Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)
Оценка 4.8

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
окружающий мир
1 кл
05.06.2017
Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)
Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" разработан в рамках программы "Начальная школа XXI века" для обучающихся 1 класса.Тип урока: урок открытия нового знания. Основная задача: систематизировать знания учащихся по теме «Насекомые», развивать умение анализировать, сравнивать, вычленять главное.
ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ ВЕСНОЙ.doc
1                   Программа «Начальная школа XXI века», окружающий мир, 1 класс. Тема урока. Жизнь насекомых весной.                   Тип урока. Урок открытия нового знания. Цель. Учить самостоятельно добывать знания, поощрять поиск новых  способов добычи информации, испытывая при этом радость познания. Задачи.  Образовательные:  ­ систематизировать знания учащихся по теме «Насекомые»,      ­ определить группу проблем по теме, ­ ввести новое понятие (насечка). Развивающие: ­ создавать условия для развития внимания, памяти, ­ мышления, трудолюбия, ­ развивать умение анализировать, сравнивать,  вычленять главное,  ­ создавать условия для безбоязненного высказывания своего мнения,  суждения, вывода.  Воспитательные: ­ развивать умение работать в паре, ­ прививать интерес и любовь к познанию природы. Оборудование. Учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 1 класс,  интерактивная доска, коробочки с насекомыми, перчатки, манная крупа,  индивидуальные карточки, таблички со словами ­ определениями, маска  медведя, индивидуальные таблицы­ бабочки для самостоятельной работы. Ход урока: I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. ­ Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс на полчаса превратится в  зал заседаний, а вы станете научными сотрудниками, которым придется  решать непростые вопросы. Вы готовы? Садитесь на свои места и представьте  себя на научной конференции. II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. ­ О каком времени года шла речь на прошлом уроке? ­ Назовите весенние месяцы. ­ Какие изменения происходят в неживой природе с приходом апреля?  (Солнце поднимается выше, становится теплее, тает снег, идёт дождь). ­ Какие изменения происходят в живой природе? (Животные выходят из  спячки, появляются насекомые, птицы возвращаются из тёплых стран). III. Постановка учебной задачи. 2 ­ Сегодня мы подробнее познакомимся с одной группой животных, а кто  относится к этой группе, вы узнаете, когда возьмёте у меня и откроете  вот  эти коробочки. Будете  работать в паре. Ко мне подходят ребята 1 варианта. ­ Посмотрите, кто это такие? Назовите, одним словом как называются эти  животные? (Насекомые). ­ Кто такие насекомые?  ­ При  слове «насекомое» обычно сразу вспоминаются такие насекомые, как  мухи, бабочки, комары, моль, жуки, муравьи, пчёлы. Большинство насекомых  так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить.  Но никто даже  не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете  насекомых, и при этом не имеет представления, ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни!   Насекомые существуют на Земле  уже 300 миллионов лет.  И сегодня мы попытаемся определить, кто такие  насекомые?Чем они отличаются от других животных?  ­ А может ли окружающий мир обойтись без насекомых? Почему?  ­ Значит, ещё одна проблема, над которой мы сегодня будем работать:  выяснить, приносят насекомые пользу или вред. IV. Построение проекта выхода из затруднения. 1) . Исследование строения тела насекомых. ­ У вас на партах, а у меня на столе, находится насекомые. Рассмотрите их  внимательно, похожи ли они между собой. Есть ли у них что­то общее? По  каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение  тела). По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.    1 признак  (6 ног) ­ У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например,  пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки”  на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая  ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. ­ Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? ( Наличием 6 ног). 2 признак (части, насечки) 3 ­ Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте  попробуем назвать части тела насекомых. Как назовём первую часть? Что у  него посередине? Как назовём третью часть? Это у всех насекомых?  Значит, будем считать это общим признаком. (У доски 3 человека)  ­ Тело насекомых разделено на части насечками, так почему их назвали  «насекомые»? (От слова «насечки»). «голова»  «грудь»  «брюшко» 3 признак насекомых (наличие усиков) ­  Как вы думаете, что за органы на голове у насекомых? (Усики). ­ Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на  доске «усики»). ­ Попробуем выяснить, для чего они им нужны.  ­ Чем питаются ночные бабочки? (Нектаром.) ­ А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они  распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах.) ­Но ведь носа у насекомых нет. (Они улавливают запахи с помощью усиков.) 4 признак (наличие двух пар крыльев) ­ Что помогает их передвижению? (крылья). ­ У животных, какой группы тоже есть крылья? (У птиц). Сколько их? (Пара) ­ Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка) Появляется табличка «две пары крыльев» ­ Ребята, так как же отличить насекомых от животных? 4 ­ Сверим свой вывод с выводом в учебнике с.71. ­ Откуда  появляются насекомые весной? А теперь подумайте, как же зимуют  насекомые? ( Прячутся в кору деревьев). ­ Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие  животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по­разному. Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает.  Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до  одного­двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и  отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где­то за отслоившимся  кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым  надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От  всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет.  Поэтому они вырабатывают  вещество, препятствующее замерзанию.  ­ Отгадайте по описанию, о каком животном идёт речь? Это животное плетёт красивую лёгкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Оно не летает, а тихонько ждёт, когда кто­нибудь попадёт   в   его ловушку.   ­ Рассмотрите паука. (2 пары учеников). Определите, является ли он  насекомым? Почему? (Не является, так как у него 8 ног). ­ Уберите насекомых в коробочки. Ребята 2 варианта складывают их мне на  стол. 2). Эксперимент ­Послушайте сказку о бабочке. Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много­много разноцветных  шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков,  чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна красное Солнышко: ­ Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму.  Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли,  полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими  подарками.   Первыми явились бабочки и сказали: ­ Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки. 5 ­ Хорошо, ­ ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке­белянке дала ярко­ белое платье. Лимоннице – нежно­жёлтое, как осенний листок. Бабочку­ траурницу убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. А  вот весёлая бабочка­крапивница выбрала себе пёстренькое платье,  красновато­рыжее с тёмными и голубыми крапинками. Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны  весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам. ­ Вот такая сказка. Интересная?  ­ И действительно, бабочкой нельзя не любоваться: узор на крылышках имеет  зеркальное отражение – правое крылышко такое же как левое. Ноги и тело  бабочки, как и многих насекомых, покрыто волосками, которые помогают им  опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.  ­ А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить  пыльцу? ­ Я предлагаю провести эксперимент и убедиться…?  ­ У меня есть волшебные рукавички, надев которые мы превратимся в  бабочек, надевайте. ( Два человека выходят к столу учителя) ­ Одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая,  мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. ­ У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.  ­ Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы.  Опустите рукавички. ­ Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?  Почему именно к цветной  рукавичке прилипла манка? ( Потомучто насекомые покрыты ворсинками). V. Первичное закрепление. 1). Самостоятельное чтение статьи. Учебник с.71. ­ Прочитайте в учебнике статью о бабочке крапивнице и ответьте, почему  весной крапивница появляется первой из бабочек? 2). Индивидуальная работа  по карточкам. (Проверка на доске). 6 ­ Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам?  (Никогда не ловить бабочек). 3). Беседа с элементами инсценирования. ­ А может ли окружающий мир обойтись без насекомых? Почему?  ­ Значит, проблема, над которой мы сейчас будем работать: выяснить,  приносят насекомые пользу или вред.  ­ Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого  нужно убрать из насекомых. Тут вышел вперед медведь и говорит:  Медведь:  Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Эти  комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел,  мой мед воруют. Другое дело пчелы ­ они дают мед, а я его люблю. Давайте  оставим только пчел. ­ Как вы думаете, насекомые приносят пользу или вред? Какую фразу вы бы  продолжили: ­ Насекомые в природе необходимы, потому что...  ­ Насекомые природе только во вред, так как... 4). Работа с учебником с.68. ­ О каких насекомых вы прочитали? Можно ли однозначно сказать насекомое  приносит пользу или вред?  Почему? 5). Игра "Потопаем ­ похлопаем"  ­ Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда  топайте ногами:  ­ Собирают мед; 7 ­ Едят вредных насекомых;  ­ Переносят заразные заболевания;  ­ Доставляют радость и хорошее настроение;  ­ Поедают молодую зелень;  ­ Собирают сырье для лекарств   VI. Самостоятельная работа.  ­Что теперь мы знаем? Повторите по доске с плакатом “Теперь я знаю “ (в  течение всего урока под этот плакат учитель записывает то, что ребята узнали на уроке). (Насекомые – это живые существа, у которых 6 ног, голова, грудь,  брюшко, чувствительные усики. Многие из них приносят пользу природе  и человеку, но есть и такие, которые вредят. Некоторые виды насекомых  нуждаются в нашей защите.) ­ Давайте проверим ваши знания. Положите перед собой бабочек. На них  клеточки с номерами. Я буду говорить предложения. Если вы со мной  согласны ставьте плюс, если нет ­ минус. 1  2   1. У насекомых 4 лапы. 2. Насекомые так названы потому, что на теле есть насечки. 3. У насекомых 3 основные части тела: голова, грудь и брюшко. 4. Насекомые – самая большая группа животных. ­ Проверьте свои ответы. 1      ­ 2      +                                          Да «+»                                          Нет «­»   3  4  3       + 4       + – Кто справился без ошибок. VII. Рефлексия. ­ Наше заседание подходит к концу. Пора подводить итоги. Кто хочет  выступить с  заключительным словом и продолжит предложение:  «Я узнал…» ( новое о насекомых) «Я повторил…» ( признаки весны) «Я удивился…» (как зимуют) «Я запомнил…»( чем насекомые отличаются от других животных,  необходимо их охранять)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2017