Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"
Оценка 4.7

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
обществознание
8 кл
26.07.2017
Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"
урок ФГОС Блохина М.А..doc
«ФГОС ОО: организация и содержание образовательного процесса по истории и Разработка урока по обществознанию по теме «Моральный выбор – это обществознанию» Разработала учитель истории и обществознания МБОУ – СОШ №37 города Орла ответственность»  Блохина Марина Александровна Цели урока – способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации,  выстраивать алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса – моральный  выбор, свобода, ответственность. ­ создать условия для понятия, что человек – существо, призванное творить самого себя. Технологическая карта урока, реализующего ФГОС  (Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы)) Предмет ­ обществознание Тема урока – Моральный выбор – это ответственность ОБЩАЯ ЧАСТЬ Класс  ­ 8 Планируемые образовательные результаты Личностные Смогут задуматься о  важности для себя лично  ответственного поведения в  семье, в учебе, в обществе. Проявляют способность к  решению моральных проблем на основе учета позиций   партнеров в общении,  устойчивое следование  моральным и этическим  требованиям. Предметные Иметь представления о  понятиях: моральный  выбор, свобода,  ответственность, наполнить  конкретным содержанием  тезис о том, что моральный  выбор – это  ответственность. Получат возможность  научиться работать с  разными источниками  информации, делать выбор,  высказывать собственное  мнение, суждения. Метапредметные Регулятивные: принимают  участие в планировании  собственной деятельности на  уроке, самостоятельно  оценят достигнутые  результаты. Познавательные: выбирают  наиболее эффективные  способы решения ситуаций,  оценивают процесс и  результат деятельности. Коммуникативные:  взаимодействуют в ходе  совместной работы, ведут  диалог, принимают другое  мнение и позицию, допускают существование различных  точек зрения,  договариваются о  распределении функций и  ролей в совместной  деятельности Словарь урока: моральный выбор, свобода, ответственность Ресурсы урока: интерактивное оборудование, рабочие листы с заданиями, ватман,  карандаши, краски. Этап урока (+время) 1 этап Орг.  Момент 1мин. 2 этап  Мотивация  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА  Деятельность учителя Деятельность учащихся ­ самоконтроль готовности учащихся к уроку (учебники, тетради,  письменные принадлежности) 1) Стимулирует интерес учащихся к уроку Эмоциональная,  психологическая  и 5 мин. 3 этап  Актуализация  знаний 4 мин. Показ видеофрагмента (отрывок из  мультфильма) После просмотра  видеофрагмента, учитель предлагает  назвать тему урока. Вопросы: Случалось ли вам оказываться в  такой ситуации? Что вы при этом  чувствовали? мотивационная подготовка  учащихся. Смотрят  видеофрагмент и пытаются  сформулировать тему  урока. Общий   итог  этапа   мотивации   –   формулирование   учащимися предполагаемой проблемы и темы урока. На доске записывается тема урока   «Моральный   выбор»   (тема   записывается   не   до   конца,   в   конце урока учащиеся должны сформулировать тему полностью). В   жизни   каждый   из   нас,   подобно сказочному   богатырю,   должен   постоянно обдумывать   и   выбирать   то   или   иное решение. Например, у вас два яблока, одно из   них   большое,   красивое,   другое   явно похуже.   К   тебе   пришел   друг.   Возникает мысль: угостить или нет? А если угостить, то какое взять себе? Мораль учит: всегда делись   с   ближним,   лучший   кусок   отдай другу.   Но   есть   другая,   эгоистическая мораль: своя рубашка ближе к телу. Вы задумались, как поступить? Вот это и есть   выбор   поступка   или   точнее, моральный   выбор   –   когда   человек   не только внутренне выбирает свое моральное (доброе   или   злое)   отношение,   но   и действует   в   соответствии   со   своим выбором.   В   жизни   бывают   случаи   и посложнее. Звучит   фонограмма   песни   «Каждый выбирает   для   себя».   В  песне   есть   слова: «выбираю   тоже   –   как   умею»,   как   вы думаете,   нужно   ли   учиться   делать правильный   выбор?   Какое   поведение вызывает   моральное   одобрение,   какое моральное   осуждение?   Способен   ли человек творить себя? Проблема:   Что   нужно   знать,   чтобы правильно   сделать   выбор?   (запись   на доске) ­ определяют, каких знаний не   хватает,   где   и   как   их добыть,   отвечают   на вопросы. 4 этап Целеполагание и  планирование 2­3 мин. 5 этап      План урока: 1.Моральный выбор. 2.Ответственность. 3.Моральные знания и практическое поведение личности. 4.Процесс морального совершенствования. В результате урока вы сможете: ­ответить на вопрос – что такое моральный выбор? ­понимать как взаимосвязаны свобода и ответственность, ­понимать, что значит  быть человеком ответственным,  в чем опасность безответственного поведения Этап «открытия» новых знаний «Открытие»  нового знания  (изучение новой темы) 20 мин. 6 этап  Включение  нового знания  в систему  знаний  (закрепление)  5­6 мин. 7 этап  Рефлексия и  1.Работа   с   понятием   «моральный выбор» учебник, стр.54. Работа с текстом учебника, ситуация стр.54. Вопросы:  1).Как поступить?  Выполнять или  не выполнять приказ? 2).К   какому   выбору   пришли   вы? Почему? 2.В   ситуации   морального   выбора значение   приобретает огромное   проблема   ответственности.   Это прежде   всего   ответственность   перед собой,   перед   своей   совестью,   его внутренний   выбор.   Что   такое ответственность? Задание:   Чтобы   ответить   на   этот вопрос,   прочитайте  притчу  на  стр.55 учебника. Работа с понятием «ответственность», учебник, стр.220. 3.   Организует   работу   учащихся   в малых группах. ­ Создает условия для сотрудничества ­ работы в парах, группах, напоминает правила работы.  Работа   в   малых   группах   с   рабочими листами «Ситуации» (Приложение 1). Группа   1   ­   ситуация   1   (анализ житейской ситуации) Группа 2 ­ ситуация 2 (легенда) Группа   3   ­   ситуация   3   (работа   с историческим текстом) Группа   4   –   рисунок   «Критерии морального выбора» Группа 5 – задание №4 Ситуация 5 (просмотр видео «Легенда про мост» ­для всего класса) 4.Работа «самосовершенствование» с     понятием Записывают понятие в рабочую тетрадь Предлагают   свои   варианты ответов, вступают в диалог.   На   основе   текста   учебника формулируют определение данного понятия и сверяют свое самостоятельно   составленное определение с определением из словаря, стр.220 учебника. Записывают понятие в рабочую тетрадь.     Работают   с   разными информации ­ источниками (специальные рабочие листы) ­   Работают   в   парах,   малых группах  над  решением   учебной задачи.  ­   Проводят   презентацию результатов   работы   группы, фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы. ­ Оценивают правильность своих выводов, решений.  ­   Осуществляют   самопроверку, самооценку  полученных результатов. ­ Вступают в диалог.  ­ Предлагают свое обобщение и варианты   ответов   по   учебной проблеме и т.д. 6.1. Рабочий лист №2, задание 1. Установите соответствие между понятиями и определениями. 6.2. Мини – проект  «Все, что нужно знать, чтобы мудро выбирать». Цель   –   создать   памятку   «Все,   что   нужно   знать,   чтобы   мудро выбирать». 6.3. Рисунок «Критерии морального выбора». Рабочий   лист   №2,   задание   2.   Попробуйте   предположить,   какое   слово пропущено. оценивание 5 мин. ­ После того как названо пропущенное слово   (ответственность),   учитель предлагает   назвать   тему   урока полностью и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. ­   Выставляет   и   комментирует отметки. Учитель:   «Процесс   морального совершенствования   бесконечен   и зависит   целиком   от   нас.   Он определяется тем количеством добра, которое   мы   несем   в   этот   мир.   Как добро,   отданное   нами   людям,   так   и зло,   причиненное   им,   к   нам   же   и вернется.   Поэтому   закончить   этот урок   мне   хочется   показом видеофрагмента «Круговорот добра». Демонстрация   видео   «Круговорот добра».     ­   называют   тему   полностью («Моральный   выбор   –   это ответственность») и цели урока (ориентируясь на целеполагание), отмечают наиболее   трудные   и   наиболее понравившиеся   эпизоды   урока, высказывают оценочные суждения.  ­   Определяют   степень   своего продвижения цели (самооценка). ­   Отмечают   успешные   ответы, интересные вопросы   участников одноклассников, группы (взаимооценка). к         Определяют эмоциональное состояние.   свое 8 этап  Домашнее  задание, 1­2  мин. Домашнее задание:  ­ инвариантная часть ­№7. «Проверь себя» с.58 – 59, вопросы 3, 5. ­ вариативная часть – эссе на тему: «Что же сделать, чтобы человек был  более ответственным?».       ПРИЛОЖЕНИЕ 1                Эпиграф урока  ­ «Глаза у нас намного выше ног,  в том смысле вижу я особый знак.  Мы все  сотворены, чтоб каждый мог все осмотреть пред тем, как сделать шаг» Р. Гамзатов.      Музыкальное сопровождение:          Каждый выбирает для себя          женщину, религию, дорогу.          Дьяволу служить или пророку ­          каждый выбирает для себя.          Каждый выбирает по себе          слово для любви и для молитвы.          Шпагу для дуэли, меч для битвы          каждый выбирает по себе.          Каждый выбирает по себе.          Щит и латы, посох и заплаты,          меру окончательной расплаты          каждый выбирает по себе.          Каждый выбирает для себя.          Выбираю тоже ­ как умею.          Ни к кому претензий не имею.          Каждый выбирает для себя.          © Юрий Левитанский      Рабочий лист №1 Ситуация для анализа № 1 В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал   этого   момента.   Оплачены   билеты.   Заказан   транспорт.   Но   накануне   ты   узнаешь,   что   у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой. Задание. 1. Прочитайте ситуацию. 2. Определите проблему выбора. 3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения ­ свободы ­ ответственности 4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор! 5. Определите, кто будет выступать от вашей группы. Рекомендации к защите. При защите следуйте пунктам 1­4 ­ свободы ­ ответственности 4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли? Помните, что вы делаете моральный выбор! 5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.      Рабочий лист №1 Ситуация№2      У женщины был сын, муж и брат. Взяли их в плен. Пошла она их вызволять. Х ан на ее просьбу  откликнулся, но сказал, что освободит  лишь одного члена ее семьи. Кого бы выбрали вы? Почему? Как вы думаете, кого выбрала женщина?      Рабочий лист №1 Ситуация№3      Прочитайте текст «Совет в Филях» и ответьте на вопросы: 1.На чем основан выбор М.И.Кутузова? Его решение было предопределено или это свобода  выбора?      Кутузов собрал своих генералов на совет в подмосковной деревне Фили. Нужно было решить:  дать Наполеону еще одно сражение на подступах к столице или оставить Москву. Генерал  Беннигсен доказывал, что если сдать Москву Наполеону, то уже никто не поверит, что наша армия  при Бородине одержала победу. Генерал Ермолов считал, что лучше погибнуть под стенами  Москвы, чем пустить врага в священный для русских город.  Кутузов высказался за отступление.  Ведь с юга страны к русским войскам шли подкрепления. А в сражении у Москвы можно было  потерять армию. Кутузов понимал, что он прав. Но никто не хотел с ним согласиться. И тогда  Кутузов сказал: «Отвечать за все придется мне. С потерей Москвы не потеряна Россия. А сохранив армию, спасем и Россию. Приказываю отступать».      Рабочий лист №1 Задание №4 Придумайте несколько основных правил под названием «Все, что нужно знать, чтобы мудро  выбирать».      Рабочий лист №2 1.Установите соответствие между понятиями и определениями, к каждой позиции,  данной в первом столбце, подбери соответствующую позицию из второго столбца. Понятие                                                                                                                                       Определение А) ответственность                                                                     1.Предпочтение кого­либо или чего­ либо, система мотивов, образующая  психологическую основу предпочтения. Б) выбор                                                                                       2. Умения человека анализировать полученную информацию,                                                                                                       выделять  главное, делать выводы. В) свобода                                                                                    3. Способность человека сознательно выполнять                                                                                                        определённые требования и осуществлять  поставленные                                                                                                      задачи, контроль и самоконтроль за принятыми решениями и     Г) ценностные ориентиры                                                        совершёнными поступками. Д) гражданская позиция                                                             4. Независимость от нежелательного воздействия,                                                                                                        навязывания  мнений, насилия.                                                                                                       5. Наиболее важные и значимые принципы, которых                                                                                                       придерживается человек в своей жизни.                                                                                                       6. Решение человека по проблемам общественной жизни и                                                                                                       готовность к действию по его реализации. а б в г д      2.Попробуйте предположить, какое слово пропущено. «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нём ………….. за все  несчастья земли и что ему же принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни».  (Р.Роллан)

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"

Урок по обществознанию на тему: "моральный выбор - это ответственность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.07.2017