Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
естествознание
3 кл
11.11.2018
Урок по окружающему миру по УМК "Начальная школа 21 века" для 3 класса с использованием технологии развития критического мышления и разных форм работы: фронтальной, индивидуальной, групповой, в парах. К данной разработке урока имеется презентация для интерактивной доски "SMART". Учащиеся знакомятся с понятиями: землянка, юрта, изба, чум, мазанка, сакля, жилище, выполняя практическую работу в группах. На стадии рефлексии используется метод "Прогнозирования урока."Разработка урока по окружающему миру по УМК "Начальная школа 21 века" для 3 класса.
жилища.docx
МБОУ «ББолдинская средняя школа им. А.С. Пушкина»
Урок
окружа
ющего
мира
«Как
ими
были
жил
ища?
»
3 КЛАСС
Учитель: Смолькина Н.А.
Тема урока: «Какими были жилища?»
Цель урока: формирование у детей представления о
жилищах древних славян;
Задачи урока:
познакомить учащихся с особенностями жилищ народов России; развивать историческое, нагляднообразное и логическое мышление, речь,
интерес к прошлому;
воспитывать уважение к старине, желание следовать нравственным принципам
наших предков;
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 кл. под ред. Виноградовой Н.Ф.,
карточки для практической (групповой) работы, карточки для индивидуальной
работы, плакаты для рефлексии, интерактивная доска, компьютер.
Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен
урок:
Предметные:
Уметь работать с информацией (текст, фотографии).
Личностные.
Формировать положительную учебную мотивацию,
эмоциональную и
эстетическую культуру, ответственность за свои поступки, доброжелательное
отношение к сверстникам.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом
учебника;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД.
уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе;
Познавательные УУД.
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и
информацию, полученную на уроке;
делать выводы о результатах совместной работы.
Тип урока: урок открытия новых знаний и первичного закрепления
Используемые методы: проблемный, частичнопоисковый, объяснительно
иллюстративный. Используемые технологии: технология развития критического мышления
ИКТ.
Основные понятия: землянка, юрта, изба, чум, мазанка, сакля, жилище.
Содержание урока.
Этап урока
цель
метод
1.Вводный
(психологич
еский
настрой)
2.Стадия
вызова
«Приветстви
е»
Ключевые
слова.
«Проблемны
е вопросы».
«Прогноз
урока»
Положительно
настроить детей
на предстоящую
работу.
Формулирование
значимых для
себя
целей
изучения нового
материала
и
планирование
своей
деятельности на
урок.
Определения
ожидания
опасения
учащихся
урока.
от
и
3.Стадия
осмысления
содержания
Представление
нового
материала,
новой
анализ
информации в
малых группах,
активизация
внимания
учащихся.
Практическа
работа
я
(работа
в
малых
группах),
«Виртуальна
я
экскурсия»,
беседа
Форма
работы
Фронтальн
ая, работа
в паре.
Фронтальн
ая,
индивидуа
льная
Групповая,
в парах,
индивидуа
льная,
фронтальн
ая
Формируемые УУД
Л – знание моральных
норм, умение выделять
нравственный
аспект
поведения;
П – использовать
знаково символические
средств (домики) для
отображения учебного
материала;
Р – самостоятельно
цель
формулировать
урока
после
предварительного
обсуждения;
планировать
свои
действия в соответствии
с поставленной целью,
оперировать
имеющимися знаниями;
К
строить
рассуждения;
П анализ, обобщение,
аналогия,
структурирование
осознанное и
знаний,
произвольное построение
высказывания,
представлять
информацию в виде
схемы;
Р контроль, коррекция,
оценка;
К учёт разных мнений,
– 4.Стадия
рефлексии
Соотнесение
поставленной
цели урока с
полученными
результатами
Тестировани
е, «Прогноз
урока»,
«Утверждени
е».
индивидуа
льная
5. Домашнее
задание
Практическое
применение
знаний, умений,
навыков
при
решении
учебных задач.
индивидуа
льная
Практическа
я работа,
творческое
задание.
координирование
в
сотрудничестве разных
позиций,
умение
работать в паре и в
группах;
П–анализ, использование
знаковосимволических
средств;
Р контроль, коррекция,
оценка,
волевая
саморегуляция
в
ситуации затруднения;
нравственно
Л
этическое оценивание
усваиваемого
содержания;
П – умение оперировать
полученными знаниями;
Л
познавательного
интереса к новому
учебному материалу.
проявление
–
1.Вводный этап (психологический настрой).
Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если
будет трудно я тебе помогу.
Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и
увлекательно.
2.Стадия вызова.
(На доске записаны слова – названия жилищ наших предков и названия
современных домов.
Юрта, изба, чум, сакля, мазанка, усадьба, коттедж, таунхаус,
небоскрёб)
Что означают эти слова? Как одним словом можно назвать?
На какие 2 группы можно разделить эти слова? (жилища наших предков и
современные дома)
О чём мы сегодня будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (Какими были жилища?)
Почему жилища называются поразному? Как вы думаете, от чего зависят
названия жилищ наших предков? (От окружающей природы, климата,
особенностей принятой в данной местности строительной техники.)
О каком жилище вы можете рассказать?
У кого возникло затруднение?
В чём затруднение? (Не можем рассказать от чего зависит название
жилища наших предков)
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (открывать новое
знание)
Сформулируйте цель нашего урока. (Познакомиться с особенностями
жилищ народов России).
Составим прогноз урока.
(У учащихся на партах лежат вырезанные из бумаги изображения двух
жилищ: красивый терем и старая изба. Учащимся предлагается
определить, что они сегодня планируют узнать для достижения цели
(ожидания) и чего опасаются (какие прогнозируют ошибки). Ожиданий и
опасений может быть несколько. Свои ожидания учащиеся записывают на
красивых теремах, а опасения – на старых избах. После того как все
запишут свои ожидания и опасения, обсуждается «прогноз» на урок.)
В конце урока мы вернёмся к вашим записям и узнаем, сбудется ли наш
прогноз.
3.Стадия осмысления содержания
Как вы думаете, как называлось самое первое жилище наших предков?
Ответ на этот вопрос мы можем найти у А.С. Пушкина, если вспомним его
сказки. Героями этой сказки являются муж с женой, которые вместе прожили 30
лет и 3 года у самого синего моря. А где они жили? (в землянке)
Землянка – жильё наших предков вплоть до 20 века.
Что вы знаете о землянке?
Почему так называется? Работая в паре, найдите ответ в учебнике на странице
59. Составьте небольшой рассказрассуждение «Землянка». (Землянка – это
яма, вырытая в земле. Крышу делали из жердей и брёвен, засыпанными
землёй. Пол был земляным. Потолка не было. Внутрь жилища вели
несколько ступенек, вырытые в земле. Внутри устраивали очаг.) Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов
России. Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине
1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем
соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей,
а пол обмазывали глиной.
Назовите недостатки и преимущества этого жилища.
Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через
дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым.
Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. К ним можно
отнести:
• Безопасность. Землянка не боится ураганов и пожаров.
• Постоянная температура. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в
жару.
• Не пропускает громкие звуки и шум.
• Практически не требует ремонта.
• Землянку можно построить даже на неровной местности.
Практическая работа (групповая).
Как вы понимаете выражение «Скажи, какой у тебя дом, и я скажу, в каких
краях ты живёшь»?
От чего зависят внешний вид и устройство жилища? (От окружающей
природы, климата, особенностей принятой в данной местности
строительной техники.)
Практическая работа.
Тема. Жилища народов России.
Цель. Доказать, что особенности жилища определяются природными
условиями.
Задание. Проанализируйте информацию, которая представлена на иллюстрации
и в тексте, заполнив таблицу. Покажите связь между природными условиями
жизни людей и особенностями их жилища.
1.Название.
2.Почему так называется?
3.В какой местности строили?
4.Из какого материала строили?
5.Разборное или постоянное? 6.Изобразите своё жилище.
Мазанка
Сельский дом жителей юга России. На юге России леса было немного, и
древесину при строительстве жилища использовали только в случае крайней
необходимости. Зато широко применялась глина. Обычно её перемешивали с
землёй и соломой, засыпали в специальные ящики и плотно утрамбовывали.
Когда нижняя часть стены затвердевала, ящики разбирали и передвигали выше,
после чего всё повторялось. Собранный каркас обмазывали глиной и белили.
Крышу чаще всего покрывали соломой. Мазанка имела ставни, которые
закрывали для сохранения прохлады в жаркую пору дня.
Сакля.
Сакля – от грузинского сахли – «дом». Жилище народов Кавказа и горного
Крыма. Саклю строили из камня. Отличительная особенность сакли – прочная
плоская крыша. Когда дома возводят на крутом горном склоне, плоская крыша
нижней сакли служит полом или двором вышестоящей. Такое селение
называлось аулом.
Чум.
В русский язык слово чум заимствовано из удмуртского языка чум, со
значением «чум, палатка, шалаш». Разборное жилище народов Северной
Сибири (эвенков, ненцев, чукчей и других). Каркасом чума служит шалаш из
жердей, который сверху покрывают войлоком или оленьими шкурами. Очаг
устраивают посередине чума.
Юрта.
В современном казахском языке юрта называется киіз үй, что в буквальном
переводе — «дом из кошмы». Разборное жилище кочевых народов в степной
полосе России (бурятов, калмыков и других). Войлок – основной материал,
который используют при сборке юрты. Этой толстой валяной шерстью
покрывают стены и крышу. Войлоком выстилают и пол. Конструкция юрты
проста: её можно установить всего за один час. Стены представляют собой
решётку из длинных деревянных брусьев, скреплённых кожаными ремешками.
Такой каркас легко растягивается и складывается. Крышукупол образуют
изогнутые жерди; чем их больше, тем объёмнее юрта. На вершине купола
расположен дымник – отверстие, через которое выходит дым от очага.
Изба.
Первые жилые сооружения наших предков, еще до того, как появились печи,
избами не назывались. Название поменялось именно тогда, когда эти дома стали отапливать. Тогда их стали звать «истопка», или, еще позже — «истьба». А из
истьбы постепенно она стала и избой! Изб — деревянный срубный
(бревенчатый) жилой дом в лесной полосе России. Классическая изба имеет
разборную конструкцию и может перевозиться на значительные расстояния в
виде бревен, или сплавляться по рекам в виде плотов, хотя в настоящее время
это практикуется редко.
аа
Как называлось жилище предков, живущих в нашей местности.
Совершим виртуальную экскурсию в жилище наших предков. (Экскурсию
проводит ученикэкскурсовод с использованием презентации)
Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых
бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и сосновым духом
вылечит. Давайте пройдемся по избе.
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». В красном углу,
самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница
заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником».
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к
иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы
бережно хранили и передавали из поколения в поколение.
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За
столом вся семья «трапезничала» принимала пищу. Стол обычно накрывался
скатертью. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. Лавки делали широкими, и
крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их
можно было передвигать.
Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь?
Пословица гласит: «Изба без печи, что без крыши». Самой главной и
необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от
печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней
готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке
можно было мыться. В стародавние времена печи топили «почёрному», то есть
печь не имела трубы и дым уходил через дверь или специальное окошко в
крыше. Часть дыма, конечно, оставалась в комнате. Но уже много сотен лет печи
делают с трубой, топят «побелому».
Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с
уважением. Печка – деревенская кормилица.
А почему ее так называли? Перед устьем печи устроен шесток – широкая толстая доска, на которой
разместились горшки, чугунки. Рядом с устьем стоят железные ухваты, кочерга.
Из бересты делали различные туеса, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод.
Мебели было немного. Все вещи хранились в сундуках.
Поиному выглядели дома богатых горожан тех времён. У них были комнаты
горницы, то есть «чистые» комнаты.
Из какого материала в основном строили жилища наши предки? (из дерева)
В чём преимущества и недостатки этого материала?
Преимущества:
• Идеальный микроклимат.
• Внешний вид.
• Прогрев.
• Уют.
Недостатки деревянных домов:
• Пожароопасность.
• Недолговечность.
Какой материал заменил древесину?
В 10 веке на Руси появляются каменные постройки. Стали строить церкви из
белого камня (известняка). В конце 15 века на Руси начинают возводить
городские постройки из кирпича.
В 1714 году Пётр 1 издал специальный указ о запрещении строительства
каменных домов по всей России, кроме одного города. Что это за город, и
почему был издан такой указ? (Чтобы ускорить строительство Санкт
Петербурга).
4.Стадия рефлексии
Проверим, как вы запомнили материал урока. Выполним небольшой тест. Если
вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если не согласны – ставьте «»:
1) Самое первое жилище наших предков – это юрта.
2) Внешний вид и устройство жилища зависят от окружающей природы,
климата, особенностей принятой в данной местности строительной техники.
3) Мазанку строили на юге России, где не было древесины.
4) Сакля – это разборное жилище.
5) Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол».
(, +, +, , +) «Прогноз урока»
Вернёмся к нашему «Прогнозу урока». Построим свою улицу из домиков,
которые у вас лежат на партах. Если ваши ожидания сбылись, то приклейте свой
домик, на котором записаны ваши ожидания, на светлую поляну, если
оправдались опасения, то приклейте домик с опасениями на тёмную поляну.
Вспомним цель нашего урока. Достигли ли мы её?
Кому бы вы поставили сегодня «5», «4», «3», «2».
Как вы оцените работу всего класса?
Оцените свою работу с помощью утверждений.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Моё настроение стало
6.Материал урока был
Активно пассивно
Доволен не доволен
Интересным скучным
Устал не устал
Лучше хуже
Понятен не понятен
Полезен бесполезен
5. Домашнее задание
1) Практическая работа «Здания нашего села» – Учебник: стр. 70
2) Нарисовать или сделать жилище будущего. Практическая работа.
Тема. Жилища народов России.
Цель. Доказать, что особенности жилища определяются природными
условиями.
Задание. Проанализируйте информацию, которая представлена на иллюстрации
и в тексте, заполнив таблицу. Покажите связь между природными условиями
жизни людей и особенностями их жилища.
1.Название.
2.Почему так называется?
3.В какой местности строили?
4.Из какого материала строили?
5.Разборное или постоянное?
6.Изобразите своё жилище. Мазанка Сельский дом
жителей юга России. На юге России леса было немного, и древесину при
строительстве жилища использовали только в случае крайней необходимости.
Зато широко применялась глина. Обычно её перемешивали с землёй и соломой,
засыпали в специальные ящики и плотно утрамбовывали. Когда нижняя часть
стены затвердевала, ящики разбирали и передвигали выше, после чего всё
повторялось. Собранный каркас обмазывали глиной и белили. Крышу чаще всего покрывали соломой. Мазанка имела ставни, которые закрывали для сохранения
прохлады в жаркую пору дня.
Практическая работа.
Тема. Жилища народов России.
Цель. Доказать, что особенности жилища определяются природными
условиями.
Задание. Проанализируйте информацию, которая представлена на иллюстрации
и в тексте, заполнив таблицу. Покажите связь между природными условиями
жизни людей и особенностями их жилища.
1.Название.
2.Почему так называется?
3.В какой местности строили?
4.Из какого материала строили?
5.Разборное или постоянное?
6.Изобразите своё жилище.
Сакля.
Сакля – от грузинского сахли – «дом». Жилище народов Кавказа и горного
Крыма. Саклю строили из камня. Отличительная особенность сакли – прочная
плоская крыша. Когда дома возводят на крутом горном склоне, плоская крыша нижней сакли служит полом или двором вышестоящей. Такое селение
называлось аулом.
Практическая работа.
Тема. Жилища народов России.
Цель. Доказать, что особенности жилища определяются природными
условиями.
Задание. Проанализируйте информацию, которая представлена на иллюстрации
и в тексте, заполнив таблицу. Покажите связь между природными условиями
жизни людей и особенностями их жилища.
1.Название.
2.Почему так называется?
3.В какой местности строили?
4.Из какого материала строили?
5.Разборное или постоянное?
6.Изобразите своё жилище.
Чум. В русский язык слово чум заимствовано из удмуртского языка чум, со
значением «чум, палатка, шалаш». Разборное жилище народов Северной
Сибири (эвенков, ненцев, чукчей и других). Каркасом чума служит шалаш из
жердей, который сверху покрывают войлоком или оленьими шкурами. Очаг
устраивают посередине чума.
Практическая работа.
Тема. Жилища народов России.
Цель. Доказать, что особенности жилища определяются природными
условиями.
Задание. Проанализируйте информацию, которая представлена на иллюстрации
и в тексте, заполнив таблицу. Покажите связь между природными условиями
жизни людей и особенностями их жилища.
1.Название.
2.Почему так называется?
3.В какой местности строили?
4.Из какого материала строили?
5.Разборное или постоянное?
6.Изобразите своё жилище.
Юрта. В современном казахском языке юрта называется киіз үй, что в буквальном
переводе — «дом из кошмы». Разборное жилище кочевых народов в степной
полосе России (бурятов, калмыков и других). Войлок – основной материал,
который используют при сборке юрты. Этой толстой валяной шерстью
покрывают стены и крышу. Войлоком выстилают и пол. Конструкция юрты
проста: её можно установить всего за один час. Стены представляют собой
решётку из длинных деревянных брусьев, скреплённых кожаными ремешками.
Такой каркас легко растягивается и складывается. Крышукупол образуют
изогнутые жерди; чем их больше, тем объёмнее юрта. На вершине купола
расположен дымник – отверстие, через которое выходит дым от очага.
Практическая работа.
Тема. Жилища народов России.
Цель. Доказать, что особенности жилища определяются природными
условиями.
Задание. Проанализируйте информацию, которая представлена на иллюстрации
и в тексте,
таблицу.
связь между
условиями
заполнив
Покажите
природными
жизни людей и
особенностями их жилища.
1.Название.
2.Почему так называется?
3.В какой местности строили?
4.Из какого материала строили?
5.Разборное или постоянное?
6.Изобразите своё жилище. Изба.
Первые жилые сооружения наших предков, еще до того, как появились печи,
избами не назывались. Название поменялось именно тогда, когда эти дома стали
отапливать. Тогда их стали звать «истопка», или, еще позже — «истьба». А из
истьбы постепенно она стала и избой! Изб — деревянный срубный
(бревенчатый) жилой дом в лесной полосе России. Классическая изба имеет
разборную конструкцию и может перевозиться на значительные расстояния в
виде бревен, или сплавляться по рекам в виде плотов, хотя в настоящее время
это практикуется редко.
аа
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Урок по окружаещему миру "Какими были жилища?" (3 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.