Урок по познанию мира на тему "Охрана природы Казахстана"(4 класс)
Оценка 4.7
Работа в классе
docx
естествознание
4 кл
03.05.2018
Цель моего урока обобщить и системаатизировать знания учащихся по этой теме. Познаукомить с экологическими проблемами. Развивать интерес к родному краю. прививать чувство гордости за свою землю. В ходе урока учащиеся показали свои знания и многое открыли для себя. Помогли раскрыть тему слайды используемые на уроке.Урок по познанию "Охрана природы Казахстана" (4 класс)
Урок Познание мира 4класс.docx
Урок Познание мира 4класс
Тема урока: Охрана природы Казахстана
Цели урока: Сформировать у учащихся представление о роли природы в жизни
человека
Задачи: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Природа» ;
Познакомить с экологическими проблемами , которые возникли по вине человека, с
мерами по охране природы; Развитие интереса к изучению родного края. Воспитание
патриотического чувства, гордости за свою Родину.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний. .
Форма урока: групповая деятельность.
Оборудование: компьютер, учебник, раздаточный материал
Ход урока
I Организационный момент. ( Знакомство с классом)слайд№1
Здравствуйте , меня зовут Ольга Геннадьевна. Сегодня я буду вести у вас урок познания
мира. Я надеюсь на вашу активность на уроке и на то , что вы мне будете помогать в
течении всего урока. Мы с вами будем вместе работать и в ходе урока поближе
познакомимся.
II Подготовка к основному этапу. Деление класса на 2 группы (Ботаники, Зоологи)
Сегодня мы с вами будем работать в группах. А как будут называться наши группы, мы
сейчас узнаем. Представитель каждой группы выбирает картинку ( если животноеэто
зоологи, если растение ботаники)
1. Объявление темы.
Тема нашего урока – «Охрана природы Казахстана»
Сегодняшний наш урок будет тревожным. Мы узнаем о ранах, которые наносят люди
природе.
слайд №2
Гибнут растения, животные, некоторые из них просто исчезают. Почему так
происходит? Кто в этом виноват? Как помочь живой природе? Вот на эти вопросы мы
постараемся ответить на уроке.
слайд №3
Речь пойдёт о том, как сохранить прекрасную природу Земли. Человек – часть природы.
Он должен беречь природу, как самого себя. Михаил Пришвин писал слайд №4
“Рыбе – вода, птице – воздух,
зверю – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу значит охранять Родину”.
Давайте откроем тетради и запишем тему урока.
Запись в тетради темы урока
В конце урока мы с вами попробуем составить правила охраны природы
2. Актуализация знаний слайд №5
Прежде чем мы приступим к новой теме , давайте проверим насколько хорошо вы
знакомы с природой
Игра «Да» «Нет»
Если вы согласны с утверждением ставите +, если нет –
□
□
Растения не относятся к живой природе.
В спячку залегают медведи, барсуки, ежи. Животные участвуют в распространении семян.
Хищные животные являются санитарами леса.
Верна ли цепочка питания «Лисамышьсемена»?
Растения опыляются только при помощи ветра?
Дождевые черви участвуют в разрыхлении почвы.
Растения и животные не играют большой роли в жизни человека.
Верна ли цепочка питания «Лиса – заяц – волк»?
Многие птицы и животные питаются насекомыми, тем самым защищая растения от
□
□
□
вредителей.
□
□
□
□
□
Взаимопроверка. Работа в группах , за правильный ответ группа получает жетон
Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием
III Активизация новых знаний.
1. Беседа. Слайд №6
Мы с вами живем в какой природной зоне? ( в степной)
А кто нибудь из вас бывал в лесу?
Какая там атмосфера? (спокойная)
Какие звуки издаёт лес? (пение птиц, шелест трав) Звучат голоса птиц.
в природе все взаимосвязано, ничего не случается просто так. Животные в природе
живут своей жизнью. Сколько растений берет у природы травоядное животное? Сколько
травоядных животных берет у природы хищник? (столько, сколько может съесть).
Что будет, если хищники перестанут съедать больных животных?
2. Разбор ситуаций. Слайд №7
Все изменяется, когда в природу приходит человек. В процессе хозяйственной
деятельности человек очень сильно изменяет растительный и животный мир. С давних
пор человек использовал древесину для строительных целей, для изготовления мебели,
бумаги, для отапливания помещений. Собирал лекарственные растения, охотился на
животных. Но в последнее время бесконтрольное использование растений человеком
приводит к истреблению лесов, а лес – это дом для животных, следовательно вырубка
лесов, распашка полей приводит к гибели животных, а мер по восстановлению лесов
проводится недостаточно. Значит, получается, что человек берет от природы больше,
чем отдает ей.
Что нарушается?
(экологическое равновесие)
Давайте мы с вами рассмотрим несколько экологических проблем, которые
происходят в результате хозяйственной деятельности человека.
Ситуация 1. 1 группе слайд №8
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля. Людиисполины, людивеликаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Какую экологическую проблему раскрывает это стихотворение? (проблему убийства
животных)
Как исправить эту ситуацию?
(В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство
наказывается по закону. )
Ситуация 2 2 группе. Слайд №9
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели отдохнуть и
пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать,
недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели,
боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды, обрывки
бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные
крошки и положила кулек в сумку. Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. –
Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не увидит.
Стыдно перед соловушкой, тихо сказала Лида.
Какая проблема угрожает природе, если все будут поступать как Оля?
(загрязнение природы)
Что нужно сделать, чтобы этой проблемы не было?
Ситуация 3. 1 группе
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не затоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался от ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Какой поступок человека стал бедой для леса и его жителей?
(лесной пожар)
Как избежать этого?
Ситуация 4. 2 группе
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез.
Сколько тут было кудрявых берез!
Там изза старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой, Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
О какой экологической проблеме идет речь? (вырубка лесов)
Что человек должен делать, чтобы восстановить экологическое равновесие?
Запись в тетради
Вырубка лесов Посадка деревьев
Загрязнение природы Очистка зон отдыха
Лесные пожары Тушить костры
Браконьеры Охрана животных
Молодцы ребята, а теперь давайте немного отдохнем
Физминутка.
Руки подняли и покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули и кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем
Крылья сложили назад.
Люди рвут красивые растения просто так, животных истребляют ради меха или мяса.
Бабочек – за красоту, лягушек – за то, что не нравится внешний вид.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все и я и ты, если мы сорвем цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали очень
редкими, а некоторые их виды находятся под угрозой полного исчезновения. Все это
заставляет человека думать о сохранении всего живого на Земле.
Поэтому была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения
составила мировой список с пояснениями, в который входили животные и растения,
находящиеся на грани исчезновения, и редкие виды. В этом списке нужно было указать
причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
Каждое государство имеет свою Красную книгу. Есть она и в Республике Казахстан
В Казахстане Красная Книга была учреждена решением правительства в январе
1978 года. Она называлась «Красной книгой ССР».
Земноводных – 1; пресмыкающихся 8; птиц 43; млекопитающих – 31.
В январе 1985 г. вышло второе издание, под названием «Красная книга Казахской
ССР», было выпущено малым тиражом и предназначалось оно, в основном, для
специалистов в области охраны природы.
Земноводных – 2, пресмыкающихся – 10; птиц – 58, млекопитающих 42. Впервые в
Красной книге были представлены 105 видов червей.
Третье издание Красной Книги Республики Казахстан началось в 1996г. С
публикацией первого тома.
Земноводных – 3, пресмыкающихся – 10; птиц – 56, млекопитающих 40.
В декабре 2003 года был опубликован второй том Красной Книги Республики
Казахстан (беспозвоночные животные).
Для чего нужна Красная книга? Ответы групп
(Красная книга информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает
изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде.
Его надо охранять.)
Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Красный
цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.)
Красная книга – это сигнал опасности. Красная книга – не закон об охране природы, это
лишь факты, собранные учёными о животных и растениях. Она состоит из страниц
разного цвета. На красных страницах исчезающие виды, на желтыхмалочисленные, на
белых редкие виды, на серых малоизученные, на зеленых восстанавливающиеся.
Просмотр слайдов ( животные красной книги)
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания
животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
Помни, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо
вам известные животные: белка, ёж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто
зависит от тебя, от твоего поведения в природе.
Многое делается по охране животных. В нашей стране принят Закон об охране и
использовании животного мира. Под особой охраной находятся животные в
заповедниках. В Казахстане очень много заповедников: АксуДжабаглы, Алматинский,
ЗападноАлтайский, Маркакольский, Алакольский. На территории этих заповедников
живут разнообразные животные, растет множество растений.
Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких
животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания.
Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим. использовании животного мира.
Под особой охраной находятся животные в заповедниках. В Казахстане очень много
заповедников: АксуДжабаглы, Алматинский, ЗападноАлтайский, Маркакольский,
Алакольский. На территории этих заповедников живут разнообразные животные, растет
множество растений.
Помогают спасению редких животных и зоопарки. Но надо беречь не только редких
животных, но и всех остальных, ведь все животные связаны между собой цепью питания.
Поэтому, оберегая одних, вы часто помогаете другим.
Природа – это дом для зверей и птиц. Когда мы приходим в лес, в степь, на берег
водоема мы приходим в гости. А как нужно вести себя в гостях?
Правила гостей природы: составляют группы кластер на листе а3
Не срывать цветов
Не ловить бабочек
Не уносить домой детёнышей
Не оставлять мусор
Тушить костры
IV. Рефлексия
Назовите причины уменьшения численности растений и животных.
Как помочь природе?
Делиться знаниями о необходимости охраны природы.
Сделать кормушку, скворечник.
Посадить деревья. Не рубить елки в Новогодние праздники.
Не ломать деревья, ветки и не давать это делать другим.
Домашнее задание.
По группам
Составить несколько предложений на тему «Береги природу!»
Нарисовать знаки лозунги, сохраняющие природу.
Молодцы, ребята вы сегодня хорошо поработали. А теперь я хочу чтобы вы оценили
свою работу. У вас на партах лежат картинки, солнышка, солнышка закрытого тучкой и
картинка дождя.
Если вам все понятно на уроке поднимите солнышко, если были затруднения солнышко
с тучкой, если вы ничего не поняли на уроке, не получили знаний поднимите дождик
Оценивание Теперь давайте я вас оценю, группы посчитайте свои жетоны, группа
набравшая больше очков получает 5, меньше 4.
Итог: А закончить наш урок , я хочу стихотворением Дудина
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите…
Спасибо большое за урок.
Давайте вместе сохраним родную природу
Урок по познанию мира на тему "Охрана природы Казахстана"(4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Охрана природы Казахстана"(4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Охрана природы Казахстана"(4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Охрана природы Казахстана"(4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Охрана природы Казахстана"(4 класс)
Урок по познанию мира на тему "Охрана природы Казахстана"(4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.