Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)
Оценка 4.8

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
18.03.2018
Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Был представлен на конкурсе "Учитель года 2018". Автор УМК: А.Ф.Климанова и др. «Школа России» Тип урока: Урок систематизации знаний. Цель: Научить структуризации полученных знаний на примере работы с рассказом М.М. Зощенко «Ёлка». Оборудование – мультимедийный проектор, презентация, учебник, карточки.
Урок М.М. Зощенко Ёлка.docx
МБОУ Новоселковская СШ Автор УМК: А.Ф.Климанова и др.  «Школа России»  Тип урока   Тема: М.М. Зощенко "Ёлка".  : Урок систематизации знаний.                                                                          Подготовила и провела: Чернышова Н.В.,                                                 учитель начальных классов                                                                  высшей квалификационной категории Цель:      Научить структуризации полученных знаний на примере работы с рассказом М.М. Зощенко «Ёлка». Задачи, направленные  на достижение личностных результатов:  Создавать условия, обеспечивающие воспитание  интереса к изучаемому произведению . Способствовать формированию  осмысления и принятия основных базовых ценностей.  Создавать условия для проявления мотивации к обучению и познанию .  Обеспечить высокую творческую активность при выполнении анализа произведения.  Обеспечить условия для воспитания таких качеств как: доброжелательность, вежливость, уважение  к другим, ответственное  отношение к своим поступкам. Задачи, направленные  на достижение  метапредметных результатов: Регулятивные  Включить учащихся в деятельность, направленную на создание проблемной ситуации и поиск выхода из неё путём  практического решения проблемы;  Способствовать  развитию умений формулировать тему и задачи урока.  Содействовать развитию умения планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями  её реализации и искать средства её осуществления.  Способствовать осуществлению контроля и оценки своих действий под руководством учителя, вносить коррективы в их  выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок.  Способствовать формированию понимания смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной  деятельности. Познавательные  Способствовать развитию умений учащихся осуществлять логические операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения ,  классификации, к установлению аналогий, отнесения к известным понятиям.   Способствовать использованию учащимися нового знания, способа действия в практической деятельности. Коммуникативные  Обеспечить условия для восприятия и обсуждения различных точек зрения и подходов к определению главной мысли  произведения .  Обеспечить условия для включения учащихся в работу в  группах, сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении  учебных проблем, формирования умения распределять роли в совместной деятельности.  Способствовать воспитанию уважительного ведения диалога с товарищами при работе в  группах. Задачи, направленные на достижение предметных результатов:  Актуализировать знания учащихся при работе  с произведением «Ёлка»   Создавать условия для включения учащихся по использованию продуктивного способа чтения, используя разные виды чтения  ( изучающее, выборочное, поисковое).   Организовать деятельность учащихся на формирование умения  определять основную мысль произведения,  уметь  подтверждать её словами текста,  последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, отбирать опорные слова,  составлять характеристику главного героя.   описывать характерные черты героев, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.   Создать условия для формирования умения прогнозировать содержание произведения.  Способствовать при работе по обогащению словарного запаса учащихся, выяснить лексическое значение незнакомых слов в  произведении. Оборудование – мультимедийный проектор, презентация, учебник, карточки. Этапы урока Содержание деятельности учителя. 1.Организа­ ционный этап.  Цель данного  этапа:  организационная и  психологическая подготовка к  общению и  предстоящему  занятию. 2  Этап   подготовки обучающихся   к активному усвоению знаний. Цель этапа: организовать целенаправить познавательную деятельность обучающихся, формировать целенаправленный характер   учебной деятельности. данного и           ­   Здравствуйте,   ребята!   Улыбнитесь   друг   другу .Я рада встрече с вами и желаю вам сегодня на уроке только добра! (Проверяет общую  готовность детей к уроку) Включение детей в деятельность .  Эмоционально настроить.  Деятельность учащихся  (осуществляемые действия) Проверяют своё рабочее  место. Настраиваются на работу. Формируемые способы деятельности учащихся   Л ­ Реакция на учителя, внимание. Развитие  эмоционально — нравственной отзывчивости,  доброжелательности. Р –Целеполагание. Планирование и регуляция своей  деятельности.  К ­ Управление поведением партнера и себя, планирование  сотрудничества со сверстниками. Организует работу по восприятию. ­  Какое   произведение   изучали   на   прошлом уроке? (ёлка) Отвечают   на   вопросы учителя.  (ёлка) ­ Понравился вам рассказ?  ­ Что запомнилось? ­ Кто автор? (слайд 1) ­ Назовите главных героев. (слайд 2) (М.М. Зощенко) (Лёля, Минька, мама, папа, гости)     К­   Л­  Осуществлять   актуализацию   личного   жизненного опыта, проявляют интерес к новому произведению.    в соответствии с целевой установкой. П­ отвечать на вопросы учителя Р­  дополнять,   уточнять   высказанные   мнения   по существу поставленного задания. слушать Уметь К. ­ Участвовать в диалоге, высказывать свою точку  зрения, оформлять свои мысли в устной речи,  участвовать в работе группы.  Р. ­Выдвигать версии, выбирать средства для  достижения цели. Л. ­  Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и  контролировать эмоции окружающих. П. ­ сосредоточивание, рассмотрение, создание  обобщений, самостоятельный выбор критериев,  установление аналогий, определение понятий,  структурирование знаний.  3.Этап прогнозирования содержания произведения. 4.Этап   усвоения новых знаний. Цель этапа:    Организует   работу   по   прогнозированию содержания произведения. Работают с планшетами. ­ А сейчас я проверю на сколько внимательно вы читали данное произведение.(«Да», «Нет») Согласны «+», нет «­» 1 Мальчик  стал понимать, что такое ёлка,  когда ему исполнилось 5 лет. 2.Минька первый предложил пойти в комнату  с подарками. 3.На ёлке были разноцветные бусы, флаги,  фонарики, золотые орехи, пастилки и    крымские яблоки. 4.Минька первый откусил маленький кусочек  яблока. 5.Минька был удивительно большого роста. 6.Фарфоровую куклу разбил Минька. 7. Мама хотела подарить Миньке пароходик. 8.Обиженная тётя предсказала Миньке, что  он в будущем будет «Разбойником». 9. Папа не хотел, чтобы его дети были  жадными и злыми. 10. Праздник состоялся и все остались  довольны. Взаимопроверка. Оценивают товарища, ставят оценку.   работу «+»  «­»  «+»  «­»  «­»  «+» «­» «+»  «+» «­» найти   и   осознать главную   мысль рассказа;   выразить свое   отношение   к прочитанному; совершенствовать навык   правильного, осознанного, выразительного чтения.  ­ От чьего лица идёт речь.  ­ Какая  главная мысль произведения? ­  Давайте найдём и зачитаем главную мысль.  ­ Какой урок, извлёк автор? 2. Постановка учебной задачи.  (слайд 3)  ­ Ребята послушайте как автор пишет в другом произведении7 «Нет, мне, быть может, не удалось стать  Л­ уметь высказывать своё отношение.  Отвечают на вопросы  учителя.  Автор  рассказывает историю   из   своего   детства. Его произведения написаны с юмором очень поучительные.   В   них   автор показывает   недостатки людей,   учит   нас   добру, помогает стать лучше. и     Дети высказывают свои  мысли. (с.64)     (зачитывают) «И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше  не съел чужого яблока и ни  разу не ударил того, кто  слабее меня. И теперь  доктора говорят, что я  поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.» Р­  формулировать   учебные   задачи   урока,   планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы.          К.­ Умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли.  Л. ­  Учет разных мнений, координирование в  сотрудничестве разных позиций. Р. ­ Проявление  познавательной инициативе в сотрудничестве. П. ­ Формирование умения самостоятельно  формулировать и выделять цель всего мероприятия. очень хорошим.  Это очень трудно. Но к этому, дети, я  всегда стремился.»                                        Михаил Зощенко ­ Пусть эти слова будут эпиграфом нашего  урока. ­ Прочитайте ещё раз. ­ Подумайте, о чём мы сегодня будем говорить? ­ К чему он нас призывает?  (Быть хорошим) ­ Что значит быть хорошим? ­ Какого человека можно назвать хорошим?   (Картинка человека) Как стать очень хорошим  человеком. (Не обзываться, не кричать,  не говорить плохие слова,  не  драться, не брать чужого, не ссориться, говорить правду,  не жадничать, помогать  друг другу, быть честным,  уважать друг друга,) (Вывешиваю на доску) Вывод :  Хорошего человека характеризует: 1) РЕЧЬ. ­  Следит за речью, не грубит.   (табличка  РЕЧЬ). 2) ПОСТУПКИ.  ­ Не совершает плохие поступки. (табличка  ПОСТУПКИ). 3) ОТНОШЕНИЯ.  ­ По доброму относиться окружающим .                                                                              (табличка   ОТНОШЕНИЯ).                             ­ Как вы считаете,  каким можно назвать  Миньку? ­ Давайте обратимся к тексту произведения и  дадим                                                                 характеристику Миньке.   Для этого мы разделимся на группы и будем  работать в паре. 1группа – 1 ряд «Запишите слова, которые говорит Минька» Дети   высказывают   своё мнение. ( Сестру назвал Лёлища, грубо переговаривается с сестрой, это меня Лёля научила)       5.Этап закрепления новых знаний. Цель данного этапа:  закрепить   в памяти обучающихся те знания   и   умения, которые необходимы   им   для самостоятельной работы   по   новому материалу; формировать навыки учебного сотрудничества. (Какими словами говорил. Как говорил. Как называл других людей.) _____________________________________ ____________________________________ ____________________________________   анализ осуществлять П­  произведения.  Р­осознанно   и  произвольно   строить речевое   высказывание   в   устной форме,   обосновывать   свое   мнение. Согласовывать   усилия   по   решению учебной задачи.  К­договариваться   и   приходить   к общему   мнению   при   работе   в паре. Осуществлять результату.   контроль   по К. ­ Участвовать в работе  группы.  Л. ­  Учет разных мнений,  координирование в  сотрудничестве разных позиций.  ( Вошел без разрешения, откусил яблоко, отбил ручку у фарфоровой куклы, убежал в другую П ­ сравнивать мотивы героя  поступков литературного  произведения, выявлять  особенности его поведения в  зависимости от мотива. 2 группа – 2 ряд «Запишите поступки, которые совершал герой.» комнату.) Поступки Миньки. (Что делал неправильно.) 3группа – 3 ряд «Запишите как он относился к окружающим. (Самостоятельная работа.) _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ _________________________ (Рассердился на мальчика, ударил его по руке, можете уходить и тогда паровозик мне достанется, вообще все можете уходить, прогонял, сердился.) Отношение Миньки к окружающим. (Как относился к сестре, гостям) _________________________ _________________________ ____________________ К. ­ Формирование умения  слушать и слышать, ясно и четко  излагать свое мнение,  выстраивать речевые  конструкции.  Л. ­ Формирование  положительной мотивации,  самооценки, развитие  доброжелательности и  эмоционально — нравственной  отзывчивости.  П. ­  Построение логической  цепи рассуждений.     Р.­  Постановка   и формулирование проблемы, планировать   свою   деятельность, умение контролировать процесс и результаты   своей   деятельности, контроль   в   сотрудничестве   с учителем   и   сверстниками, готовность   к   преодолению трудностей, формирование установки   на   поиск   способов разрешения   трудностей,   волевая соморегуляция   Физминутка.   Учитель  проводит физминутку. На уроке используется интерактивная музыкальная  физминутка «Елочка». выполняют Л Учащиеся физминутку.     6. Проверка  Заслушивание одного из группы , обсуждение  Читают. Взаимодействуют с  П, Р, Л, К самостоятельной  работы. содержания.  Выслушивает мнения, подводит  итог.   Таблица вывешивается на доску. ПРОВЕРКА: Один из группы выступает, а  остальные дополняют. учителем во время опроса.  Участвуют в коллективной  беседе и дискуссии,  корректируют, изменяют свою  точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают  фактами. Заполняют таблицу. Дают  характеристику Миньке. Выразительно читать. Понимать на слух ответы  обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для  собеседника высказывания. Осуществлять анализ с целью  нахождения соответствия заданному эталону.  Формулировать свое мнение и позицию. Строить  монологические высказывания. Адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных  задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных  источников. Аргументировать свою позицию   7.Этап информации о домашнем задании. Цель данного этапа: проинформировать обучающихся о домашнем   задании, подвести итоги урока.       . Ребята, по  речи, его поступкам, отношениям к  другим. ­Какой вывод можно сделать?  (Не совсем он хороший был в  то время.) ­ Давайте вернёмся к главной мысли текста.  ­ Посмотрите каким он стал? (Зачитываем ещё раз) с.64 «И за все эти тридцать  пять лет я, дети, ни разу  больше не съел чужого  яблока и ни разу не ударил  того, кто слабее меня. И  теперь доктора говорят,  что я поэтому такой  сравнительно весёлый и  добродушный.» Р ­ Осуществлять  самоконтроль учебной деятельности, анализировать   информацию, соотносить поступки  и события с  принятыми этическими принципами, выражать свои  эмоции,  Л­способность к решению моральныхпроблем, выдвинутых в произведении, оценивать свою работу, фиксировать в конце   урока  удовлетворенность  своей работой. Р­ Принимать, сохранять учебные задачи. 8.Рефлексия  (подведение итогов  занятия) Кто его считает весёлым и добродушным?  (Доктора) (Доктора) (Понял, осознал, вырос). (Читает ребёнок). Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы,  записывают задание. ­ Что произошло с героем?   ­ Значит можно стать хорошим? ­ Давайте обратимся к эпиграфу.   ­ Что говорит о себе автор? «Нет, мне, быть может, не удалось стать  очень хорошим.  Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда  стремился.»                                                 Михаил Зощенко - Стать хорошим легко или трудно?  (Очень  трудно).  ­Но не смотря на это мы должны к этому  стремиться. ­ Подумайте может ли каждый из вас  назвать себя хорошим?  ­ Давайте с этого дня будем стремиться  быть очень  хорошими! Д/з: Составить и красиво оформить памятку   хорошего человека за которую вы получите  отметку на следующем уроке. Благодарю всех за работу. Мне было очень приятно с вами сегодня общаться. Оцените свою работу на уроке Критерии Оценка содержания урока Оценка деятельности на уроке Оценка внутреннего состояния во время урока мрачное тревожное Показатели разочаровался не понял не почувствовал безразличное равнодушное запутался задумался взволнованное удовлетворенное удивился загорелся позитивное оптимистическое убедился приподнятое осознал принял решение энергичное отличное скучно неинтересно неново занимательно интересно познавательно полезно продуктивно перспективно эффективно надёжно                                                                                                                                                       П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: умение работать с текстом:  определять главную мысль, последовательность  событий, устанавливать их взаимосвязь,  характеризовать героев произведения по  вопросам учителя. составлять словесный  портрет героев;осознанно, правильно,  Метапредметные:  Регулятивные: формулирование учебной задачи урока,  планирование вместе с учителем деятельности по изучению  темы урока, оценивание своей работы. Познавательные: сравнивать мотивы героев поступков из  Личностные: осмыслить урок, преподнесенный родителями  Лели и Миньки;  с героями произведения  выстраивать аргументы защиты, выразительно читать текст.   делать выводы и обобщения по  прочитанному, осуществлять  самооценку работы на уроке,  нравственно ­ этическая  ориентация – способность   решать моральные проблемы,  выдвинутые в литературном  произведении. одного литературного произведения, выявлять особенности их  поведения в зависимости от мотива; выделять события, видеть  их последовательность в произведении;осуществлять анализ  произведения; проводить сравнение, устанавливать  причинно – следственные связи; делать выводы. Коммуникативные:  отвечать  на вопросы на основе  художественного текста учебника, находить информацию;  входить в коммуникативную учебную ситуацию; формулировать   собственное   мнение   и   позицию;   строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения; учитывать разные мнения, договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в совместной деятельности

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)

Урок по литературному чтению на тему М. М. Зощенко "Ёлка" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018