урок по предмету естествознание "Многообразие природных явлений.. " ( 5 класс, естествознание)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 19.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Класс: 5 география 22 урок дата Дата: Тема: Многообразие природных явлений.. Цель: Образовательная: сформировать представление о природных явлениях; Развивающая: развивать умения работать с учебником, делать выводы, выделять главное; Воспитательная: воспитание познавательно интереса. Тип урока: комбинированный. Ход урока 1. Организационный момент 2. Опрос домашнего задания (устно и по карточкам) 3. Изучение нового материалаурок в 5 классе по естествознанию
Иконка файла материала 5 класс естествознание Многообразие природных явлений.docx
Класс: 5 география                                                                      22 урок                                                    дата Дата:  Тема: Многообразие природных явлений.. Цель:  Образовательная: сформировать представление  о природных явлениях; Развивающая: развивать умения работать с учебником, делать выводы, выделять главное; Воспитательная: воспитание познавательно интереса. Тип урока: комбинированный.                                                                 Ход урока 1 Организационный момент 2 Опрос домашнего задания (устно и по карточкам) Дополнить таблицу Тела Вещества нож мячик вода дерево Альтернативные вопросы (да или нет)  Каждый предмет и каждое живое существо принято называть телом? (да)  Физические тела ­ это то, из чего состоят вещества? (нет)  Вода ­ это вещество? (да)  Мельчайшая частица тела атом? (да)  Процесс распространения молекул в жидкостях и газах называют атом? (нет)  К физическим явлениям относят горение свечи? (нет) 3 Актуализация знаний и умений учащихся: что мы называем явлениями природы? 4 Изучение нового материала. Давайте с вами вспомним, что мы называем природными явлениями? Природные явления ­ все процессы, происходящие в природе.  Составим кластер у доски "Природные явления". Приведите примеры. Сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся со световыми, тепловыми и звуковыми явлениями. конкурс «УГАДАЙ  ЯВЛЕНИЕ: (за правильно угаданное явление  1 балл).  Найдите физическое и  химическое явления: 1) школьный мелок упал и раскололся;(ф) 2. в печи сгорели дрова (х) 3; закипела вода в  чайнике (ф); 4 стальной гвоздь заржавел (5); прозвучал звонок на урок (ф); 6 гребенка, которой расчесались ,  притянула бумажки (ф); 7) на стене появился солнечный «зайчик» (ф); 8 ) гвозди притянулись к магниту (ф);  9) бумага сгорела и превратилась в пепел. (х)  2 конкурс БЛИЦ­ТУРНИР: (за правильный ответ 2 балл) Физические явления: 1. Если над кастрюлей с кипящей водой поместить зеркальце, то на его поверхности  образуются  капельки воды. Как это происходит? (Пар превращается в воду).2. Почему иногда у человека волосы  встают «дыбом»? (От электризации)3. Почему электромонтерам нужно надевать резиновые перчатки?  (Резина – изолятор).4. Что такое гром? (Взрыв раскаленного газа)                  5. На каком расстоянии от  одиноко стоящего дерева нужно находиться во время грозы? (На 10­15 м).  6. Если вы нечаянно  раскололи термометр, то разлившуюся ртуть нужно собрать. Почему необходимо сделать это  немедленно? (Пары ртути вредны для здоровья и вызывают сильное отравление). Химические явления1. Куда исчезают опавшие в лесу листья деревьев? (Они подвергаются гниению и  превращаются в другие вещества).2. Какая часть пламени свечи самая горячая? (Внешняя).3. Как можно  потушить горящий бензин? (Погасить песком или углекислым газом из огнетушителя).4. Почему после  каждого урока в классе необходимо открывать форточки?5. Что выделяют растения днем, а что – ночью? (Насвету кислород, а ночью – углекислый газ).6. Какие вещества называют сложными? (Если они состоят из  атомов разных элементов). Создание проекта в группах. 1 группа: звуковые  явления Звук ­ распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания,  воспринимаемые ухом. Составить кластер  Источники звука Шум измеряют в дБ. Интересные факты: Группа специалистов обследовала молодежь, увлекающуюся рок­музыкой и часто слушающую громкую  современную музыку, плеер. У 20% обследованных юношей и девушек слух оказался притуплённым, как у  85­летних стариков. Одинаково ли воздействует шум на людей разного возраста? От шума быстрее устают  люди старшего, особенно пожилого возраста, что связано с изменением слухового восприятия. Грохот  музыки, громкие звуки включенной звуковоспроизводящей аппаратуры (радио, магнитофон,  видеомагнитофон и пр.), которые так нравятся подросткам, вызывают раздражение и нарекания людей «в  возрасте». Какой вывод? Вы хотите, чтобы в ваших семьях был мир и покой? Тогда следует с уважением и  пониманием относиться к тому, что родители, бабушки и дедушки устают от длительных шумовых эффектов  (громкие звуки музыки, транспорт и т.п.) как от тяжелой физической работы, хотя молодым людям кажется,  что этого не может быть. Давайте побережем тех, кто нам дорог. Человек постоянно находится под шумовым воздействием. Поэтому важно 6­8 часов из 24 (т.е. время сна) находиться в тишине для восстановления сил. Важно помнить, что во всем нужна мера. 2 группа: световые явления Самый главный источник света – Солнце. Оно излучает свет как и все звезды. Все источники света называют  естественными, а пламя костра, свечи, фары автомобилей – искусственные источники света. Свет распространяется быстрее всего во Вселенной. Распространяется он прямолинейно, т.е. по прямым  линиям, которые называют лучами. 3 группа: тепловые явления Тепло­ форма энергии. Солнце излучает не только свет, но и тепло. Показатель теплоты тела ­ температура.  Она измеряется в градусах термометром. Тепловая энергия переносится от более нагретых участков тела к  менее нагретым . Этот процесс называется теплопроводностью. Хорошими проводниками являются металлы. Они быстро нагреваются. Плохо проводят тепло вода, дерево,  воздух. Это изоляторы. Проведение опыта. Защита проектов. 5. Закрепление нового материала: определить по изображениям явления природы.   Отрывок из сказки Ханса  Кристиана Андерсена "Гадкий утенок". Кота она звала сыночком: он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его  гладили против шерсти. Ответьте на вопросы. 1. Какое физическое явление упомянуто в сказке? 2. Почему кот "испускал искры, когда его гладили"?  Закончите предложения Явления, связанные с изменением положения какого­либо тела по отношению к другим телам,  называют _____________________ Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называют_______________ Явления, связанные со светом, называют________________________ 6. Подведение итогов. Рефлексия.1. Продолжите фразу Никто не знает, а я знаю, что….. Никто не знает, а я знаю, что…. Никто не знает, а я знаю, что сегодня Вы работали очень хорошо. Никто не знает, а я знаю, что  я бы поставила 5……. 7. Домашнее задание: параграф 35, 40, опыт стр. 95.                                       Приложение  «КОНКУРС ЗАГАДОК»: 1. Я под мышкой посижу и что делать укажу:                          разрешу  гулять, или уложу в кровать. (Термометр). 2. Не похож я на коня, а седло есть у меня.   Спицы есть … Они, признаться, для вязанья не годятся.  (Велосипед). 3. Чудо ­юдо – не мальчишка. Нос, как хобот у слона, На макушке самой шишка и рука всего одна. (Чайник)  4. В нашем доме под окошком приросла к стене гармошка,    Не беда, что не играет – всю квартиру  согревает. (Батарея). 5. С виду это самолет. Крылья есть и есть пилот.   Хорошо летать умеет, но мотора не имеет! (Планер). 6. Жесткая, дырявая, колючая, корявая,      Что на спину ей положат, всё она тотчас изрежет. (Терка). 7. Я вам, не хвастая, скажу: я всех друзей омоложу.  Идут ко мне унылые, с морщинами, со  складками. Уходят очень милыми, веселыми и гладкими. (Утюг). 8. Не живой я, но шагаю, землю рыть я помогаю.     Вместо тысячи лопат я один работать рад.  (Экскаватор) 9. ( Четыре синих солнца у бабушки на кухне,   Четыре синих солнца горели и потухли.    Поспели щи,  шипят блины, до завтра солнца не нужны. (Газовая плита). 10. То снизу вверх, то сверху вниз Он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись Он  тут же сам к тебе подходит. (Лифт).  11. Он укажет непогоду, путь на север и на юг,  Он всегда со мной в походе, догадайтесь, кто мой  друг? (Компас). 12.   В этом белом сундуке мы храним на полках пищу.  На дворе стоит жарища, в сундучище –  холодища. (Холодильник). 13. Угадай, что мы купили, в комнату едва втащили:  Лакированный, огромный, с узкой крышкой ящик черный.    Надо клавиши нажать, чтобы звуки услыхать. (Пианино). 14. Я горячее храню – и холодное храню,  Я и печь и холодильник вам в походе заменю. (Термос). 15. Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек,   Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка). Класс: 5 география                                                                      22 урок                                                    дата Дата:  Тема: Многообразие природных явлений.. Цель:  Образовательная: сформировать представление  о природных явлениях; Развивающая: развивать умения работать с учебником, делать выводы, выделять главное; Воспитательная: воспитание познавательно интереса. Тип урока: комбинированный.                                                                 Ход урока 5 Организационный момент 6 Опрос домашнего задания (устно и по карточкам) Дополнить таблицу Тела Вещества нож мячик вода дерево Альтернативные вопросы (да или нет)  Каждый предмет и каждое живое существо принято называть телом? (да)  Физические тела ­ это то, из чего состоят вещества? (нет)  Вода ­ это вещество? (да) Мельчайшая частица тела атом? (да)  Процесс распространения молекул в жидкостях и газах называют атом? (нет)  К физическим явлениям относят горение свечи? (нет) 7 Актуализация знаний и умений учащихся: что мы называем явлениями природы? 8 Изучение нового материала. Давайте с вами вспомним, что мы называем природными явлениями? Природные явления ­ все процессы, происходящие в природе.  Составим кластер у доски "Природные явления". Приведите примеры. Сегодня на уроке мы с вами подробно познакомимся со световыми, тепловыми и звуковыми явлениями. конкурс «УГАДАЙ  ЯВЛЕНИЕ: (за правильно угаданное явление  1 балл).  Найдите физическое и  химическое явления: 1) школьный мелок упал и раскололся;(ф) 2. в печи сгорели дрова (х) 3; закипела вода в  чайнике (ф); 4 стальной гвоздь заржавел (5); прозвучал звонок на урок (ф); 6 гребенка, которой расчесались ,  притянула бумажки (ф); 7) на стене появился солнечный «зайчик» (ф); 8 ) гвозди притянулись к магниту (ф);  9) бумага сгорела и превратилась в пепел. (х)  2 конкурс БЛИЦ­ТУРНИР: (за правильный ответ 2 балл) Физические явления: 1. Если над кастрюлей с кипящей водой поместить зеркальце, то на его поверхности  образуются  капельки воды. Как это происходит? (Пар превращается в воду).2. Почему иногда у человека волосы  встают «дыбом»? (От электризации)3. Почему электромонтерам нужно надевать резиновые перчатки?  (Резина – изолятор).4. Что такое гром? (Взрыв раскаленного газа)                  5. На каком расстоянии от  одиноко стоящего дерева нужно находиться во время грозы? (На 10­15 м).  6. Если вы нечаянно  раскололи термометр, то разлившуюся ртуть нужно собрать. Почему необходимо сделать это  немедленно? (Пары ртути вредны для здоровья и вызывают сильное отравление). Химические явления1. Куда исчезают опавшие в лесу листья деревьев? (Они подвергаются гниению и  превращаются в другие вещества).2. Какая часть пламени свечи самая горячая? (Внешняя).3. Как можно  потушить горящий бензин? (Погасить песком или углекислым газом из огнетушителя).4. Почему после  каждого урока в классе необходимо открывать форточки?5. Что выделяют растения днем, а что – ночью? (На свету кислород, а ночью – углекислый газ).6. Какие вещества называют сложными? (Если они состоят из  атомов разных элементов). Создание проекта в группах. 1 группа: звуковые  явления Звук ­ распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания,  воспринимаемые ухом. Составить кластер  Источники звука Шум измеряют в дБ. Интересные факты: Группа специалистов обследовала молодежь, увлекающуюся рок­музыкой и часто слушающую громкую  современную музыку, плеер. У 20% обследованных юношей и девушек слух оказался притуплённым, как у  85­летних стариков. Одинаково ли воздействует шум на людей разного возраста? От шума быстрее устают  люди старшего, особенно пожилого возраста, что связано с изменением слухового восприятия. Грохот  музыки, громкие звуки включенной звуковоспроизводящей аппаратуры (радио, магнитофон,видеомагнитофон и пр.), которые так нравятся подросткам, вызывают раздражение и нарекания людей «в  возрасте». Какой вывод? Вы хотите, чтобы в ваших семьях был мир и покой? Тогда следует с уважением и  пониманием относиться к тому, что родители, бабушки и дедушки устают от длительных шумовых эффектов  (громкие звуки музыки, транспорт и т.п.) как от тяжелой физической работы, хотя молодым людям кажется,  что этого не может быть. Давайте побережем тех, кто нам дорог. Человек постоянно находится под шумовым воздействием. Поэтому важно 6­8 часов из 24 (т.е. время сна) находиться в тишине для восстановления сил. Важно помнить, что во всем нужна мера. 2 группа: световые явления Самый главный источник света – Солнце. Оно излучает свет как и все звезды. Все источники света называют  естественными, а пламя костра, свечи, фары автомобилей – искусственные источники света. Свет распространяется быстрее всего во Вселенной. Распространяется он прямолинейно, т.е. по прямым  линиям, которые называют лучами. 3 группа: тепловые явления Тепло­ форма энергии. Солнце излучает не только свет, но и тепло. Показатель теплоты тела ­ температура.  Она измеряется в градусах термометром. Тепловая энергия переносится от более нагретых участков тела к  менее нагретым . Этот процесс называется теплопроводностью. Хорошими проводниками являются металлы. Они быстро нагреваются. Плохо проводят тепло вода, дерево,  воздух. Это изоляторы. Проведение опыта. Защита проектов. 5. Закрепление нового материала: определить по изображениям явления природы.   Отрывок из сказки Ханса  Кристиана Андерсена "Гадкий утенок". Кота она звала сыночком: он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его  гладили против шерсти. Ответьте на вопросы. 1. Какое физическое явление упомянуто в сказке? 2. Почему кот "испускал искры, когда его гладили"?  Закончите предложения Явления, связанные с изменением положения какого­либо тела по отношению к другим телам,  называют _____________________ Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называют_______________ Явления, связанные со светом, называют________________________ 6. Подведение итогов. Рефлексия. 2. Продолжите фразу Никто не знает, а я знаю, что….. Никто не знает, а я знаю, что…. Никто не знает, а я знаю, что сегодня Вы работали очень хорошо. Никто не знает, а я знаю, что  я бы поставила 5……. 7. Домашнее задание: параграф 35, 40, опыт стр. 95.                                       Приложение  «КОНКУРС ЗАГАДОК»: 1. Я под мышкой посижу и что делать укажу:                          разрешу  гулять, или уложу в кровать. (Термометр). 2. Не похож я на коня, а седло есть у меня.   Спицы есть … Они, признаться, для вязанья не годятся.  (Велосипед). 3. Чудо ­юдо – не мальчишка. Нос, как хобот у слона, На макушке самой шишка и рука всего одна. (Чайник)  4. В нашем доме под окошком приросла к стене гармошка,    Не беда, что не играет – всю квартиру  согревает. (Батарея). 5. С виду это самолет. Крылья есть и есть пилот.   Хорошо летать умеет, но мотора не имеет! (Планер). 6. Жесткая, дырявая, колючая, корявая,      Что на спину ей положат, всё она тотчас изрежет. (Терка). 7. Я вам, не хвастая, скажу: я всех друзей омоложу.  Идут ко мне унылые, с морщинами, со  складками. Уходят очень милыми, веселыми и гладкими. (Утюг). 8. Не живой я, но шагаю, землю рыть я помогаю.     Вместо тысячи лопат я один работать рад.  (Экскаватор)9. ( Четыре синих солнца у бабушки на кухне,   Четыре синих солнца горели и потухли.    Поспели щи,  шипят блины, до завтра солнца не нужны. (Газовая плита). 10. То снизу вверх, то сверху вниз Он целый день послушно ходит. Ты только к кнопке прикоснись Он  тут же сам к тебе подходит. (Лифт).  11. Он укажет непогоду, путь на север и на юг,  Он всегда со мной в походе, догадайтесь, кто мой  друг? (Компас). 12.   В этом белом сундуке мы храним на полках пищу.  На дворе стоит жарища, в сундучище –  холодища. (Холодильник). 13. Угадай, что мы купили, в комнату едва втащили:  Лакированный, огромный, с узкой крышкой ящик черный.    Надо клавиши нажать, чтобы звуки услыхать. (Пианино). 14. Я горячее храню – и холодное храню,  Я и печь и холодильник вам в походе заменю. (Термос). 15. Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем огонек,   Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (Лампочка).