Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Оценка 4.8

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
воспитательная работа
4 кл
15.04.2017
Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Курс «Основы светской этики» направлен на то, чтобы изменить отношение родителей к воспитанию и обучению детей. Задача учителя подвести детей и родителей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, уважение старших, ответственность перед потомками за память и престиж рода. На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: семья, род, фамилия, родословная. Освоение понятий проходит на примере традиционного уклада крестьянской семьи: взаимоотношения детей и старших, основные заповеди, трудовые обязанности, руководство домашним хозяйством.
Конкурс уроков 2017.doc
Всероссийский конкурс методических разработок уроков,  посвящённых семье и традиционным семейным ценностям Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс) Автор: Киселева Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Вохтожская школа» Грязовецкого муниципального района Вологодской области Цель урока: изучение важнейших ценностей семьи, развитие у обучающихся интереса к  истории своего рода. Задачи:  ­ познакомить с основными понятиями: семья, род, фамилия, родословная; ­ формировать ответственность каждого за доброе имя своей семьи; ­ развивать умение работать в группе: слушать всех членов группы и высказывать своё мнение;  осуществлять само и взаимопроверку.          Оборудование: учебник  А.Я.Данилюк «Основы духовно­нравственной культуры народов  России. Основы религиозных культур и светской области. Основы светской этики. 4­5 классы»,   компьютер, мультимедиа­проектор, презентация, электронное приложение к учебному  пособию. Вступление Социальный кризис в нашей стране  отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Курс «Основы светской этики» направлен на то, чтобы изменить отношение родителей к воспитанию   и   обучению   детей.   Задача   учителя   подвести   детей   и   родителей   к   пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота,   согласие,   любовь,   уважение   старших,   ответственность   перед   потомками   за   память   и престиж рода.   На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями: семья, род, фамилия, родословная. Освоение   понятий   проходит   на   примере   традиционного   уклада   крестьянской   семьи: взаимоотношения   детей   и   старших,   основные   заповеди,   трудовые   обязанности,   руководство домашним хозяйством.  Учитель   использует   фронтальную     и   групповую   формы   работы   на   уроке,   а   для контроля знаний ­ электронное приложение к учебному пособию.   Основная часть  План занятия: 1. Введение в тему занятия. 2. Беседа. Показ презентации. 3. Знакомство с понятием  род. 2 4. Работа в группах. Самостоятельная работа с источниками информации. 5. Обсуждение результатов самостоятельной работы. 6. Подготовка к творческому домашнему заданию.  7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Сценарий урока: 1. Введение в тему занятия. ­ Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада снова приветствовать вас на уроке основы светской  этики. ­ Сегодня мы познакомимся с  очень важной темой. Для этого отгадайте ребус:       (Семья) ­ Прочитайте тему занятия в учебнике на стр. 38.  2. Беседа. Показ презентации. ­ Как вы понимаете значение слова «семья»? Как образовано это слово? Расскажите, чем похожи вы  друг на друга в  вашей семье.  Что значит  почитать родителей?  Как вы  помогаете своим родителям? За что говорите спасибо своим родителям? ­ Сравните своё объяснение слова семья с определением на слайде.  1  слайд.  Семья   –   основанная   на   браке   или   кровном   родстве   малая   группа,   члены   которой связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.     Заботится о том, чтобы семья была крепкой, дружной должны все члены семьи «от мала до велика». Эта забота общая.  2 слайд. Главной ценностью у крестьян выступал труд, который позволял кормить себя, свою семью.  У всех были  свои обязанности. Самые сложные обязанности лежали на родителях.  Глава   семьи   ведал   главными     сельхозработами,   пахотой,   севом,   а   также   строительством, заготовкой леса и дров. Всю физическую тяжесть крестьянского труда он вместе со взрослыми сыновьями нёс на своих плечах.  3 слайд. Всё руководство домашним хозяйством держала в руках большуха – женщина, жена и мать. Она ведала, как говорится, ключами от всего дома, вела учёт сену, соломе, муке. Весь скот и вся домашняя живность, кроме лошадей, находилось под присмотром большухи. А так же всё, что   было   связано   с   питанием   семьи:   соблюдение   постов,   выпечка   хлеба   и   пирогов,   стол праздничный и стол будничный, забота о белье и ремонте одежды, тканье, баня.  3 4 слайд.  Дети   простых   людей   начинали   работать  с   самых     малых   лет.   В  2­4   года        дети ухаживали   за   домашними   животными:   кормили   и   поили   их.   В   5—6   лет   работали   в   поле: мальчики собирали готовые снопы в груды­копны, а девочки  водились с маленькими детьми. В 9­14 лет косили траву, собирали сено, сеяли зерно в поле.  5 слайд.  Старики учили жалеть других, не помнить долго обиды, не грубить. Не забывали и ласковое слово сказать, и за дело перед всеми похвалить.  Дед (отец хозяина) часто имел во всех делах не только совещательный, но и решающий голос. В добропорядочной семье любые важные дела решались на семейных советах при детях.  6 слайд.  Старшие примечали, когда дети на добро добром откликались, врать не учились, на других свои дела не перекладывали, младших защищали, слово своё держали, даже в игре вдвоём на одного не нападали. Тогда у родителей и стариков появлялась надежда на то, что вырастут их дети и внуки людьми достойными. [1,3] Работа с электронным приложением: Интерактивная модель «Семья в Древнем Риме». ­ Сравните: в чём сходство и различие русской крестьянской семьи и семьи в Древнем Риме.   3. Знакомство с понятиями род. ­ В крестьянской семье под одной крышей проживало несколько поколений, человек по 10­15. Жить в согласии и заботиться друг о друге – эта заповедь была обязательной в каждой семье.  У каждого из вас кроме родителей, братьев и сестёр, есть и другие родственники: двоюродные братья и сёстры, дяди и тёти, бабушки и дедушки. ­ Что объединяет  всех родственников? ( Все эти люди произошли от одного предка). Род   –   это   коллектив   кровных   родственников,   ведущих   происхождение   от   общего   предка, носящих общее родовое имя. 4. Работа в группах. Самостоятельная работа с источниками информации.  Класс делится на  группы. Каждой группе нужно найти в толковом словаре определение слов: фамилия,  родословная,   родословное   древо,   родовой   герб.  Используя   словарь,   учебник, электронное приложение с иллюстрациями, каждая группа  готовится к рассказу. Первая группа рассказывает о происхождении фамилий. Вторая группа рассказывает, что означает слово родословная. Третья группа рассказывает о родословном древе. Четвёртая группа рассказывает о том, что может изображаться на родовых гербах.  5. Обсуждение результатов самостоятельной работы. ­     Существуют разные символы рода, например фамилия. Фамилия ­ семья, семейство; род, колено, поколенье, племя, кровь, предки и потомство. [2] 4 ­ Родословная ­ перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства. ­   Родословное   древо   ­   (филогенетическое   древо),   в   биологии   —   изображение   родственных отношений внутри любой таксономической группы организмов или всего органического мира в виде дерева, в основании которого помещены предковые формы, а на разветвлениях ствола — потомки.    Свои гербы в Европе имели и отдельные недворянские семьи. Чаще всего на таких гербах в символической форме изображалось занятие семьи, помещались они на вывесках, продукции. Гербы такого рода были распространены в Прибалтике, а также на Русском Севере. Первые дворянские гербы в России появились в конце 16 — начале 17 веков, например: родовой герб Багратионов, родословная Пушкина, Брянчанинова. 6. Подготовка к творческому домашнему заданию. ­ Дома нужно выполнить на выбор одно задание: 1. Придумать и изобразить герб своей семьи.  2. Вместе с родителями составить свою родословную.  3. Узнать историю возникновения вашей фамилии. 4. Написать на листочках чем славился  ваш род? Какие профессии  и занятия были самыми распространёнными? 7. Подведение итогов урока. Рефлексия. ­ С какими понятиями вы познакомились на уроке?  ­ Давайте проверим себя по тренажёру: выполним задание «Вставьте пропущенное слово». 1. Нравственные отношения в семье складываются благодаря   _____________ её членов друг к другу. 2.   Выполнение   семейных   обязанностей   связано   с   таким   нравственным   понятием,   как _______________  . ­  Распределите   понятия:  нравственные   ценности   отцов,   закон   и   право,   дружба   народов, семейные традиции, любовь к предкам, любовь к природе – на две группы: ­ относятся к слову «род»; ­ не относятся к слову «род». ­  Оцените свою работу на уроке:  «Я справился с работой», «Я не полностью справился с работой», «Мне ещё нужно научиться ...» 5 Литература: 1. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. – Архангельск; Вологда: Сев.­ Зап. кн. изд­во. Вологодское отд­ние, 1985. 2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка.­ М.: АСТ: Хранитель, 2008.  3.   Латышина   Д.И.   Живая   Русь.   Быт,   культура,   обычаи   русского   народа   с   древних   времён. Учебное пособие по чтению для 2(3) класса. Книга 1,2. – М.: ЦГО, 1995. 6 Дополнительный материал: 7 8 Высказывания из глубины человеческой мысли Во всяком возрасте почитай родителей.                                                                                                  Екатерина II Любовь к родителям – основа всех добродетелей.                                                                                                         Цицерон Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.                                                                                                В.Г.Белинский Один отец значит больше, чем сто учителей.                                                                                                         Д.Герберт 9 Презентация                                                                 10 11 Данные о применении продукта в учебном процессе           Семья   для   многих   детей   по­прежнему   остаётся   необходимой   средой   полноценного развития   и   успешного   социального   становления.   Любовь   матери   к   детям   ­   чувство, цементирующее   семью.   Трудолюбие,   ответственность,   мужественность,   честность   отца   ­ ценные качества, оказывающие положительное влияние на формирующуюся личность ребёнка.          Именно в семье человек получает первый опыт общественного труда, распределение обязанностей и социальных ролей. В семье впервые формируется отношение ребёнка к труду, в ней он получает первые навыки и приёмы трудовой деятельности, учится ценить и уважать труд   окружающих,   получает   первые   представления   о   мире   профессий,   их   престижности, достоинствах   и   недостатках.   В   семье   наиболее   полно   раскрываются     индивидуальные качества человека, его внутренний мир. Работы учащихся Всегда ли у людей были фамилии?    На Руси фамилии появились в  XV  ­  XVI  веках. Вначале ­ у   бояр и дворян, позднее ­ у горожан.         Большинство   фамилий   возникли   от   имён   и   прозвищ:   Владимиров,   Толстой, Молчанов,   Третьяков,   Волков,   Александров.   По   некоторым   фамилиям   можно   судить   о занятиях предков: Кузнецов, Рыбаков, Кожевников, Шапошников.   У слова фамилия есть другое значение. Это латинское слово означает домочадцы, семья. Но семья ­ это не только те, кто живёт с нами сейчас, но и все прабабушки и прадедушки.    В старину, прежде   чем начать общаться с человеком, узнавали его родословную. Иван Грозный перед встречей со шведским королём послал ему такое письмо: «Пишешь ты нам, что отец твой ­ венчанный король, а мать твоя ­ венчанная королева; но хоть отец твой и мать венчаны, но предки их на престоле не бывали.  А если уж ты называешь свой род государским, то скажи нам, чей сын отец твой Густав, и как деда твоего звали, и где на государстве сидел, и с какими государями был в братстве, и из какого ты государского рода? Пришли нам запись о твоих родичах, и мы по ней рассудим».    Фамилия ­ это вся семья. Она объединяет несколько поколений. К своей фамилии надо относиться бережно и стараться не пятнать её плохими поступками.                                                                                                   Скалина Ксюша 12 История фамилии Смирнов     Смирнов   ­   одна   из   наиболее   распространенных   русских   фамилий.   В   одной   Москве   насчитывается семьдесят тысяч Смирновых.    В многодетной крестьянской семье тихие, некрикливые дети были большим облегчением для родителей. Это редкое для малых ребят качество запечатлевалось в мирском имени Смирной, оно часто становилось главным именем человека на всю жизнь (церковное имя окружающими забывалось). От Смирных пошли Смирновы.    Самая частая русская фамилия в обширной полосе, охватывающей все Северное Поволжье, всего  чаще  ­ в  Ярославской,   Костромской,   Ивановской  областях  и  прилегающих   районах соседних областей, на восток эта зона распространяется на Кировскую область.  По мере удаления от этой зоны частота снижается. В Москве в 1964 г. фамилия Смирнов занимала   пятое   место   (58   тыс.   человек).   По   происхождению   она   ­   отчество   от   русского нецерковного мужского имени Смирной, т.е. 'смирный, тихий, послушный'. Ранние примеры ­ еще отчества ­ во Владимирской  десятне 1613 г.: 'Иван Смирново сын Самарин', 'Степан Смирного сын Кучуков'.  Смирнов Серёжа                13 Чем славился ваш род?                                                     Ответы учащихся: «Добротой, вежливостью, трудолюбием»;  «Хозяйственностью»;  «Добротой и приветливостью»;  «Честностью, справедливостью, трудолюбием»;  « Дедом – кузнецом»; « Умением помогать людям»; « Бабушкой – акушеркой». 14 добротой 15 16 17

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок по основам светской этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)

Урок  по основам светской  этики «Род и семья – исток нравственных отношений» (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2017