Урок по правам человека
Оценка 4.9

Урок по правам человека

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
правоведение
8 кл
03.02.2017
Урок по правам человека
Разработка урока по правам человека по теме "Ты имеешь право". На занятии дети знакомятся со статьями Конвенции ООН "Оправах ребёнка" и Конституции РФ. На уроке используются сведения из истории права, проходит работа с документами и словарём. Данный материал можно использовать на уроках обществознания и внеклассных занятиях.Разработка урока по правам человека
Права человека.docx
Урок по правам человека Тема: «Ты имеешь право» Цели: Познакомить со статьями Конвенции ООН «О правах ребёнка», с основным законом страны Конституцией и её статьями о правах граждан России, Семейным кодексом РФ. Сформировать   представление   о   праве   и   законе.   Объяснить   силу   Закона,   Кодекса, Декларации, Конвенции.  Основные   понятия:  право,   закон,   Конституция,   Всеобщая   декларация   прав   человека, Генеральная Ассамблея ООН, Декларация прав ребёнка, Конвенция  «О правах ребёнка». Оборудование:  Конституция   РФ,   Семейный   кодекс   РФ,   извлечение   из   Конституции статей,   Конвенция   «О   правах   ребёнка»,   извлечение   из   Конвенции   «О   правах   ребёнка» статей.                                                                    Ход урока I.    Цель, тема занятия.                      Тема нашего занятия (на доске) «Ты имеешь право». Тема по правам человека актуальна в наши дни, в СМИ (газеты, журналы, телевидение) часто звучит проблема по соблюдению   прав   человека,   или   прав   ребёнка.   Ещё   Бальзак   с   горечью   констатировал: «Ничто так плохо не знаем, как   то, что каждый должен знать: закон». Знание правовых норм   и   умение   ими   пользоваться   позволяют   человеку   избежать   многих   неприятностей. Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся   с  основными   документами  по  правам  человека.   В конце нашей беседы вы должны ответить на главный вопрос: ­ Какие права имеет ребёнок? На что вы имеете право?  II.   Беседа. Из истории права.                  Давно, очень давно, ещё в древние времена возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел   заступника,   желающего   отстоять   его   право   на   собственность   и   жизнь.   Не   так­то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории   человечества   царил   закон   «око   за   око,   зуб   за   зуб».   Как   только   появилось государство,   у   слабых,   обманутых   и   обиженных   появился   могущественный   заступник. Впервые   о   правах   человека   начали   задумываться   в   Древней   Греции,   где   первые демократические преобразования проводил в жизнь мудрый Солон, затем в Древнем Риме.  ­ Вспомните о системе ценностей в Древнем Риме, о долге гражданина, о делах достойных римлянина?   законотворчеством) (патриотизм;   служить   Риму;   заниматься   политикой,   войной, Развитым элементом римской культуры являлось – римское право. ­   Что   включало   в   себя   римское   право?   (систему   правовых   норм,   где   регулировались имущественные и хозяйственные отношения, право ­ частное и публичное).                   С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем, которых человечество   доселе   и   не   подозревало:   расизм,   геноцид,   национализм.   Это   жестокие, варварские   нарушения   прав   человека.   Эти   нарушения   прав   человека   опасны.   Их постоянные спутники – насилие, кровь, война. Что же такое право? III.     Самостоятельная работа со словарями. ­ Поработаем со словарями, дайте значение слову право.                   Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения,   норм,   исполнение   которых   обеспечивается   силой   государственного принуждения. ­   Значит,   на   что   обязывает   граждан   право?   (Перед   правом   равны   все,   нормы   права необходимо исполнять всем).  Источником права являются: закон и подзаконные акты.  Основной Закон обладающей высшей юридической силой в России – является Конституция, она была принята 12 декабря 1993г.  IV.            Работа с документами.  ­ Давайте познакомимся с некоторыми статьями Конституции. Перед вами извлечения из Конституции,   прочитайте   статью   2   (I  раздел),   что     признаёт   государство   по   правам человека? II раздел Конституции посвящён правам и свободам человека и гражданина. Познакомимся со статьями – 17; 19; 20; 22; 38; 43.  Что они провозглашают? Всё, что касается семьи – определено Семейным кодексом РФ (подзаконный акт). Глава XI Семейного кодекса посвящена правам несовершеннолетних детей (Ст.56 – Право ребёнка на защиту). V.       Беседа.  О значении  ООН и международных документах.                    Сегодня вы живёте с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь от неприятностей, создают вам условия для учёбы, помогают подготовиться к взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества. Но о детях заботятся не только в семье. Существуют разные общественные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Эти организации следят за тем, как соблюдаются права на жизнь, получение образования,   выбор   будущей   профессии.   Такие   организации   есть  во   многих   странах,  а наиболее авторитетна международная организация – ООН. ­ Вспомните, когда была создана международная организация – ООН?  ­ С какой целью?  ­ Какой документ был подписан в 1948г. государствами, входящими в ООН? ­ Что провозглашала декларация? (24 октября «День ООН» 1945г в Нью­Йорке США; поддержание международного мира и безопасности,   развитие   дружественных   отношений,   международного   сотрудничества; Всеобщая декларация прав человека – провозглашала гражданские права и свободы, равенство   всех   перед   законом,   личную   неприкосновенность,   свободу   совести, вероисповедания).                          Богатство  и нищета по­прежнему соседствуют в мире. На планете миллионы   бедных   детей.   Многие   обречены   на   физическое   увядание,   умственную отсталость,   голодную   смерть.   Далеко   не   везде   дети   получают   полноценное образование,  приобщаются   к   сокровищам   культуры.   Остра   проблема   детской преступности,   наркомании,   проституции.  Для   России  XX  в.   проблема   защиты детства   была   особенно   острой.   Революция   и   Гражданская   война,   послевоенная разруха, голод начала 30­х гг., Великая Отечественная война, депортация народов — всегда и везде страдали дети. По уровню детской смертности СССР занимал в 1990 г. 40­е место в мире. К сожалению, сегодня положение детей вызывает самое серьезное   беспокойство.   Растет   детская   беспризорность,   наркомания.   Детские учреждения   не   получают  должного   финансирования.  Всеобщая   декларация   прав человека – нужный и полезный документ, но в нём не говориться о детях.                       Поэтому в 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.   В  ней   утверждалось,   что  права   человека  имеют непосредственное отношение   к   детям,   которые   нуждаются   в   особой   заботе   и   внимании.   Однако декларации  имеют   лишь   рекомендательный   характер,   их   нормы   не   обязательны для   исполнения.  В   Международный   год   ребенка   (1979)   Комиссия   ООН  по правам   человека   приступила   к   разработке   проекта   Конвенции   о   правах ребенка. Сложная работа продолжалась 10 лет.                                  Наконец,  20   ноября   1989г.   Конвенция   о   правах  ребенка   была единогласно   принята   Генеральной   Ассамблеей   ООН. международное   соглашение.   В   нём   государства   дают   обязательство   соблюдать   права  Конвенция   –   это каждого ребёнка.  Через   год   она   была   ратифицирована   нашей   страной,  а значит – Россия  пообещала  всему миру  заботиться  о своих  малолетних гражданах.  Конвенция, обязательна   для   исполнения   всеми,   кто   к   ней   присоединился.   Она   является наиболее   полным   документом,   в   котором   права   ребенка   приобретают   силу   норм международного права.                             Дух   Конвенции   о   правах   ребёнка   выражается   формулой:   «Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, как можно больше заботы и любви».  VI.     Работа с документом. ­ О каких же правах идёт речь в конвенции? Право   на   жизнь.   (Древняя   Спарта   –   сообщение   учащегося)   Право   на   имя.   Право   на гражданство.   Право   на   образование.   Право   на   отдых,   игры,   на   праздники.   Право   на собственную   личную   жизнь.   Право   на   собственное   мнение.   Право   на   безопасность   и счастье.  ­   Перед   вами   извлечение   из   Конвенции   о   правах   ребёнка,   познакомьтесь   со   статьями Конвенции. Теперь вы сможете ответить на главный вопрос нашего занятия. Какие права имеет ребёнок? На что вы имеете право? VII.     Кто и как защищает права? Решающую роль в защите прав человека на международном уровне играет ООН, Комиссия по   правам   человека,   Комитет   по   правам   человека,   Международный   суд   по   правам человека. Современное   российское     прав   человека   выросло   из правозащитных организаций, возникших в 60­80­е годы. Тогда их называли диссидентскими   движение   за   реализацию   (диссидент   –  инакомыслящий,   несогласный   с  существующим   политическим   строем   или господствующей идеологией). В России учреждена должность Уполномоченного по правам человека. В учебных заведениях введены должности социального педагога и психолога, которые помогут вам, если возникают сложные жизненные ситуации в семье, в школе, в общении со сверстниками. VIII.        Итог урока: ­ Какие документы по правам человека вы знаете?  ( Конституция РФ, Семейный кодекс,    Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка)  ­ Объясните силу Закона, Кодекса, Декларации, Конвенции. (Конституция РФ – основной закон страны, обладает высшей юридической силой; Кодекс – подзаконный акт;  Декларация  – международный документ,  имеет     рекомендательный характер,    –   их   нормы   не   обязательны   для   исполнения;  Конвенция международное соглашение в нём государства дают обязательство соблюдать права). ­ Как называется международная организация, которая занимается вопросами укрепления мира, защиты прав и свобод человека?  (ООН­ Организация Объединённых наций). IX. Домашнее задание выполнить викторину и анкету по правам. Анкета: 1. Человек должен быть свободным. Согласны ли вы с тем, что он не должен быть ничем ограничен? 2. Люди от природы обладают разными задатками и способностями. Должны ли быть у них,  поэтому разные права? 3. Есть люди, которые уже неоднократно побывали в тюрьме. Надо ли ограничить их в некоторых правах? 4. Как   вы   думаете,   чьи   интересы   и   права   важнее:   государства   или   отдельного человека? 5. Назовите, какие права имеют дети? 6.   Есть   международные,   а   есть   наши   внутренние,   российские   законы   оправах человека. Какие из них важные, приоритетные? Викторина: 1. Определите нормы, каких отраслей права применяются в следующих случаях: ­ поступление на работу, кража, усыновление ребёнка, выборы депутатов, защита прав человека,   переход   улицы   в   неположенном   месте,   распитие   спиртных   напитков   в общественных местах. (трудовое, уголовное, семейное…)  2. Какая древняя страна является родиной юридического образования? (Древний Рим) 3. Какое законодательство регулирует следующие отношения: ­ покупка газеты, заказ костюма в ателье, подарок другу (гражданское право) 4.   Назовите   правоохранительные   органы.   (суд,   прокуратура,   милиция   адвокатура, арбитраж) 5. Как называется основной закон государства? (Конституция) 6. В сюжетах детских сказок показано нарушение прав ребёнка, попробуйте определить название сказок: ­ нарушение права несовершеннолетней девочки на заботу и попечение родителей; (12 месяцев) ­ нарушение прав ребёнка на отдых, игру, веселье; (Золушка) ­ нарушение прав ребёнка жить со своими родителями; (Снежная королева) ­ нарушение прав  на жизнь 7 несовершеннолетних детей (Волк и 7 козлят) ­   нарушение   прав     на   жизнь   несовершеннолетней   девочки   и   престарелой   женщины (Красная шапочка) ­ нарушение прав на частную собственность с целью овладения чужого дама (Заячья избушка)                                      Извлечение из Декларации о правах ребёнка.                                             КАКИЕ ПРАВА ИМЕЕТ РЕБЕНОК?                   Конвенция признает ребенком человеческое существо в возрасте до 18 лет. Она  провозглашает   неотъемлемое   право   ребенка   на   жизнь,  на имя   и   на   приобретение   гражданства.   Государства   обеспечивают осуществление   каждым   ребенком   всех   прав   без   какой­либо дискриминации или различий.                     Дети   не   должны   разлучаться   со   своими   родителями,   за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их   благополучия.   Государство   должно   содействовать   воссоединению семей,   разрешая   въезд   в   страну  или   выезд   из   нее.   Родители   несут основную   ответственность  за   воспитание   ребенка,   однако   государство должно оказывать им всестороннюю помощь, развивать сеть детских уч­ реждений.              Дети имеют право свободно выражать свое мнение. Государство уважает право ребенка на свободу мысли, совести и  религии, признает его право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.                         Государство   должно   защищать   детей   от   нанесения   им физического   или   психологического   ущерба   и   отсутствия   заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.                      Государство обеспечивает уход за детьми, оставшимися без родителей.   Особое   внимание   уделяется   процедуре   усыновления.   Она должна   тщательным   образом   соблюдаться.   Странам­участницам рекомендуется   подписать   международные   соглашения,   чтобы предусмотреть   гарантии   прав  ребенка   и   обеспечить   юридическую защиту   в   том   случае,  если   приемные   родители   предполагают   вывезти ребенка из страны, где он родился.                 Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами   системы   здравоохранения.   Государство   должно   обеспечивать охват,   системой   здравоохранения   всех   детей,   уделяя   при   этом первоочередное   внимание   профилактическим   мерам,   пропаганде медицинских знаний и снижению детской смертности.                                    Начальное образование должно быть бесплатным и обя­ зательным.   Школьную   дисциплину   можно   поддерживать  лишь   с помощью   методов,   отражающих   уважение   человеческого   достоинства Необходимо ребенка.   Образование   должно   готовить   ребенка   к   жизни   в   духе понимания, мира и терпимости.                             На государство возлагается  защита детей от незаконного употребления   наркотических   средств   и   привлечения   к   производству   или торговле   такими   средствами.  приложить   все   усилия   для предотвращения похищения и торговли детьми.                                Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам  и коренным   народам,  должны  свободно  пользоваться   своей  собственной культурой, религией и языком.              Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства   и   значимости   и   быть  направлено   на   их   возвращение   в общество.                                                         Извлечение из Семейного кодекса РФ.                                           Статья 56. Право ребенка на защиту 1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями  (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью  дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности,   том числе право на защиту. 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при  невыполнении или при ненадлежащем выполнении "родителями (одним из  них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при  злоупотреблении родительскими правами, ребенка вправе самостоятельно  обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении  возраста четырнадцати лет ­ в суд. 3. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно  об угрозе жизни или здоровью ребенка, о крушении его прав и законных  интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган  опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и  законных интересов ребёнка. Извлечение из  Конституции РФ Раздел I                    ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ                                                                      Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Раздел II          ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА                                                                                      Статья 17 В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в  соответствий с настоящей Конституцией. 1.Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 2.Осуществление прав и свобод человека  и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц. Статья 19 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод  человека и гражданина независимо от  пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к  общественным  объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы  ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или  религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и  свободы л равные возможности для их  реализации. Статья  20 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в  качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни  при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием  присяжных заседателей. Статья  22 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по  судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на  срок более 48 Ч. 1. .Материнство и детство, семья находится под защитой государства. .2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.  .3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.                 Статья 38                                                                                                  Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в  государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают  получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные  стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.                                                                                            Словарь терминов Апартеид – крайняя форма расовой дискриминации, при которой целые  группы населения страны оказываются в зависимости от расовой  принадлежности в заведомо неравном положении по сравнению с другими  группами населения. Геноцид ­ истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное  или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Дискриминация – лишение прав по какому­либо признаку, чаще всего  расовому, национальному, социальному. Расизм – совокупность антинаучных теорий, доказывающих физическую и  психическую неравноценность человеческих рас, подразделяющих их на  высшие и низшие. Национализм – идеология, политика и общественная практика, сущность  которой являются идеи национальной исключительности, обособленности,  пренебрежения и недоверия к другим нациям. Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения,   исполнение   которых   обеспечивается   силой государственного принуждения.   норм, Конституция – это  основной Закон обладающей высшей юридической силой  в России.  Кодекс – это подзаконный акт. Декларация – это международный документ, имеет  рекомендательный  характер, их нормы не обязательны для исполнения. Конвенция – это международное соглашение в нём государства дают  обязательство соблюдать права. Диссидент – инакомыслящий, несогласный с существующим политическим  строем или господствующей идеологией.

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека

Урок по правам человека
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017
Посмотрите также: