ГБОПУ Дербентский профессионально - педагогический колледж
Урок обобщающего повторения (урок-практикум)
по блоку «Гражданское право»
Преподавателя общественных дисциплин Агасиевой Н.М
Цель урока: создание условий для развития продуктивного мышления, в которых студенты смогут:
· Сформулировать основы Гражданского законодательства РФ на основе повторения и обобщения пройденного учебного материала
· Правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины Гражданского права
· Проанализировать документы, тексты законов
· Отрабатывать навыки ведения дискуссии, аргументировано изложить свою позицию
· Задуматься об ответственности за свое будущее
· Задуматься о необходимости толерантного отношения к позиции, точке зрения другого человека
Организационный этап.
Объяснение темы, формулирование совместно с учащимися задач урока с помощью видеоролика.
Просмотр видеоролика «Сила закона»
Как Вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Действительно, сегодня мы будем говорить о законах, о важности знания и понимания, которых говорили многие известные люди:
«У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать» (И.В. Гете)
«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер)
Закрепление по блоку «Гражданское право».
На основе повторения и обобщения пройденного учебного материала формулируются основы Гражданского законодательства РФ.
Опрос проводится по балловой системе с помощью жетонов. Помогает консультант.
План обобщения:
I. Понятие гражданского права и гражданские правоотношения.
II. Граждане как субъекты гражданских правоотношений.
Правоспособность и дееспособность граждан.
III. Сделки как юридические факты в гражданском праве.
IV. Право собственности и иные вещные права.
I. Понятие гражданского права и гражданские правоотношения
Гражданское право является одной из сложнейших отраслей российской системы права.
- Дать определение гражданского права.
- Каковы принципы гражданского права?
Элементами гражданских правоотношений являются объекты и субъекты гражданских правоотношений.
- Что включают в себя объекты гражданского права?
Очень многие ситуации нашей повседневной жизни связаны с понятием «гражданское правоотношение», а значит, должны рассматриваться в соответствии с нормами Конституции, Гражданского кодекса Российской Федерации и других правовых актов.
Скоро новый год и следующие ответы на вопросы хотелось бы получить с помощью вот этого подарочного сундучка «Новогодний сундучок»
1.В сундучке находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство».
2.В честь того, что лежит в сундучке, ООН учредила праздник День прав человека, отмечаемый 10 декабря
3.Основные положения того, что находиться в сундучке занесены в пособие Хасбулатова А. И. «Введение в педагогику»
4. В сундучке находится то, что в переводе с латинского означает «книга» и имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере гражданского права
Итак, в сундучке оказались законы - правовые акты:
Назовите, в каких из этих правовых актов находятся следующие статьи.
1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они поделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».
2. «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенного посягательства на его честь и репутацию».
3. «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируются. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
4. «Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом».
Остановимся подробнее на ГК. РФ.
- Кто является участниками гражданских правоотношений или субъектами гражданского права.
II. Граждане как субъекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность граждан.
Гражданские права гражданина предполагают наличие правоспособности и дееспособности.
- Что такое правоспособность?
- Когда возникает и в связи, с чем она прекращается?
- Возможно ли ограничение правоспособности?
- Что такое дееспособность?
- В зависимости от возрастных, психических и иных субъективных факторов проведите классификацию дееспособности граждан.
- Всегда ли полная дееспособность наступает в 18 лет?
- Что такое эмансипация?
Поговорим о лишении и ограничении дееспособности.
- По отношении к кому применяют ограничение дееспособности
- Какие граждане по суду признаются полностью недееспособными?
- Каковы условия признания гражданина безвестно отсутствующим?
- В каких случаях суд может объявить гражданина умершим?
Представим себе «Юридическую консультацию» и для закрепления решим правовые задачи и постараемся разрешить проблемные ситуации.
Итак, ваша задача - дать юридически обоснованный совет на основе извлечений из закона ГК. РФ, как разрешить ситуацию.
За каждую правильную разрешенную ситуацию (задачу) - по 2 балла.
1. Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться.
Правомерно ли требование матери?
2. Пятеро тринадцатилетних подростков из хулиганских побуждений забрались вечером в помещение детского сада, побили там посуду и повредили мебель. Ущерб, нанесенный ими, составил 500 тыс. рублей.
Кто должен нести ответственность за причиненный ими материальный ущерб?
3. Прокурор обратился в суд с заявлением о признании Кириллова ограниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что одинокий Кириллов, проживая в комнате коммунальной квартиры, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей, которые обратились в прокуратуру с просьбой принять в отношении Кириллова необходимые меры. К заявлению прокурора была приложена справка психоневрологического диспансера, в которой было сказано, что Кириллов — хронический алкоголик и нуждается в ограничении дееспособности. Суд вынес решение о признании Кириллова ограниченно дееспособным.
Правильно ли решение суда?
4. Васильева обратилась в суд с заявлением об объявлении ее мужа Васильева умершим. В заявлении она указала, что не имеет сведений о месте пребывания ее мужа более 5 лет, что подтверждалось справкой жилищной конторы с последнего места жительства Васильева. Суд вынес решение о признании ее мужа безвестно отсутствующим, пояснив при этом Васильевой, что она может подать заявление о признании ее мужа умершим через 2 года после признания ее мужа безвестно отсутствующим.
Верное ли решение вынес суд?
III. Сделки как юридические факты в гражданском праве.
Основаниями возникновения гражданских правоотношений являются сделки
- Что такое сделки?
- Виды сделок?
Установите верное соответствие:
Виды сделок:
А. односторонняя
Б. Двусторонняя
В. Многосторонняя
Пример сделки:
1.Вы входите в автобус и покупаете билет.
2.Вы составили доверенность на своего брата о том, что он может распоряжаться вашим имуществом с целью заботы о вашей сестре.
3.Группа школьников садится в автобус, и, согласно письменной договоренности между директором автобусного парка и директором школы, водитель везет их бесплатно.
4.Вы заключаете договор с менеджером крупной компании о поставке горячей пиццы 127 сотрудникам.
5. 127 сотрудников крупной компании независимо друг от друга заказали вам 127 пицц, которые вы своевременно доставили и получили от каждого из них деньги.
Также сделки делятся по формам.
- Формы составления сделок
- Условия действительности сделок
-Виды недействительных сделок
Разрешить проблемные ситуации, используя извлечения из закона ГК. РФ
1. 18-летний юноша без согласия родителей подарил свою куртку мальчику-беженцу.
2. Признанный в установленном законом порядке недееспособным гражданин Белов на протяжении нескольких месяцев покупал по одной авторучке в день в одном и том же магазине. Назначенная его опекуном жена принесла в магазин все приобретенные авторучки и потребовала от директора магазина вернуть оплаченные за них деньги.
Директор магазина отказался выполнить требование жены Белова, сославшись на то, что Белов совершал мелкие бытовые сделки, которые любой гражданин вправе совершать самостоятельно.
Кто прав в этом споре?
IV.Право собственности
Правомочия собственника – это владение, пользование и распоряжение
Самое «сильное» из этой триады правомочий – это право распоряжения.
С помощью материала по детской литературе (видеоролики) и извлечения из закона ГК. РФ попробуем разрешить следующие казусы (проблемные ситуации).
Видеоролики:
1. Кот Матроскин из деревни Простоквашино взял у колхоза корову во временное пользование. Через полгода у коровы появился теленок. Матроскин считает, что все, что дает корова, принадлежит ему. А пес Шарик говорит, что раз корова колхозная, то и теленок тоже колхозный. Кто из них прав? Какие права предполагает право собственности? Можно ли считать Матроскина собственником коровы?
2. Иван-дурачок, наблюдая ночью за Жар-птицей, подобрал ее перо, упавшее на землю. Можно ли считать перо Жар-птицы его собственностью? На каких условиях?
3. Лиса построила в лесу ледяную избушку. Как закон квалифицирует ее действия? Можно ли считать лису собственником избушки?
4. Иванушка-дурачок, охраняя свое пшеничное поле ночью, увидел кобылицу, которая топтала его посевы. Ивану удалось поймать ее. Может ли он считать себя собственником лошади на законных основаниях. Нужно ли ему предпринять какие-либо действия?
Закрепление и подведение итогов:
- подсчитываются жетоны и определяются оценки.
- совместное определение основных практических выводов.
Практические выводы:
1. Поскольку вы в своей жизни будете постоянным участником гражданских отношений, важно научиться видеть свои действия с позиции гражданского права и грамотно их оценивать.
2. Все гражданские правоотношения основаны на равноправии. А значит, вы обладаете равными правами с другими участниками правоотношения: будь то другой гражданин, предприятие или государство.
3. Такими же имущественными и личными неимущественными правами, как вы, обладают и другие. Посягательство на чужие гражданские права влечёт за собой гражданско-правовую ответственность.
4. Важно научиться защищать свои права (а это целая наука!), и делать это надо, не опускаясь до крика и взаимных оскорблений, спокойно и с достоинством.
Домашнее задание: составить задачи по следующим разделам ГК. РФ:
Раздел I. Глава 3. Граждане (физические лица);
Раздел II. Право собственности и другие вещные права.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.