Урок по литературному чтению на тему «В.Куприн «Первоучители словенские».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок литературного чтения для учащихся 1 класса на тему «В. Куприн «Первоучители словенские». Цель данного урока создать условия для ознакомления учащихся с биографией В. Крупина, его произведением "Первоучители словенские"; познакомить учащихся с жизнью Кирилла и Мефодия, которые создали славянскую азбуку.
Иконка файла материала МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПЕРВОМАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 1 КЛАСС УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПУТИЛИНА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНАТема «В.Куприн «Первоучители словенские». Цель: создать условия для ознакомления учащихся с биографией В. Крупина, его  произведением; познакомить учащихся с жизнью Кирилла и Мефодия, создателей  славянской азбуки. Задачи:  Обучающая: формировать чёткое представление о том, что роль письменной речи очень  высока в историческом развитии человечества. Развивающая: Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывающая: воспитывать любовь к своему народу, трудолюбие, коммуникативную  культуру. Тип урока: урок изучения нового материала. Планируемые результаты:  Предметные: осознанно и выразительно читают познавательный текст; объясняют смысл непонятных  слов с помощью словаря, обращаясь к помощи учителя, этимологии слова (кого мы  называем первоучителем) Личностные результаты:  проявляют интерес к культуре своего народа Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и  условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте  и иллюстрации; логические – осуществляют анализ содержания текста. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных  позиций в сотрудничестве. Оборудование учителя: учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, классная доска, презентация. Ход урока. 1.Организационный момент. Прочитайте тему урока.  ­ Сегодня на уроке мы узнаем, кого называют первоучителями словенскими, узнаем  историю создания славянской азбуки, а так же продолжим учиться работать с текстом,  чётко отвечать на вопросы.­ Кто написал рассказ «Наше Отечество»? ­ Почему Россию называют Отечеством? ­ Как ещё мы называем нашу Россию? (Родиной, матушкой) 2. Чтение текста «Наше Отечество» 3.Игра «Дополни пословицу» За морем теплее, а у нас…. светлее. На чужой сторонушке рад своей… воронушке. Где кто родится, там и …. пригодится. Человек без родины, что соловей без….. песни. Времена теперь другие,  Как и мысли, и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Свою землю бережёт. А преданья старины Забывать мы не должны. Слава русской старине! Слава нашей стороне! 4.Постановка темы и цели урока. ­ Откуда мы узнаем о нашей старине, прошлом нашей Родины? ­ Какие виды речи вы знаете? ­ Кто создал письменную речь?  5.История создания славянской азбуки.       В 9 веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Позже,  приняв монашество, Константин получил имя Кирилл. Были они люди умные, мудрые,  хорошо знали славянский язык.      По просьбе славянского князя прибыли братья в гости к славянам. Братья должны были  рассказать славянам о святых христианских книгах.      Умели славяне пахать да косить, дома­терема рубить строить, умели и холсты ткать,  узоры вышивать. А вот грамоты не ведали, не умели книги читать и письма писать.  Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенахО земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ. ­ Кирилл много думал, работал. И вот азбука готова. И название получила – кириллица. ­ А почему азбуку так назвали? ­ Посмотрите внимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже  знакомые буквы? ­ Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела своё имя. Аз,  Буки, Веди, Добро, Живёте, Земля, Люди…. 44 буквы было в первой славянской азбуке. 44 буквы­сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему  знакомству с ними. «Добро» Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды. Доброта с годами не стареет,  Доброта от холода согреет. «Люди» Люди, вы в ладу живите, Ласку и любовь несите. Лучистое солнце не делим на части И вечную землю нельзя разделить,  Но искорку счастья ты можешь, ты должен,  Ты в силах друзьям подарить! «Рцы» Есть буквы шипящие,  Есть буквы свистящие, И только одна из них – буква рычащая. Я буква «Рцы».  Недаром я собой горжусь, Ведь я начало слова «Русь». ­ Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили  нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на  славянский язык. И 14 февраля православная церковь поминает святых Кирилла и  Мефодия. 6.Работа по учебнику.Чтение текста «Первоучители словенские» ­ Как называют в мире Кирилла и Мефодия? ­ Что значит слово «равноапостальные»? ­ Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность? ­ Какой праздник отмечается 24 мая? (Международный день славянской письменности) 7.Итог урока. ­ О каких двух братьях мы говорили сегодня на уроке? ­ Какой вклад они внесли в развитие славянской письменности? ­ Сколько букв было в первой азбуке? (44) Буква к букве ­ будет слово, Слово к слову ­ речь готова. И напевна и стройна, Музыкой звучит она. Так восславим буквы эти Пусть они приходят к детям И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит! Мы Отчизне верно служим Ты – один из сыновей Так расти, чтоб ты был нужен Дорог Родине твоей! Ждёт тебя за труд награда –  Цель прекрасная вдали, Но оглядываться надо На пути, что мы прошли. Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей! Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней! Вспоминай их добрым словом –  Слава им, борцам суровым,  Слава нашей стороне! Слава русской старине!