Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)
Оценка 4.7

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
МХК
Взрослым
28.03.2018
Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)
Урок – путешествие. Учащиеся по карте определяют страны, географическое расположение страны, которые изучались на прошлых уроках (расставляя фишки по карте, образуется путь, по которому мы путешествовали). задание – поиск. Путешествовали мы ребята по разным странам, фотографировали, но получилось так, что все фотографии перемешали. Далее дается видеоряд иллюстраций известных памятников, произведений искусства, архитектурных сооружений, над которыми стоит цифра.ЦЕЛЬ УРОКА: – обобщить изученный материал; – познакомить учащихся с культурой Древней Руси; – развивать художественный вкус, любовь к прекрасному. – воспитывать любовь к своему народу, к традициям народа.
Открытый урок по МХК Художественная культура Древней Руси.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 1 г. Зерноград Открытый урок по МХК на тему: «Художественная культура Древней Руси» Составитель: Береговская М.Р. ТЕМА УРОКА: «Художественная культура Древней Руси» ЦЕЛЬ УРОКА: – обобщить изученный материал;  – познакомить учащихся с культурой Древней Руси;  – развивать художественный вкус, любовь к прекрасному.  – воспитывать любовь к своему народу, к традициям народа. – понимание особенностей худ. культуры Древней Руси. Форма урока: урок – диалог, урок путешествие. Тип урока: комбинированный, с элементами интеграции. Оборудование: для учителя: иллюстрации известных памятников и построек Древней   Греции,   Древнего   Египта,   Месопотамии,   Древнего   Рима,   кассеты музыки   М.Глинки   и   «Красный   перезвон»   колокольный   звон,   икона,   книги, карта. ХОД УРОКА: 1. Обобщение изученного. а)   урок   –   путешествие.   Учащиеся   по   карте   определяют   страны, географическое расположение страны, которые изучались на прошлых уроках (расставляя   фишки   по   карте,   образуется   путь,   по   которому   мы путешествовали). б)   задание   –   поиск.   Путешествовали   мы   ребята   по   разным   странам, фотографировали, но получилось так, что все фотографии перемешали. Далее дается   видеоряд   иллюстраций   известных   памятников,   произведений искусства, архитектурных сооружений, над которыми стоит цифра. Узнайте   по   фотографии,   где   мы   побывали,   произведение   искусства, которое этих странах находится и т.д. 2. Подведение к теме урока. (звучит музыка М. Глинки «Херувимская песня») – О какой стране идет речь? (Россия); – Какая это музыка? (Тревожная, грустная, торжественная и т.д.) 3. Работа над новой темой. Первые   упоминания   о   славянах   в   греческих,   римских,   арабских   и византийских   источниках   относятся   к   рубежу   1   тысячелетия   н.э.   К   6   в. Произошло   выделение   восточной   ветви   славян.   В   6­8   в.в.   в   условиях нарастающей   внешней   опасности   протекал   процесс   политической консолидации   восточнославянских   (поляне,   древляне,   северяне,   кривичи   и др.),  в  9  веке   завершившийся   образованием   Древнерусского   государства   – Киевская   Русь.   Будучи   одним   из   крупнейших   государств   средневековой Европы, оно простиралось с севера на юг от побережья Ледовитого океана до берегов Черного моря, с запада на восток – от Балтики и Карпат до Волги. Таким   образом,   Русь   исторически   представляла   собой   контактную   зону между Скандинавией и Византией, Западной Европой и арабским Востоком. В результате   объединения   восточнославянских   племен   постепенно   сложилась древнерусская   народность,   обладавшая   известной   общностью   территории, языка, культуры и явившаяся колыбелью трех братских народов – русского, украинского и белорусского. Язычество древних славян. В 12 веке неизвестный русский автор «Слова об идолах» выделил три основных этапа развития славянского язычества: 1. на первом они «клали требы (жертвы) упырям и берегиням», т.е. поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями. 2. на втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам (Род – древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы – божества благополучия и плодородия). 3. на   третьем   этапе   славяне   молились   Перуну   –   бог   войны, который первоначально почитался богом грозы. Кроме упомянутых на разных этапах язычества у славян существовало множество других божеств: – Сворог – бог неба и небесного огня, его сыновья – варожичь (бог земного огня) и Даждьбог (бог солнца и света). – Стрибок – бог воздушных стихий; – Велес – покровитель скота и бог богатства. Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы – жрецы языческой религии – молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам (первый урожай, первый приплод скота, травы и венки из пахучих цветов, а в каких­то случаях – людей и даже детей). Согласно   летописи   в   988­989   гг.   киевский   князь   Владимир Святославович,   увидев   «заблуждение   язычества»,   оказался   перед   трудным выбором – ввел христианство на Руси. Письменность у восточных славян возникла из потребностей социального развития   в   эпоху   формирования   феодальных   отношений   и   становления государственности.   Археологические   данные   свидетельствуют   об использовании письменности и для бытовых целей. Черноризец   Храбр   в   сказании  «О   письменности»  (рубеж   9­10   в.в.) отмечал,  что  пока   славяне  были   язычниками,  они   использовали  «черты»  и «резы» (не сохранившееся пиктографическое , рисуночное, письмо). Полагают, что при создании славянской азбуки византийские монахи – миссионеры  Кирилл   и   Мефодий  могли   использовать   древнерусские письмена.   Первоначально   (во   второй   половине   9   в.)   ими   была   создана глаголица, а на рубеже 9­10 в.в. появилась кириллица, возникшая в результате упрощения   глаголицы.   Кириллица   на   Руси   получила   наибольшее распространение.   Принятие   православия,   допускающего   богослужение   на национальных   языках,   способствовало   распространению   письменности. Грамотность бытовала не только среди феодалов и служителей культа, но и среди   простых   горожан.   Об   этом   говорят   многочисленные   берестяные грамоты,   обнаруженные   в   Новгороде,   Пскове,   Смоленске.   При   Владимире Святославиче   и   Ярославе   Мудром   началось   «учение   книжное»   –  детей старост, поповых, были созданы первые школы для девочек. Литература. Ведущим   жанром   формирующейся   русской   литературы   было летописание.  Наиболее   значительным   памятником   в   этом   жанре   является «Повесть временных лет», составленная не ранее 1113 г. Проблема авторства этого произведения по сей день не разрешена. Но с достаточной степенью вероятности   можно   говорить,   что  Нестор,  монах   Киево­Печерского монастыря, был автора введения к «Повести» и, видимо, одним из редакторов древнерусской летописи. Древнейшее   из   известных   нам   произведений   русской   литературы, относящееся   жанру   «слово»   (речь),   –   «Слово   о   законе   и   благодати», написанное   будущим   митрополитом  Илларионом  между   1037   и   1050г.г. Сочинение Иллариона – это рассказ о том, как слово Божие распространялось среди людей сначала через иудейский «закон», затем  –  через евангельскую христианскую «Благодать и Истину», и, наконец, достигнув русской земли, рассеяло   «тьму   идольскую»,   за   что   автор   возносит   похвалу   Владимиру Святославовичу   и   молитву   к   Богу   от   имени   новообращенных   христиан   – русичей. «Поучение»  Владимира   Мономаха   (1053­1125   гг.)   содержит   черты историко­политического   трактата,   со   страниц   которого   предстает   образ идеального   государственного   деятеля   –   борца   за   единство   Руси,   мудрого политика и смелого полководца, к тому же талантливого писателя. Архитектура. Для   искусства   домонгольской   Руси   характерна   такая   черта,   как монументализм форм.  Особое место в древнерусском искусстве занимала архитектура.  Те   сооружения,   которые   сохранились,   достаточно   ярко свидетельствуют   о   том,   что   первые   каменные   строения   на   Руси   не   были результатом   механического   копирования   византийских   образцов.   Это   и понятно,  ведь  дохристианская  Русь  имела  древнюю  традицию  деревянного зодчества,   сложившиеся   технические   и   художественные   приемы,   свое понимание   архитектурного   ансамбля.   Исторически   обусловленный   рост городов Киевской Руси в 9­10 в.в. способствовал развитию зодчества, главным образом,   деревянного,   что   определялось   особенностями   географического положения Руси, изобиловавшей строительным лесом. Ведущую роль в это время играло крепостное строительство. Русские зодчие рубили и первые деревянные христианские храмы. С   принятием   христианства   в   качестве   образца   был   заимствован крестово­купольный тип храма, прямоугольный интерьер которого рядами опорных столбов делился на продольные части – нефы. В   развитии   техники   каменного   строительства   главную   роль   играла византийская   школа,   унаследовавшая   традиции   Древнего   Рима.   1037   г.   – Ярославом   мудрым   был   заложен   каменный  Софийский   собор  в   Киеве   – пятиапсидный,   13­купольный.   Он   был   обнесен   внутренними   двухэтажными галереями –  гульбищем, снаружи к ним примыкали одноэтажные, но более широкие   галереи.   София   имеет   выраженную   пирамидальную   композицию. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству. Ступенчатая   пирамидальность   также,   как   и   многоглавие,   была   исконно национальной чертой русского зодчества. Таким образом, возникнув на базе византийской архитектуры, каменное русское   зодчество  даже   на   самой   ранней   стадии   имело   своеобразный характер и уже во второй половине 11 в. Выработало собственные традиции. Именно на них ориентировались строители следующего поколения. Далее   звучит   колокольный   звон,   по   которому   учащиеся   определяют основной музыкальный инструмент Древней Руси. (Колокола). 4. Закрепление изученного. Оценка. ­ В какой стране мы побывали? ­ Что узнали нового? ­ О чем шла речь на уроке?

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)

Урок по МХК "Художественная культура Древней Руси" (10 класс, МХК)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2018