Урок 6.
Тема: Архитекторы Санкт-Петербурга В.И. Баженов, Ю.М. Фельтен, Д. Кваренги.
Цель: познакомить учащихся с еще тремя великими архитекторами России и их творениями.
Ход урока
I. Васи́лий Ива́нович Баже́нов (1 [12] марта 1738, Москва — 2 [13] августа 1799, Санкт-Петербург) — русский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма, зачинатель русской псевдоготики, масон. Член Российской академии с 1784 года.
Василий Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве, когда срисовывал всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектораД. В. Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Баженов — по ходатайствуИ. И. Шувалова — перешёл в Академию художеств; там его способности к архитектуре раскрылись в такой мере, что преподаватель архитектуры С. И. Чевакинский сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж (став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу).
Поступив в ученики к профессору Шарлю Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, соблюдая строгую пропорциональность частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель собора Св. Петра, учился гравированию.
По возвращении в Россию, живя в Москве, Баженов участвовал в издании труда Витрувия (переводФ. В. Каржавина). Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь как искусством планировки, так и изяществом формы проектируемых зданий (что в полной мере проявил после возвращения на родину). Являлся одним из проводников т. н. французского вкуса (стиля) в русской архитектуре, ярким памятником которого является Пашков дом.
Оставшись без всяких средств к существованию, Баженов открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемену в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняют его сложным самолюбивым нравом, а также связью с кружком Н. И. Новикова, который поручил ему доложить наследнику Павлу I о выборе последнего московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала наличие политических целей, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других; но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Документально только подтверждается его участие в разработке одного из проектов Михайловского замка.
II. Ю́рий Матве́евич (Георг Фридрих) Фе́льтен (нем. Georg Friedrich Veldten; 1730—1801) — архитектор, получил образование в Германии, состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца и стал ведущим архитектором в Конторе от строений Её Императорского Величества домов и садов, а с 1764 года преподавал архитектуру в Академии художеств. В 1772 году был возведён в звание академика, в 1785 избран в адъюнкт-ректоры Академии и в 1789 году стал её директором.
По идее и по чертежам Фельтена была устроена приводившая в своё время всех в удивление машина для передвижения Гром-камня, ставшего основой пьедестала статуи Петра Великого работы Этьена Фальконе.
Будущий зодчий родился в семье эконома Академии наук Матиаса Фельтена (троюродный брат Иоганна Фельтена — обер-кухмейстера Петра I, который владел в Немецкой слободе участком на Дворцовой набережной, ныне дом 10).
Юный Георг в течение нескольких лет изучает в Тюбингенском университете у Крафтаматематические и физические науки.
Осенью 1749 года Фельтен возвращается в Петербург и вскоре проходит экзамен в Собрании Академии художеств при тогдашней Академии наук, где оказалось, что «в арифметике, геометрии и в рисовании с гипсу и с печатных фигур, так и в копировании всяких архитектурных строений, уже доброе основание имеет…». К экзаменационному листу также прилагался фасад церкви (проект Преображенского собора) — единственный сохранившийся образец графики Фельтена раннего времени.
С 1756 года зачислен на постоянную службу в качестве чертёжника-рисовальщика в мастерской Франческо Растрелли при Зимнем дворце, а 16 октября 1760 года он был произведён в архитекторы. После увольнения в 1763 году обер-архитектора Растрелли, Фельтену приходится завершать начатое его наставником и приступить к самостоятельному проектированию. Зодчему, органически связанному с барочной традицией, предстояло искать рациональные основы нового стиля и стать одним из ярких представителей так называемого раннего классицизма.
Как художник весьма способный и сведущий в своей специальности, пользовался расположением И. И. Бецкого, который поручал ему многие работы.
Получив в 1760 году звание архитектора, он продолжал работать в Зимнем дворце. По инициативе возглавляемой Фельтеном Конторы от строений организуются экспедиции (первую из них в 1765 году возглавил Яков Данненберг) для изучения месторождений мрамора, агата, хрусталя и других минералов. 1760—1770-е годы стали периодом становления и расцвета таланта Фельтена. Будучи современником таких мастеров раннего классицизма,
как А. Ф. Кокоринов и Ж-Б. Валлен-Деламот, Фельтен был ещё и представителем местной петербургской школы.
В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий. Фельтен возводит лютеранские церкви Святой Анны на Кирочной ул., 8, Святой Екатерины на Большом пр. В. О.
В Царском Селе Фельтен возводит Зубовский корпус — флигель Екатерининского дворца. А на седьмой верстедороги в Царское село в 1774 — 1777 годах был построен путевой увеселительный дворец в ложноготическомстиле — Чесменский дворец.
Большой комплекс разного рода работ выполнял Фельтен в императорских резиденциях под Петербургом, в том числе в Петергофе: он в 1769 году совместно с С. Волковым и П. Патоном участвует в капитальном ремонте Грота. Знание инженерно-строительного дела помогло зодчему в работе с фонтанами Нижнего и Верхнего парков. По чертежам Фельтена вблизи Монплезира была устроена купальня и новый облик фонтана, известный теперь какфонтан «Солнце».
В собрании Государственного Эрмитажа хранится садовая серия — девятнадцать разнообразных сюжетов, составляющих парковую сюиту, относящиеся к декоративным затеям Царского Села. Значительное место в серии, выполненной в конце 1760-х годов, занимают изображения, выполненные по мотивам китайского искусства. Мостики и беседки вписывались в пейзаж как декоративные элементы, привлекавшие внимание силуэтом и причудливостью форм. Скрипучая беседка — наиболее известное произведение Фельтена в «китайских» формах.
III. Джа́комо Анто́нио Доме́нико Кваре́нги, в старом написании Гваренги (итал. Giacomo Antonio Domenico Quarenghi; 20 сентября 1744, Бергамо — 18 февраля (2 марта) 1817, Санкт-Петербург) — архитектор иведутист итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.
Джакомо Кваренги родился в селении Рота-Фуори близ города Бергамо на севере Италии. В молодости обучался живописи в Риме под руководством Рафаэля Менгса, затем изучал архитектуру. Построил манеж вМонако и столовую залу в доме эрцгерцогини Моденской в Вене.
Будучи 35 лет от роду, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780—1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783—1787), Академии наук (1783—1785), Ассигнационного банка (1783—1789), Иностранной коллегии. Он выполнил также ряд заказов высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летний дворец графа Безбородко в Санкт-Петербурге.
При Павле I Кваренги построил в Царском Селе Александровский дворец (1792—1796). В это же время спроектирован дворец графа Завадовского в Ляличах.
В первом десятилетии XIX века по проектам Кваренги в Санкт-Петербурге построены Конногвардейский манеж (1800—1807), здание Императорского кабинета (1803—1806), Мариинская больница для бедных (1803—1805), здания Екатерининского института благородных девиц (1804—1807) и Смольного института благородных девиц (1806—1808).
Работы Кваренги исполнены в духе палладианства и новой итальянской школы с её изящным, благородным, но холодным и сухим стилем, не вполне пригодным для северных стран, где колонны, столь любимые Кваренги, отнимают много света, и без того скупо отпускаемого природой Севера; зато в строениях Кваренги всегда заметен вкус и гармоничность пропорций. Его работы — характерный пример зрелого классицизма в русской архитектуре.
В конце 1810 года Кваренги в последний раз выезжает из Санкт-Петербурга в Бергамо. В родном городе ему была устроена торжественная встреча. Но уже в 1811 году Кваренги поспешил вернуться в Россию. В связи с подготовкой похода наполеоновской армии в Россию итальянцам, состоявшим на русской службе, было приказано вернуться в Италию; однако Кваренги отказался выполнить этот приказ и был заочно приговорён к смертной казни с конфискацией имущества.
К последним годам творчества мастера относится постройка временных деревянных триумфальных ворот за Нарвской заставой в честь победы над Наполеоном.
Д. Кваренги скончался 2 марта 1817 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на католическом участке Волкова кладбища, где его могила долгое время считалась утерянной. В 1960-е гг. было объявлено об обнаружении могилы Кваренги, после чего его прах был в 1967 году перезахоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.