Урок по ОПК " Россия - Родина моя"
Оценка 4.6

Урок по ОПК " Россия - Родина моя"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
правоведение
4 кл
28.11.2017
Урок  по ОПК " Россия - Родина моя"
Это разработка конспекта урока по ОПК (модуль «Основы православной культуры»); повторение определений и понятий «Родина», «символы государства» (герб, флаг, гимн + популяризация этих символов), «история», «традиции», знакомство с терминами и понятиями «культура», «религия», «вероисповедание», «Духовный мир», «внутренний мир», «культурные ценности»; формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; привитие интереса к истории своей страны; воспитание уважения к историческому прошлому и традициям России; развитие позитивного отношения учащихся друг к другу и к окружающему миру.
конспект урока Россия - наша Родина.doc
План­конспект вводного урока в учебный курс ОРКСЭ. Тема: Наш дом – Россия Цель: Знакомство с курсом «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль  «Основы православной культуры»); повторение определений и понятий «Родина»,  «символы государства» (герб, флаг, гимн + популяризация этих символов), «история»,  «традиции», знакомство с терминами и понятиями «культура», «религия»,  «вероисповедание», «Духовный мир», «внутренний мир», «культурные ценности»;  формирование у учащихся патриотизма и гражданственности; привитие интереса к  истории своей страны; воспитание  уважения к историческому прошлому и традициям  России; развитие позитивного отношения учащихся друг к другу и к окружающему  миру. Оборудование урока: магнитно­маркерная доска, набор магнитов (около 20­30 шт.),  мультимедийный проектор, компьютер, карты России, Ростовская обл, Куйбышевского  района (можно электронные), вид со спутника на страну и родной край, район, поселок,  плакаты с изображениями православных храмов, презентация к уроку, программа  «Вечный календарь», слайд­шоу «Дом, в котором ты живешь», буклеты «Моя Родина –  Россия», заготовки для творческого мини­тестирования, рабочие карточки, у детей –  карандаши, фломастеры, альбомные листы. № Этап урока 1. Орг.момент 2. Мотивация к  изучению  предмета Время  (примерное  распределение) 1 мин. 2­3 мин. 3. Опережающее 8­10 мин. задание  План урока Действия учителя Действия учащихся Приветствие  Слово учителя,  оглашение целей урока,  чтение стихотворения  Т.Боковой «Родина» Проведение игры «Чем  же все же мы  похожи?», подведение  учащихся к теме урока,  просмотр спутниковых  изображений поселка,  района, края, страны, Знакомство с  учебниками Участие в игре и  творческом  тестировании, просмотр и обсуждение  увиденных  спутниковых  изображений 4. Повторение  3­4 минуты изученных  понятий 5. Изучение  15 минут нового  материала 6. Закрепление  5 минут проведение творческого мини­тестирования  «Что мы знаем о  России» Работа по смысловому  завершению  высказываний Проведение смысловых  параллелей  Род­родственник­ родной­Родина Русь –Россия –  историческое и  культурное наследие Россия – страна  многонациональная и  многоконфессио нальная Введение новых  понятий «религия»,  «вероисповедание»,  «культурные ценности», «духовные ценности». Народы и религии Русь христианская ­  Православная Россия Просмотр презентации Памятники культуры и  истории Демонстрация  изображений самых  известных российских  православных храмов,  Золотого Кольца  России. Знакомство с «Вечным  календарем» Игра «Мы разные» Работа с учебником Соотношение слов с  Смысловое завершение  высказываний Работа над смысловым  разбором слов Ответы на вопросы  учителя Знакомство с новыми  понятиями, основными  видами  вероисповеданий на  территории России Просмотр презентации Участие в игре «Мы  разные» Коллективное изученного 7. Подведение  1 минута итогов понятиями выполнение задания 8. Рефлексия.  2 минуты Показ слайд­шоу Просмотр слайд­шоу Просмотр  итогового  слайд шоу  «Край, в  котором ты  живешь» Ход урока. Организационный момент. Взаимное приветствие учителя и учеников. I. II. Мотивация к изучению нового курса, первой темы. Слово учителя. Ребята! Мы начинаем изучать новый и интересный предмет «Основы религиозной  культуры и светской этики». Весь учебный год мы будем знакомиться с  окружающими нас явлениями, духовными и нравственными ценностями,  памятниками культуры и  истории.  Перед вами новые учебники, они будут нашими помощниками в изучении этого  нового курса. Полистайте их. Сегодня мы повторим то, что уже раньше изучали на уроках окружающего мира,  литературного чтения и доноведения, а также узнаем новые слова, понятия,  поговорим о наших традициях и культуре. И урок мне бы хотелось начать со стихотворения Татьяны Боковой Родина ­ слово большое, большое! Пусть не бывает на свете чудес, Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно, выше небес. В нём умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья, Город родимый, родная квартира, Бабушка, школа, котёнок... и я. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щёчке родинка – это тоже Родина. III. Опережающее обучение. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Чем же все же мы похожи?». Давайте каждый из вас по очереди скажет, чем все мы похожи, что у нас общего, что  нас объединяет. (Дети о высказывают разные предположения: все мы люди, ученики  одного класса, находимся в одном помещении и т.д. Учитель постепенно подводит  учащихся к ответу: мы жители одной страны, россияне, у нас одна  Родина.)  После того, как дети сформулировали ответ, задается вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем сегодня  говорить на уроке? (Дети отвечают) Правильно ребята, мы посвятим его родной стране, родному краю. А тема нашего урока «Наш дом­Россия» (слайд №1) Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о нашей Родине, родном крае. Перед вами  лежат листки с творческим заданием. Попробуйте выполнить все задания быстро и  правильно. А поможет нам в этом песня группы «Непоседы» ­ «Моя Россия» Учащиеся выполняют задания творческого тестирования под звучание песни «Моя  Россия». Показ спутниковых изображений: Посмотрите, ребята, так выглядит со спутника наше село (слайд № 2). Узнаете родные  места, школу, улицу, на которой живете. (учитель дает возможность рассмотреть детям  фотографию населенного пункта, сделанную спутником) А вот так выглядит сверху наш Куйбышевский район (слайд № 3). Посмотрите, ребята, вот спутниковая фотография нашего края (слайд № 4). А вот и вся Россия (слайд № 5). Ребята, согласны ли вы, что любовь к своей стране, большое Родине, начинается с любви к месту, в котором родился и проживаешь? (дети отвечают). Да, вы правы. Давайте построим лесенку «С чего начинается Родина?»  (слайд № 6)  IV. Повторение изученных понятий. А сейчас давайте попробуем вспомнить некоторые понятия, которые мы с вами изучали  раньше на уроках окружающего мира, доноведения и литературного чтения Я начинаю предложение, а вы его заканчиваете. Начнем с пословиц о родине. 1)Нет в мире краше …. (Родины нашей) 2) Всякому мила …..(своя сторона) 3) Родина – мать, а ….(чужбина – мачеха). А теперь я называю понятия и явления, а вы попытайтесь объяснить их значения (ответы примерны, дети выражают свое понимание данных терминов): 1) Символы государства – это…(герб, флаг, гимн) 2) Традиции – это …(принятые обществом обычаи, нормы поведения, действия,  явления, которые передаются из поколения в поколение) 3) История – это…(события, которые были в прошлом, остались в памяти людей) V. Изучение нового материала 1. Проведение смысловых параллелей. Ребята, давайте подберем слово синоним к слову Россия. (Дети подбирают синонимы –  Родина, страна, Отечество, родная земля, родная сторона, родимый край и т.д.).  Давайте вспомним тему нашего урока «Наш дом­ Россия». Является ли слово «дом»  синонимом слова «Россия»? (В данном предложении – да). А теперь найдите корень в слове Родина и подберите однокоренные слова к  нему (дети  подбирают: родной, родственники, родня, родинка, родник и т.д.).  А как еще можно назвать эти слова? (родственные, здесь тоже корень –род­). 2.Изложение новой темы с презентационным сопровождением Ребята, а кто вспомнит, как называлась наша страна Россия в древности? (Русь) У нашей Родины многовековая история, более тысячи лет русское государство известно миру. За это время в стране произошло много важных событий, она пережила нашествие  татаро­монголов, нападение Бонапарта, две мировых войны и все­таки выстояла,  выжила, и теперь мы можем гордиться своей Родиной. Россия занимает очень большая по площади страна, одна из самых больших в мире, ее  территория занимает большую часть континента Евразия (слайд №7). На территории России всегда проживало очень много разных народов.(слайд №8)  Какие народы вы знаете? (дети называют)   А как называется житель, гражданин нашей страны? (Россиянин)  Правильно ребята, это тоже наше общее достояние: независимо от своей  национальности каждый из нас – россиянин. У каждого народа есть свои традиции, обычаи, история, культура. Как бы вы объяснили слово культура, ребята? (дети объясняют) Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения,  знания, обычаи, традиции общества, народа. Также на территории России живут люди разных вероисповеданий: христиане,  мусульмане, буддисты, иудеи и т.д. (слайд №9). Есть люди, которые ни во что не верят,  их называют атеисты. Законы Российской Федерации дают людям право выбора той религии, которая больше  всего соответствует их моральным принципам. Это значит, что каждый человек может  сам решать, какую веру исповедовать, от этого он не перестанет быть человеком,  гражданином. В России большинство людей исповедуют православное христианство.(слайд № 10) У него глубокие корни, православие существует в нашей стране уже более тысячи лет.  Благодаря православному христианству наша страна славится на весь мир своими  культурными ценностями, памятниками архитектуры, искусства, литературы. Православные храмы поражают своим величием и красотой. Многие из них нам  знакомы, например, собор Василия Блаженного на Красной площади, церкви и соборы  Золотого кольца России. (слайды 11,12). Картины и иконы, принадлежащие кисти русских православных живописцев, во всем  мире признаны бесценными шедеврами. (слайд 13) Литературные произведения многих русских писателей отображают христианские  ценности, помогают читателю задуматься о добре и зле. Так, например, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, в каждой из своих книг старался помочь читателю  стать добрее, милосерднее к окружающим, почувствовать любовь к ближним.  3. Знакомство с «Вечным календарем». Православие оставило значительный след в  традициях народа, наряду со светскими праздниками народом почитались и  православные знаменательные даты. Многие православные праздники прочно  обосновались в народном быту, на них ориентировались в составлении примет. Давайте  познакомимся с православным, народным и светским календарями. (просмотр вечного  календаря на число проведения занятия) 4. Игра «Мы разные» В начале урока мы с вами говорили о том, чем мы все похожи. А теперь сыграем в игру  «Мы разные». Каждый из вас попытается сказать, чем мы друг от друга отличаемся.  (дети отвечают: цветом глаз, волос, полом, характером, увлечениями, желаниями,  любимыми занятиями, интересами и т.д.) Правильно, ребята, каждый из нас не похож на другого человека. Каждый имеет свою  точку зрения, свое видение мира, свои интересы, свою культуру поведения. Все эти  качества и составляют внутренний мир человека. 5. Работа с учебником. Давайте откроем страницу 5 учебника и прочитаем 3­й и 4­й абзацы. (дети читают  указанные абзацы, возможно чтение вслух текста учителем или одним из учеников).  Итак, вы можете теперь сказать, что такое духовный мир человека и что такое  ценности? (дети отвечают). VI. Закрепление изученного Командные соревнования «Соотношения слов с понятиями». Ребята, разделитесь на две команды, пусть каждая команда подойдет к доске. На доске  две одинаковые таблички, в каждой табличке три столбца «Родина», «культура»,  «религия». Перед каждой командой лежат карточки с различными словами. Ваша задача – как можно быстрее распределить карточки в соответствии с понятиями. Родина Герб Религия  Православие Культура  Картины Флаг Россия Русь  Патриот  Искусство Литература Традиции Обычаи Храм Мусульманство Церковь Христианин VII. Подведение итогов. Итак,  давайте обобщим, что же мы сегодня узнали: Россия – большая страна с многовековой историей и богатой культурой. Наша  Родина – многонациональная страна, на территории которой исповедуются разные  религии. Одной из основных и наиболее древней является православное  христианство, давшее бесценное культурное наследие. Мы поняли, что у каждого из нас есть свой духовный мир, каждый из нас – это  личность, но все мы вместе – жители одной страны, россияне. VIII. Рефлексия. Просмотр заключительного слайд­шоу «Край, в котором ты живешь».

Урок по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок  по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок  по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок  по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок  по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок  по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок  по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок по ОПК " Россия - Родина моя"

Урок  по ОПК " Россия - Родина моя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2017