Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 05.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь насекомых весной" разработан в рамках программы "Начальная школа XXI века" для обучающихся 1 класса.Тип урока: урок открытия нового знания. Основная задача: систематизировать знания учащихся по теме «Насекомые», развивать умение анализировать, сравнивать, вычленять главное.
Иконка файла материала ЖИЗНЬ НАСЕКОМЫХ ВЕСНОЙ.doc
1                   Программа «Начальная школа XXI века», окружающий мир, 1 класс. Тема урока. Жизнь насекомых весной.                   Тип урока. Урок открытия нового знания. Цель. Учить самостоятельно добывать знания, поощрять поиск новых  способов добычи информации, испытывая при этом радость познания. Задачи.  Образовательные:  ­ систематизировать знания учащихся по теме «Насекомые»,      ­ определить группу проблем по теме, ­ ввести новое понятие (насечка). Развивающие: ­ создавать условия для развития внимания, памяти, ­ мышления, трудолюбия, ­ развивать умение анализировать, сравнивать,  вычленять главное,  ­ создавать условия для безбоязненного высказывания своего мнения,  суждения, вывода.  Воспитательные: ­ развивать умение работать в паре, ­ прививать интерес и любовь к познанию природы. Оборудование. Учебник Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» 1 класс,  интерактивная доска, коробочки с насекомыми, перчатки, манная крупа,  индивидуальные карточки, таблички со словами ­ определениями, маска  медведя, индивидуальные таблицы­ бабочки для самостоятельной работы. Ход урока: I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. ­ Сегодня у нас не совсем обычный урок. Наш класс на полчаса превратится в  зал заседаний, а вы станете научными сотрудниками, которым придется  решать непростые вопросы. Вы готовы? Садитесь на свои места и представьте  себя на научной конференции. II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. ­ О каком времени года шла речь на прошлом уроке? ­ Назовите весенние месяцы. ­ Какие изменения происходят в неживой природе с приходом апреля?  (Солнце поднимается выше, становится теплее, тает снег, идёт дождь). ­ Какие изменения происходят в живой природе? (Животные выходят из  спячки, появляются насекомые, птицы возвращаются из тёплых стран). III. Постановка учебной задачи.2 ­ Сегодня мы подробнее познакомимся с одной группой животных, а кто  относится к этой группе, вы узнаете, когда возьмёте у меня и откроете  вот  эти коробочки. Будете  работать в паре. Ко мне подходят ребята 1 варианта. ­ Посмотрите, кто это такие? Назовите, одним словом как называются эти  животные? (Насекомые). ­ Кто такие насекомые?  ­ При  слове «насекомое» обычно сразу вспоминаются такие насекомые, как  мухи, бабочки, комары, моль, жуки, муравьи, пчёлы. Большинство насекомых  так малы, что человеческий глаз не в состоянии их заметить.  Но никто даже  не задумывался над тем, что человек в действительности живёт на Планете  насекомых, и при этом не имеет представления, ни о существовании многих из них, ни об их количестве, ни об их жизни!   Насекомые существуют на Земле  уже 300 миллионов лет.  И сегодня мы попытаемся определить, кто такие  насекомые?Чем они отличаются от других животных?  ­ А может ли окружающий мир обойтись без насекомых? Почему?  ­ Значит, ещё одна проблема, над которой мы сегодня будем работать:  выяснить, приносят насекомые пользу или вред. IV. Построение проекта выхода из затруднения. 1) . Исследование строения тела насекомых. ­ У вас на партах, а у меня на столе, находится насекомые. Рассмотрите их  внимательно, похожи ли они между собой. Есть ли у них что­то общее? По  каким признакам будем сравнивать? (Цвет, размер, количество ног, строение  тела). По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.    1 признак  (6 ног) ­ У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например,  пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки”  на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая  ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания. ­ Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? ( Наличием 6 ног). 2 признак (части, насечки)3 ­ Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте  попробуем назвать части тела насекомых. Как назовём первую часть? Что у  него посередине? Как назовём третью часть? Это у всех насекомых?  Значит, будем считать это общим признаком. (У доски 3 человека)  ­ Тело насекомых разделено на части насечками, так почему их назвали  «насекомые»? (От слова «насечки»). «голова»  «грудь»  «брюшко» 3 признак насекомых (наличие усиков) ­  Как вы думаете, что за органы на голове у насекомых? (Усики). ­ Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на  доске «усики»). ­ Попробуем выяснить, для чего они им нужны.  ­ Чем питаются ночные бабочки? (Нектаром.) ­ А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они  распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах.) ­Но ведь носа у насекомых нет. (Они улавливают запахи с помощью усиков.) 4 признак (наличие двух пар крыльев) ­ Что помогает их передвижению? (крылья). ­ У животных, какой группы тоже есть крылья? (У птиц). Сколько их? (Пара) ­ Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка) Появляется табличка «две пары крыльев» ­ Ребята, так как же отличить насекомых от животных?4 ­ Сверим свой вывод с выводом в учебнике с.71. ­ Откуда  появляются насекомые весной? А теперь подумайте, как же зимуют  насекомые? ( Прячутся в кору деревьев). ­ Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие  животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по­разному. Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает.  Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до  одного­двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и  отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где­то за отслоившимся  кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым  надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От  всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет.  Поэтому они вырабатывают  вещество, препятствующее замерзанию.  ­ Отгадайте по описанию, о каком животном идёт речь? Это животное плетёт красивую лёгкую сеть, чтобы поймать себе на обед насекомых. Оно не летает, а тихонько ждёт, когда кто­нибудь попадёт   в   его ловушку.   ­ Рассмотрите паука. (2 пары учеников). Определите, является ли он  насекомым? Почему? (Не является, так как у него 8 ног). ­ Уберите насекомых в коробочки. Ребята 2 варианта складывают их мне на  стол. 2). Эксперимент ­Послушайте сказку о бабочке. Прилетела на землю Весна. Принесла с собой много­много разноцветных  шелков, чтобы украсить ими леса и луга, чтобы одеть бабочек и жучков,  чтобы всё кругом выглядело нарядно и празднично. Попросила Весна красное Солнышко: ­ Согрей получше Землю. Разбуди всех, кто спал крепким сном долгую Зиму.  Пригрело Солнышко Землю. Вылезли разные насекомые и все поползли,  полетели на просторную лесную поляну. Там их ждала Весна со своими  подарками.   Первыми явились бабочки и сказали: ­ Весна, дай нам яркие, нарядные одёжки.5 ­ Хорошо, ­ ответила Весна и начала их наряжать. Бабочке­белянке дала ярко­ белое платье. Лимоннице – нежно­жёлтое, как осенний листок. Бабочку­ траурницу убрала в наряд из чёрного бархата с белой кружевной каймой. А  вот весёлая бабочка­крапивница выбрала себе пёстренькое платье,  красновато­рыжее с тёмными и голубыми крапинками. Сама Весна залюбовалась их новыми яркими нарядами. Все были довольны  весенними подарками и поспешили на луга и поля по своим делам. ­ Вот такая сказка. Интересная?  ­ И действительно, бабочкой нельзя не любоваться: узор на крылышках имеет  зеркальное отражение – правое крылышко такое же как левое. Ноги и тело  бабочки, как и многих насекомых, покрыто волосками, которые помогают им  опылять цветы, потому что на мохнатые, пушистые волоски больше прилипает пыльцы.  ­ А если бы тело и ноги насекомых были гладкими, смогли бы они переносить  пыльцу? ­ Я предлагаю провести эксперимент и убедиться…?  ­ У меня есть волшебные рукавички, надев которые мы превратимся в  бабочек, надевайте. ( Два человека выходят к столу учителя) ­ Одна гладкая и блестящая, вторая – махровая, пушистая, ворсинистая,  мохнатая, как ворсинки на теле насекомых. ­ У нас на подносе манка, как пыльца на цветке.  ­ Сейчас мы с вами увидим, на какую рукавичку, прилипнет больше пыльцы.  Опустите рукавички. ­ Посмотрите, к какой рукавичке прилипла манка?  Почему именно к цветной  рукавичке прилипла манка? ( Потомучто насекомые покрыты ворсинками). V. Первичное закрепление. 1). Самостоятельное чтение статьи. Учебник с.71. ­ Прочитайте в учебнике статью о бабочке крапивнице и ответьте, почему  весной крапивница появляется первой из бабочек?2). Индивидуальная работа  по карточкам. (Проверка на доске). 6 ­ Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам?  (Никогда не ловить бабочек). 3). Беседа с элементами инсценирования. ­ А может ли окружающий мир обойтись без насекомых? Почему?  ­ Значит, проблема, над которой мы сейчас будем работать: выяснить,  приносят насекомые пользу или вред.  ­ Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого  нужно убрать из насекомых. Тут вышел вперед медведь и говорит:  Медведь:  Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Эти  комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел,  мой мед воруют. Другое дело пчелы ­ они дают мед, а я его люблю. Давайте  оставим только пчел. ­ Как вы думаете, насекомые приносят пользу или вред? Какую фразу вы бы  продолжили: ­ Насекомые в природе необходимы, потому что...  ­ Насекомые природе только во вред, так как... 4). Работа с учебником с.68. ­ О каких насекомых вы прочитали? Можно ли однозначно сказать насекомое  приносит пользу или вред?  Почему? 5). Игра "Потопаем ­ похлопаем"  ­ Если я буду говорить о пользе, вы хлопайте в ладоши, если о вреде, тогда  топайте ногами:  ­ Собирают мед;7 ­ Едят вредных насекомых;  ­ Переносят заразные заболевания;  ­ Доставляют радость и хорошее настроение;  ­ Поедают молодую зелень;  ­ Собирают сырье для лекарств   VI. Самостоятельная работа.  ­Что теперь мы знаем? Повторите по доске с плакатом “Теперь я знаю “ (в  течение всего урока под этот плакат учитель записывает то, что ребята узнали на уроке). (Насекомые – это живые существа, у которых 6 ног, голова, грудь,  брюшко, чувствительные усики. Многие из них приносят пользу природе  и человеку, но есть и такие, которые вредят. Некоторые виды насекомых  нуждаются в нашей защите.) ­ Давайте проверим ваши знания. Положите перед собой бабочек. На них  клеточки с номерами. Я буду говорить предложения. Если вы со мной  согласны ставьте плюс, если нет ­ минус. 1  2   1. У насекомых 4 лапы. 2. Насекомые так названы потому, что на теле есть насечки. 3. У насекомых 3 основные части тела: голова, грудь и брюшко. 4. Насекомые – самая большая группа животных. ­ Проверьте свои ответы. 1      ­ 2      +                                          Да «+»                                          Нет «­»   3  4  3       + 4       + – Кто справился без ошибок. VII. Рефлексия. ­ Наше заседание подходит к концу. Пора подводить итоги. Кто хочет  выступить с  заключительным словом и продолжит предложение:  «Я узнал…» ( новое о насекомых) «Я повторил…» ( признаки весны) «Я удивился…» (как зимуют) «Я запомнил…»( чем насекомые отличаются от других животных,  необходимо их охранять)