Урок по ОРКС

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок проводится в четвёртом классе по курсу "Светская этика". Тема урока "Дружба". На уроке ребята формируют представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, что даёт возможность детям учится дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы. Задачи: Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас. Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Иконка файла материала урок.docx
Открытый урок по « Светской этике» в 4А классе Учитель: Алексеева Т.П. Тема: Дружба.   Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, дать возможность детям учится дружески  общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы. Задачи:  Формирование   нравственных   качеств   обучающихся:   умение   дружить,     беречь дружбу, общаться в коллективе. Рассмотрение  роли друга в жизни каждого из нас. Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе. Воспитание   доброжелательности,   уважения   друг   к   другу, толерантности. Предметные результаты: ­формирование важнейших нравственных понятий и ценностей:  честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.  Метапредметные результаты: ­участвовать   в   работе   группы,   договариваться   друг   с   другом,   предвидеть последствия коллективных решений; ­умение   осознанно   и   произвольно   строить   речевое   высказывание;   построение логической цепи рассуждений; ­формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей. Личностные результаты: ­ развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления. I. Организационный момент. ­ Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем  Ход урока. радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте,  улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …» II.Актуализация знаний. Постановка проблемы. ­Сегодняшний урок мы начнем с притчи. А что такое притча?(небольшой  поучительный рассказ)  ( включить притчу)   ( слово­ ОАЗИС­  место в пустыне , где есть вода и  растительность)­ на доску ­ Как вы считаете, о чем эта притча? ­ Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу? ­ Чему учит нас эта притча? 1­ О чем сегодня пойдет речь на уроке? III. Определение цели и задачи урока. (слайд 1) – Итак, тема нашего урока?  «Дружба» А какие цели мы перед собой поставим? ( узнать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, научиться беречь дружбу, какими качествами должен  обладать настоящий друг, узнать что­то необычное о дружбе. IV. Работа над понятием «дружба».  ­Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных  отношениях с другими. К ним относятся родственные отношения между  родителями и детьми, братьями и сестрами. Это служебные отношения, связанные с  работой или учебой ­ отношения между учителями и учениками, между  одноклассниками. Могут быть отношения, которые возникают от близкого  проживания. Это соседские отношения или приятельские во дворе. Могут быть  дружеские отношения ­ отношения между друзьями.  (слайд 2) "Монолог о дружбе" Что такое дружба? Каждый знает. Может быть и спрашивать смешно?  Ну а всё же, что обозначает это слово? Это слово? Значит что оно? ­ А что же такое дружба для вас, как вы понимаете это слово? (высказывания детей) 5. Работа в группе ­А теперь обратимся к нашим источникам и найдём определение дружбе 1 группа ищет определение слова дружба по Далю (слайд 3) 2группа по Ожегову 3группа по учебнику. ­Послушаем стихотворение Агнии Барто "Требуется друг!" (читает Геля): Все живут, не тужат, А со мной не дружат. Предлагаю Ильиной: "Ты дружи со мной одной!" Есть разряд у Ильиной И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной­ Стану знаменитой. Все пятёрки до одной У Светловой Нади. Я прошу "Дружи со мной! Подружись хоть на день! 2Будешь ты меня спасать ­ Дашь контрольную списать" А девчонка на дыбы Говорит: "Молчала бы" Не вставать же на колени Уговаривать подруг Напишу я объявление: "Срочно требуется друг!" ­ Как вы думаете, почему не хотели дружить с девочкой? Какими качествами  должен обладать друг? (любовь, уважение, преданность, честность, доверие). 6. Работа в парах ­ Сейчас мы будем работать в парах. Возьмите карточки жёлтого цвета.  Распределите слова на две группы. (на карточках ) (слайд 5) Посмотрите на экран и дополните каждый по цепочке: "Друг ­ это тот,  кто… ­Я начну с себя "Друг ­ это тот, кто никогда не предаст" (высказывания детей). ­Очень часто в речи мы можем услышать слова "друг", "приятель", "товарищ". Чем  они отличаются по значению?  (ответы детей) (друг один, а товарищей может быть много) 7. Работа в группах ­Возьмите карточки зелёного цвета. Игра «Собери пословицу и объясни смысл».  ­Ещё издавна люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Сейчас  проверим, какие знаете вы. (слайд №6) Нужно найти начало и конец пословицы.  Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их. (Приложение 1) 1 группа.  Друг верен, во всем измерен.  Друг ­ ценный клад, недругу никто не рад.  Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать. Новых друзей наживай, а старых не забывай. 2 группа.    Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.   Друга ищи, а найдешь – береги.  Не тот друг кто мёдом мажет, а то, кто правду скажет. Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проживёшь. 3 группа.  Друга на деньги не купишь. Дружный табун волков не боится. Птицы сильны крыльями, а люди дружбой. 3Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово. Самопроверка (Слайд 6) Вывод: дружба очень важна. ­ А сейчас минутка отдыха. 8. Физминутка «Дружба»  Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударили Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже, ниже опустились, Завертелись, завертелись и остановились. – Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку 8. . Работа над понятием «друг».   “Друзья”. (Сценку разыгрывают ученики класса). Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же  подбежал Серёжа и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”. – Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Серёжа заслонил от них игру. – Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть. На другой день Эдик принес в класс трансформер. И опять первым возле него  оказался Серёжа. – Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть. Но тут подошел Саша. – И меня примите. – Нет, не примем, ­ сказал Серёжа. – Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил. – То вчера, – объяснил Сергей. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы.  Сегодня я с Эдиком дружу! – Считаете ли вы Серёжу настоящим другом? Почему? Беседа : ­ Кто такой друг? – Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить? – Для чего нужны друзья? – Каждый ли человек может быть другом? – А может ли дружба распасться? По каким причинам? 4– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать  настоящим другом и почему?  (читает Эдик) Друг напомнил мне вчера, Сколько делал мне добра: Карандаш мне дал однажды, (Я в тот день забыл пенал), В стенгазете, чуть не в каждой, Обо мне упоминал. Я упал и весь промок – Он мне высохнуть помог. Он для милого дружка Не жалел и пирожка: Откусить мне дал когда­то, А теперь представил счёт. Не влечёт меня, ребята, Больше к другу не влечёт. – Каким не должен быть настоящий друг? – Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков? 9. Работа в группах  ­Работаем с карточками красного цвета. Ситуация 1. Вы с другом шли со школы домой, к вашему другу подошли старшие ребята и стали  его обижать. Ваши действия? Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с магазина. У меня был полный пакет, а у  Коли в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое  рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я ­ собирать всё с асфальта.  Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте  Коли? Ситуация 3. Учительница дала ребятам задание и сказала , кто первый выполнит  получит пятёрку. Вы выполнили трудное задание, но ваш друг не может с ним  справиться. Как вы поступите?  (Слайд )  Послушаем рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя».  Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша   заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался   сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали. ­ Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня. ­ Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша. В детском саду  воспитательница сказала: 5­ Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе? ­ У Маши был плащ, а я шла в одном платье, ­ сказала Таня. ­ Так  вы  могли  бы  укрыться  одним  плащом, ­  сказала  воспитательница  и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя! Обе девочки  покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу. ­ А как это понять «дружба до первого дождя?» ­ Кто из девочек настоящий друг? Почему?  Работа в группах Возьмите карточки синего цвета. ­Выберите,  какие нужно взять выражения, чтобы составить правила дружбы.  (вывешивают на доске)   Не выдавай чужие секреты;  Всегда будь честным с другом;  Не бойся попросить прощения;  Не груби;  Не меняй друзей;  Не ябедничай. Если друг в чем­то не прав, скажи сразу об этом;  Если ты за что­то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть   и простить ему свою обиду.   Если твой друг просит у тебя какую­нибудь игрушку или посмотреть –  почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!  Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами  аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.  ­Повесим эти законы в нашем классном уголке и постараемся соблюдать их: Молодцы! Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет рядом. 10. Рефлексия. (Слайд) ­ Подведём итоги нашего урока. Я говорю утверждение, если согласны­ хлопаем, если нет­топаем.                                     Анкета   (ответы детей)  ­ Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?   Настоящий друг – это ненадёжный человек?  Настоящий друг­это добрый, верный, искренний человек?  Важно дружелюбно относиться друг к другу.  Дружба­это взаимное уважение между людьми?  Дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?  Друга можно обмануть.  Я буду настоящим другом. 6(слайд ) Подумай, что тебе надо изменить в себе,  в своем характере,  привычках, увлечениях, напиши самое плохое своё качество ­ чтобы и с тобой  людям захотелось дружить напиши на листок белого цвета. (дети рвут свой  листок и кладут в корзину) 11. Подведение итогов работы на уроке. ­ Для кого урок пролетел быстро? Почему? ­ Для кого он показался долгим и скучным? Почему? 12. Домашнее задание. Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе» или  написать рассказ о своем друге. ­Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова: (Слайд ) Дружба настоящая в школе начинается, Чтобы не кончаться никогда. Дружба настоящая сердцем проверяется И остаётся с нами навсегда. 7