Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»
Оценка 5

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
21.11.2017
Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»
Конспект данного урока способствует формированию у учащихся понятию «воздух» и его свойства. На уроке дети учатся анализировать, ориентировать явления и события по отношению к пространству. Учитель подводит учащихся к мысли, что Земля – это наш общий дом, к распространению принципов человеческой морали на всю нашу планету и даже ближайший космос.Документ Microsoft Word (.docx)
Конспект урока окружающего мира.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 19 имени  Поповичевой Н.З. г. Липецка Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»                                                                  г. Липецк подготовила учитель начальных классов Шкут Елена Васильев 2015 г. Задача. Сформировать понятие о воздухе и его свойствах. Цели:  формировать знания о свойствах воздуха;  развивать умение анализировать, ориентировать явления и события по  отношению к пространству;  подвести учеников к мысли, что Землю рассматриваем как наш общий  дом; к распространению принципов человеческой морали на всю нашу  планету и даже ближайший космос.                                                                Оборудование: экран, проектор, ноутбук, хим. посуда, шприц, спиртовка,                            капроновая лента, пробирка.  I    Организационный момент.                  А теперь проверь дружок,                  Ты готов начать урок?                  Всё ль на месте,                  Всё ль в порядке,                  Ручка, книжка и тетрадка?                  Все ли правильно сидят?                  Все ль внимательно глядят?                  Каждый хочет получать                  Только лишь отметку « 5 ».  II   Постановка проблемы и актуализация знаний. Учитель: посмотрите дети, как вы думаете, что у меня в этой пробирке? Дети:        ничего в ней нет. Пусто. Учитель: пусто говорите? Что ж, давайте проверим.                  (Учитель опускает  пробирку в химическую чашу с водой.)                   Что наблюдаете? Дети:        мы заметили пузырьки. Учитель: верно, из пробирки «побежали» пузырьки. А вы говорите –                  пусто. Так что это за невидимка сидел в пробирке?  Дети:     наверное, воздух. Учитель: а для чего нужен воздух животным, растениям.                    Слайд №2 «птица, лошади» Дети:       все живые организмы дышат, используя О2 воздуха.                 Растения употребляют воздух для поглощения                 СО2, используя в фотосинтезе. Воздушная оболочка окружает                  земной шар и защищает Землю. Для птиц воздух среда обитания.                              Слайд №3 «Земля» Диалог. Лена:    Миша, а могут ли люди,  животные, растения жить на других                планетах Солнечной системы? Миша:  вряд ли, ведь для жизни нужна вода и воздух – как на Земле. Ученик: а я не согласен с Мишей. Атмосфера есть у некоторых                 других планет Солнечной системы. Например, у Венеры и               Марса. Атмосфера там есть, а жизни нет. Почему? Учитель: а ведь Коля прав. Дети:     атмосфера – воздушная оболочка Земли, защищает нас от                 губительных космических лучей, от перегрева солнцем                и от переохлаждения. Учитель: учёные называют воздух – атмосферой Земли. В атмосфере                 Земли много О2. И только на Земле есть настоящие фабрики                 кислорода – РАСТЕНИЯ. Они превращают в кислород                 непригодный для дыхания углекислый газ и воду  с                  помощью солнечного света.                А теперь посмотрим на экран.                  Слайд №4 «Парусник, дельтаплан, мельница».  Учитель: назовите предметы, которые вы видите.                 (Ответы детей.)             ­ Что приводит в движение колесо мельницы, парусник,                дельтаплан? Ученики: ветер. Учитель: а давайте пригласим его к нам в гости. Как? Очень просто. Нажмём                   кнопку вентилятора. Ишь, как зажужжал! Дует – чувствуете?                    Вот мы и вызвали ветер. Вентилятор, он же ветродуй. Потому что                   слово ВЕНТУС в переводе с латинского языка означает «ветер».                   Оказывается, человек издавна научился использовать поток  воздуха,                   как источник энергии. Он изобрёл парус. Уже 2­ 3 тысячи лет назад                   египтяне плавали по Средиземному морю на парусных судах. В                    средние века строились ветряные колёса (современное название –                    мельница), которые помогали человеку по хозяйству. И в                    современности  ветряная электростанция играет всё большую роль                   (на слайде появляется ветряная электростанция), т.к. это самый                     «чистый» способ получения энергии – не происходит загрязнения                    окружающей среды, в частности воздуха, один из принципов экологического хозяйства. Учитель:   на прошлых уроках мы уже с вами говорили, что помимо 4 океанов  есть ещё 5­ый  «воздушный», и он очень похож на водный. Мы                     живём на дне этого океана. Но и здесь на все предметы действует                     выталкивающая сила. Конечно, она мала, но достаточна, чтобы                     поднять предметы тяжелее, чем воздух  (т.к. воздух хоть и лёгкий,                     но тоже имеет вес.) Вспомните шарики, которые вам покупают                     родители на праздники, стоит отпустить верёвочку, и шарик                     взмывает вверх. Сравните с шариками, которые мы надуваем сами.                   Они лишь перемещаются под действием потока воздуха или от                    прикосновения. Объясните почему? Дети: Учитель: сейчас мы с вами проведём опыт, который поможет нам раскрыть                    тайну шариков. Вы следите за происходящим, и как самые                     настоящие учёные объясните, что будет происходить с ленточкой.                    (Учитель над пламенем спиртовки держит капроновую ленту,                    и её края приподнимаются.)                    ­ Что заметили?                    ­ Почему приподнимаются края?                    ­ Почему тёплый воздух перемещается вверх?                       (Он становится легче.)                    ­ А почему становится легче?                       (При нагревании расширяется.)                      (Если дети сразу выведут свойство воздуха, что при нагревании                        расширяется, то формулируем тему урока. А если ученики                        испытывают затруднение, то продолжаю подводящий диалог.) Учитель: вспомните, что происходит с водой при нагревании? (Расширяется)                    Следовательно … Дети:         воздух тоже расширяется. Учитель:    помогите мне сформулировать тему урока.    (Доска) КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА. Учитель: откройте учебник на стр.25. Найдите последний абзац. Прочитайте                    и после расскажите, как использует человек свойство воздуха при                     нагревании. Доска          (1­ое свойство воздуха). Учитель:  так как же использует это свойство человек? Посмотрим на наш                      волшебный экран.                     Слайд № 6 «Шары». Учитель:  а ещё это свойство человек использует в работе реактивных двигателей самолётов, которые обеспечили людям возможность                      передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.                   ­ А почему самолёт не падает? Дети:         потому что он двигается. Учитель:  посмотрим на экран.                     Слайд № 7 «Самолёт, вертолёт».                        Самолёт поднимается за счёт подъёмной силы, создаваемой при                     движении с большой скоростью на крыле, имеющим особую  форму.                     Хоть воздух и имеет низкую плотность, на него можно опираться,                     если двигаться с большой скоростью. Это свойство воздуха было                     использовано при создании вертолёта, дельтаплана, параплана. Доска         (2­ое свойство воздуха). = ФИЗМИНУТКА= Учитель: наряду с тем, что воздух имеет низкую плотность,                    расширяется при нагревании,                    мы узнаем ещё одно замечательное его свойство.                    А поможет нам в этом правильно выполненное задание №2 на  стр.26                     Прочитайте.                      Слайд № 8 «Задание № 2» Дети:         ответы детей. Учитель:    а теперь посмотрим, что покажет нам помощник – экран.                        А почему же одежда нагревается от тела, а не наоборот? Дети:              ответы. Учитель:       всё верно. Наш организм выделяет тепло, энергию. А из курса                        окружающего мира 3 кл. вы знаете, что энергия не исчезает                         бесследно. Она переходит из одного состояния в другое. Одежда                        создаёт воздушную оболочку, которая плохо проводит тепло.  Так                        какое свойство воздуха вы вывели? Доска                 (3­е свойство воздуха). Учитель:        как используют это свойство воздуха человек, животные?                        Узнайте об этом из абзаца (2­го) на стр. 26.                                                 Отвечайте, пожалуйста.                         Слайд № 9 «Мальчик, птичка». Учитель:    чтобы открыть последнее свойство воздуха, с которым                         познакомимся на этом уроке, проведём опыт.                         (Опыт со шприцем.)                        ­ Что наблюдаете? ­ Запишите свои наблюдения на стр.27 в рамке вверху.                           ( Прослушиваются ответы.)                        ­ Как же можно сформулировать это свойство воздуха? Доска                (4­ое свойство воздуха). Учитель:       где вы наблюдали это свойство воздуха? Дети:           ….                          Слайд № 10 «Колесо, матрац, мяч». Учитель:     в начале урока мы говорили, что в воздухе есть О2, необходимый                        для дыхания человеку, животным;                        СО2, поглощаемый растениями при фотосинтезе. Следовательно,                        воздух – смесь газов: О2, СО2, N2 и других. Об их применении                        вы узнаете из рубрики «Для любознательных», которую                         прочитаете дома.                       Какой вывод мы можем сделать? Дети:             люди научились использовать воздушное пространство, силу                        ветра, свойства воздуха и его составные части. III. Практикум по самостоятельному применению и использованию         полученных знаний.  Учитель:       вам предстоит выполнить задание 7 на стр.29.                          Прочитаем (вслух).  Самостоятельное выполнение.                           А теперь проверим. Самолёт – плотность, Мяч – упругость,  Воздушный шар – выталкивающая сила, расширение при нагревании, Свитер – плохо проводит тепло, Парус – движение воздуха (сила ветра), Ракету – не закрасили. Дополнительное задание № 9. IV  Комментирование отметок. Домашнее задание: Параграф 20, задание 8, 10. V Итог урока. ­Что нового узнали? ­Какие свойства воздуха человек использует? После ответов – Слайд № 11. Состав воздуха  Учитель: человек широко использует свойства воздуха, его составные части.                    Но он должен помнить, что он не только потребитель, но и                     хозяин всех богатств, которыми щедро одарила его природа.                    Поэтому, нельзя загрязнять атмосферу воздуха дымом, который не                    прошёл сквозь специальный очистительный фильтр. Большой вред наносят окружающей среде и курильщики, т. к. дым от сигарет,                    тоже загрязняет атмосферу. Для сведения: г. КАРАБАШ. Челябинской обл. Медеплавильный комбинат. Самый грязный город мира – «ЧЕРНАЯ ТОЧКА  ПЛАНЕТЫ». Учитель:  спасибо за урок. Слайд № 12.   Мы не прощаемся, а говорим всем:            «ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!»  Список использованной литературы 1. Вахрушев А.А., Окружающий мир. 3 класс. 2­М.: Изд. «Баласс» 2015 2. Эрдаг Ф. Всё обо всём. Потомучка., М.:ООО «Издательство Астрель» 2014 3. Барашков А. Физика. Справочник школьника. М.; Филологическое        общество «Слово», 1995

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»

Урок по окружающему миру в 4 классе «Свойства воздуха»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017