Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл
15.04.2017
Курс «Основы светской этики» направлен на то, чтобы изменить отношение родителей к воспитанию и обучению детей. Задача учителя подвести детей и родителей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, уважение старших, ответственность перед потомками за память и престиж рода.
На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: семья, род, фамилия, родословная. Освоение понятий проходит на примере традиционного уклада крестьянской семьи: взаимоотношения детей и старших, основные заповеди, трудовые обязанности, руководство домашним хозяйством.
Конкурс уроков 2017.doc
Всероссийский конкурс методических разработок уроков,
посвящённых семье и традиционным семейным ценностям
Урок по основам светской этики
«Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Автор: Киселева Ольга Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «Вохтожская школа»
Грязовецкого муниципального района Вологодской области Цель урока: изучение важнейших ценностей семьи, развитие у обучающихся интереса к
истории своего рода.
Задачи:
познакомить с основными понятиями: семья, род, фамилия, родословная;
формировать ответственность каждого за доброе имя своей семьи;
развивать умение работать в группе: слушать всех членов группы и высказывать своё мнение;
осуществлять само и взаимопроверку.
Оборудование: учебник А.Я.Данилюк «Основы духовнонравственной культуры народов
России. Основы религиозных культур и светской области. Основы светской этики. 45 классы»,
компьютер, мультимедиапроектор, презентация, электронное приложение к учебному
пособию.
Вступление
Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье
семьи. Курс «Основы светской этики» направлен на то, чтобы изменить отношение родителей к
воспитанию и обучению детей. Задача учителя подвести детей и родителей к пониманию
значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются:
забота, согласие, любовь, уважение старших, ответственность перед потомками за память и
престиж рода.
На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: семья, род, фамилия, родословная.
Освоение понятий проходит на примере традиционного уклада крестьянской семьи:
взаимоотношения детей и старших, основные заповеди, трудовые обязанности, руководство
домашним хозяйством.
Учитель использует фронтальную и групповую формы работы на уроке, а для
контроля знаний электронное приложение к учебному пособию.
Основная часть
План занятия:
1. Введение в тему занятия.
2. Беседа. Показ презентации.
3. Знакомство с понятием род.
2 4. Работа в группах. Самостоятельная работа с источниками информации.
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
6. Подготовка к творческому домашнему заданию.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Сценарий урока:
1. Введение в тему занятия.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада снова приветствовать вас на уроке основы светской
этики.
Сегодня мы познакомимся с очень важной темой. Для этого отгадайте ребус:
(Семья)
Прочитайте тему занятия в учебнике на стр. 38.
2. Беседа. Показ презентации.
Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово? Расскажите, чем похожи
вы друг на друга в вашей семье. Что значит почитать родителей? Как вы помогаете своим
родителям? За что говорите спасибо своим родителям?
Сравните своё объяснение слова семья с определением на слайде.
1 слайд. Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой
связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.
Заботится о том, чтобы семья была крепкой, дружной должны все члены семьи «от мала до
велика». Эта забота общая.
2 слайд. Главной ценностью у крестьян выступал труд, который позволял кормить себя, свою
семью. У всех были свои обязанности. Самые сложные обязанности лежали на родителях.
Глава семьи ведал главными сельхозработами, пахотой, севом, а также строительством,
заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми
сыновьями нёс на своих плечах.
3 слайд. Всё руководство домашним хозяйством держала в руках большуха – женщина, жена и
мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт сену, соломе, муке. Весь скот
и вся домашняя живность, кроме лошадей, находилось под присмотром большухи. А так же всё,
что было связано с питанием семьи: соблюдение постов, выпечка хлеба и пирогов, стол
праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня.
3 4 слайд. Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. В 24 года дети
ухаживали за домашними животными: кормили и поили их. В 5—6 лет работали в поле:
мальчики собирали готовые снопы в грудыкопны, а девочки водились с маленькими детьми. В
914 лет косили траву, собирали сено, сеяли зерно в поле.
5 слайд. Старики учили жалеть других, не помнить долго обиды, не грубить. Не забывали и
ласковое слово сказать, и за дело перед всеми похвалить.
Дед (отец хозяина) часто имел во всех делах не только совещательный, но и решающий голос. В
добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах при детях.
6 слайд. Старшие примечали, когда дети на добро добром откликались, врать не учились, на
других свои дела не перекладывали, младших защищали, слово своё держали, даже в игре вдвоём
на одного не нападали. Тогда у родителей и стариков появлялась надежда на то, что вырастут их
дети и внуки людьми достойными. [1,3]
Работа с электронным приложением: Интерактивная модель «Семья в Древнем Риме».
Сравните: в чём сходство и различие русской крестьянской семьи и семьи в Древнем Риме.
3. Знакомство с понятиями род.
В крестьянской семье под одной крышей проживало несколько поколений, человек по 1015.
Жить в согласии и заботиться друг о друге – эта заповедь была обязательной в каждой семье.
У каждого из вас кроме родителей, братьев и сестёр, есть и другие родственники: двоюродные
братья и сёстры, дяди и тёти, бабушки и дедушки.
Что объединяет всех родственников? ( Все эти люди произошли от одного предка).
Род – это коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка,
носящих общее родовое имя.
4. Работа в группах. Самостоятельная работа с источниками информации.
Класс делится на группы. Каждой группе нужно найти в толковом словаре определение слов:
фамилия, родословная, родословное древо, родовой герб. Используя словарь, учебник,
электронное приложение с иллюстрациями, каждая группа готовится к рассказу.
Первая группа рассказывает о происхождении фамилий.
Вторая группа рассказывает, что означает слово родословная.
Третья группа рассказывает о родословном древе.
Четвёртая группа рассказывает о том, что может изображаться на родовых гербах.
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Существуют разные символы рода, например фамилия. Фамилия семья, семейство; род,
колено, поколенье, племя, кровь, предки и потомство. [2]
4 Родословная перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени
родства.
Родословное древо (филогенетическое древо), в биологии — изображение родственных
отношений внутри любой таксономической группы организмов или всего органического мира в
виде дерева, в основании которого помещены предковые формы, а на разветвлениях ствола —
потомки.
Свои гербы в Европе имели и отдельные недворянские семьи. Чаще всего на таких гербах в
символической форме изображалось занятие семьи, помещались они на вывесках, продукции.
Гербы такого рода были распространены в Прибалтике, а также на Русском Севере. Первые
дворянские гербы в России появились в конце 16 — начале 17 веков, например: родовой герб
Багратионов, родословная Пушкина, Брянчанинова.
6. Подготовка к творческому домашнему заданию.
Дома нужно выполнить на выбор одно задание:
1. Придумать и изобразить герб своей семьи.
2. Вместе с родителями составить свою родословную.
3. Узнать историю возникновения вашей фамилии.
4. Написать на листочках чем славился ваш род? Какие профессии и занятия были самыми
распространёнными?
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
С какими понятиями вы познакомились на уроке?
Давайте проверим себя по тренажёру: выполним задание «Вставьте пропущенное слово».
1. Нравственные отношения в семье складываются благодаря _____________ её членов друг к
другу.
2. Выполнение семейных обязанностей связано с таким нравственным понятием, как
_______________ .
Распределите понятия: нравственные ценности отцов, закон и право, дружба народов,
семейные традиции, любовь к предкам, любовь к природе – на две группы:
относятся к слову «род»;
не относятся к слову «род».
Оцените свою работу на уроке: «Я справился с работой», «Я не полностью справился с
работой», «Мне ещё нужно научиться ...»
5 Литература:
1. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. – Архангельск; Вологда: Сев. Зап. кн. издво.
Вологодское отдние, 1985.
2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка.
М.: АСТ: Хранитель, 2008.
3. Латышина Д.И. Живая Русь. Быт, культура, обычаи русского народа с древних времён.
Учебное пособие по чтению для 2(3) класса. Книга 1,2. – М.: ЦГО, 1995.
6 Дополнительный материал:
7 8 Высказывания из глубины человеческой мысли
Во всяком возрасте почитай родителей.
Екатерина II
Любовь к родителям – основа всех добродетелей.
Цицерон
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.
В.Г.Белинский
Один отец значит больше, чем сто учителей.
Д.Герберт
9 Презентация
10 11 Данные о применении продукта в учебном процессе
Семья для многих детей попрежнему остаётся необходимой средой полноценного
развития и успешного социального становления. Любовь матери к детям чувство,
цементирующее семью. Трудолюбие, ответственность, мужественность, честность отца
ценные качества, оказывающие положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка.
Именно в семье человек получает первый опыт общественного труда, распределение
обязанностей и социальных ролей. В семье впервые формируется отношение ребёнка к труду,
в ней он получает первые навыки и приёмы трудовой деятельности, учится ценить и уважать
труд окружающих, получает первые представления о мире профессий, их престижности,
достоинствах и недостатках. В семье наиболее полно раскрываются индивидуальные
качества человека, его внутренний мир.
Работы учащихся
Всегда ли у людей были фамилии?
На Руси фамилии появились в XV XVI веках. Вначале у бояр и дворян, позднее у
горожан. Большинство фамилий возникли от имён и прозвищ: Владимиров, Толстой,
Молчанов, Третьяков, Волков, Александров. По некоторым фамилиям можно судить о
занятиях предков: Кузнецов, Рыбаков, Кожевников, Шапошников.
У слова фамилия есть другое значение. Это латинское слово означает домочадцы, семья. Но
семья это не только те, кто живёт с нами сейчас, но и все прабабушки и прадедушки.
В старину, прежде чем начать общаться с человеком, узнавали его родословную. Иван
Грозный перед встречей со шведским королём послал ему такое письмо: «Пишешь ты нам, что
отец твой венчанный король, а мать твоя венчанная королева; но хоть отец твой и мать
венчаны, но предки их на престоле не бывали.
А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как
деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из
какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим».
Фамилия это вся семья. Она объединяет несколько поколений. К своей фамилии надо
относиться бережно и стараться не пятнать её плохими поступками.
Скалина Ксюша
12 История фамилии Смирнов
Смирнов одна из наиболее распространенных русских фамилий. В одной Москве
насчитывается семьдесят тысяч Смирновых.
В многодетной крестьянской семье тихие, некрикливые дети были большим облегчением для
родителей. Это редкое для малых ребят качество запечатлевалось в мирском имени Смирной,
оно часто становилось главным именем человека на всю жизнь (церковное имя окружающими
забывалось). От Смирных пошли Смирновы.
Самая частая русская фамилия в обширной полосе, охватывающей все Северное Поволжье,
всего чаще в Ярославской, Костромской, Ивановской областях и прилегающих районах
соседних областей, на восток эта зона распространяется на Кировскую область.
По мере удаления от этой зоны частота снижается. В Москве в 1964 г. фамилия Смирнов
занимала пятое место (58 тыс. человек). По происхождению она отчество от русского
нецерковного мужского имени Смирной, т.е. 'смирный, тихий, послушный'. Ранние примеры
еще отчества во Владимирской десятне 1613 г.: 'Иван Смирново сын Самарин', 'Степан
Смирного сын Кучуков'.
Смирнов Серёжа
13 Чем славился ваш род?
Ответы учащихся:
«Добротой, вежливостью, трудолюбием»;
«Хозяйственностью»;
«Добротой и приветливостью»;
«Честностью, справедливостью, трудолюбием»;
« Дедом – кузнецом»;
« Умением помогать людям»;
« Бабушкой – акушеркой».
14 добротой
15 16 17
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.