Конспект данного урока способствует формированию у учащихся понятию «воздух» и его свойства. На уроке дети учатся анализировать, ориентировать явления и события по отношению к пространству. Учитель подводит учащихся к мысли, что Земля – это наш общий дом, к распространению принципов человеческой морали на всю нашу планету и даже ближайший космос.Документ Microsoft Word (.docx)
            
        
        
        
                    
                
                    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 19 имени  Поповичевой Н.З. г. Липецка
Конспект урока по окружающему миру
в 4 классе
«Свойства воздуха»
                                                              
 
г. Липецк
подготовила
учитель начальных классов
Шкут Елена Васильев2015 г.
Задача.
Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
Цели:
 формировать знания о свойствах воздуха;
 развивать умение анализировать, ориентировать явления и события по 
отношению к пространству;
 подвести учеников к мысли, что Землю рассматриваем как наш общий 
дом; к распространению принципов человеческой морали на всю нашу 
планету и даже ближайший космос.                                                               
Оборудование: экран, проектор, ноутбук, хим. посуда, шприц, спиртовка,
                           капроновая лента, пробирка.
 I    Организационный момент.
                 А теперь проверь дружок,
                 Ты готов начать урок?
                 Всё ль на месте,
                 Всё ль в порядке,
                 Ручка, книжка и тетрадка?
                 Все ли правильно сидят?
                 Все ль внимательно глядят?
                 Каждый хочет получать
                 Только лишь отметку « 5 ». 
II   Постановка проблемы и актуализация знаний.
Учитель: посмотрите дети, как вы думаете, что у меня в этой пробирке?
Дети:        ничего в ней нет. Пусто.
Учитель: пусто говорите? Что ж, давайте проверим.
                 (Учитель опускает  пробирку в химическую чашу с водой.) 
                 Что наблюдаете?
Дети:        мы заметили пузырьки.
Учитель: верно, из пробирки «побежали» пузырьки. А вы говорите –
                 пусто. Так что это за невидимка сидел в пробирке?
 Дети:     наверное, воздух.
Учитель: а для чего нужен воздух животным, растениям.
                   Слайд №2 «птица, лошади»Дети:       все живые организмы дышат, используя О2 воздуха.
                Растения употребляют воздух для поглощения
                СО2, используя в фотосинтезе. Воздушная оболочка окружает
                 земной шар и защищает Землю. Для птиц воздух среда обитания.
                             Слайд №3 «Земля»
Диалог.
Лена:    Миша, а могут ли люди,  животные, растения жить на других 
              планетах Солнечной системы?
Миша:  вряд ли, ведь для жизни нужна вода и воздух – как на Земле.
Ученик: а я не согласен с Мишей. Атмосфера есть у некоторых 
               других планет Солнечной системы. Например, у Венеры и
              Марса. Атмосфера там есть, а жизни нет. Почему?
Учитель: а ведь Коля прав.
Дети:     атмосфера – воздушная оболочка Земли, защищает нас от 
               губительных космических лучей, от перегрева солнцем
               и от переохлаждения.
Учитель: учёные называют воздух – атмосферой Земли. В атмосфере
                Земли много О2. И только на Земле есть настоящие фабрики
                кислорода – РАСТЕНИЯ. Они превращают в кислород
                непригодный для дыхания углекислый газ и воду  с 
                помощью солнечного света.
               А теперь посмотрим на экран.
                 Слайд №4 «Парусник, дельтаплан, мельница». 
Учитель: назовите предметы, которые вы видите.
                (Ответы детей.)
             Что приводит в движение колесо мельницы, парусник, 
              дельтаплан?
Ученики: ветер.
Учитель: а давайте пригласим его к нам в гости. Как? Очень просто. Нажмём
                  кнопку вентилятора. Ишь, как зажужжал! Дует – чувствуете? 
                  Вот мы и вызвали ветер. Вентилятор, он же ветродуй. Потому что
                  слово ВЕНТУС в переводе с латинского языка означает «ветер».
                  Оказывается, человек издавна научился использовать поток 
воздуха,
                  как источник энергии. Он изобрёл парус. Уже 2 3 тысячи лет назад
                  египтяне плавали по Средиземному морю на парусных судах. В 
                  средние века строились ветряные колёса (современное название – 
                  мельница), которые помогали человеку по хозяйству. И в 
                  современности  ветряная электростанция играет всё большую роль
                  (на слайде появляется ветряная электростанция), т.к. это самый 
                   «чистый» способ получения энергии – не происходит загрязнения
                   окружающей среды, в частности воздуха, один из принциповэкологического хозяйства.
Учитель:   на прошлых уроках мы уже с вами говорили, что помимо 4 океанов 
есть ещё 5ый  «воздушный», и он очень похож на водный. Мы
                    живём на дне этого океана. Но и здесь на все предметы действует
                    выталкивающая сила. Конечно, она мала, но достаточна, чтобы
                    поднять предметы тяжелее, чем воздух  (т.к. воздух хоть и лёгкий,
                    но тоже имеет вес.) Вспомните шарики, которые вам покупают
                    родители на праздники, стоит отпустить верёвочку, и шарик
                    взмывает вверх. Сравните с шариками, которые мы надуваем сами.
                  Они лишь перемещаются под действием потока воздуха или от 
                  прикосновения. Объясните почему?
Дети:
Учитель: сейчас мы с вами проведём опыт, который поможет нам раскрыть
                   тайну шариков. Вы следите за происходящим, и как самые 
                   настоящие учёные объясните, что будет происходить с ленточкой.
                   (Учитель над пламенем спиртовки держит капроновую ленту,
                   и её края приподнимаются.)
                    Что заметили?
                    Почему приподнимаются края?
                    Почему тёплый воздух перемещается вверх?
                      (Он становится легче.)
                    А почему становится легче?
                      (При нагревании расширяется.)
                     (Если дети сразу выведут свойство воздуха, что при нагревании 
                      расширяется, то формулируем тему урока. А если ученики 
                      испытывают затруднение, то продолжаю подводящий диалог.)
Учитель: вспомните, что происходит с водой при нагревании? (Расширяется)
                   Следовательно …
Дети:         воздух тоже расширяется.
Учитель:    помогите мне сформулировать тему урока.    (Доска)
КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СВОЙСТВА ВОЗДУХА.
Учитель: откройте учебник на стр.25. Найдите последний абзац. Прочитайте
                   и после расскажите, как использует человек свойство воздуха при
                    нагревании.
Доска          (1ое свойство воздуха).
Учитель:  так как же использует это свойство человек? Посмотрим на наш 
                    волшебный экран.
                    Слайд № 6 «Шары».
Учитель:  а ещё это свойство человек использует в работе реактивныхдвигателей самолётов, которые обеспечили людям возможность 
                    передвигаться на значительные расстояния с большой скоростью.
                   А почему самолёт не падает?
Дети:         потому что он двигается.
Учитель:  посмотрим на экран.
                    Слайд № 7 «Самолёт, вертолёт».
                       Самолёт поднимается за счёт подъёмной силы, создаваемой при
                    движении с большой скоростью на крыле, имеющим особую 
форму.
                    Хоть воздух и имеет низкую плотность, на него можно опираться,
                    если двигаться с большой скоростью. Это свойство воздуха было
                    использовано при создании вертолёта, дельтаплана, параплана.
Доска         (2ое свойство воздуха).
= ФИЗМИНУТКА=
Учитель: наряду с тем, что воздух имеет низкую плотность,
                   расширяется при нагревании,
                   мы узнаем ещё одно замечательное его свойство.
                   А поможет нам в этом правильно выполненное задание №2 на 
стр.26
                    Прочитайте.
                     Слайд № 8 «Задание № 2»
Дети:         ответы детей.
Учитель:    а теперь посмотрим, что покажет нам помощник – экран. 
                      А почему же одежда нагревается от тела, а не наоборот?
Дети:              ответы.
Учитель:       всё верно. Наш организм выделяет тепло, энергию. А из курса
                       окружающего мира 3 кл. вы знаете, что энергия не исчезает 
                       бесследно. Она переходит из одного состояния в другое. Одежда
                       создаёт воздушную оболочку, которая плохо проводит тепло. 
Так
                       какое свойство воздуха вы вывели?
Доска                 (3е свойство воздуха).
Учитель:        как используют это свойство воздуха человек, животные?
                       Узнайте об этом из абзаца (2го) на стр. 26.
                        
                       Отвечайте, пожалуйста.
                        Слайд № 9 «Мальчик, птичка».
Учитель:    чтобы открыть последнее свойство воздуха, с которым 
                       познакомимся на этом уроке, проведём опыт.
                        (Опыт со шприцем.)
                        Что наблюдаете? Запишите свои наблюдения на стр.27 в рамке вверху.
                          ( Прослушиваются ответы.)
                        Как же можно сформулировать это свойство воздуха?
Доска                (4ое свойство воздуха).
Учитель:       где вы наблюдали это свойство воздуха?
Дети:           ….
                         Слайд № 10 «Колесо, матрац, мяч».
Учитель:     в начале урока мы говорили, что в воздухе есть О2, необходимый
                       для дыхания человеку, животным;
                       СО2, поглощаемый растениями при фотосинтезе. Следовательно,
                       воздух – смесь газов: О2, СО2, N2 и других. Об их применении
                       вы узнаете из рубрики «Для любознательных», которую 
                       прочитаете дома.
                      Какой вывод мы можем сделать?
Дети:             люди научились использовать воздушное пространство, силу
                       ветра, свойства воздуха и его составные части.
III. Практикум по самостоятельному применению и использованию 
       полученных знаний. 
Учитель:       вам предстоит выполнить задание 7 на стр.29.
                         Прочитаем (вслух).  Самостоятельное выполнение.
                          А теперь проверим.
Самолёт – плотность,
Мяч – упругость, 
Воздушный шар – выталкивающая сила, расширение при нагревании,
Свитер – плохо проводит тепло,
Парус – движение воздуха (сила ветра),
Ракету – не закрасили.
Дополнительное задание № 9.
IV  Комментирование отметок.
Домашнее задание: Параграф 20, задание 8, 10.
V Итог урока.
Что нового узнали?
Какие свойства воздуха человек использует?
После ответов – Слайд № 11. Состав воздуха 
Учитель: человек широко использует свойства воздуха, его составные части.
                   Но он должен помнить, что он не только потребитель, но и 
                   хозяин всех богатств, которыми щедро одарила его природа.
                   Поэтому, нельзя загрязнять атмосферу воздуха дымом, который не
                   прошёл сквозь специальный очистительный фильтр. Большой вреднаносят окружающей среде и курильщики, т. к. дым от сигарет,
                   тоже загрязняет атмосферу.
Для сведения:
г. КАРАБАШ. Челябинской обл.
Медеплавильный комбинат. Самый грязный город мира – «ЧЕРНАЯ ТОЧКА 
ПЛАНЕТЫ».
Учитель:  спасибо за урок. Слайд № 12.
  Мы не прощаемся, а говорим всем: 
          «ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!!!» 
Список использованной литературы
1. Вахрушев А.А., Окружающий мир. 3 класс. 2М.: Изд. «Баласс» 2015
2. Эрдаг Ф. Всё обо всём. Потомучка., М.:ООО «Издательство Астрель» 2014
3. Барашков А. Физика. Справочник школьника. М.; Филологическое       
общество «Слово», 1995