Тема: Растения – производители
Одним из возможных элементов урока может быть самостоятельная работа по проверке читательских умений.
На материале текста учебника под рубрикой «Дополнительный материал» на с. 83 проверяются читательские умения третьеклассников, а именно:
1) умение вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и концептуальную (главный смысл, авторский замысел);
2) умение ориентироваться в структуре текста;
3) умение объяснять и оценивать прочитанное;
4) умение определять тематическую принадлежность текста;
5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.
Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008.
Цели:
– ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;
– уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений.
Оборудование: комнатное цветущее растение; гербарии: цветковых, хвойных, споровых растений, водорослей; таблица «Органы растения», плакат «Растения-производители» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса».
Этапы урока Ход урока
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– На комнатном растении покажите, какие части растения вы знаете. (Стебель, лист, цветок.)
– Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (Да.)
– А что вы скажите о строении этих растений? (Показать водоросли.) (Мы затрудняемся назвать части у этого растения.)
– Какой у вас возникает вопрос?
Как устроено растение?
– А хотите узнать, как устроено растение?
Работа в учебнике.
– Откройте учебники на с. 78. Давайте ответим на вопросы.
Вспоминают, какие вещества необходимы растению и какую роль растения играют в экосистеме.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Работа в учебнике. Работа в группах.
– Рассмотрите рисунки и ответьте на вопрос на с. 78. (Надземным частям – стеблю и листу – доступен свет, а подземным частям – корню – вода.)
– Сложные задачи приходиться решать различным частям растения. Поэтому у растений есть органы. Давайте с ними познакомимся. Работать будем в группах.
Задание для групп:
1) Определите, какую роль лист выполняет в растении. Какие качества листа вы бы отметили? Используйте текст на с. 78.
Лист отвечает за производство питательных веществ. В листьях идёт фотосинтез. Лист имеет нежные внутренние части.
2) Определите, какую роль стебель выполняет в растении. Какие качества стебля вы бы отметили? Используйте текст на с. 78–79.
Стебель – опора для листьев. Связывает все органы растения. По стеблю передвигаются вещества. Прочный.
3) Определите, какую роль корень выполняет в растении. Какие качества корня вы бы отметили? Используйте текст на с. 79.
Корень закрепляет растение в почве, всасывает воду и минеральные вещества. Сильно разветвлён.
4) Определите, какую роль цветок выполняет в растении. Какие качества цветка вы бы отметили? Используйте текст на с. 79.
Цветок – орган размножения. Яркий, душистый.
5) Определите, какую роль плод выполняет в растении. Какие качества плода вы бы отметили? Используйте текст на с. 80.
Плод участвует в распространении семян. Сочный.
– Как ответим на вопрос урока? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок, плод.)
– Как вы думаете, такие органы характерны всем наземным растениям?
(Судя по тексту учебника, эти органы есть у цветковых растений, а корень, стебель и лист – ещё у хвойных.)
Работа в рабочих тетрадях.
– Выполните задание в рабочей тетради на с. 43–44.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний. 1. Работа в учебнике.
Организация и проведение работы:
1. Учащиеся читают текст в учебнике на с. 83 самостоятельно про себя.
2. Письменно выполняют задания 1–9. Порядок выполнения заданий произвольный. Детям нужно объяснить, что лучше выполнять задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться дальше и вернуться к пропущенному заданию ещё раз. На результат влияет то, сколько заданий выполнено, и качество их выполнения.
План проверочной работы
№ зада-ния Группа заданий Уровень сложности Форма Бал-лы
1 Учимся понимать текст и находить факты необходимый с выбором ответа 1
2 Учимся понимать текст и находить факты необходимый с кратким ответом 1
3 Учимся понимать текст и находить факты повышенный с выбором ответа 1
4 Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы необходимый с выбором ответа 1
5 Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы повышенный с кратким ответом 2
6 Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы максимальный с выбором ответа 2
7 Учимся понимать главную мысль текста повышенный с выбором ответа 1
8 Учимся понимать главную мысль текста повышенный с развёрнутым ответом 2
9 Учимся понимать главную мысль текста повышенный с выбором ответа 2
За полностью выполненные задания № 5 и 8 ученик получает по 2 балла, за частично выполненные задания – по 1 баллу.
Порядок оценивания.
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися – недостаточный, низкий, средний или высокий. Если в результате выполнения всей работы ученик набрал 5 баллов или меньше – это недостаточный уровень (отметка 2), если от 6 до 7 баллов – низкий уровень (отметка 3), если от 8 до 10 баллов – средний уровень (отметка 4), от 11 до 13 баллов – высокий уровень (отметка 5).
Ответы.
1. – 1 (1 балл)
2. – Все споровые растения предпочитают селиться во влажных местах, где они могут размножаться (1 балл)
3. – 4 (1 балл)
4. – 3 (1 балл)
5. Не все погруженные в воду растения – водоросли. Воду освоили и многие цветковые растения (2 балла)
6. – 4 (2 балла)
7. – 1 (1 балл)
8. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла)
9. – 3 (2 балла)
2. Работа в рабочей тетради.
– Задания из рабочей тетради на выбор.
ΙV. Домашнее задание.
Чтение текста темы 19, 1 задание на выбор из рабочей тетради.
V. Итог урока. – Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?
Тема: Растения – производители
Одним из возможных элементов урока может быть самостоятельная работа по проверке читательских умений.
На материале текста учебника под рубрикой «Дополнительный материал» на с. 83 проверяются читательские умения
третьеклассников, а именно:
1) умение вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную, скрытую «между строк») и
концептуальную (главный смысл, авторский замысел);
2) умение ориентироваться в структуре текста;
3) умение объяснять и оценивать прочитанное;
4) умение определять тематическую принадлежность текста;
5) умение составлять небольшой собственный текст на основе творческого пересказа.
Задания по проверке перечисленных умений предложены в рабочей тетради к учебнику «Окружающий мир (Обитатели
Земли)» (авторы Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С.), М.: Баласс, 2008.
Цели:
– ознакомить учащихся с различными группами растений и чертами их строения;
– уметь перечислять особенности хвойных и цветковых растений.
Оборудование: комнатное цветущее растение; гербарии: цветковых, хвойных, споровых растений, водорослей; таблица
«Органы растения», плакат «Растенияпроизводители» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для
3го класса».
Этапы урока
Ι
. Актуализация
знаний и
постановка
учебной
Ход урока
– На комнатном растении покажите, какие части растения вы знаете. (Стебель, лист, цветок.)
– Как вы думаете, для всех растений характерно такое строение? (Да.)
– А что вы скажите о строении этих растений? (Показать водоросли.) (Мы затрудняемся назвать
части у этого растения.)
– Какой у вас возникает вопрос?
© ООО «Баласс», 2013проблемы.
Как устроено растение?
– А хотите узнать, как устроено растение?
. Совместное
ΙΙ
открытие знаний.
Работа в учебнике.
– Откройте учебники на с. 78. Давайте ответим на вопросы.
Вспоминают, какие вещества необходимы растению и какую роль растения играют в экосистеме.
Работа в учебнике. Работа в группах.
– Рассмотрите рисунки и ответьте на вопрос на с. 78. (Надземным частям – стеблю и листу – доступен
свет, а подземным частям – корню – вода.)
– Сложные задачи приходиться решать различным частям растения. Поэтому у растений есть органы.
Давайте с ними познакомимся. Работать будем в группах.
Задание для групп:
1) Определите, какую роль лист выполняет в растении. Какие качества листа вы бы отметили?
Используйте текст на с. 78.
Лист отвечает за производство питательных веществ. В листьях идёт фотосинтез. Лист имеет нежные
внутренние части.
2) Определите, какую роль стебель выполняет в растении. Какие качества стебля вы бы отметили?
Используйте текст на с. 78–79.
Стебель – опора для листьев. Связывает все органы растения. По стеблю передвигаются вещества.
Прочный.
3) Определите, какую роль корень выполняет в растении. Какие качества корня вы бы отметили?
Используйте текст на с. 79.
Корень закрепляет растение в почве, всасывает воду и минеральные вещества. Сильно разветвлён.
4) Определите, какую роль цветок выполняет в растении. Какие качества цветка вы бы отметили?
Используйте текст на с. 79.
Цветок – орган размножения. Яркий, душистый.
5) Определите, какую роль плод выполняет в растении. Какие качества плода вы бы отметили?
© ООО «Баласс», 2013Используйте текст на с. 80.
Плод участвует в распространении семян. Сочный.
– Как ответим на вопрос урока? (Наземные растения имеют органы: корень, стебель, лист, цветок,
плод.)
– Как вы думаете, такие органы характерны всем наземным растениям?
(Судя по тексту учебника, эти органы есть у цветковых растений, а корень, стебель и лист – ещё у
хвойных.)
Работа в рабочих тетрадях.
– Выполните задание в рабочей тетради на с. 43–44.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали?
1. Работа в учебнике.
Организация и проведение работы:
1. Учащиеся читают текст в учебнике на с. 83 самостоятельно про себя.
2. Письменно выполняют задания 1–9. Порядок выполнения заданий произвольный. Детям нужно
объяснить, что лучше выполнять задания последовательно, но в случае затруднения нужно двигаться
дальше и вернуться к пропущенному заданию ещё раз. На результат влияет то, сколько заданий
выполнено, и качество их выполнения.
План проверочной работы
№
зада
ния
1
Группа заданий
Уровень
сложности
Форма
Бал
лы
Учимся понимать текст и
находить факты
необходимый
с выбором
ответа
1
ΙΙΙ
.
Самостоятельное
применение
знаний.
© ООО «Баласс», 20132
3
4
5
6
7
8
9
Учимся понимать текст и
находить факты
Учимся понимать текст и
находить факты
Учимся понимать текст,
сравнивать информацию и
делать выводы
Учимся понимать текст,
сравнивать информацию и
делать выводы
Учимся понимать текст,
сравнивать информацию и
делать выводы
Учимся понимать главную
мысль текста
Учимся понимать главную
мысль текста
Учимся понимать главную
мысль текста
необходимый
повышенный
необходимый
повышенный
с кратким
ответом
с выбором
ответа
с выбором
ответа
с кратким
ответом
максимальный с выбором
ответа
повышенный
повышенный
повышенный
с выбором
ответа
с развёрнутым
ответом
с выбором
ответа
1
1
1
2
2
1
2
2
За полностью выполненные задания № 5 и 8 ученик получает по 2 балла, за частично выполненные
задания – по 1 баллу.
© ООО «Баласс», 2013Порядок оценивания.
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися –
недостаточный, низкий, средний или высокий. Если в результате выполнения всей работы ученик
набрал 5 баллов или меньше – это недостаточный уровень (отметка 2), если от 6 до 7 баллов – низкий
уровень (отметка 3), если от 8 до 10 баллов – средний уровень (отметка 4), от 11 до 13 баллов –
высокий уровень (отметка 5).
Ответы.
1. – 1 (1 балл)
2. – Все споровые растения предпочитают селиться во влажных местах, где они могут размножаться
(1 балл)
3. – 4 (1 балл)
4. – 3 (1 балл)
5. Не все погруженные в воду растения – водоросли. Воду освоили и многие цветковые растения (2
балла)
6. – 4 (2 балла)
7. – 1 (1 балл)
8. Произвольный ответ, оценивается аргументированность суждений (2 балла)
9. – 3 (2 балла)
2. Работа в рабочей тетради.
– Задания из рабочей тетради на выбор.
VΙ . Домашнее
задание.
Чтение текста темы 19, 1 задание на выбор из рабочей тетради.
– Над какой проблемой мы работали сегодня? Что важного вы узнали?
© ООО «Баласс», 2013V. Итог урока.
© ООО «Баласс», 2013