Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»
Оценка 4.9

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
21.02.2018
Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»
Урок в 10 классе по основам финансовой грамотности модуль в предмете экономика, нацелен на практическое освоение учащимися основ предпринимательства, финансовой грамотности и правового просвещения учащихся. Тема урока дает возможность учащимся познакомиться с развитием предпринимательства в Егорлыкском районе его успехах, проблемах и перспективах развития.урок в 10 классе по основам финансовой грамотности модуль в предмете экономика
Бизнес и предпринимательство 10 класс.docx
Манасипова Наталья Германовна, ст. Егорлыкская, МБОУ ЕСОШ №1 учитель истории Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности» Аннотация: урок в 10 классе  по основам финансовой грамотности  модуль в предмете  экономика, нацелен на практическое освоение учащимися основ предпринимательства,  финансовой грамотности и правового просвещения учащихся. Тема урока дает  возможность учащимся познакомиться с развитием предпринимательства в Егорлыкском  районе его успехах, проблемах и перспективах развития. Ключевые слова: предпринимательство, бизнес, меценатство, благотворительность,  спонсорство Цели урока.  Создать условия, при которых учащиеся смогут:  сформировать систему практических знаний и навыков в области хозяйственной  деятельности, для самостоятельной предпринимательской деятельности  сформировать систематизированное представление об основах рациональной  организации деятельности в области бизнеса; Задачи урока: научиться формулировать требования к  предпринимателям; познакомиться с кругом профессий в сфере бизнеса;  развить критическое мышление, коммуникативно­диалоговые навыки; привить навыки организации элементарной предпринимательской деятельности;  определить проблемы существующие в России в сфере малого бизнеса, в  Егорлыкском районе • • • • • • •              Планируемые результаты.              Требования к личностным результатам: • понимание принципов функционирования предпринимательства • понимание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе  взаимодействия с финансовыми институтами; • понимание прав и обязанностей в сфере финансов.             Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам: • владение умением решать практические финансовые задачи • владение информацией финансового характера, своевременный анализ и адаптация к собственным потребностям, • определение стратегических целей в области управления личными финансами; • постановка стратегических задач для достижения личных финансовых целей; • планирование использования различных инструментов в процессе реализации  стратегических целей и тактических задач в области управления личными  финансами; • подбор альтернативных путей достижения поставленных целей и решения задач; • владение коммуникативными компетенциями: • нахождение источников информации для достижения поставленных целей и  решения задач, коммуникативное взаимодействие с окружающими для подбора информации и обмена ею; • анализ и интерпретация финансовой информации из различных источников.                   Требования к предметным результатам освоения курса: • владение основными понятиями и инструментами взаимодействия с участниками финансовых отношений; • владение основными принципами принятия оптимальных финансовых решений в процессе своей жизнедеятельности.                                 Ход урока. I. Организационный момент II. Мотивационная беседа   Целеполагание III. Новая тема 1. Введение в тему (работа с понятийным аппаратом). Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока “Бизнес и предпринимательство”. Эти  слова нам очень хорошо знакомы, мало того мы совершенно справедливо считаем их синонимами, и может показаться странным дублирование в теме слов одного  понятийного аппарата. Но я намеренно соединила их вместе, чтобы они не только  помогли нам проникнуть в суть самого распространенного социально­ экономического явления, но и увидеть отличительные оттенки и нюансы. Первым  появилось слово “Бизнес”. Это слово английское и это не случайно т.к. Англия  является классическим примером капиталистических отношений основанных на  бизнесе и предпринимательстве. Оно распространено по всему миру, им пользуются  во всех странах. Бизнес это делание денег из денег, но… обязательно, через какую  либо полезную деятельность, создающую продукты или оказывающую услуги. Легко понять, что бизнес можно успешно делать, только обладая предприимчивостью, а  предприимчивость проявляет себя только через бизнес. Предприимчивость как  особый талант и бизнес как дело составляют содержание предпринимательства. 2. Актуализация темы (разработка плана урока). Учитель: Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики,  которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому  совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами.  Для многих из вас это будет делом вашей жизни. Многие, кто сидел за этими  партами за 6,7 лет до вас открыли свои магазины, строительные фирмы,  адвокатские конторы, парикмахерские. И мы не имели тогда возможности  обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных  условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому  делу.  1.Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, чтобы быть  успешными в будущем? 2.Какие проблемы разобрать, чтобы в будущем успешно вести дела? 3.Что необходимо знать, чтобы стать предпринимателем? Учащиеся: Предлагают интересующие их вопросы, которые фиксируются на  доске. Из наиболее значимых формируется план урока. План урока. 1.Качества личности предпринимателя (какими характерными чертами должен  обладать предприниматель, чтобы быть успешным). 2. Правовая база предпринимательства. 3.Виды предприятий. 4.Регистрация предприятий.  3.Знакомство с предпринимателями Егорлыкского района (выступления  учащихся). Учитель: Первый вопрос, каким должен быть предприниматель, т.е. какие черты  характера, личности должен сформировать в себе человек, чтобы быть успешным  предпринимателем. Для решения этой задачи мы обратимся к опыту тех людей, которые  были успешны в данной сфере. Их огромное количество, но мы с вами поговорим о  деятельности – Андрея Анатольевича Рыбинцева, директора торгово­ремонтного  комплекса «ЕгорлыкАвто»,  о  Петре Егоровиче Фендрикове, главы КФХ «Фендриково»,  о Марине Викторовне Воробьевой, индивидуальный предприниматель, владелица  магазина «Текстиль» и ателье , о владельце ООО «Лидер» и ИП Порохня В. П. и многих  других. Примечательно, что добились они успеха на нашей земле на территории  Егорлыкского района. Учащиеся: Прослушивают сообщения одноклассников.  Создание морально нравственного кодекса предпринимателя. Учитель: Мы с вами имели возможность познакомиться с хозяйственной деятельностью  предпринимателей разных сословий. Мы видим, что любой бизнес начинается с идеи. Люди выбирают вид деятельности, который становится не только делом их жизни, но и ещё  должен создавать товар, который нужен, будет востребован и только тогда он принесёт  прибыль и хозяйственная деятельность будет успешна. Но совершенно очевидно, что одной идеи недостаточно. Люди должны обладать определёнными качествами. Что же это за  качества? Учащиеся: Называют характерные черты.  Стремление к успеху, упорство. 1. Инициативность. 2. Умение ставить задачи и находить нестандартные решения. 3. Смелость, способность пойти на риск, разумный авантюризм и в то же время  реально оценивать ситуацию. 4. Самостоятельность. 5. Иметь строгие нравственные устои (честность, порядочность, верность слову). 6. Аскетичность в повседневной жизни, бережливость. 7. Быть упорным в труде. 8. Уметь управлять, быть способным организовать себя и других. 9. Быть эрудитом, обладать знаниями во многих областях, и быть способным  пополнять их всю жизнь. 10. Быть щедрым, быть способным помогать другим, т.е. быть меценатом, спонсором,  оказывать благотворительность. Учитель: А что значат эти слова (меценат, спонсор, благотворительность), какой  смысл заложен в каждом из них? Учащиеся: Работают со словарем, постигают сущность слов, определяют сходство и  отличия. Меценатство – покровительство деятелям науки, культуры и искусства. Понятие  меценатство происходит от имени богатого человека, государственного деятеля Древнего Рима Мецената, который был известен тем, что оказывал материальную  поддержку поэтам, художникам, актерам, музыкантам. Благотворительность – бескорыстная помощь нуждающемуся. Спонсорство – это материальная поддержка кого­либо или чего­либо с целью создать  или сохранить положительную репутацию, получить известность, стремление к  выгоде, рекламе. На эти блага спонсоры обменивают свою финансовую поддержку  (сноска). Вывод: И в том и в другом случае выделяются средства, но в первом случае средства идут  на науку, искусство… во втором случае помощь бескорыстная, а в третьем – обмен  финансовых средств на рекламу, известность… Учитель: Какой вариант помощи сейчас наиболее распространен? Почему? 5. Знакомство с азами правовой базы предпринимательства (работа в группах с  нормативными документами).  Учитель: Вопросы, которые мы с вами затронули, в какой­то степени риторические.  Каждый вправе сам решать, каким ему быть, к чему стремиться. Мы с вами возвращаемся к вопросам и проблемам связанных с бизнесом. Нам необходимо познакомиться с правовой  базой предпринимательства. Предпринимательская деятельность регулируется довольно  большим списком законов и подзаконных актов . Просмотрев статьи конституции, мы видим, что в ней отражены самые общие положения  экономической деятельности. Непосредственно сам процесс осуществления  предпринимательской деятельности, действия участников, правовой режим имущества,  договорные отношения закреплены нормами гражданского кодекса. Предположим, что у вас возникла идея открыть собственное дело, и вы уже решили, чем  будете заниматься. Теперь необходимо подумать, возьмётесь вы за дело в одиночку или  вам необходимы единомышленники, с применением наемного труда или без, т.е. вам нужно  выбрать форму осуществления предпринимательской деятельности. Формы предпринимательской деятельности: 1. Индивидуальная трудовая деятельность (предприниматель без образования  юридического лица). 2. Предприятие (юридическое лицо). Главное отличие этих двух форм в ответственности. Если вы решили стать  предпринимателем без образования юридического лица, то имущество вашего бизнеса и  семейное имущество – неразрывное целое, и если не дай Бог, вы стали банкротом, то с  молотка для уплаты долгов пойдёт то и другое.    Если вы создали предприятие, то ваше личное имущество и семейный бюджет это одно, а  имущество вашего бизнеса это другое. При неудачном исходе дела вы расплачиваетесь по  долгам только имуществом предприятия, а семейные деньги остаются в целости и  сохранности. Предприятие может находиться в частной, муниципальной и федеральной  собственности и иметь разную организационно­правовую форму:  1. Хозяйственное товарищество. 2. Акционерное общество. 3. Производственный кооператив. Учащиеся: Работа в группах с нормативно­правовыми документами .Заполнение таблицы  “Организационно­правовые формы предприятий”. Организационно­правовые формы предприятий Вопросы для сравнения Хозяйственное товарищество Акционерное Производственный общество кооператив Полное Коммандитное ОАО ЗАО Уставной капитал За счёт вкладов учредителей За счёт акций За счёт имущественных паевых взносов Управление Участвуют все участники Осуществляется только полными товарищами, коммандитисты не участвуют Общее собрание акционеров, Общее собрание его членов совет директоров Ответственность солидарно несут субсидиарную ответственность своим в пределах сумм внесенных ими В пределах стоимости вкладов принадлежащих им акций Субсидиарная ответственность согласно устава имуществом Учитель: Корректирует ответы учащихся и делает вывод по таблице. Вывод по таблице: Рассмотрев характерные черты основных организационно­правовых  форм предприятий, мы видим отличия. В­первых двух случаях идёт объединение  капиталов. Если для осуществления хозяйственной деятельности необходимы большие  капиталовложения, то лучше создать АО. Если же нет необходимости в больших  капиталах, то можно создать товарищество. Такая форма больше всего характерна для  магазина, автомастерской, юридического агентства. Если же цель объединиться для  осуществления совместного труда, то лучше производственный кооператив. Такая форма  подойдёт для пекарни, парикмахерской, фермерского хозяйства. 6. Алгоритм государственной регистрации предпринимательской деятельности  (объяснение учителя). Учитель: Мы с вами приступаем к рассмотрению последнего вопроса, регистрация  предприятия. Чтобы предприятие имело право на хозяйственную деятельность, оно должно быть правильно зарегистрировано, строго в соответствии с законом. Процесс этот  многоступенчатый и мы его сейчас рассмотрим. 1 этап: Подготовка документов для государственной регистрации а) Устав ­ это основной учредительный документ, в котором указаны.   Данные учредительного договора;  Основные виды деятельности предприятия;  Взаимоотношения учредителей и органов управления предприятия. б) Учредительный договор, в котором указываются).   Реквизиты учредителей;  Название предприятия и его местоположение;  Формирование уставного капитала и распределение долей. в) Нотариально заверенное заявление, в котором указываются основные положения  устава  2 этап: Подача документов в налоговую инспекцию В течение пяти дней происходит регистрация документов, по истечении которых выдаются зарегистрированные документы, плюс дополнительно налоговая инспекция выдает  1. Свидетельство о присвоении единого государственного номера в реестре юридических  лиц (это основной документ юридического лица, подтверждающий его государственную  регистрацию и внесение в единый реестр юридических лиц в Российской Федерации). 2. Свидетельство о постановке на учет в налоговую инспекцию . 3. Выписка из налоговой инспекции об основных положениях юридического лица. 3 этап: Подача документов в государственный комитет статистики Подаются следующие документы: а) копия устава б) копия выписки из налоговой инспекции Комитет государственной статистики выдаёт информационное письмо о постановке на  учёт в Единый государственный регистр предприятий и организаций, в котором  прописываются виды разрешённой деятельности предприятия, место образования  предприятия и его организационно­правовая форма. Кодируется информация о  предприятии в соответствии с общими унифицированными формами статистики в  Российской Федерации. 4.этап: Изготовление печати Для осуществления хозяйственной деятельности предприятия необходима печать, которую можно изготовить на частных предприятиях, имеющих лицензию на данный вид  деятельности. 5 этап: Уведомление внебюджетных фондов о создании предприятия Уведомление о создании предприятия во внебюджетных фондах, к которым относятся:  Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и  Пенсионный фонд, необходимо, так как каждое предприятие обязано перечислять часть  своих средств в эти фонды. 6 этап: открытие расчётного счёта в банке После этого государственная регистрация юридического лица закончена и предприятие  может осуществлять хозяйственную деятельность. В процессе объяснения учитель  использует презентацию “Бизнес и предпринимательство”.  Учащиеся: В ходе объяснения учителя учащиеся заполняют схему “Алгоритм регистрации юридического лица”.По завершению работы схема “Алгоритм регистрации юридического  лица” должна выглядеть следующим образом .. 7. Практическая работа по созданию предприятия. Учащиеся: Класс делится на группы, каждая из которых создаёт проект предприятия по  алгоритму, предоставленному учителем. По окончанию работы группа презентует своё  предприятие.  Способы контрольно­оценочной деятельности учителя на данном уроке. Тест «Создание собственного бизнеса: что и как надо  сделать» 1. Что относится к преимуществам регистрации предпринимательской деятельности в  качестве индивидуального предпринимателя? а) Упрощённая процедура регистрации; б) отсутствие ограничений по осуществляемым видам деятель­ ности; в) ограниченная ответственность владельцев бизнеса; г) доступность разнообразных источников финансирования. 2. Государственная пошлина за регистрацию индивидуального предпринимателя составляет: а) 0 руб.; б) 500 руб.; в) 800 руб.; г) 2400 руб. 3. Процесс регистрации индивидуального предпринимателя занимает: а) 1 день; б) 5 дней; в) 15 дней; г) 30 дней. 4. Минимальный размер уставного капитала общества с ограничен­ ной ответственностью составляет: а) 1 тыс. руб.; б) 10 тыс. руб.; в) 25 тыс. руб.; г) 100 тыс. руб. 5. Документы для регистрации общества с ограниченной ответственностью представляются в: а) Федеральную налоговую службу; б) Центральный банк; Тест «Пишем бизнес­план» 1. Кто использует данные, содержащиеся в бизнес­плане? а) Налоговая инспекция; б) кредиторы; в) собственник бизнеса; г) органы статистики. 2. В каком разделе бизнес­плана будет представлена стратегия про­ движения продукции компании? а) План маркетинга; б) финансовый план; в) резюме; г) описание продукции. 3. В каком разделе бизнес­плана будет представлена структура будущих доходов и расходов  компании? а) План маркетинга; б) финансовый план; в) резюме; г) описание продукции. 4. Дорогостоящее имущество, которое используется в производстве в течение продолжительного времени, относится к: а) основным средствам; б) оборотным средствам; в) финансовым активам. 5. Прибыль, которую фирма получает после уплаты всех предусмо­ тренных законодательством налогов, называется: а) чистой прибылью; б) доходом; в) прибылью; г) валовой прибылью. 6. Общая стоимость товаров, полученная после их реализации, называется: а) чистой прибылью; б) доходом; в) прибылью; г) выручкой. 7. По каким ставкам взимается налог на добавленную стоимость? а) 0%; б) 10%; в) 18%; г) 20%. 8. По какой ставке взимается налог на прибыль организации? а) 0%; б) 10%; в) 18%; г) 20%. 9. От каких налогов освобождается фирма, перешедшая на УСН? а) Налог на прибыль организаций; б) акцизы; в) налог на имущество; г) налог на добавленную стоимость. 10. Назови условие перехода предприятия на ЕСХН. а) Количество работников в фирме не превышает 100 человек; б) общий доход фирмы за год не превысил 60 млн руб.; в) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100  млн руб.; г) доход от сельскохозяйственной деятельности должен составлять не менее 70% в общей структуре выручки фирмы. 11. Что является объектом налогообложения при УСН? а) Доход; б) чистая прибыль; в) прибыль до налогообложения; г) доход за вычетом расходов. 12. Каким видом рисков организации управлять легче? а) Внешними; б) внутренними. в) Механизм управления обоими видами рисков одинаков. 13. Отказ от использования заёмных средств позволяет снизить: а) риск снижения финансовой устойчивости; б) риск неплатёжеспособности; в) валютный риск; г) инфляционный риск. 14. Отмена отсрочки платежа и требование оплаты товара только наличными средствами позволяют снизить: а) риск снижения финансовой устойчивости; б) риск неплатёжеспособности; в) валютный риск; г) инфляционный риск. Ресурсы урока. Печатные издания Основная литература Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для учащихся  10–11 кл. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 400 с. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: методические  рекомендации для учителя. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 80 с. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.:  ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 16 с. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные  измерительные материалы. – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 48 с. Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей.  – М.: ВИТА­ПРЕСС, 2014. – 112 с. Дополнительная литература Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика:  учеб.­метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд­во  Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС,2013. – 80 с. Энциклопедия личных финансов: популярное издание / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд­во Волгоградского филиала ФГБОУ  ВПО РАНХиГС, 2013. – 122 с. Интернет­ресурсы 1. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике. 2. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков. 3. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство. 4. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики. 5. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований. 6. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа. 7. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики». 8. www.tpprf. ru – Торгово­промышленная палата РФ. 9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа. 10. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического раз­ вития РФ. 11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленно­ сти РФ. 12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ. 13. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ. 14. www.cbr.ru ­ Центральный банк РФ. 15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. 16. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»

Урок по основам финансовой грамотности по теме «Основы предпринимательской деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018