Конспект урока разработан в соответствии с УМК "Перспектива" 2 класс. В разработке данного конспекта кроме содержания присутствует интерактивная доска, видео фрагмент о пирамидах и рабочий лист. При его разработке учитывались все требования ФГОС НОО по формированию универсальных учебных действий. Данный урок участвовал в олимпиаде, где занял 1 место.
Урок.docx
Конспект урока математики
2 класс (УМК «Перспектива»)
Тема урока:«Пирамида»
Целевые установки урока (планируемые результаты):
1) предметные: в совместной деятельности с учителем учиться:
выделять
существенные признаки пирамиды, ее элементы
(«основание», «боковые грани», «вершины», «ребра») и некоторые
свойства, распознавать виды пирамид по их основанию;
конструировать пирамиду и находить предметы окружающего мира,
имеющие форму пирамиды;
2) метапредметные: под руководством учителя учиться:
а) регулятивные :
понимать, принимать и сохранять учебную задачу, решать её в
коллективной деятельности;
составлять и выполнять план действий и проводить пошаговый
контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
овладевать элементарными навыками самооценки и самоконтроля
результатов своей учебной деятельности;
б) познавательные:
осуществлять поиск нужной информации, используя материал
учебника и сведения, полученные от учителя и одноклассников, понимать
учебную информацию, представленную в различных формах;
выделять в объектах несколько признаков, а также различать
существенные и несущественные признаки, проводить сравнение и
аналогию, выполнять действия анализа, синтеза и классификации, строить и
понимать выводы, сделанные на их основе;
в) коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме, используя
математическую терминологию;
взаимодействовать со сверстниками в паре, коллективе, строить
понятные для собеседника высказывания и аргументировать свою позицию;
3) личностные:
проявлять интерес к освоению новых знаний и способов действий,
положительное отношение к предмету математики,
исследовательским заданиям на уроке.
интерес к
Оборудование: учебник математики для 2го класса (авторы –
Г.В. Дорофеев и Т.Н. Миракова) [2], рабочая тетрадь для 2го класса
(авторы – Г.В. Дорофеев и Т.Н. Миракова) [3], интерактивная доска Smart
Board, программное обеспечение (Smart Notebook, проигрыватель Windows
Media), электронное приложение к учебнику математики [5], модели
объемных фигур, рабочий лист и лист для самоконтроля, схемы для
обозначения элементов пирамиды, таблица с видами пирамид.
Ход урока
Этапы урока и их
Содержание деятельности учителя и учащихся
обоснование
1.Организацион
ный момент
Обсуждение в
начале урока
высказывания
русского ученого
создает
мотивационную
основу учебной
деятельности,
способствует
появлению
интереса к
освоению новых
Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет необычный
урок математики. Понять, в чем его необычность, нам
поможет высказывание известного русского ученого
Александра Леонидовича Чижевского.
физика
(На интерактивной доске
Прочитайте его
высказывание:
«Самые
вещи,
встречающиеся на каждом шагу, могут стать
источником научного открытия»).
Как вы его
понимаете? (Каждый из нас может открывать
чтото новое, информация о новых понятиях
может содержаться в объектах,
которые
находятся рядом).
Как вы думаете, почему мы
начали урок с этого высказывания? (Мы будем что
простые знаний и способов
действий
(личностные УУД).
2.Актуализация
знаний
На этом этапе мы
опираемся на
имеющийся у
детей личный опыт
и знания о
плоских и
объемных
фигурах. Для
подготовки к
поисковой
деятельности
ученики
выполняют
познавательные
УУД анализа и
синтеза, сравнения,
классификации и
обобщения.
3. Определение
то открывать новое сами). Я вам желаю новых
открытий и интересной, продуктивной работы на
уроке.
Чтобы совершать открытия, нужно много знать.
Вспомним то, что нам уже известно. Посмотрите на
доску,
(рис.1)?
(Геометрические фигуры).
что на ней изображено
Рис. 1
Как можно разделить эти фигуры на группы?
Объясните, по каким признакам можно это сделать.
(Цвет, объем, форма).
Спасибо, очень много
вариантов! Разделите, пожалуйста, эти фигуры на
плоские и объёмные (один ученик выполняет деление
фигур на группы на интерактивной доске).
Назовите фигуры в 1ой группе (Треугольник,
четырехугольник, пятиугольник). Чем они похожи?
(Это многоугольники). Чем они отличаются друг от
друга?
(Количеством сторон, вершин, углов).
Спасибо, ребята увидели все признаки сходства и
отличия! Как эти фигуры можно назвать одним
словом? (Все эти фигуры – многоугольники).
Как называются объемные фигуры во 2ой группе?
(Это кубы).
Расскажите всё, что вы знаете о кубе (Куб – это
объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6
граней, 12 ребер, все рёбра куба равны между собой,
грани являются квадратами).
Как вы думаете, для чего мы повторяли всё, что мы
знаем о геометрических фигурах? (Чтобы открыть
чтото новое).
Для определения темы сегодняшнего урока посмотреть
видеофрагмент
предлагаю
(демонстрируется на интерактивной доске [7]).
Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока
(Дети высказываются).
Действительно, тема нашего урока: «Пирамида».
(Карточка с записью темы размещается на доске,
интерактивная доска отключается).
Ребята, известно ли вам, что древние египтяне не
случайно использовали форму пирамиды для своей
постройки. Пирамида имеет много интересных
свойств, которые мы сегодня попытаемся узнать.
Пожалуйста, переверните рабочий лист, который
лежит у вас на парте (Приложение 1). На листе
представлены цели урока. Прочитайте их. Давайте
расставим их по порядку, спланируем нашу работу на
уроке.
С какой цели начнем? (Ученики высказывают
предположения и отмечают на листе первую цель,
учитель прикрепляет карточку с записью этой цели
на магнитную доску). Какая цель будет следующей?
(Работа осуществляется аналогично).
Цели:
1) узнаю, что такое пирамида, ее элементы;
2) узнаю виды пирамид;
3)узнаю свойства пирамиды;
4)учусь находить предметы окружающего мира,
имеющие форму пирамиды.
темы и целей
урока
с
Ученики
помощью
видеофрагмента
самостоятельно
определяют тему
урока, учитель не
сообщает
информацию
готовом виде.
в
Детям пока трудно
самим
сформулировать
цели урока, но с
помощью учителя
они могут
выстроить план
своих действий
(регулятивные
УУД).
Ученики сами определяют
возможные
способы
достижения
поставленных
целей.
4. Изучение
нового материала
Сравнение
моделей куба и
пирамиды
помогает детям в
процессе
поисковой
деятельности
выделить
существенные
признаки нового
понятия.
Формируются
познавательные
УУД: умения
выделять в
объектах
несколько
признаков, а также
различать
существенные и
несущественные
признаки,
проводить
сравнение;
Что нам поможет
достичь
поставленных целей?
(Учебник, тетрадь,
знания учителя и
одноклассников).
Я
предлагаю не сразу
обращаться
к
учебнику и ко мне с
вопросами,
а
попробовать самим
достичь
поставленных целей.
С какой цели начнем? (Узнаю, что такое
пирамида).
В математике часто новое знание открывается путем
сравнения уже известного и нового. Возьмите из
коробки фигуры синего и желтого цветов. Назовите их
(Куб и пирамида).
Давайте поработаем в парах. Найдите как можно
больше признаков сходства у этих фигур (Пары
высказываются: пара называет один признак –
остальные пары показывают на моделях этот
признак).
Из каких элементов состоит пирамида? (Из вершин,
ребер и граней). Покажите грани, ребра, вершины
пирамиды (Ученики показывают элементы на
моделях). Кто хочет дополнить ответ?
Предлагаю записать то, что мы узнали о пирамиде. На
листе в задании №1 подпишите названные элементы
пирамиды (Приложение 1). Эти элементы есть и у
куба. (На доске заполняется схема – рис. 2)
грань
вершина
ребро коммуникативные
УУД:
взаимодействовать
со сверстниками в
паре, коллективе,
аргументировать
свою точку зрения.
Предусмотрены
вспомогательные
вопросы, если
ученики будут
испытывать
трудности.
с
Работа
учебником как
источником
информации
помогает детям
проверить
свои
предположения,
выдвинутые
в
процессе работы в
парах
(познавательные и
коммуникативные
УУД).
Рабочий лист
является
средством
организации
деятельности
учащихся по
поиску,
обобщению и
Рис. 2
В паре попробуйте найти отличия между пирамидой
и кубом (Дети высказывают предположения:
боковые грани пирамиды – треугольники, есть грань,
которая отличается от остальных).
Если ученики испытывают трудности, то возможны
вспомогательные вопросы:
Обратите внимание на грани пирамиды, что вы
можете о них сказать? Чем они отличаются от граней
куба? (Гранями пирамиды являются треугольники,
сходятся в одной вершине, грани куба – квадраты, у
пирамиды есть грань,
которая является
квадратом).
Все ли грани пирамиды одинаковы? Какую грань
можно назвать «лишней»? (Не все грани одинаковы:
есть грань – четырехугольник). Меня очень радует,
когда ученики умеют размышлять! Сколько открытий
мы уже сделали!
Что нам поможет проверить, верны ли наши версии о
признаках пирамиды? (Проверить гипотезы и узнать
ещё больше о пирамиде нам поможет учебник).
Прошу вас, откройте учебник на странице 80,
прочитайте информацию в желтой рамке [2].Что
нового вы узнали о пирамиде? (У пирамиды есть
боковые грани и основание). Покажите боковые грани
на пирамиде. Покажите основание пирамиды.
Какая геометрическая фигура может быть
основанием пирамиды? (Любой многоугольник).
Покажите основание у желтой пирамиды. Какой это
многоугольник? (Четырехугольник, квадрат).
Обобщим все признаки пирамиды, которые мы
узнали. Закончите высказывание в задании № 2 на
листе (Приложение 1). Прочитайте его и допишите
(Все боковые грани пирамиды – треугольники, а её
основанием является многоугольник).
Какую цель мы достигли? (Узнаю, что такое фиксации
полученной на
уроке информации
в текстовой,
графической и
символической
формах. У детей
формируется
познавательное
УУД – действие
моделирование.
Ученики
постоянно
проводят
пошаговый
контроль
выполнения плана
в сотрудничестве с
учителем
и
одноклассниками
(регулятивное
УУД).
Физкульт
минутка помогает
переключить детей
на другой вид
деятельности, но
при этом она
непосредственно
связана с темой
урока, так как
дети лучше
усваивают
информацию о
том, что в
пирамида, ее элементы). Какая наша следующая
цель? (Учусь определять виды пирамид).
Возьмите из коробки модели пирамид всех трех
цветов, куб можно убрать в коробку.
Чем они похожи? (Боковые грани – треугольники,
есть основания, вершины, ребра).
Чем отличаются? (У них разные основания). Какие
фигуры находятся в основании пирамид?
(Треугольник, четырехугольник, пятиугольник).
Предположите, как могут называться данные
пирамиды?
(Выслушиваются разные варианты
ответов).
Пожалуйста, самостоятельно в задании № 3 на листах
подпишите подходящее название для каждой
пирамиды (Проверка: ученики размещают карточки
со схемой на доске).
Виды пирамид
четырехугольная
пятиугольная
треугольная
Рис. 3
Кто выполнил задание правильно? Спасибо, все
ребята справились с заданием.
Объясните, от чего зависит название пирамиды?
(Название пирамиды зависит от фигуры основания).
Пожалуйста, прочитайте высказывание на листе под
номером 3 (Приложение 1). Закончите его, допишите
высказывание (Вид пирамиды зависит от ее
основания).
Какую цель достигли? (Научились
определять виды пирамид).
Немного отдохнем.
Прошу вас встать. Давайте
нарисуем левой рукой в воздухе основание
пятиугольной пирамиды,
правой рукой –
четырехугольной, левой ногой – треугольной, правой–
четырехугольной. Садитесь. основании
пирамиды лежит
многоугольник.
5. Первичное
закрепление
Использование
приема
конструирования
позволяет успешно
закрепить
полученные знания
об элементах
пирамиды и ее
видах, при этом
учитываются
возрастные
особенности детей:
предметная
деятельность по
созданию
собственных
моделей станет
для учащихся
основой для
открытия свойств
пирамид.
Работа с таблицей
помогает
организовать
и
наблюдение
сравнение, с ее
помощью
дети
открывают
свойства
пирамиды, учатся
анализировать и
Попробуем
Предлагаю обсудить,
Сегодня мы уже узнали основные признаки
пирамиды, поэтому мы уже можем поработать
конструкторами.
сконструировать
пирамиду с помощью спичек и пластилина.
Почему эту работу лучше выполнить в парах?
(Можно помочь друг другу).
Первый ряд сконструирует четырехугольную
пирамиду, второй ряд – пятиугольную, третий ряд –
треугольную.
как будем
выполнять задание.
Какой элемент пирамиды будут представлять
спички? (Ребра). Зачем нужен пластилин? (Будет
соединять спички). Что будет являться вершинами
пирамиды? (Шарики из пластилина).
Что может вам помочь при конструировании
пирамиды? (Можно посмотреть на модель). С чего
удобнее начать конструирование? (С основания). В
случае затруднений учащихся можно спросить, что
будет основанием пирамиды у каждого ряда
(Четырехугольник, пятиугольник и треугольник).
Какая следующая цель стоит перед нами? (Узнать
свойства пирамиды). Возьмите сконструированную
пирамиду и поставьте ее перед собой.
Посмотрите на лист. Рассмотрите таблицу в задании
№ 4 (Таблица представлена и на доске).
Р
В+ГР=?
Виды пирамид
В
Г
Треугольная
Четырехугольная
Пятиугольная
Что означают буквы?(Вершины, грани, ребра). Как
предлагаете заполнять таблицу – по строкам или по
столбцам? Почему? (Версии учеников).
С какой
строкой будет работать первый ряд? 2ой ряд? 3ий?
На доску выносим варианты ответов – заполняем Как изменяется количество граней? (На 1
таблицу и проверяем. Кто не согласен? (Дети
записывают свои варианты ответов и
обосновывают их).
Рассмотрите получившуюся таблицу. Как изменяется
количество вершин у пирамид? (На 1 увеличивается).
Сравните название пирамиды и количество ее вершин?
Что вы замечаете? (Версии детей).
увеличивается).
Сравните количество ребер и вершин пирамиды.
Какую закономерность вы обнаружили?
(Их
количество одинаково).
Кто может прочитать формулу, записанную в
последнем столбце таблицы? Посчитайте результаты
по этой формуле для каждой пирамиды. Какую
закономерность установили?
Сформулируйте словами ту закономерность, которая
записана с помощью формулы. (Если число вершин
сложить с числом граней и вычесть количество
ребер, то получится 2). У кого другой вариант?
Чем было полезно задание с таблицей? Зачем мы его
выполняли? (Открывали свойства пирамиды).
Что нового мы узнали о пирамиде? (Признаки
пирамиды, виды пирамид, свойства пирамиды).
Давайте проверим, насколько мы усвоили новые
знания о пирамиде. Пожалуйста, каждый поработайте
самостоятельно.
Мы вам раздадим листы. Перед вами несколько
заданий (Приложение 2). Поставьте плюс возле того
ответа, который считаете верным (дети выполняют
задания индивидуально).
На эту работу вам отводится 5 минут.
Задание 1
обобщать
информацию,
представленную в
таблице,
формулировать
выводы
(познавательные
УУД).
6. Самоконтроль
полученных
знаний
Подбор
специальных
заданий помогает
детям
осуществить
регулятивное УУД
самоконтроль. В
качестве средства его организации
выступает
электронное
приложение к
учебнику,
имеющее функцию
автоматизированно
го контроля.
Учитель также
осуществляет
коррекцию
ошибок.
Задание 2
Задание 3
с
осуществляется
Проверим правильность выполнения заданий
(Проверка
помощью
электронного приложения на интерактивной доске,
демонстрируется правильный вариант выполнения
каждого задания – Приложение 3) [5].
Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
У кого одна ошибка? Две? Больше двух? Какие
ошибки допустили?
Вернемся к теме урока. Назовите её.
Зачем нам нужно знать признаки и свойства
пирамиды? (Будем изучать геометрию в средней
школе и старших классах, можем применять в
жизни – строить модели, чтобы становиться
умнее, развивать воображение и т.п.).
Какие цели достигнуты? (Обращение детей к
7. Подведение
итогов урока
Ученики
анализируют
достигнутые цели
и учатся выделять
те, что еще
предстоит достичь (регулятивное
УУД).
детям
8. Самооценка,
Закрашивание
пирамиды в цвета
светофора
помогает
осуществить
самооценку,
а
учителю оценить
результативность
урока
(регулятивное
УУД).
9. Информация о
домашнем
задании
Задание
вариативно: это
дает возможность
ученикам сделать
самостоятельный
выбор.
целям).
Какая цель еще не достигнута? (Узнавать пирамиды
вокруг). В этом нам поможет домашнее задание.
Пожалуйста, оцените свою работу на уроке с
помощью цветов светофора. У вас на листах под
цифрой 5 (Приложение 1) нарисована пирамида:
раскрасьте её в красный цвет, если вам ещё нужно
разбираться с этой темой и вы допустили три ошибки и
более; в желтый цвет – если чтото осталось
непонятным и сделано 2 ошибки в заданиях; и в
зелёный цвет, если вам всё было понятно, вы все
задания выполнили правильно и не допустили ни одной
ошибки или сделали только одну ошибку.
Домашнее задание:
а) обязательное: в тетради на печатной основе задание
№ 1 на стр. 70 [3];
б) по желанию: найдите и сфотографируйте предмет
дома или на улице, имеющий форму пирамиды,
определите вид этой пирамиды (Результаты
выполнения домашней работы в Приложении 4).
Методическое обоснование урока
Сегодня происходит изменение парадигмы образования – от
парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности
ребёнка. Актуальность разработанного конспекта урока обусловлена
необходимостью реализации системнодеятельностного подхода, который,
согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
начального общего образования (ФГОС НОО), предполагает:
ориентацию на результаты образования как системообразующий
компонент, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания и освоения мира
составляет цель и основной результат образования;
признание решающей роли содержания образования, способов
организации образовательной деятельности и взаимодействия участников
образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и
познавательного развития обучающихся;
учет индивидуальных,
возрастных,
психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов
деятельности и форм общения для определения целей образования и
воспитания и путей их достижения [6].
У учащихся на уроке целенаправленно формируются все виды УУД:
личностные (мотивация учебной деятельности и личностный смысл учения,
интерес к освоению новых знаний и способов действий), познавательные
(общеучебные: поиск информации и моделирование; логические: анализ,
синтез, сравнение, классификация), регулятивные (принятие и сохранение
учебной задачи,
самоконтроль и самооценка),
планирование,
коммуникативные (аргументация своей позиции и построение речевого
высказывания в устной форме, взаимодействие со сверстниками в паре,
коллективе). Для этого учителем используются и уместно поставленный
вопрос, и своеобразная апелляция к опыту и знаниям учащихся, их
наблюдательности, и приглашение к обсуждению, и побуждение к
размышлению.
На уроке реализованы следующие принципы построения курса
математики в учебнометодическом комплекте «Перспектива»,
соответствующие основным идеям ФГОС НОО [1]:
1) принцип эвристической основы содержания обучения математике
(на протяжении всего урока организуется поисковая познавательная
деятельность учащихся, направленная на открытие нового знания:
признаков, свойств и видов пирамид); 2) принцип персонификации процесса обучения (ученик включен в
деятельность, которая отвечает его интересам и возможностям: для этого
использованы приемы сравнения и конструирования, вариативное домашнее
задание);
3) принцип активизации познавательной деятельности
(младшие
школьники на уроке работают с разными носителями и видами
информации: видеоинформацией, графической, текстовой, электронной;
чередуются различные формы взаимодействия со сверстниками и взрослым:
работа в парах, индивидуальная работа, фронтальное обсуждение);
4) принцип эстетической ценности содержания обучения (усилено
внимание к накоплению разнообразных чувственных образов изучаемых
объектов: использован анализ готовых моделей объемных геометрических
фигур, а также проектирование детьми моделей пирамид).
Анализ урока показал, что нам удалось достичь как предметных, так
и метапредметных и личностных планируемых результатов. Дети готовы
участвовать в обсуждении выдвигаемых версий, аргументировать свою
точку зрения, на основе предлагаемых целей вместе с учителем
планировать совместную деятельность на уроке. Наибольший интерес на
уроке у учащихся вызвали поисковая деятельность и интеллектуально
практическая работа по конструированию пирамиды из спичек и
пластилина. Исследование различных видов пирамид и фиксация
результатов наблюдения в таблице помогли детям открыть «секрет»
многогранников, их общее свойство, доказанное Леонардом Эйлером:
сумма числа вершин и числа граней каждого многогранника на два
больше числа его рёбер.
Работа на уроке обеспечила математическое развитие младших
школьников, включая способность наблюдать, сравнивать, отличать главное
от второстепенного, обобщать и находить простейшие закономерности.
Наибольшие трудности у нас вызвала организация обсуждения результатов совместной поисковой деятельности учеников. Но мы убедились в том, что
благодаря обучению, в основе которого лежит системнодеятельностный
подход, у детей сохраняется одно из самых главных человеческих желаний
– желание познавать окружающий их мир и себя в этом мире.
Список литературы и интернетресурсов:
1. Дорофеев, Г.В. Математика. Рабочие программы. Предметная
линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы : пособие для
учителей общеобразоват.
/
организаций [Электронный ресурс]
Г.В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. – М. : Просвещение, 2014. – 137 с.–Режим
доступа:http://catalog.prosv.ru/attachments/6c091386a68e11e2a97f050569
c0d55.pdf (дата обращения 10.10.2015).
2. Дорофеев, Г.В. Математика. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.
организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Дорофеев,
Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. – 6е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 122 с.
3. Дорофеев, Г.В. Математика: рабочая тетрадь для 2 класса
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Дорофеев,
Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука. – 6е изд. – М. : Просвещение, 2015. – 95 с.
4. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно
Кондратюк,
деятельностного похода / А.К.
Дусавицкий,
Е.М.
И.Н. Толмачева. – М. : ВИТАПРЕСС, 2011. – 288 с.
5. Математика. 2 класс. Электронное приложение к учебнику
Мираковой [Электронный ресурс] // Режим доступа:
Дорофеева,
Т.Н.
Г.В.
http://catalog.prosv.ru/item/2528 (дата обращения: 20.11.2015).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / Мво
образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 33 с.
7. Детальное исследование пирамиды Хеопса. Египет. 2015
Видеофрагмент
[Электронный ресурс]// Режим доступа: https://www.youtube.com/ watch?
v=Hh70pjNO4Z4 (дата обращения 20.11.2015). Рабочий лист
Приложение 1 Задания для самоконтроля
Приложение 2
Задание 1
Задание 2
Задание 3 Материалы электронного приложения для самоконтроля
Задание 1
Приложение 3
Задание 2
Задание 3 Приложение 4
Домашнее задание, подготовленное учениками
Изучаем пирамиду
(учимся находить предметы,
имеющие форму пирамиды)
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Урок по математике на тему "Пирамида"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.