Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.
Оценка 4.9

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +2
Взрослым
05.02.2017
Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.
Данный материал содержит информацию по теме: Театр после революции 1917 года. Учащиеся узнают, какие изменения произошли в нашей стране и русском театре. Узнают о некотором разрушении культуры, о НЭПе и театральном искусстве в его годы, узнают, почему Герберт Уэлс писал после поездки в советскую Россию: "«Наиболее устойчивым элементом русской культурной жизни оказался театр».
Театр после 1917 года.doc
Тема: Театр после революции 1917 года. Урок 23. Цель: выяснить  с обучающимися, как изменился русский театр после победы  революции 1917 года. Ход урока. I.  Историческое предназначение любой революции ­ разрушить устаревший порядок и расчистить  дорогу новым формам общественной  жизни. Другое дело, что результаты революционного обновления часто оказываются весьма далекими   от   провозглашенных   целей,   поэтому   отношение   к   революции   в обществе и оценки историков со временем изменяются в зависимости от угла зрения исторической и дистанции.            Свержение монархии в феврале 1917 года вызвало громадный духовный подъем,   Большинство   интеллигенции   с   сплотивший   общество. воодушевлением   встретили   начало   революции,   как   очистительной   бури, которая должна смести все прогнившее и омертвевшее в жизни и в искусстве и открыть путь созидательной работе. Вдохновленная идеей служения народу, интеллигенция   готова   была   трудиться   для   его   просвещения   и   блага.   Но октябрьские   события   1917   года   многими   представителями   культуры   были восприняты как узурпация власти со стороны одной партии ­ большевиков. Последовавший   вследствие   этого   отказ   части   интеллигенции   от профессионального сотрудничества с советской властью, особенно в первые месяцы   ее   существования,   привел   к   тяжелым   последствиям   для   многих отраслей культуры России.                      В результате революционных событий и последовавших военных действий российская культура понесла и материальные, и духовные потери. Стихия   народного   бунта,   разбуженная   революцией,   не   щадила   ни человеческих   жизней,   ни   тем   более   ценностей   культуры.   Новая   власть пыталась   противостоять   варварским   проявлениям   народного   гнева.   Чтобы 1 спасти   от   разграбления   книжные   собрания,   находившиеся   в   бывших помещичьих   усадьбах,   монастырях   и   буржуазных   особняках,   они   были национализированы.   К   концу   гражданской   войны   была   создана   единая   музеи, библиотечная   сеть   РСФСР,   национализированы   дворцы, художественные собрания, кинодело, объединено театральное дело.          Велики были психологические и нравственные последствия революции и войны для российского общества. Страна непрерывно воевала в течение семи лет. Кровавая бойня первой мировой войны, сменившаяся братоубийственной гражданской   войной   с   громадными   человеческими   жертвами,   обесценила человеческую жизнь. Миллионы людей были вырваны из привычных условий существования,   потеряли   близких.   Традиционные   нравственные   ценности, поколеблены. веками освящаемые были     религией,                Новая власть взяла на себя миссию духовного лидерства и энергично взялась   за   восстановление   отраслей   культуры,   разрушенных   в   результате революции   и   гражданской   войны.   Первые   мероприятия,   проведенные советской   властью   в   области   культуры,   обеспечивали   ей   поддержку социальных   низов   и   способствовали   привлечению   к   сотрудничеству   части интеллигенции, вдохновленной идеей служения народу.                    Как писал Н.О.Лосский: «Большевистская революция есть яркое подтверждение того, до каких крайностей могут дойти русские люди в своем смелом искании новых форм жизни и безжалостном истреблении ценностей прошлого «.          Другой талантливый русский философ­эмигрант Г.П. Федотов в статье «Правда побежденных» (Париж, 1933) попытался проанализировать причины, почему наиболее свирепый и кровавый этап революции «был воспет самыми тонкими   лириками   и   декорирован   самыми   передовыми   художниками».   Он писал: «Большинство русских поэтов приняли коммунизм из женственного преклонения перед силой, из жертвенного слияния с народом, из отвращения 2 к   старому   гибнущему   миру.   У   поэтов   перевешивает   музыка   революции,   у левых художников ­ радость разрушения и возможность творить из ничего, мнимо даруемая революцией».            Большевики в России были единственной влиятельной политической силой, не только не боявшейся социального хаоса и террора, но, наоборот, использовавшей   их   как   таран   для   разрушения   старого   мира.   В   статье «Интеллигенция и революция» (1918) А. Блок писал: «Горе тем, кто думает найти   в   революции   исполнение   только   своих   мечтаний,   как   бы   высоки   и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит   в   своем   водовороте   достойного;   она   часто   выносит   на   сушу невредимыми недостойных... Но это ее частности, это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток».            Культурное и нравственное развитие человечества не достигло в XX веке   уровня,   при   котором   оно   выработало   бы   иной,   тип   общественной консолидации,   нежели   посредством   цементирующего   принципа государственного   насилия.   Именно   XX   столетие   становится   классической эпохой   господства   тоталитарных   государственных   режимов,   подчинивших своему регламентирующему влиянию все сферы жизни общества и личности. II.  В период между X и XI съездами РКП (1921­22 гг.) Советское государство совершило   переход   от   «военного   коммунизма»   к   новой   экономической политике.                  Как метод социалистического строительства новая экономическая политика характеризуется следующими основными чертами: ­ наличие в руках государства командных высот в экономике; 3 ­   допущение   в   ограниченных   размерах   капиталистических   элементов   под строгим контролем и направление их развития в сторону государственного капитализма в интересах хозяйственного возрождения страны; ­   торговля   как   основная   форма   экономических   связей   между социалистической   промышленностью   и   мелкотоварным   крестьянским хозяйством, между городом и деревней, в т. ч. допущение частной торговли, регулируемой и контролируемой государством; ­   широкое   использование   товарно­денежных   отношений   в   интересах всемерного развития хозяйства; ­   индустриализация   и   электрификация   страны,   как   решающее   средство создания материально­технической базы социализма; ­   постепенный   и   добровольный   переход   мелкотоварного   производства   к крупному социалистическому хозяйству через простейшие формы кооперации к колхозам; ­ преодоление многоукладности в экономике; ­ полное вытеснение капиталистических  элементов как важнейшее условие создания экономического фундамента социализма.           Новая экономическая политика эффективно и успешно способствовала развитию   производительных   сил.   Она   обеспечивала   установление   прочной экономической связи между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, что являлось важнейшей предпосылкой для развития того и другого.          Новая экономическая политика предусматривала в качестве одного из важнейших   методов   вовлечения   миллионов   масс   трудящихся   в социалистическое   строительство   правильное   сочетание   общественных   и   энтузиазма   масс   с   личной   материальной личных   интересов, заинтересованностью непосредственных производителей материальных благ в неуклонном росте производительности труда, развитии народного хозяйства. 4 Нэп проводился с учетом внутренних закономерностей развития всех общественных   укладов   в   экономике   страны,   обеспечивал   неуклонный   и ускоренный рост социалистического уклада, открывал некоторый простор для развития мелкотоварного производства и одновременно умело, в доступной и выгодной для крестьян форме направлял это развитие в сторону социализма через переходные формы, прежде всего через простейшие формы кооперации.                  Переходом к нэпу был создан прочный экономический союз между рабочим   классом   и   крестьянством,   поэтому   В.   И.   Ленин   считал,   что   нэп экономически и политически обеспечивает победу социализма. На первые роли в руководстве партией и страной выдвигается группа прагматиков   во   главе   со   Сталиным,   сконцентрировавшая   в   своих   руках огромную власть, взявшая под контроль партийный аппарат и номенклатуру. Партийный   аппарат   постепенно   вытесняет   со   своих   постов   оппозицию, выдвинув идею о необходимости в кратчайший исторический срок догнать и перегнать передовые капиталистические страны. III.       Театральное дело в СССР в годы НЭПа Революция показала полный кризис и крах социальной системы России. Все театры ­ императорские и частные ­ были объявлены государственной собственностью новой власти. В дореволюционном театре продюсерами могли выступать и чиновники, и частные лица. Директорам императорских и казенных театров продюсерские полномочия   и   функции   делегировались   верховной   властью   ­­   двором   или правительством;   руководителям   городских   театров   ­­   театральными комиссиями   городских   дум;   антрепренерам   и   выборным   руководителям актерских   товариществ   ­­   профессиональным   сообществом   и,   наконец, руководителям   народных   театров   ­­   широкими   слоями   склонной   к сценическому творчеству общественности. Таким образом, разные социальные 5 группы   выбирали   продюсеров   в   соответствии   со   своими   интересами   и потребностями. После   революции   ситуация   радикально   изменилась.   В   театр   пришел новый, «первобытный в отношении искусства» (К. Станиславский) зритель. В годы военного коммунизма художественная жизнь фокусируется на театральном искусстве. Это отметил Герберт Уэллс во время своей первой поездки по России в 1920 году: «Наиболее устойчивым элементом русской культурной   жизни   оказался   театр».   Число   театров   в   эти   годы   растет лавинообразно.   В   том   же   1920­м   журнал   «Вестник   театра»   писал:   «И   не только каждый город, но, кажется, что уже и каждый квартал, каждый завод, фабрика, госпиталь, рабочий и красноармейский клуб, село, а то и деревня имеют свой театр». Этот, как говорил Мейерхольд, «психоз театрализации» привел к тому, что в 1920 году в ведении Наркомпроса оказалось уже 1 547 театров и студий.           По данным Политического управления (ПУРа), в Красной армии было тогда   же   1   800   клубов,   в   них   ­­   1   210   профессиональных   театров   и   911 драматических кружков, а крестьянских театров было 3 000. В 1920 году бюджетные средства, направляемые на театр, составляли 10% (!) от общего бюджета   страны.   Государство,   уже   частично   взявшее   на   себя   функции продюсера, еще руководствовалось не корыстными, а романтическими целями «окультуривания»   страны.   Однако   обвал   экономики   сделал   задачу финансирования искусства для большевиков невыполнимой.          Выживать культуре в годы социальных перемен всегда тяжело. Разруха социальная и экономическая приводила к тому, что людям было просто не до театров. Новая власть легко и быстро расправлялась со своими врагами или с теми, кто ей мог лишь показаться таковыми, не вписывающимися в ее новую 6 идеологию. Многие деятели культуры, среди которых композиторы, писатели, артисты,   вокалисты   ­   уехали   из   страны,   превратившись   в   эмигрантов.   Но уезжали также и зрители ­ русская интеллигенция.         Тем не менее, театр искал пути выживания в новых условиях. Помогли годы НЭПа. Русское искусство стало понемногу возрождаться ­ но в новых условиях. Разухабистые  годы  НЭПа  впервые  в  России  вывели  из  задворок самые   низкие   слои   общества   ­­   новые   "хозяева   жизни",   мелкие   частные торговцы   и   ремесленники,   были   порой   безграмотны,   до   высоких   сфер музыкальных и драматических исполнений они не могли подняться, их уделом были ресторанные кабаре, где они легко оставляли свои впервые заработанные «миллионы», а под искусством понимали веселые легкие песни, многие из которых   были   откровенно   пошлы,   но   среди   которых   до   наших   дней сохранились   безусловно   талантливые   «Бублички»,   «Лимончики»,   «Мурка» (автор стихов Яков Ядов). Это было время процветания театров­кабаре. Однако   и   драматические   театры,   привлекая   новоявленных «бизнесменов» (тогда этого слова еще не было, но родилось слово «нэпман») в зрительные   залы,   искали   для   постановки   пьесы   легких   жанров:   сказки   и водевили   ­   так   на   сцене   недавно   тогда   появившейся   студии   Вахтангова родился   ставший   бессмертным   спектакль   по   сказке   Гоцци   «Принцесса Турандот», за лёгким жанром которого скрывалась острая социальная сатира. Но   подобные   спектакли   были,   пожалуй,   исключением.   В   основном   новые советские   пьесы   были   прокламацией   и   лозунгами   новой   власти,   обычно пропагандируя и фальсифицируя исторические сюжеты, уводя зрителей от серьезных социальных размышлений.        Тогда же возникло театральное движение «Синяя блуза». В то же время продолжали работу бывшие частные национализированные МХТ, Камерный 7 театр,  Опера   Зимина,  бывшие  императорские   и  тоже   национализированные Большой и Малый театры.                  После некоторого перерыва продолжил в новых советских условиях свою работу единственный в мире Театр зверей дрессировщика и ученого­ естествоиспытателя   Владимира   Леонидовича   Дурова.   Дурову   и   его   семье позволялось   даже   еще   какое­то   время   жить   в   бывшем   его,   но национализированном  помещении  театра,  которое  поначалу   было   в первую очередь домом известного дрессировщика.           С 20­х гг. начинает выступления с куклами бывший мхатовец театра Немировича­Данченко Сергей Владимирович Образцов.          Для 1920­х гг. характерна борьба театральных направлений, за каждым из которых стояли крупные художественные достижения. Возглавляя «левый фронт»   искусства,   Мейерхольд   выдвинул   программу   «Театрального Октября». Сценическое выражение эти идеи получили в деятельности Театра РСФСР 1­го, основанного и возглавляемого Мейерхольдом. Этот театр ставил не только новые пьесы, спектакли­митинги («Зори» Э. Верхарна, 1920), но и   в   том   числе   и стремился   насытить   актуально­политическими, острозлободневными,   темами   произведения   классической   драматургии.   В спектаклях  использовались  разнообразные  выразительные  средства,  приемы сценической   условности,   гротеска   и   эксцентрики.   Зачастую   действие переносилось в зрительный зал, могло дополняться кинокадрами на заднике сцены: Мейерхольд был противником традиционной «сцены­коробки».                К середине 20­х годов относится появление советской драматургии, оказавшей   огромное   влияние   на   развитие   театрального   искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925­27 гг. стали «Шторм» В. Билля­Белоцерковского в театре им. МГСПС, «Любовь Яровая» К. Тренева в 8 Малом театре, «Разлом» Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, «Бронепоезд 14­69» В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами («Горячее сердце» А. Островского во МХАТе), так и «левыми» («Лес» А. Островского и «Ревизор» Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда). 9

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.

Урок по Истории театрального искусства. Тема: Театр после революции 1917 года.
Скачать файл