Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
3 кл
23.03.2017
1) познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине», раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать лирические произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения; расширять литературный кругозор учащихся;
2) развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.
3) воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Прививать любовь к родному краю.
4) коррекционная – корректировать устную речь учащихся.
5) здоровьесберегающая – создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на урокеПознакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, способствовать формированию любви и уважения к родине.
1) познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине», раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать лирические произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения; расширять литературный кругозор учащихся;
2) развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного, выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.
3) воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Прививать любовь к родному краю.
4) коррекционная – корректировать устную речь учащихся.
5) здоровьесберегающая – создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке: организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль учащихся во время работы за партой.
технологическая карта Соколова.doc
Учитель:
Класс
Предмет:
Авторы учебника:
Тема урока.
Тип урока.
Цель:
Задачи:
Результаты:
Технологическая карта урока литературного чтения
Соколова Ирина Викторовна
4 класс
Литературное чтение
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий
Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок изучения нового материала.
Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, способствовать формированию любви и уважения к
родине.
1) познакомить с произведением С. Д. Дрожжина «Родине», раскрыть смысл стихотворения; учить анализировать
лирические произведения, выделять главное, существенное в содержании произведения; расширять литературный
кругозор учащихся;
2) развивать способности эмоционально откликаться на события, описанные автором, развивать навык осознанного,
выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление, грамотную речь, творческое воображение, интерес к
творчеству поэта, к поэзии в целом.
3) воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине. Прививать любовь к родному краю.
4) коррекционная – корректировать устную речь учащихся.
5) здоровьесберегающая – создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке:
организовать двигательную активность (физминутка), вести контроль учащихся во время работы за партой.
Личностные УУД:
• формирование умение анализировать лирические стихотворения;
• понимание важности умения выразительно читать лирические произведения
• повышение уровня мотивации учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме;
логические – устанавливают причинноследственные связи; строят логическую цепь рассуждений; постановка и
решение проблемы – самостоятельно создают способы решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
— приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
— оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
— проговаривать в логической последовательности свои действия;
— учиться делать самооценку своей деятельности на уроке. Оборудование
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение
про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание и высказывать своё
отношение к прочитанному.
Учебник «Литературное чтение» 4 класс (2 часть), автор: Л. А. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, тетрадь
«Литературное чтение», презентация
Портрет
Проектор (презентация по теме урока)
Выставка книг писателя
Листочки для написания минисочинения
Иллюстрации к стихотворению И.С. Никитин «Русь»
Этапы урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
Самоопределение
к деятельности
организационный
момент)
Включение
учащихся
в
деятельность на
личностно
значимом уровне.
Вступительное слово учителя.
Урок литературного чтения
Прозвенел и смолк звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас
настроение,
Легко и прелестно даётся учение.
Оценивают свою готовность и
настрой на работу.
2.
Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности.
Повторение
изученного
материала,
необходимого для
«открытия нового
знания»,
и
выявления
затруднений
индивидуальной
деятельности
в
С каким произведением и автором вы
познакомились на прошлом уроке?
Выразительное чтение стихотворения и
беседа по вопросам на с.132 учебника.
У каждого человека живущего на
планете есть своя Родина. Для нас с
вами – это Россия. Но и у каждого из
нас есть малая Родина.
Что вы можете назвать своей малой
родиной?
(Иван Саввич Никитин «Русь»).
с.132 учебника
(край, область, посёлок, улица,
дом, друзья)
познавательные,
Планируемые результаты
(личностные,
коммуникативные,
предметные )
Учебнопознавательный
интерес к данному уроку.
УУД:
Коммуникативные
Владение
определенными
вербальными и невербальными
средствами
общения;
эмоциональнопозитивное
отношение к сотрудничеству.
Регулятивные
своего рабочего места)
(организация
Коммуникативные(умение
вступать в диалог, отвечать на
вопросы, уточнять непонятное)
Познавательные
УУД
(общеучебные,логические:
умение
анализировать,
понимать заданный вопрос, в
соответствии с ним строить
ответ в устной форме. каждого
учащегося.
Обсуждение
затруднений
(«Почему
возникли
затруднения?»,
«Чего мы ещё не
знаем?»),
проговаривание
темы и цели урока.
к
Подготовка
восприятию
нового материала;
обобщение
результатов
анализа
стихотворения
На нашей выставке ваши рисунки,
они объединены одной, общей темой
«Моя малая Родина».
Что, вы, изобразили на своих
рисунках?
Что, особенно хотелось выразить? Как
вы относитесь к родному краю?
Произведения какого жанра собраны в
этом разделе?
Что же такое стихотворение? Что
характерно для этого жанра?
Над каким разделом мы сейчас
работаем?
Значит,
будет о чём?
Но разве И.С. Никитин не всё написал
о Родине? Почему не достаточно
прочитать одного поэта и понять?
Зачем нужно прочитывать несколько
стихотворений разных авторов?
Давайте будем разбираться.
следующее стихотворение
Прежде чем прочитать стихотворение,
давайте познакомимся с автором.
Рассказ ученика .
рисунки
(стихотворения)
(ритм, рифма, мелодия)
(Родина)
(о Родине)
( Презентация)
С.Д. Дрожжин родился в 1848
году в семье крепостного, учился
у деревенского дьяка (церковный
служитель, пояснить)
грамоте
«две не полных зимы». В 12 лет
был отправлен родителями из
родного села в Тверской губернии
в г. Петербург, « в люди».
Юному Спиридону было не
легко, зарабатывая на жизнь,
приходилось мыть полы в
трактирах. Конечно в этот период
3.Знакомство с
биографией поэта.
Личностные(готовность
и
способность к саморазвитию и
мотивация к познанию нового,
положительное отношение к
школе.
Коммуникативные(умение
выражать свои мысли полно и
точно)
Регулятивные(осуществлять
решение учебной задачи под
руководством учителя через
диалог.
Познавательные
(умение осознано строить речевое
высказывание в устной форме;
извлекать информацию из
иллюстрации картины)
Познавательные УУД: умение
структурировать знания.
Коммуникативные УУД:
речевая деятельность,
планирование учебного
сотрудничества.
Формирование мотивации к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности
основы
эмоционального
сопереживания прочитанному
или
услышанному
художественному
произведению.
впервые
появится
жизни, автор особенно понимает,
что значит для человека, Родина,
как тяжело
быть на чужой
стороне.
Мечта об учении не
осуществилась, он начал скитаться
по России, работая продавцом в
лавках, лакеем. У поэта было
огромное желание учиться. В 16
лет,
будет
самостоятельно сочинять. В 1873
году в журнале « Грамотей»,
впервые,
его
публикация.
Постепенно начнет
знакомится с другими писателями,
будет знаком с Толстым, у
которого он вызвал большой
интерес. Другие писатели были
заинтересованы его необычной
судьбой, стали ему помогать,
печатать творчество в столичных
журналах. Дрожжин вошел в
Московский
товарищеский
кружок писателей из народа.
Вывод:
Спиридон Дмитриевич
родился на берегах великой реки
Волги в небольшой деревеньке.
Учился он всего 2 года. Но зато
много читал. Вся жизнь его
прошла в деревне. Он писал стихи
о деревне, о природе, о труде
крестьян. Некоторые его стихи
стали песнями. Образ Родины
один из главных в поэзии поэта. С
особым чувством автор относится
Вывод к Родине.
4.Исследование
поэтического
текста.
Самостоятельное
чтение детьми
Работа над
5.
средствами
выразительной
речи
предстоит
Нам
заняться
исследованием поэтического текста
стихотворения Дрожжина «Родине».
Прочитайте это стихотворение для
себя и подумайте, что же является
главным в нём?
Чтение «разведка»
А в процессе чтения отмечайте
карандашом слова и выражения,
значение которых вам непонятны.
Кому, что было непонятно?
Работа в парах
Словарно лексическая работа:
Как вы думаете, какие чувства, на ваш
взгляд, испытывал автор, когда писал
это стихотворение? И что было
главным в нём?
Однокоренные слова к слову Родина
А ведь только родному, близкому
человеку можно посвятить, сказать
нежные строки.
выразительности
Какие средства
использует автор в поэтической речи?
•
определение,
придающее выражению образность и
Эпитеты
простор
«привет»
молитвенно свой взор взгляд на
небеса,
сопровождающийся
молитвой
чарующий
привлекательный
среди приветных деревень от
слова
доброжелательных деревень
взор взгляд.
Подберите синонимы к слову
важничать,
зазнаваться.
Подберите антоним к слову
* бодро устало.
* гордиться кичиться,
тщеславиться,
(гордость, восторг и самое
главное – это любовь к своей
Родине)
(родной, род, родненький,
родимый, родственник)
(эпитет, сравнение,
олицетворение)
сравнивать,
Формирование УДД:
Познавательные УУД:
строить устное высказывание с
учетом учебной задачи
поиск
необходимой
информации с помощью
учебной литературы и ИКТ
переработка и преобразование
информации из одного вида в
другой
анализировать,
делать выводы.
уметь включать действие
исследования
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную
и личностную рефлексию
определение с помощью
учителя учебной задачи и
удержание ее в течение урока
самостоятельно работать с
учебником,
дополнительной
литературой,
Коммуникативные УУД:
учебное сотрудничество с
учителем и одноклассниками
работа в парах и группах
( Волгою родной, чарующий
Коммуникативные(умение
вступать в диалог, отвечать на подчеркивающее
Олицетворение «в каждом
эмоциональность,
один из признаков предмета.
•
шелесте листов, твой голос узнаю»
Пробуем передать чувства, настроение
поэта.
расставляем
Самостоятельно
ударения, логические паузы, подбираем
тон, темп, громкость.
С какой интонацией мы будем читать
это стихотворение?
Чтобы лучше понять произведение
поработаем вместе над содержанием:
Где Родина поэта?
Объясни строки «стою недвижим я»
(застыл, замер, зачарован её красотой)
Волга– Волга, мать родная поётся в
старинной русской песне. Это самая
протяженная река Европы, ее длина
3530 километров. Первым ученым,
который описал и в общих чертах нанес
Волгу на карту, был древнегреческий
астроном Клавдий
Птолемей.
Случилось это во II веке нашей эры.
Послушайте стихотворение «Родине»
и назовите основную мысль этого
произведения, с каким чувством поэт
читает его.
Какие чувства вызвало у вас это
произведение?
Как называют человека горячо
любящего свою Родину?
В годы войны солдаты сражались за
6
Прослушивание
чтение
стихотворения на
диске
Слушание.
Беседа.
простор, тёмные леса, приветных
деревень, великой и святой.)
(радостно, торжественно, громко,
трогательно)
(у берегов Волги. Волгу называют
главной улицей России. Это один
из символов страны.)
вопросы, уточнять непонятное)
Познавательные УУД
(общеучебные, логические:
умение анализировать,
понимать заданный вопрос, в
соответствии с ним строить
ответ в устной форме.
Личностные (готовность и
способность к саморазвитию и
мотивация к познанию нового,
положительное отношение к
школе.
Коммуникативные
(умение
выражать свои мысли полно и
точно)
(слушание запись на диске)
(чувство гордости)
(патриот)
Выполняют упражнение для
снятия
и
напряжения.
усталости
Регулятивные (осуществлять 7.Физминутка.
нашу Родину, что вы можете про них
сказать?
Каких полководцев вы знаете?
А кто из вас уловил настроение этого
произведения? Какое оно?
Почему поэт называет родину
«Великой и Святой»?
Какое дерево является символом
нашей Родины России?
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную
В зеленом сарафанчике с платочками в
карманчике.
Люблю ее нарядную,
ненаглядную
простую
Физминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем. ( Марш на
месте.)
Справа от нас – зелёный луг. (
Поворот.)
Слева находится лес. ( Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
( Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! ( Махи
руками.)
Белка с ветки на ветку скок.
Каждый из нас както поособому
может выразить свои чувства к родине.
Например, художник, это делает с
помощью красок, композитор пишет
музыку, поэты, говорят о Родине
поэтической строкой.
(Кутузов, Суворов, Жуков)
(торжественное, восторженное,
читается легко и свободно)
(белоствольная береза)
решение учебной задачи под
руководством учителя через
диалог.
Познавательные
(умение
осознано строить речевое
высказывание в устной форме;
извлекать информацию из
иллюстрации картины)
Познавательные: общеучебные
– осознанно и произвольно
строят речевые высказывания в
устной и письменной форме;
логические – устанавливают
причинноследственные связи;
строят логическую цепь
рассуждений; постановка и
–
решение
самостоятельно
создают
способы решения проблем
творческого и поискового
характера.
проблемы
(поля, озёра, леса, луга, деревни) по
8.Работа
лирическому
стихотворению
«чарующий
Что значит «грудь наполняется
Как представляете
простор», как бы изобразили красками
Когда более красивой находит поэт
Родину?
С чем сравнивает приход весны?
Почему?
Чем восхищается поэт?
А когда труд приносит радость?
Каким поэт называет труд? Как
понимаешь?
восторгом»?
Когда поэт испытывает наибольший
восторг?
Что значит «наедине»?
Что слышит поэт?
А в чем он проявляется?
А какие ещё голоса у Родины?
А что видит поэт?
В чём? (в силе народа, в его
трудолюбии, в готовности защищать
Родину)
Какой называет Родину?
Что ему особенно дорого?
9.Работа
иллюстрацией
с 134135.
с
Обобщение знаний
о выразительно
изобразительных
средствах
произведений
искусства.
Кто изображен на иллюстрации?
(в тёплый весенний день)
(трудом)
(когда человек все силы отдаёт
своей родине)
(на благо народа, на своё благо)
(после трудового дня человек
отдыхает и наслаждается
красотой своего края.
(когда наедине)
(голос Родины)
(в шелесте листов узнаёт голос
Родины)
(долг перед родиной, перед
отчизной)
(мощь, силу, красоту)
(Великой, святой, чистой душой.
Необъятная, святая, большая,
единственная, неповторимая,
дорогая, родная, волшебная,
свободная, мощная, сильная)
( Просторы, река Волга, народ, во
всем слышит голос Родины).
(Это поэт. Он вышел на улицу
полюбоваться природой,
подышать свежим воздухом,
отдохнуть и набраться сил у
матушки природы.
(На иллюстрации изображена
церковь. Россия испокон веку
Коммуникативные: оформляют
свои мысли в устной и
письменной форме,
умеют
строить в коммуникации
понятные высказывания.
Успешно
задания.
выполненные Что видит?
Что слышит?
10.Игра
«Продолжи
пословицу»
Какие краски использует художник?
В народе сложено множество пословиц
и поговорок о родине. Прочитайте на
доске начало пословицы и найдите ее
продолжение.
11.Коллективная
работа в группах.
Расширение
межпредметных
связей.
Ребята, а что объединяет все эти
пословицы?
Минисочинение.
Написать минисочинение
была православной, люди во все
времена верили в Бога, просили
его о помощи и защите. О здоровье
своём и близких, благополучии,
душевном равновесии.
(Он наслаждается природой, она
человеку необходима, так как
человек – часть природы. Он
слышит шелест листьев, ловит
каждое дуновение ветерка,
впитывает в себя красоту
природы, чтобы потом с помощью
поэтических строк показать всю
красоту на бумаге)
(теплые, нежные)
(Ответы детей)
1.Человек без родины, что соловей
без песни.
2.Родная сторонамать, а чужая
мачеха.
3.Нет на свете ничего краше, чем
Родина наша.
4.Своя земля и в горсти мила.
5.Тот герой, кто за Родину горой.
(они все о Родине)
У каждого человека есть своя
родина. У одних – это большой
город, у других маленькая
деревенька, но все люди любят её
одинаково. Некоторые уезжают в
другие города, страны, но, ни что
не заменит родину. И желание
Познавательные:
Умение работать с текстом.
Анализировать содержание,
обобщать, вычленять главное.
Личностные:выражать
положительное отношение к
познанию; проявлять внимание,
удивление.
Регулятивные:оценивать
весомость
доказательств и рассуждений
проводимых
Коммуникативные: умение
выражать свои мысли «Что для вас родина?»
12. Знакомство с
выставкой книг
других поэтов о
Родине
(книги Есенина,
Никитина,
Фета,
Рубцова,
Александровой)
Кто из поэтов вам знаком, которые
писали о Родине?
Чтение отрывков из знакомых
стихотворений.
вернуться в родные края не
пропадает.
У меня есть своё излюбленное
местечко это бабушкин домик в
деревне . С него уже осыпается
побелка, прогнулись ставни, но он
продолжает согревать нас своим
теплом, льющимся из старой
печки. Нет ничего прекраснее
этого уголка в России.
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка – скромница,
И ромашковый бугор.
А другим наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
Или степь, от маков красная.
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
( З. Александрова)
13.Домашнее
задание
14.Рефлексия.
Выучить наизусть стихотворение С. Д.
Дрожжин «Родине»
(«Нет ничего краше, чем Родина
наша»)
скажите,
а какой бы
Ребята,
пословицей вы закончили наш урок?
Хотели бы вы иметь такого друга, как
С.Д. Дрожжин?
Что для вас значит Родина?
А что бы вы хотели сделать для своей
Родины?
(мама, солнце, дом, семья, мой
город) Все молодцы! Спасибо за урок.
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Урок по литературному чтению Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.