Разработка по литературному чтению на тему "Б.Л. Пастернак «Золотая осень»" (4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
04.03.2018
Привить интерес к чтению первоочередная задача учителя начальной школы. В наш век современных технологий очень трудно переключить детей с компьютера на чтение художественной литературы. Уроки литературного чтения необходимо строить правильно, увлекая детей, чтобы они с интересом знакомились с новыми авторами и произведениями.Разработка урока.
Б.Л. Пастернак «Золотая осень».docx
Тема. Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака; учить понимать язык поэзии, читать
поэтические произведения; обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать
вслух, воспринимать на слух поэтическое произведение; метапредметные: Р — формулирование
учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока,
оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной
мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой
информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция), К — ответы на
вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и
группе; личностные: понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.
Оборудование: выставка книг Б.Л. Пастернака, портрет писателя, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Чуть слышно дерево поет...
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнет
Виолончель певучую.
Когда ты ходишь по лесам,
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
П. Комаров
— Прочитайте жужжащим способом (еще: шепотом, начиная шепотом, затем увеличивая силу голоса,
начиная громко, затем постепенно переходя на шепот, с ускорением, с замедлением, скороговоркой, с
интонацией удивления, восхищения).
— О чем это стихотворение?
— Знаете ли вы, что такое виолончель?
(Учитель показывает рисунок инструмента и объясняет, что виолончель — смычковый музыкальный
инструмент, средний по регистру и размеру между скрипкой и контрабасом.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Я не случайно начала наш урок с этого стихотворения. Мы открываем новый раздел учебника
«Поэтическая тетрадь». Рассмотрите внимательно иллюстрацию на с. 113 и подумайте: о чем мы будем
читать стихи? (Предположения учащихся.)
— Прочитайте, что здесь зашифровано. (Борис Леонидович Пастернак.)
1 2 3 4 5 6
а б в г д е
ж 3 и й к л
м н 0 п р с
т У Ф X Ц ч
ш Ш ь э ю я
2, 5; 3,3; 5,3; 3,4; 6,3
6, 4; 6, 5; 3, 3; 2, 3; 3,4; 5, 5; 3, 3; 3, 5; 3,4; 6, 2
4, 3; 1, 5; 6, 3; 1, 2; 6, 5; 5, 3; 2, 3; 1, 5; 5,4
— Как вы думаете, кто это?
IV. Работа по теме урока
Знакомство с жизнью и творчеством Б.Л. Пастернака
— Что вы знаете об этом поэте?
— Прочитайте информацию о поэте на карточке (читает подготовленный или хорошо читающий ученик) Художник Юрий Анненков, в 1921 г. нарисовавший замечательный портрет поэта, вспоминал:
«Борис Пастернак: огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост,
гармоничная походка, красивый и звучный голос...
Встречи и разговоры с Пастернаком, как бы кратки они ни были, меня всегда волновали. Его
особая форма речи, столкновения поэтической отвлеченности с уличной повседневностью, сплетение
синтаксического своеобразия с бытовым щебетом, и так — о чем бы он ни говорил: о любви, об
искусстве или о какойнибудь мелочи...»
— Что вы узнали?
(Затем о писателе рассказывает учитель. См. материал к уроку.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над стихотворением «Золотая осень»
— Прочитайте на с. 114 учебника название стихотворения. («Золотая осень».)
— Как вы понимаете это(название?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Объясните значение слов.
ЧЕРТОГ — (пышное, великолепное помещение или здание, дворец).
КАТАЛОГ — (1) составленный в определенном порядке перечень какихнибудь однородных
предметов (книги, экспонаты, товары); 2) вообще перечень, список, исчисляющий какиенибудь
предметы, явления).
— Какие еще слова вам непонятны?
(Если есть непонятные комуто слова, одноклассники объясняют их значение. Затем чтение
стихотворения учителем.)
— О чем пишет поэт? (О золотой осени.)
— С чем он ее сравнивает? (Со сказочным чертогом, с дворцом.)
— Как он описывает осень, прочитайте.
— Какие выразительные слова и сравнения использует Пастернак?
— Какой образ осени создает поэт? Опишите.
— Каким настроением проникнуто стихотворение?
— Как его читать?
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
2. Работа по картине В. БорисоваМусатова
— Рассмотрите репродукцию на с. 115 учебника.
— Как называется картина?
— Как вы считаете, почему автор дал именно такое название?
— Как еще можно было ее назвать?
— Подходят ли строчки стихотворения Б. Пастернака к этой картине? Если подходят, то какие?
Прочитайте.
(Учитель может кратко рассказать о художнике. См. материал к уроку.)
VII. Рефлексия
— Продолжите предложения.
• Сегодня на уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали о жизни и творчестве Б. Пастернака?
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?
— Что хотел показать нам автор?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака. По желанию: выучить.
Материал для учителя
Краткий обзор биографии Б.Л. Пастернака Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраля 1890 г. в известной московской семье. Отец, Леонид
Осипович Пастернак, академик, преподаватель Училища живописи, ваяния и зодчества, признанный
художникиллюстратор, портретист. Мать пианистка, отказавшаяся от карьеры ради детей. Борис
начал заниматься литературой в 22 года, успев к этому времени попробовать силы в сочинении музыки,
блестяще окончив философское отделение историкофилологического отделения Московского
университета. В 1914 г. Б.Л. Пастернак завершил свою первую книгу стихов «Близнец в тучах», а через
три года вторую — «Поверх барьеров», название которой как бы определило его творческое кредо: поэт
не примкнул ни к одной из существовавших в начале века группировок. Уже в раннем творчестве
Пастернак проявил себя как поэт со своей сложившейся системой образов и форм. Его стих#
причудливы, полны неожиданных метафор, сложны по языку. В 1922 г. Б.Л. Пастернак опубликовал
третью книгу «Сестра моя жизнь». Когда в 1923 г. он выпустил сборник «Темы и вариации», его стали
называть одним из лучших поэтов России. Эту репутацию укрепили историкореволюционные поэмы
«Девятьсот пятый год» (19251926) и «Лейтенант Шмидт» (19261927).
Много времени Б.Л. Пастернак уделял переводам английских, немецких и французских
классиков. Его переводы трагедий У. Шекспира считаются одними из лучших.
Наряду со стихами Б.Л. Пастернак писал прозу. Долгие годы писатель работал над романом
«Доктор Живаго» об эпохе революции и Гражданской войны. В СССР это произведение признали
антисоветским. Началась травля писателя, которая особенно усилилась после присуждения ему в 1958 г.
Нобелевской премии по литературе. Б.Л. Пастернака исключили из Союза писателей, под страхом
высылки из Советского Союза заставили отказаться от премии. Сообщение о смерти писателя (30 мая
1960 г. в Переделкино под Москвой) напечатала лишь одна газета. Его знаменитый на весь мир роман
был издан на родине автора лишь в начале перестройки.
Выдающийся русский художник приехал в Тарусу весной 1905 г. по приглашению искусствоведа
Виктор БорисовМусатов
И.В. Цветаева и поселился вместе с семьей на снимаемой Цветаевым даче «Песочная».
Тарусский период был очень плодотворным в творчестве художника. Здесь были созданы
акварели «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Сон божества», этюды к «Венкам васильков», картины
«Осенняя песнь», «Куст орешника», «Реквием» наиболее крупные произведения в творческой
биографии художника.
Его изысканно декоративные, элегичные по настроению картины выражают мечту о гармонии
человека и природы. Первую свою большую картину «Автопортрет с сестрой» Борисов Мусатов пишет
в 1898 г., а уже в 1899 г. он создает программное полотно «Гармония», в котором проявляются все
особенности его художественного стиля. Многие его картины с успехом экспонировались на выставках
Московского товарищества художников, а работа «Водоем» (1902) поистине шедевр, жемчужина
русской живописи.
В. БорисовМусатов скончался 26 октября 1905 г. и был похоронен на высоком берегу Оки на
кладбище у Вознесенской горы.
Разработка по литературному чтению на тему "Б.Л. Пастернак «Золотая осень»" (4 класс)
Разработка по литературному чтению на тему "Б.Л. Пастернак «Золотая осень»" (4 класс)
Разработка по литературному чтению на тему "Б.Л. Пастернак «Золотая осень»" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.