Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
Оценка 4.6

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русская литература
5 кл
17.02.2017
Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
Публикация является частью публикации:
КОНСПЕКТ УРОКА.doc
Этапы урока КОНСПЕКТ УРОКА Содержание I. Формулиро вание цели и задач урока Цель: Показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя.  Задачи: ­ знать определение понятия «пейзаж» ­ выяснить основную идею произведения; смысл названия сказки­были; ­ уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их, выразительно читать прозаический текст; ­воспитывать любовь к природе. II.  Работа с текстом до чтения. ­   Сегодня   мы   вновь   говорим   о   сказке­были   М.М.Пришвина   «Кладовая   солнца».  На   предыдущих   уроках   мы познакомились с героями этого произведения. Назовите их. (Настя и Митраша, Травка, Антипыч…) ­ А кого ещё мы можем назвать героями сказки­были? С кем мы ещё встречаемся на страницах произведения? (Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна, Тетерев­Косач, елочки­старушки) ­А как всё это мы назовём? (Природа. Они относятся к миру природы) ­ Можно ли назвать природу ещё одним героем повести? Формулируем рабочую тему урока: Природа как герой сказки­были «Кладовая солнца». ­ Откройте тетради и запишите тему урока. Читаю слова Константина Георгиевича Паустовского о Пришвине на доске. СЛАЙД­1 ­ Как вы думаете, какие задачи мы должны решить на этом уроке? Что должны выяснить? Чему научиться? ­ Как называется изображение природы в художественном произведении? (Пейзаж) ­ Найдите в словаре литературоведческих терминов определение пейзажа, прочитайте. Теперь посмотрим, как изображает природу в своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором.  1 III. Анализ текста. Найдите описание в тексте, соответствующее изображению, представленному на слайде. СЛАЙД­2 Ель и сосна  Находят отрывок стр. 61.  ­ Глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес начинается с описания ели и сосны, растущих вместе. Вот как представились эти два дерева (рисунок уч­ся)  ­Прослушайте этот отрывок и ответьте на вопрос: Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?  Чтение наизусть Оценка ­ «клюквочка», предварительно сделанная ученицами к уроку. (Большие   деревья   должны   были   бы   расти   самостоятельно,   отдельно   друг   от   друга.   Они   выросли   вместе,   но   они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого) Смысл притчи в том, что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга. Автор рассказывает о сосне и ели как о живых существах: они стремятся обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных. ­ Какими словами писатель рисует их борьбу? Найдите их в этом отрывке. (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались сучьями, прокалывали друг друга, стонали и выли.)  ­ Как они ведут себя? (как живые существа.) ­ Как называется это образное средство языка? (Олицетворение.) ­ Дайте определение олицетворения. (Работа со словарём) Оценка ­   Зачем   писатель   наделяет   явления   природы   признаками   живых   существ?   (С   помощью   олицетворения   делает   их действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.) ­ Почему рассказ о ели и сосне помещён в самом начале описания пути героев? Каков смысл этого образа? Докажите, что между ссорой детей и страданиями, и стонами сосны и ели существует связь. Оценки. СЛАЙД­3 Читаю сама: «Сюда, к Лежачему камню…»  с.60 – Восход солнца.  ­ Как автор показывает красоту природы? С чем сравнивает автор восход солнца? СЛАЙД­4 Тетерев­косач стр. 60  После прослушивания ответите на вопрос:  ­ Как изменяется косач под лучами солнца? Чтение наизусть.  Оценка ­ Как вы думаете, что может символизировать эта картина? (Автор показывает удивительную красоту и силу природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи великого храма природы». Тетерев­ косач тоже стал расцветать. Образ солнца как силы жизни и добра)  Красиво описано. Какие художественные средства языка использует автор? (эпитеты, сравнения) ­   Какую   роль   в   тексте   играют   сравнения   и   эпитеты?  (Помогают   лучше   представить   то,   о   чём   пишет   автор, 2 украшают произведение и нашу речь) СЛАЙД­5 находим по тексту с. 61, Чтение наизусть.Оценка ­ О чём этот фрагмент? (Дети слились с природой, их настроения схожи). В Храме природы между братом и сестрой произошла ссора. О причине ссоры мы говорили на предыдущем уроке, а  пейзаж как      ­ Что этим хочет сказать нам автор?  (Единство человека и природы) Оценка   помогает нам представить настроение героя?  с. 61­62  ­Кто же в природе составляет силу добра, а кто, напротив – силу зла? Работаем в тетрадках:  Составляем двухчастную таблицу. В одну колонку выписываем друзей человека, в другую – врагов.  А я проверю, как вы дома при работе с текстом повести использовали приём ИНСЁРТ (вспоминаем, что это?) ­А затем работаем в парах: обменяйтесь тетрадками и обсудите ваши записи. (Одна пара читает вслух) СЛАЙД­6 Клюква с. 70 ­ Обратите внимание на  уменьшительно­ласкательные суффиксы, которые использует автор при описании ягоды. С какой целью он это делает? Что даёт такое употребление для восприятия читателя? Что же за ягода такая – клюква? Я, например, знаю, что кислый сок клюквы является хорошим средством против стресса и депрессий, а кустики клюквы живу 100 и даже больше лет!  Вот что об этой замечательной ягодке расскажет нам… (Уч­ся рассказывает подготовленное дома сообщение о ягоде. Одну из сделанных «клюквочек» прикрепляю на доску) Оценка ­   Прослушайте   ещё   один   фрагмент   повести   (с.   66  Ёлочки­старушки)   и   найдите   в   нём   известные   вам   средства выразительности. Ученик   читает  текст,   ребята   работают   по   заданию.   (Показываю   из   книги,   говорю   о   ней.   Передаю   уч­ся картинку, выключаю презентацию, подключаю видеофильм. Оценка ­ По мотивам литературных произведений М. Пришвина «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» режиссёр Юрий Егоров в 1978 году создал кинематографическое произведение – приключенческий фильм «Ветер странствий». Просмотрим фрагмент из этого кинофильма и ответим на вопрос (вопрос на ДОСКЕ)   1. В чём разница между изображением природы режиссёром и писателем?)  (в повести автор может передать чувства героя, его восприятие, описать природу, а режиссёр – снять голоса птиц, шелест листьев…) 3 ­ Почему фильм снят по мотивам? Что это значит? (Из обоих произведений произвольно берёт эпизоды и пишет сценарий – получается новый сюжет).  Оценка   Кого   заинтересовала   работа   режиссёра,   можете   посмотреть   весь   фильм,   а   мы   вернёмся   к   художественному произведению. ­ Как называется местечко, где растёт много ягоды? Почему? (с. 59 – прим. Автора) ­Почему болото называется Блудовым? ­А что такое Елань? (с. 59 – прим. Автора) ­А что это за Слепая Елань? с. 65­66 Следим по тексту.  Чтение наизусть Оценка Ещё один текстовой фрагмент представит нам …, а вы ответьте на вопросы. СЛАЙД­7 (с.73) ­Сколько существ приютил большой чёрный пень? ­ Почему все эти существа оказались здесь? Что их привело? ­ Что имеет в виду автор, говоря о чёрном пне. Что нужно сохранять в себе? Оценка Вот как изобразила этот пень…  Оценка А теперь задумаемся над названием сказки­были. Только ли торф имеется в виду? (Высказывают свои предложения) АА См. запись на доске, вспоминаем, что знаем КЛ СТЕР Попробуйте нарисовать схему­кластер в тетради.  (англ. cluster), термин в информатике, обозначающий группу объектов с общими признаками. Читаю фрагмент с. 74. ­ О чём говорится в текстовом фрагменте? (О заходе солнца). ­ Что заканчивается с заходом солнца? ­ Можно ли сказать, что природа живёт в гармонии? Докажите. ­ Что нарушает эту гармонию? ­ Как ведёт себя природа по отношению к детям? ­ Какие черты выявляет природа в детях? ­Какова основная идея сказки­были М. М. Пришвина, чему он нас хотел научить и почему он своё произведение назвал «Кладовая солнца»?  ­ Как автор называет природу? (Великий храм) Что он имеет в виду. Согласны ли вы с его формулировкой и почему? ­ Можно ли утверждать, что природа в понимании М.М. Пришвина – это то, что учит человека жизни, то, чему человек 4 при всём его могуществе и разуме должен поклоняться? Согласны ли вы с автором? Почему?   Итог III. урока. Рефлексия. IV. Домашнее задание  Очевидно, для писателя весь мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью этого мира является жизнь, любовь и добро. Что нового узнал на уроке? Чему научился? Что было сложно, осталось непонятым?  ОТМЕТКИ   выставляются   учениками   самостоятельно:   учитывается   работа   в   тетрадях   (таблица,   схема),   количество «клюквочек», которые получают ребята во время урока за свою работу (чтение, анализ, ответы на вопросы и т.д.).    Написать сочинение­миниатюру на темы:  «О чём меня заставила задуматься сказка­быль М.М.Пришвина?»  «Какой предстает перед нами природа в повести   М. М. Пришвина». 5

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017