Свои уроки ОРКСЭ строю каждый раз по- новому. Хотя структура остаётся неизменной
1. Исходя из проблемы, кроссворда, загадки или ситуации дети выводят тему, ставят перед собой задачи на урок
2 Знакомство с понятиями идёт через просмотр иллюстраций, чтения текста учебника, электронное приложение, художественную литературу..
Художественную литературу использую каждый урок. Это могут быть произведения В.Осеевой, Е Пермяка, Н.Носова, К.Чуковского, Б.Полевого и др.
3 На этапе закрепления использую эл.приложение.
4 Проверка домашнего задания –
-примеры из личного опыта
-тренажёр из эл.приложения
-творческие работы,
презентации и проекты
Урок ОРКСЭ.doc
бюджетное образовательное учреждение Нюксенского муниципального района
Вологодской области « Левашская основная общеобразовательная школа»
Основы религиозных культур и светской этики.
Тема урока: Совесть.
Автор : Павлова Татьяна Васильевна
Должностьучитель начальных классов
образовательное учреждение БОУ Ню
МрВО « Левашская ООШ»
25105, 89114484818 2016
Аннотация (визитная карточка)
Свои уроки ОРКСЭ строю каждый раз по новому. Хотя структура остаётся
неизменной
1. Исходя из проблемы, кроссворда, загадки или ситуации дети выводят тему,
ставят перед собой задачи на урок
2 Знакомство с понятиями идёт через просмотр иллюстраций, чтения текста
учебника, электронное приложение, художественную литературу..
Художественную литературу использую каждый урок. Это могут быть
произведения В.Осеевой, Е Пермяка, Н.Носова, К.Чуковского, Б.Полевого и др.
3 На этапе закрепления использую эл.приложение.
4 Проверка домашнего задания –
примеры из личного опыта
тренажёр из эл.приложения
творческие работы,
презентации и проекты Предмет _____Светская этика Класс _4
Технологическая карта урока
Базовый учебник ____Основы религиозных культур и светской этики, Москва. «Просвещение»
Тема урока Совесть
Цель урока – формирование представления об ответственности за свои поступки.
Задачи урока: познакомить с понятием « совесть», « стыд»;
показать роль совести, как регулятора поведения человека в обществе;
учить объективно оценивать свои и чужие поступки и различными взглядами известных людей на значение совести.
Тип урока – открытие новых знаний
Необходимое оборудование учебник ОРКСЭ 4кл, распечатка рассказа Е.Пермяка « Надёжный человек»
Критерии достижения цели урока _организовать работу по развитию представления об ответственности за свои поступки с помощью
вопросов и заданий на уроке, используя разные формы деятельности: работа в группе, беседа, чтение худ.произведения, опору на жизненный
опыт
Урок № 23. Дети уже познакомились с понятиями стыд, вина, извинения, честь и достоинство. №
1
2мин
2
10
мин.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Мотивация и
самоопределение к
учебной деятельности
Изучение нового
материала
Организует начало урока
Настраиваются на урок
Для определения темы
урока нужно разгадать
кроссворд ( на доске)
Дети разгадывают кроссворд и
читают ключевое слово
СОВЕСТЬ
(приложение1)
Читает вопросы
Итак, назовите тему урока
Совесть
А теперь поставьте перед
собой цель на данный урок
А вот как мы будем
добиваться этой цели?
Откройте стр.48 учебника
и поставьте задачи:
узнаем, что такое совесть
Регулятивные определяют тему урока,
ставят цель и определяют задачи.
.
Личностные: актуализация сведений из
личного жизненного опыта.
Познавательные: развитие умений
работать с разными видами информации:
текст, рисунок, знак, схема.
Познавательные ориентируются в
учебнике, выполняют мыслительные
операции анализа и синтеза
1 Что такое совесть?
2 Чем различаются понятия
стыд и совесть?
3 Что значит – поступать по
совести?
Регулятивные: понять, знать, уметь –
структура параграфа нацелена на
целеполагание как постановку учебной
задачи, планирование – определение
последовательности промежуточных
целей с учетом конечного результата,
составление плана и последовательности
действий. №
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Реализация
построенного плана
3
18
20
мин
Итак, назовите первый
пункт нашего плана:
Может, вы мне ответите на
вопрос, рассмотрев
рисунки на стр.48
учебника?
Что такое совесть?
Это переживание своего
поступка
Познавательные: развитие читательских
умений, поиска нужной информации.
Формирование понятий:«Главное, что мы
должны понять и запомнить…"
Познавательные: развитие читательских
умений, поиска нужной информации в
повествовательном и описательном
текстах;
умение адекватно, подробно, сжато,
выборочно передавать содержание
текста. Формирование понятий:
«Главное, что мы должны понять и
запомнить…»
Прочитайте правило –что
такое совесть?
Запишите определение в
тетради.
Дочитайте текст до конца и
скажите, почему так
говорят:
Совестьэто наш
внутренний судья
Подведём итог – мы
ответили на 1 пункт плана?
Назовите 2 пункт
Прежде всего, стоит
Совесть заставляет
размышлять о своих
поступках, критически их
оценивать, напоминает об
ответственности, долге…
Да
Чем различаются понятия
стыд и совесть?
Регулятивные УУД:
составлять план и последовательность
действий;
осуществлять итоговый и пошаговый
контроль.
работая по плану, сверять свои
действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя; №
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
ответить на другой вопрос:
что такое стыд?
понимать причины своего неуспеха и
находить способы выхода из этой
ситуации.
Найдите ответ в начале
текста стр.48
Стыд тяжёлое переживание
позора перед людьми
Совестьэто наш
внутренний судья
Работа в группах
4
8
мин.
м и отличие
Прочитаем рассказ Е.
Пермяка« Надёжный
человек» ( приложение 2)
Делимся на 2группы
1 ищет подтверждение
совести
2 ищет подтверждение
стыда
Читает подготовленный
ученик
Коммуникативные: развитие умений с
достаточно полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации
Организовывать работу в паре, группе
(самостоятельно определять цели, роли,
задавать вопросы, вырабатывать
решения).
Тексты в группах
Совесть проснулась после
Познавательные УУД: учить обобщать
и классифицировать предметы по какому
– либо общему признаку; учить выявлять №
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Ещё раз назовите
определения совести и
стыда своими словами
Это и будет нашим
выводом для 2 пункта
плана.
Назовите 3 пункт
Фронтальная работа:
В отношениях с людьми
очень важно поступать по
совести. Вы большую часть
времени проводите в
школе. Я предлагаю вам
составить кодекс
взаимоотношений в классе,
а потом мы его поместим
в классный уголок
рассказа учительницы.
Стыд Андрюше стало стыдно
за свои поступки перед
классом, учительницей в о
тношении к Асе.
Стыд тяжёлое переживание
позора перед людьми
тношении к Асе.
Совестьэто наш внутренний
судья
В этом их и отличие.
3.Что значит – поступать по
совести?
Выступают с предложениями,
ведут запись:
( уважать….заботиться…
помогать…понимать..)
закономерности в чередовании
предметов; учить наблюдать.
Личностные УУД: умение делать выбор
и давать оценку своей работе и работе
товарища, отвечать за поведение и
действия одноклассников и себя,
применение знаний полученных на уроке
в новой жизненной ситуации
Регулятивные: умения выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей, выдвигать
версии, выбирать средства достижения цели в
группе и индивидуально, умения делать выбор и
корректировать свои действия
. Личностные: формирование навыков
самоорганизации, формирование навыков письма,
умение слушать и выделять главное, запоминать,
развитие речи, формирование способностей
анализа высказываний
Познавательные: понимание смысла
терминов:
Личностные: актуализация сведений из
личного жизненного опыта, применение
знаний полученных на уроке в новых №
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Рефлексия
5
5
мин.
6
2мин
Домашнее задание
Назовите цель нашего урока
узнаем, что такое
совесть
А теперь скажите вы
знаете, что такое совесть?
Продолжите незаконченные
предложения
Сегодня для меня было
самым интересным…..
Сегодня на уроке я понял,
что…
Я думаю, что….
Дома прочитайте ещё раз
статью на стр.4849 и
составьте синквейн –
Совесть.. ( прилож 3)
Дети высказывают свои
мнения
жизненных ситуация
Коммуникативные: аргументирование
своей точки зрения на выбор оснований и
критериев при выделении признаков,
выслушивание собеседника и ведение
диалога; признавание возможности
существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою
Например
Совесть.
Важная, жизненная
Одёргивает, заставляет,
переживает
Взгляд со стороны на себя
Стыд.
Личностные УУД:
стимулировать учащихся к
саморазвитию;
развивать готовность и способность к
самостоятельности;
ориентация в социальных ролях и
межличностных отношениях. Кроссворд.
Приложение 1
Что не даёт человеку уснуть? ( вина)
1. Что нужно совершить, чтобы добиться успеха? ( поступок)
2. Чего боится трус? ( позор)
3.
4. Что помогает преодолеть трудности? (вера)
5. К чему стремятся правдолюбцы? (истина)
6. Что мучает человека? (стыд)
7.
Что мешает человеку в делах? ( лень)
поСтупок
пОзор
Вина
вЕра
иСтина
сТыд
ленЬ Надежный человек (рассказ) Е. Пермяк
Приложение 2
На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был
крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая слабенькая, ещё
можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась
каждой встречной собачонки,
Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от
Аси. А её не пересаживали.
убегала от гусей. на
другую
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же
перебежала
парту.
С этого и началось… Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на
третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все
ушли из класса,
смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а
рассказать
я
историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой,
а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика
звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым
чувствуя себя виноватым,
маленькую
тебя
одну
он,
позвала,
чтобы мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу.
Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая
четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня
обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся
школа…» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!»
С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом
сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На
этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
Андрюша.
—
нетерпеливо
спросил
кем?
—
А твоя
отца,
на
Вову,
своего
учительница
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня
теперь
Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и
мальчика
походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она
боялась
одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в
школу
вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать
всего.
сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
заглянула
мальчику
хотелось
бабушка
которого
ему
ходить
Но
так
глаза
школу
в
и
в
Анна —
Да,
—
Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому
козлу-задире.
страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг чувствовала себя сильной и смелой.
твёрдо
сказал
но
очень
тихо,
Асе
не
было
И Приложение 3
Примеры синквейнов.
Совесть.
Важная, жизненная
Одёргивает, заставляет переживаеть
Взгляд со стороны на себя
Стыд.
Стыд
Горький, нужный
Стыдит, переживаем, одергивает
Заставляет переживать за проступок.
Совестно.
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Урок по ОРКСЭ на тему: Совесть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.