актуализация знаний.  (6 мин) Подготовка к восприятию. Изучая стихи  из поэтической тетради, мы знакомились с творениями многих русских поэтов, передавших красоту родной земли, любовь к ней. ­ Произведения каких поэтов вы уже изучили? 1. Знакомство с творчеством поэта.. ­ Сегодня мы прикоснёмся к творчеству И.С. Никитина. (Слайд3). Отройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число и тему урока. Теперь отложите  тетради в сторону, к работе в них мы ещё с вами вернёмся. ­Ребята, приступая к изучению творчества поэта какие задачи мы можем перед собой поставить? •        ознакомиться с жизнью и творчеством поэта; •        продолжать учиться выразительному чтению; •        пополнять словарный запас; •        развивать речь, мышление, воображение   (Слайд 4) ­ Мы уже знакомились с биографией И.С. Никитина, его стихами, а сегодня углубим  свои знания о нём. У вас на партах лежат листочки с текстом ­ Прочтите статью о жизненном пути  И.С. Никитина. ­ Выполняем  упражнение на просматривание. Сейчас на доске будут появляться  слайды, а вам нужно найти слова в тексте, которыми можно эти слайды подписать.   Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине  города в маленьком домике на берегу  реки. ( Слайд 5)           С высокой кручи побережья,  где стоял дом Никитиных,  поэту открылись  неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах.  (Слайд 6) Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем. (Слайд 7)    С шести лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел  стать образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо  было ему помогать во всём.          Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики  с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.   (Слайд 8).      библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.               (Слайд 9) Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина,  он умер молодым человеком.  (Слайд 10) В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую  ­ Обратите внимание на памятник И.С.Никитину в Воронеже. Люди помнят  творчество поэта,  и память о нём увековечена.  IV. Анализ стихотворения  (10 мин) 1.­ Послушайте стихотворение  поэта. Ребята, закройте глаза, включите своё  воображение и постарайтесь представить то, о чём я вам буду читать.      « В синем небе плывут над полями…»                 (Слайд 11). В синем небе плывут над полями Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Теплый вечер прозрачно­румян. Вот уж веет прохладой ночною; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным шаром встает, Красным заревом лес обдает. Кротко звезд золотое сиянье, В чистом поле покой и молчанье; Точно в храме, стою я в тиши И в восторге молюсь от души. ­ Какие картины предстали в вашем воображении?  ­Какие чувства вы пережили?  ­Какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки?     2.Словарно­лексическая работа. Прочитайте стихотворение вполголоса. Сейчас мы с вами превратимся в языковедов  и постараемся объяснить значение незнакомых слов.  Какие слова показались вам непонятными? ­ Объяснение значения слов.   Грезет­ мечтает Межа–граница земельных участков Зарево-  – огненный свет или отблеск на небе от небесных явлений . Храм – здание для совершения богослужения и религиозных обрядов.  (Слайд 12).  ­Ребята, запишите значения этих слов в тетрадь. Ну а сейчас мы превратимся в руссоведов. Скажите, что такое синонимы? ( Слайд 13) ­ Подберите синонимы к словам: золотой (жёлтый),  восторг (восхищение, радость) ­Что такое антонимы? ( Слайд 14) ­ Подберите антонимы к словам: прохладный (жаркий, знойный, горячий),  восторг (огорчение, печаль, скорбь, тоска) 3. Беседа по содержанию стихотворения. ­ Прочитайте стихотворение ещё раз самостоятельно (дети читают стихотворение про себя). ­Какие  картины вы увидели в этом стихотворении?  ( летний вечер, красивые облака, солнце заходит за горизонт) ­ С помощью чего создаются эти картины? (с помощью художественных средств) ­ Какие художественные средства использовал  Никитин в своём стихотворении?     ( эпитеты, сравнения)     ­ Назовите эпитеты в 1,2, 3 строфе. (Золотые края, красное зарево, прозрачно­  румяный вечер)  (Слайд 15, 16, 17) ­ Но кроме природы, есть ещё одна картина. Кто может назвать её?     (Мы видим, что в природе тишина, как в храме,  и  И.С.Никитин восхищается этой  тишиной)­ СРАВНЕНИЕ ­Мы познакомились  с прекрасным стихотворением. ­ Какие мысли передал Никитин? (И.С.Никитин выразил красоту родной природы, не только в этом стихотворении;  Он очень любил природу и восхищался её; видел красоту в самых обычных вещах и  помог  увидеть нам) V. Динамическая пауза. (1,5 мин) (Слайд 18). Вы, наверное, устали?  Ну, тогда все дружно встали. Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Ручками похлопали, Ножками потопали,  Вправо, влево повертелись  И за парты вновь уселись.  Глазки крепко закрываем,                                                                               Дружно до 5 считаем.  Открываем, поморгаем  И работать продолжаем.  VI.Обобщение и систематизация знаний ­ 10 мин. Цель этапа: Формирование целостной системы знаний по изученной теме. ­ Представьте, что вы – художники. Но рисовать вы будете не красками и кистью, а  словами. Сейчас мы будем смотреть слайды и подбирать к ним подходящие строки из  стихотворения.  (Слайды 19, 20, 21, 22) ­Теперь вы – актёры. Мы познакомились с прекрасным стихотворением, и я  предлагаю вам прочитать это стихотворение друг другу. Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать  свою радость и восхищение. Сейчас вы ещё раз прослушаете стихотворение (Аудиозапись) Работа в парах. Подчеркните слова, которые надо выделить при чтении. ­При подготовке пользуйтесь памяткой.               (Слайд 23) Памятка.  а) Правильно ставь ударения. б) Соблюдай паузы. в) Выбери силу голоса (громко, тихо). г) Определи темп (быстро, медленно) д) Читай эмоционально. е) Покажи интонацией свое отношение к произведению 5. Выразительное чтение стихотворение    (Слайд 24)    ­ Оцените чтение стихотворения своих товарищей?    ­ Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему? Стихи И.С.Никитина  красивые, очень мелодичные. Русские композиторы на  них  создали свыше 60 романсов и песен. . –Вы уже знаете, что не только стихами, но и музыкой можно рисовать картины  природы. А кто сочиняет для людей музыку? ­Как называют людей, для которых композиторы сочиняют музыку? ­Сейчас мы превратимся в хороших слушателей и послушаем романс в исполнении  Александра Шарафутдинова «В синем небе плывут над полями…» РОЛИК Понравился? Ребята, а хотите себя попробовать в роли поэтов? Тогда поработайте в  группах и соберите рассыпавшуюся строфу стихотворения. Плывут по небу облака, Скользя бесшумно над землею. Течет небесная река, Сливаясь с дымкой голубою. VII. Рефлексия деятельности. Итог урока. Домашнее задание – 3 мин. Цель этапа: способствовать формированию рефлексии.       (Слайд 25) • Мне понравилось… • Я научился… • Я понял, что… • Труднее всего для меня было… • Я хочу научиться…  Слайд 26 – Полученные на уроке знания помогут вам выполнить домашнее задание. 1 вариант задания: выучить стихотворение наизусть; 2 вариант задания: найти другие стихотворения Ивана Саввича Никитина и  подготовить выразительное чтение любого из них. Релаксация:  Ребята, вы очень  хорошо поработали на уроке. Каждый из вас  старался проявить себя индивидуально, вы работали в парах, работали в группах, но  осталось ещё одно задание, которое создаст коллективную картину нашего  сегодняшнего урока. Посмотрите какой замечательный пейзаж у меня есть. На нём  изображено золотое поле пшеницы, бескрайнее голубое небо. Но чего­то здесь всё­ таки не хватает. (Ролик) Перед каждым из вас лежит конверт, достаньте содержимое и внимательно  рассмотрите. Выберите то, что отражает ваше настроение после нашего урока. (Дети  подходят по очереди и приклеивают свои облака на картину)  ­Урок окончен! Спасибо! Раздаточный материал Плывут по небу облака, _____________________________________ Скользя бесшумно над землею. ______________________________________ Течет небесная река, ______________________________________ Сливаясь с дымкой голубою. ________________________________________ Родился Иван Савич Никитин в 1824 году в городе Воронеже, на окраине  города в маленьком домике на берегу  реки.            С высокой кручи побережья,  где стоял дом Никитиных,  поэту открылись  неоглядные дали, здесь рождались те чувства, которые затем вылились в стихах. Его  отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал учёным лекарем.   С шести  лет мальчик стал учиться грамоте у соседа – сапожника. Он очень хотел стать  образованным человеком, но учиться Ване не пришлось: отец разорился и надо было  ему помогать во всём.          Мальчик работал на постоялом дворе, где останавливались на ночлег извозчики  с обозами, продавал на базаре свечи, посуду. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал, стал писать стихи.         библиотеку, ставшие центром литературной и общественной жизни города.               Десятилетия тяжёлой работы на постоялом дворе подорвали здоровье И.Никитина,  он умер молодым человеком.  В 1859 году он открыл в Воронеже книжный магазин и при нём дешёвую                 Памятка.  а) Правильно ставь ударения. б) Соблюдай паузы. в) Выбери силу голоса (громко, тихо). г) Определи темп (быстро, медленно) д) Читай эмоционально. е) Покажи интонацией свое отношение к произведению

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")

Урок по литературному чтению на тему: И.С. Никитин  «В синем небе плывут над полями…». (4 класс УМК "Школа России")
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.08.2018