Урок по повести М. Пришвина "Кладовая солнца"

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 17.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.doc
ФИО учителя: Коробко Светлана Валерьевна Предмет: Литература  Класс: 5 Технологическая карта урока  Целевой блок Тема Цель УУД «Великий храм природы» в повести «Кладовая солнца». Смысл названия повести. (по сказке­были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Рабочая тема «Природа как герой сказки­были «Кладовая солнца». Показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М. М. Пришвина как писателя. 1. Самостоятельно формулировать тему и задачи урока. 2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы. Регулятивные: Познавательные: 1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. 2. Пользоваться изучающим видом чтения. 3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема). 4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением. 5.Излагать содержание прочитанного текста подробно. 6. Пользоваться словарём. 7. Осуществлять анализ и синтез. 8. Устанавливать причинно­следственные связи. 9. Строить рассуждения. Коммуникативные: 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. 3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. 5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 6. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. 7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. 1. Формирование эмоционально­оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. Личностные результаты 1Инструментальный блок Задачи Тип урока Образовательная:  ­ выяснить основную идею произведения; смысл названия сказки­были. Развивающая:  ­понимать взаимосвязь природы и человека; ­ уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их, выразительно читать прозаический текст; ­ уметь сопоставить литературное и кинематографическое произведение. Воспитывающая: ­ воспитывать чувство любви к родной природе. Комбинированный урок Учебно­методический комплекс:  Оборудование: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Шаг за горизонт. Книга 3. М: БАЛАСС, 2013; ОС «Школа 2100» Компьютер, проектор, презентация по фрагментам текста урока, видеофильм, иллюстрованный сборник произв. М. Пришвина Организационно­деятельностный блок Основные понятия Пейзаж, олицетворение, метафора, эпитет. Межпредметные связи Изобразительное искусство, информатика, биология Этап урока I.  Формул ировани е темы и задач  урока. Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые ­  Сегодня мы вновь говорим о сказке­были М.М.Пришвина «Кладовая   солнца».  На   предыдущих   уроках   мы познакомились с героями этого произведения.  Назовают героев повести: Настя, Митраша,  Травка, Антипыч и др. ­Кого ещё мы можем назвать героями сказки­были? С кем мы ещё встречаемся на страницах произведения?  ­А как всё это мы назовём? ­   Можно   ли   назвать   природу   ещё   одним   героем повести? Читаю   слова   на   доске   «Великая   любовь   Пришвина   к природе родилась из его любви к человеку» Кто сказал?  ­ Волк Серый помещик, Травка, ель и сосна,  Тетерев­Косач, елочки­старушки… Природа. Они относятся к миру природы. Константин Георгиевич Паустовский. методы, приемы, формы, технологии Коммуникат  ивная,  сотрудничес  тва. Коллективная и  индивидуаль  ная формы Планируемые результаты Формулировать устные  высказывания по  заданным вопросам. Анализировать  полученную  информацию. Аргументировать свои  высказывания 2II.  Работа с текстом, анализ   Формулируем   тему   урока:  Природа,   как   герой   сказки­ были «Кладовая солнца». СЛАЙД ­1 ­ Как вы думаете, какие задачи мы должны решить на этом уроке? Что должны выяснить? Чему научиться? ­ Как называется изображение природы в художественном произведении?  ­   Найдите   в   словаре   литературоведческих   терминов определение пейзажа, прочитайте.  Теперь   посмотрим,   как   изображает   природу   в   своём произведении М. М. Пришвин. Отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором.  Найдите описание в тексте, соответствующее изображению, представленному на слайде. СЛАЙД­2 Ель и сосна  ­ Глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес начинается с описания ели и сосны, растущих вместе.  ­Прослушайте этот отрывок и ответьте на вопрос:   Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?  ­ Какими словами писатель рисует их борьбу? Найдите их в этом отрывке.  ­ Как они ведут себя? (как живые существа.) ­ Как называется это образное средство языка?  ­ Дайте определение олицетворения.  ­   Зачем   писатель   наделяет   явления   природы   признаками живых существ?  ­  Почему   рассказ   о  ели  и   сосне   помещён   в   самом   начале описания пути героев? Каков смысл этого образа? Докажите, что между ссорой детей и страданиями, и стонами сосны и ели существует связь. Формулируют, записывают в тетрадь. Высказывают свои предположения.  Пейзаж Находят, читают. Находят отрывок на стр. 61.  Дектярёва Маша читает его наизусть. Отвечают на вопрос: Большие   деревья   должны   были   бы   расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли   вместе,   но   они   разобщены,   не помогают друг другу, желая самоутвердиться за   счет   другого  Смысл  притчи  в   том,   что люди   должны   помогать   друг   другу, поддерживать друг друга. Автор   рассказывает   о   сосне   и   ели   как   о живых   существах:   они   стремятся   обогнать друг друга, борются за жизнь и воюют между собой. А не менее реальный злодей — ветер — прилетает мучить этих несчастных. «Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались сучьями, прокалывали друг друга, стонали и выли.»   Работают   со   словарём,   дают   определение олицетворению.  С   помощью   олицетворения   делает   их действующими   лицами,   которые   принимают активное участие в жизни героев. СЛАЙД­3  читаю  восход   солнца.   «Сюда,   к   Лежачему камню…»   Следят по тексту (с.60),  отвечают на вопросы.  Коллективная и  индивидуаль ная. Знать определение  изученных  литературоведческих  терминов, Умение находить и  извлекать информацию  из словаря. Работать с текстом, анализируя  информацию; строить рассуждения,  делать выводы; уметь находить ответы  на вопросы, используя  свои знания,  наблюдения, жизненный  опыт. 3 Создание  проблемной  ситуации­ Как автор показывает красоту природы? С чем сравнивает автор восход солнца? СЛАЙД­4 «Тетерев­косач»  После прослушивания ответьте на вопрос:  ­ Как изменяется косач под лучами солнца?  ­ Как вы думаете, что может символизировать эта картина?    Красиво   описано.   Какие   художественные   средства   языка использует автор?  ­ Какую роль в тексте играют сравнения и эпитеты? СЛАЙД­5 «Природа и дети» ­О чём этот эпизод СЛАЙД­6 «Клюква» ­   Обратите   внимание   на  уменьшительно­ласкательные суффиксы, которые использует автор при описании ягоды. С какой целью он это делает? Что даёт такое употребление для восприятия читателя? Что  же за  ягода   такая  –  клюква?  Я,   например,   знаю,   что кислый   сок   клюквы   является   хорошим   средством   против стресса   и  депрессий,   а  кустики   клюквы  живу  100  и  даже больше лет! Следят по тексту (с.60). Отвечают:  Автор   показывает   удивительную   красоту   и силу природы. Под лучами солнца «могучие стволы соснового бора стали, как зажжённые свечи   великого   храма   природы».   Тетерев­ косач тоже стал расцветать. Образ солнца как силы жизни и добра.   помогают   лучше Эпитеты, представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Находят в тексте эпизод (с. 61); Кравцова Таня читает его наизусть. Дети   слились   с   природой,   их   настроения схожи.  Находят в тексте эпизод (с. 70)   сравнения. Лазарева   Ангелина   рассказывает   о   клюкве, представляет свой рисунок.  ­ Прослушайте ещё один фрагмент повести (с. 66 «Ёлочки­ старушки»)   и   найдите   в   нём   известные   вам   средства выразительности. (Показываю картинку из книги, говорю о ней. Выключаю презентацию, подключаю видеофильм) Фасхутдинов   Саша   читает   текст,   учащиеся работают по заданию. Показывает картинку из книги. ­ По мотивам литературных произведений М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща» режиссёр Юрий Егоров   в   1978   году   создал   кинематографическое произведение   –   приключенческий   фильм   «Ветер странствий». Просмотрите фрагмент из этого кинофильма и ответьте на вопрос:   «В   чём   разница   между   изображением   природы режиссёром и писателем?»  Просматривают   фрагмент   кинофильма, отвечают на вопрос:  В   повести   автор   может   передать   чувства героя,   его   восприятие,   описать   природу,   а режиссёр   –   снять   голоса   птиц,   шелест листьев…. Из   обоих   произведений   произвольно   берёт Сопоставление Прогнозирова 4­ Почему фильм снят по мотивам? Что это значит?   Кого заинтересовала работа режиссёра, можете посмотреть весь   фильм,   а   мы   вернёмся   к   художественному произведению.   помогает нам представить настроение героя?   В Храме природы между братом и сестрой произошла ссора. О причине ссоры мы говорили на предыдущем уроке, а как пейзаж   ­ Что этим хочет сказать нам автор?  ­Кто же в природе составляет силу добра, а кто, напротив – силу зла? Работаем в тетрадках:  Составляем   двухчастную   таблицу.   В   одну   колонку выписываем друзей человека, в другую – врагов.  А   я   проверю,   как   вы   при   работе   с   текстом   повести использовали приём ИНСЁРТ (что это?) ­А   затем   работаем   в   парах:   обменяйтесь   тетрадками   и обсудите ваши записи. (Одна пара читает вслух) ­   Как   называется   местечко,   где   растёт   много   ягоды? Почему?  ­Почему болото называется Блудовым? ­Что такое Елань?  ­А что это за Слепая Елань?  Прослушайте ещё один текстовой фрагмент и ответьте на вопросы.     ­ Сколько существ приютил большой чёрный пень? ­   Почему   все   эти   существа   оказались   здесь?   Что   их привело? ­ Что имеет в виду автор, говоря о чёрном пне. Что нужно сохранять в себе?  ­Теперь задумаемся над названием сказки­были.  Только   ли  торф  имеется   в  виду?  (Предлагаю  начертить схему)  КЛ СТЕР   (англ.  cluster),   термин,   обозначающий группу объектов с общими признаками. АА эпизоды   и   пишет   сценарий   –   получается новый сюжет.   ние Отвечают на вопрос, анализируя текст  с. 61­62: Единство   человека  и  природы,   неразрывную связь всего существующего на земле. Составляют таблицу. Сопоставление Маркировка текста (чтение с пометами). Обмениваются   тетрадками, записи.    обсуждают Парная Читают (или говорят по памяти) примечания автора на с. 59.  Следят по тексту (с. 65­66), Кузнецова Катя читает наизусть.  Слушают   фрагмент   в   исполнении Парфёнова Кости и отвечают на вопросы. Высказывают свои предложения, составляют схему­кластер схему.  Синтезирован ие Уметь синтезировать  полученную  информацию в виде  схемы­кластера строить высказывание по построенной схеме. 5Читаю фрагмент с. 71. ­ О чём говорится в текстовом фрагменте?  ­ Что заканчивается с заходом солнца? ­   Можно   ли   сказать,   что   природа   живёт   в   гармонии? Докажите. ­ Что нарушает эту гармонию? ­ Как ведёт себя природа по отношению к детям? ­ Какие черты выявляет природа в детях? ­Какова основная идея сказки­были М. М. Пришвина, чему он нас хотел научить и почему он своё произведение назвал «Кладовая солнца»?  ­   Как   автор   называет   природу?  Что   он   имеет   в   виду. Согласны ли вы с его формулировкой и почему? Можно   ли   утверждать,   что   природа   в   понимании   М.М. Пришвина   –   это   то,   что   учит   человека   жизни,   то,   чему человек   при   всём   его   могуществе   и   разуме   должен поклоняться?  Согласны ли вы с автором? Почему? Что нового узнал на уроке? Чему научился? Что было сложно, осталось непонятым?  ОТМЕТКИ   выставляются   учениками   самостоятельно: учитывается   работа   в   тетрадях   (таблица,   схема), количество «клюквочек», которые получают ребята во время урока за свою работу (чтение, анализ, ответы на вопросы и т.д.). Написать сочинение­миниатюру на темы:   «О   чём   меня   заставила   задуматься   сказка­быль М.М.Пришвина?»   «Какой предстает перед нами природа в повести     М. М. Пришвина». III. Итог урока. Рефлек­ сия IV.  Домаш  нее  задание Слушают   чтение   учителя,   отвечают   на вопросы.  Высказывают своё мнение. «Великий храм»  Отвечают на вопросы. Очевидно, для писателя весь мир природы и человека – это и есть кладовая солнца, если сущностью   этого   мира   является   жизнь, любовь и добро. Сотрудничес тво Синтезирова ние В дневники записывают задание. Индивидуальн ая Анализировать и  систематизировать  полученную  информацию, уметь  пользоваться  полученными знаниями и строить устное  высказывание. 6