Муниципальное общеобразовательное учреждение Козская средняя школа
«Утверждаю»
Директор школы______________________ /Беликов С.Ю./
Приказ № _________ от ____________________________
Рабочая программа
учебного курса «Литература» в 8 классе
составлена учителем русского языка и литературы
1 квалификационной категорией
Волковой Ольгой Николаевной
с. Коза Первомайского МР20182019 год
Пояснительная записка
Преподавание литературы осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г №253».
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А. Я. Данилюка, А. М. Кондакова,
В. А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 09.04.2016 г., № 637р)
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Козской СОШ
Примерная программа по литературе, 2015.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015г. № 081786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказ Департамента образования Ярославской области № ИХ.243707/16 от 02.08.2016 г. «Об образовательной деятельности в 20182019
учебном году»
Методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ярославской
области за три года.
Граф», 2014
Программа для общеобразовательных учреждений. «Литература. 59 кл.»/ Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л., М.: «Вентана
Также при составлении рабочей программы учитывались методические письма ГОАУ ЯО ИРО о преподавании учебного предмета «Литература» в
общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Преподавание ведётся по учебникам для общеобразовательных учреждений «Литература» Москвина Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.
издательства «ВентанаГраф»:
Учебник для общеобразовательных учреждений «Литература. 8 класс» Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.,М.: «ВентанаГраф», 2018 г.
По учебному плану школы в 8классе отведено 68 часа.Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа
литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко
культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Ведущая проблема изучения литературы – внимание к книге.
Отличия от авторской программы
На изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа (70 часов), программа Г.В. Москвина для 8 класса – двухчасовая (70 часов). Данная рабочая
программа рассчитана на 68 часов, т.к. учебный план школы рассчитан на 34 учебные недели.
Учитывая реальный объём знаний школьников и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования, в учебный план были
внесены следующие изменения в распределении времени на программные темы.
в авторской программе
в рабочей программе учителя
Вариант распределения часов
Аудиторные занятия – 51 ч
Аудиторные сочинения – 8 ч
Внеклассное чтение – 4 ч
Обобщение изученного – 2 ч
Резерв – 5 ч
Всего – 70 ч
Аудиторные занятия – 49 ч
Аудиторные сочинения (+ анализ работ) – 4 + 4 = 8 ч
Внеклассное чтение – 7 ч
Обобщение изученного – 4 ч, в том числе 2 ч итоговый контроль
Резерв – нет
Всего – 68 ч
в авторской программе
в рабочей программе учителя
Литература как искусство слова 1 ч
Литература как искусство слова 2 ч
Вариант тематического распределения часовКто такой автор? 11 ч
Кто такой герой? – 11 ч
Кто такой автор? 13 ч
Кто такой герой? – 17 ч
Есть ли герой в лирическом стихотворении? 16 ч
Есть ли герой в лирическом стихотворении? 21 ч
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12
ч
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12 ч
Аудиторные сочинения – 8 ч
Внеклассное чтение – 4 ч
Часы распределены в течение всего учебного года по темам
Обобщение изученного материала – 2
Обобщение изученного материала – 3
Резерв – 5
Всего – 70 ч
Резерв нет
Всего – 68 ч
Таким образом, часы распределены с учётом интереса учеников к тематике произведений, возникающих трудностей при чтении, с учётом
запланированных видов практической деятельности, а также в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта основного общего
образования и Примерной программы по литературе.
Добавлены часы на стартовую и итоговую контрольную работу, т.к. это предусмотрено особенностями учебновоспитательного процесса в данном
образовательном учреждении.
Опираясь на «ПРИМЕРНУЮ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ», одобренную решением
федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в содержание рабочей программы были
внесены изменения:
Поэзия конца 19начала 20 вв. Поэзия Ивана Бунина. «Люблю цветные стекла окон».
Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны».
М.И. Цветаева. Стихотворения из цикла «Стихи о Москве». О.Э. Мандельштам. Стихотворение «Звук осторожный и глухой».
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может
корректироваться с учётом конкретных особенностей учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении.Тематическое планирование
Содержание раздела, темы
Характеристика основных видов
деятельности обучающихся
Формы организации
учебных занятий
Наименов
ание
раздела
Кол
во
часо
в
Литерату
ра как
искусство
слова
1
Кто
такой
автор?
13
Литература как искусство слова. Художественный
текст: его чтение и интерпретация. Литература как
диалог автора и читателя. Место героя в этом
диалоге. Авторписатель, автор повествователь.
Применять полученные ранее знания на практике
Воспринимать текст критической статьи.
Читать и постигать смысл учебнонаучного текста
учебника.
Устно и письменно отвечать на вопросы
«Житие преподобного и богоносного отца нашего,
игумена Сергия, чудотворца»
Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная
Лиза»
А.Н. Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из
Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская
Полесть», «Клин», «Пешки», «Слово о Ломоносове»)
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Роман «Капитанская
дочка»
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася»
И.С. Шмелёв. «Лето господне»
У. Шекспир. Слово о писателе. «Трагедия о Гамлете,
принце Датском»
М. де Сервантес. Слово о писателе. Роман
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы
I, VI, VII, XXXV, XXXXIX)
Читать и постигать смысл учебнонаучного текста
учебника.
Устно и письменно отвечать на вопросы.
Воспринимать текст критической статьи.
Подбирать и обобщать дополнительный материал
о биографии и творчестве писателя.
Подбирать и обобщать дополнительный материал
о герое.
Воспринимать текст литературного произведения.
Выразительно читать фрагменты произведения.
Характеризовать проблематику повести.
Выявлять проблему и идею произведения.
Характеризовать героев произведения.
Сопоставлять героев произведения.
Составлять план произведения.
индивидуальная,
групповая,
индивидуально
групповая,
фронтальная, работа в
парах, в парах
сменного состава,
самоконтроль и
самопроверка
индивидуальная,
групповая,
индивидуально
групповая,
фронтальная, работа в
парах, в парах
сменного состава,
самоконтроль и
самопроверка,
взаимообучение,
взаимоконтроль
самостоятельная
работа, работа с
текстом, перевод
информации из одной
формы в другую.
индивидуальная,
групповая,
индивидуально
групповая,
фронтальная, работа в
парах, в парах
сменного состава,
самоконтроль и
самопроверка,
взаимообучение,
Кто
такой
17
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова»
Находить в тексте незнакомые слова и определять
их значение.
Выявлять характерные для драматического№ п/п № урока
по теме
КАЛЕНДАРНО ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
Дата проведения
урока
план
факт
1
2
3
4
5
6
1
1
2
3
4
Вводный урок – 1 час
Литература как искусство слова. Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог
автора и читателя. Место героя в этом диалоге. Авторписатель, автор повествователь. Выборочное чтение и
обсуждение статьи
Кто такой автор? – 13 час (3Рр + 1Вн.чт)
Автор в древнерусской литературе. Многообразие жанров древнерусской литературы. «Житие Сергия
Радонежского»: комментированное чтение. Жанр жития. Христиансконравственный идеал и его
воплощение в произведении. Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов. Черты
житийности в классической русской литературе. Способы создания характера в жанре жития. Тема Русской
земли. Историческая реальность и литературная традиция.
Н.М. Карамзин. Слово о писателе. Литературный процесс. Традиции и новаторство в литературе.
Литературные направления. Понятие о сентиментализме (сентиментализм как литературное направление).
Чтение и анализ повести «Бедная Лиза». Изображения чувства как основа сюжета. Образ главной героини,
его особенности.
Авторская позиция и способы её выражения. Значение повести для русской литературы. Чтение и анализ
повести «Бедная Лиза». Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека.
Отражение многообразия человеческих чувств, новое в освоении темы «человек и природа».
А.Н. Радищев. Слово о писателе. Жанр путешествия в литературе. Углубление представления о путешествии
как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и
его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения. Комментированное чтение «Путешествие из
Петербурга в Москву».
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа
произведения. Соотношение исторического факта и вымысла. Замысел и воплощение. Сюжетно –
03.09
05.09
10.09
12.09
17.09
19.095
6
7
8
9
10
11
12
композиционный анализ романа «Капитанская дочка».
Исторические события и судьбы частных людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Пугачёв как вождь
народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на «бунт бессмысленный и беспощадный». Чтение и
анализ содержания глав романа.
Гринев и Швабрин: сравнительная характеристика главных героев романа. Обучение составлению
сравнительной характеристики. Анализ эпизодов.
Р.Р. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Комментированное чтение эпизодов глав романа.
Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.
Р.Р. Обучающее классное сочинение по повести А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»
Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Своеобразие любовного конфликта. Чтение и анализ повести «Ася». Образ
автора. Автор и рассказчик.
Образ главной героини повести И.С. Тургенева «Ася»: чтение и анализ содержания повести. Проблема
счастья в повести. Образ «тургеневской девушки». Лирический сюжет. Злободневное и вечное в повести.
13
Вн.чт. И.С. Шмелёв. «Лето господне»: обсуждение ключевых проблем.
Кто такой герой? – 17 часов (3 Рр + 1 Вн.чт)
1
2
Герой в литературном произведении. Понятия: образ, характер, герой. Система персонажей. Автор – герой
произведения. В. Шекспир. Слово о писателе. Комментированное чтение статьи. Эпохи в истории мировой
литературы. Эпоха Возрождения: новый взгляд на человека. Гуманистический пафос литературы Возрождения.
Чтение и анализ фрагментов трагедии У. Шекспира «Г а м л е т». «Проклятые вопросы бытия». «Вечные
образы» в трагедии. Основной конфликт и его различные интерпретации. Нравственная проблематика. Гамлет
24.09
26.09
01.10
03.10
08.10
10.10
15.10
17.10
22.10
24.10
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16как вечный герой. Индивидуальный характер и литературный тип.
М. де Сервантес Сааведра. Слово о писателе. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: чтение
и анализ части первой романа. Проблема истинных и ложных ценностей. Стремление к добру как основа
жизненного поведения человека. Конфликт героя и действительности. Серьёзное и комическое.
«Заступник обиженных и утесняемых власть имущими»: чтение и анализ глав романа. Дон Кихот вечный
образ в литературе. Дон Кихот и Санчо Панса: парные герои и их роль в произведении. Юмор и ирония как
авторские приёмы повествования
«Вечные» образы в литературе. Типы героев в литературном произведении. Учимся работать с научной и
критической литературой. И.С. Тургенев. «Гамлет и Дон Кихот» (отрывки)
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы.
Историческая основа. Быт и нравы XVI века в поэме. Конфликт и проблематика. «Песня про купца
Калашникова… »: сюжетно – композиционный анализ
Содержание конфликта Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и царя Ивана Грозного: комментирование
чтение отрывков. Трагическое столкновение героев. Нравственные проблемы песни.
Героикоромантическая личность как герой произведению Герои поэмы и нравственный идеал автора. Автор –
читатель. Художественное мастерство Лермонтова. Развитие понятия о романтическом герое: анализ
содержания, обсуждение ключевых проблем.
07.11
12.11
14.11
19.11
21.11
26.11
Р.Р. Обучающее сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова… »
(сочинение с элементами повествования, описания и рассуждения).
28.11
Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.
А.Н. Островский. Слово о писателе. Жанр драмы. «Бесприданница» как социальнобытовая драма.
Особенность конфликта: сюжетно – композиционный анализ.
Образ главной героини: чтение и анализ эпизодов драмы. Художественный мир Островскогодраматурга.
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Своеобразие стиля Л.Н. Толстого. Комментированное чтение статьи.
03.12
05.12
10.12
17.12
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
2728
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
14
15
16
17
1
2
3
4
5
6
7
Повесть «Два гусара». Образы героев: комментированное чтение повести. Герой и время. Взаимоотношение
поколений. Проблема чести, любви, дружбы, жизненных ценностей
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Бедные люди»: чтение и анализ повести. Идеал и
действительность. Образы героев.
Р.Р. Мечта и действительность. Тип героя – идеалиста: обучение монологическому высказыванию.
Своеобразие стиля Достоевского.
Вн.чт. В. Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери»: обсуждение ключевых проблем.
Есть ли герой в лирическом стихотворении – 22 ч (1 Рр + 3 Вн.чт)
А.С. Пушкин. Любовная лирика. Актуализация изученного ранее. Любовь как пробуждение души. Чтение и
анализ программных стихотворений («К***», «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии лежит
ночная мгла»).
Лирический герой. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Чтение и анализ программных
стихотворений («Я вас любил, любовь ещё быть может…», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна»).
М.Ю. Лермонтов. Философская лирика. Актуализация изученного ранее. Чтение и анализ программных
стихотворений («Когда волнуется желтеющая нива…»)
Мир, жизнь, любовь. Поэтический мир стихотворений. Трёхсложные размеры. Чтение и анализ программных
стихотворений («И скучно, и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю …»).
Поэзия конца 19 – начала 20 века: Иван Бунин: слово о писателе. И.А. Бунина «Люблю цветные стекла
окон». Образ родины, дома, семьи. Поэтический мир стихотворений.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Родная земля в творчестве Есенина. Чтение и анализ программных
стихотворений («Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая», «Нивы сжаты, рощи голы»).
Человек и природа. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных
стихотворений («Песнь о собаке» и др.).
19.12
24.12
26.12
09.01
14.01
16.01
21.01
23.01
28.01
30.01
04.0239
40
12
42
43
44
45
46
47
48
8
9
10
11
12
13
14
15
17
18
В.В. Маяковский. Слово о писателе. Пафос нового мира в лирике Маяковского. Своеобразие лирического
героя. Чтение и анализ программного стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче».
Гротеск и фантастика. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программного стихотворения
«Прозаседавшиеся».
А.А. Блок. Слово о писателе. Многообразие лирики Блока. Родина, душа, любовь. Символические образы.
Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Россия», «Родина», «О
доблестях, о подвигах, о славе», Девушка пела в церковном хоре», «О, я хочу безумно жить» и др. ).
А.А. Ахматова. Слово о писателе. Лиризм поэтического мира Ахматовой. Чтение и анализ программных
стихотворений («Песня последней встречи», «Я научилась просто мудро жить», «Я пришла к поэту в
гости…»).
Душевный выбор в любви и жизни. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных
стихотворений («Мужество», «Родная земля», «Мне голос был. Он звал утешно…»).
Н.С. Гумилёв: слово о писателе. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения
«Капитаны».
М.И. Цветаева. Слово о писателе. Краткий очерк жизни и творчества. Лирическая биография поэтессы.
Обучение анализу лирического стихотворения. Образ родины в лирическом цикле М.И. Цветаевой «Стихи о
Москве».
Б.Л. Пастернак. Слово о писателе. Человек, творчество, жизнь в лирике Пастернака. Проблема нравственного
выбора. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений («Быть знаменитым
некрасиво…», «О, знал бы я, что так бывает…» и др.)
О.М. Мандельштам: русский поэт, прозаик, переводчик. "Улица Мандельштама", «Звук осторожный и
глухой», «Равноденствие» (судьба и творчество поэта): чтение и анализ стихотворений.
Н.А. Заболоцкий. Слово о писателе. Нравственнофилософская проблематика лирики Заболоцкого. Душа,
жизнь, красота. Чтение и анализ программных стихотворений («не позволяй душе лениться …»,
06.02
11.02
13.02
18.02
20.02
25.02
27.02
04.03
06.03
11.0319
20
21
22
«Некрасивая девочка» и др.)
Вн.чт. Презентация информационных проектов (защита буклетов) или исследовательских проектов.
Подготовка к домашнему сочинению на тему «Поэзия Серебряного века: любимые страницы».
Р.Р. Обсуждение сочинений «Поэзия Серебряного века: любимые страницы».
Поэзия второй половины XX века. Лиризм современной жизни в творчестве поэтов второй половины 20 века.
Е.А. Евтушенко. А.А. Вознесенский. Р.И. Рождественский. Слово о писателях.
13.03
18.03
20.03
Образ современника: жизнь, внутренний мир, судьба. Открытость лирического героя. Поэтический мир
стихотворений. Чтение и анализ программных стихотворений:
01.04
Е.А. Евтушенко «Я спросил у ясеня…»,
А.А. Вознесенский «Я тебя никогда не забуду»,
Р.И. Рождественский «Мгновение».
23
Вн.чт. В.С. Высоцкий. Чтение и анализ стихотворений «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не
люблю».
03.04
Б.Ш. Окуджава. Чтение и анализ стихотворений «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс».
Поэтический мир стихотворений.
Зачем и для кого писатель создаёт литературные произведения – 12 ч (3 Рр + 2 вн.чт)
Читатель литературного произведения. Комментированное чтение статьи.
А.С. Грибоедов. Личность и судьба (обзор). История создания и публикации. Система персонажей.
Своеобразие конфликта и жанра. Композиция комедии. Комедия «Горе от ума». Чтение и анализ 1 действия.
Р.Р. Обучение анализу монолога. Чтение и анализ 2 действия комедии. Молодое поколение в комедии.
Мастерство драматурга в создании характеров. Диалог и монолог.
08.04
10.04
1
2
49
50
51
52
53
54
5556
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1
2
3
Анализ сцены бала. Чтение и анализ 3 действия комедии. «Безумие» Чацкого в контексте идеологической
борьбы эпох. Споры вокруг главного героя.
Чтение и анализ 4 действия комедии. Смысл названия. Проблема жанра. Традиции и новаторство
(новаторский характер стиха и языка) в комедии. Нравственный идеал Грибоедова. Пушкин и Гончаров о
комедии.
Р.Р. Обучающее сочинениерассуждение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Р.Р. Анализ сочинений. Работа над ошибками.
Вн.чт. Обучение тезированию. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний».
А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель»: чтение и анализ содержания. Ситуация испытания
жизнью. Библейский сюжет в произведении.
Маленький человек как новый герой русской литературы. Мастерство Пушкинапрозаика. Повесть
«Станционный смотритель»: чтение и анализ содержания.
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Тип маленького человека у Гоголя. Проблема личности. Житийность повести
«Шинель»: чтение и анализ содержания. Выбор героя: необходимость и искушение. Гуманизм Гоголя.
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»: обсуждение
ключевых проблем. Особенности чеховского героя. Юмор и сатира в рассказах. Лаконизм стиля. Роль детали
Вн.чт. Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи»: обсуждение ключевых проблем.
Вн.чт. Произведения современных авторов
Обобщение изученного – 3 ч
Р.Р. Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственноэтическую тему или
тематическое тестирование за курс 8 класса
Р.Р. Анализ итоговых сочинений (теста). Работа над ошибками.
Вн.чт. Читательская конференция (с приглашением родителей и классного руководителя):
15.04
17.04
22.04
24.04
29.04
06.05
08.05
13.05
15.05
20.05
22.05
27.05 отзыв о любимых произведениях;
защита творческих и исследовательских работ;
тематических портфолио,
презентация исследовательских работ по литературе.Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Литература как искусство слова – 2 ч
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и
давать его смысловой анализ.
учитывая жанровородовые признаки произведений, выбирать
художественные произведения для самостоятельного чтения;
различать основные теоретиколитературные понятия.
анализировать и интерпретировать художественное произведение,
используя сведения по истории и теории литературы
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выполнять письменные работы различного характера, в том
числе писать сочинения разных жанров;
работать со справочным аппаратом книги, различными
источниками информации.
Кто такой автор? – 14 ч
Кто такой герой? – 18 ч
Есть ли герой в лирическом стихотворении? – 22 ч
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение? – 12 ч
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве
• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово
формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать
его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле
родовой природе художественного текста;
• дифференцировать элементы поэтики художественного текста,
читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;
видеть их художественную и смысловую функцию;• воспринимать художественный текст как произведение искусства,
• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,
послание автора читателю, современнику и потомку;
аргументированно оценивать их;
• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения
художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного
• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную
средствами других искусств;
чтения;
• создавать собственную интерпретацию изученного текста
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к
средствами других искусств;
ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные
ориентации;
• сопоставлять произведения русской и мировой литературы
самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии
• определять актуальность произведений для читателей разных поколе
сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
ний и вступать в диалог с другими читателями;
• вести
самостоятельную
проектноисследовательскую
• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой
природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего
характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в
других искусствах;
• работать с разными источниками информации и владеть основными
способами её обработки и презентации.
деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект)
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Обобщение изученного материала 3 ч
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
для создания связного текста (устного и письменного) на
определять свой круг чтения и оценки литературных произведений.необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном
произведении и его авторе (справочная литература, периодика,
телевидение, ресурсы Интернета).
для выполнения исследовательских работ.
планируемых результатов обучающихся 8 класса
Творческие работы (сочинения)
аудиторное
домашнее
1. Обучающее классное сочинение по повести А.С. Пушкина
1. «Поэзия Серебряного века: любимые страницы»
«Капитанская дочка»
2. Обучающее сочинение по произведению М.Ю. Лермонтова «Песня
про купца Калашникова… » (сочинение с элементами
повествования, описания и рассуждения).
3. Обучающее сочинениерассуждение по комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума»
4. Итоговое контрольное сочинение
В течение учебного процесса предусмотрены также другие виды творческих работ, способствующих развитию учащихся.
Для заучивания 8 поэт.+3пр.+2др.
Вн. чтениепоэзия:
1. И.С. Шмелёв «Лето господне».
1. М.Ю. Лермонтов «Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова» (отрывок), «Когда волнуется желтеющая
нива...», «И скучно, и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» (2
стихя на выбор).
2. Презентация информационных проектов (защита буклетов)
или исследовательских проектов. Подготовка к домашнему
сочинению на тему «Поэзия Серебряного века: любимые
страницы».
2. А.С. Пушкин – «Я помню чудное мгновенье», «На холмах Грузии...», «Я
вас любил...», Мадонна» (2 стихя на выбор).
3. В.С. Высоцкий, Б.Ш. Окуджава – стихотворения.
4. И.А. Гончаров. «Мильон терзаний». Обучение тезированию.
5. Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи».
6. Произведения современных авторов.
7. Читательская конференция (с приглашением родителей и
классного руководителя): отзыв о любимых произведениях,
защита творческих работ и тематических портфолио.
3. С.А. Есенин «Отговорила роща золотая...».
4. А.А . Блок «О доблестях, о подвигах, о славе».
5. А.А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить...».
6. Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...».
7. А.А. Вознесенский «Я тебя никогда не забуду...»
8. В. Высоцкий, Б. Окуджава – 1 стихе на выбор любого поэта.
проза:
9. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» (отрывок «А теперь обратимся к
Лизе...»).
10. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (отрывок «Вокруг всѐ сделалось
мрак и вихорь...»)
11. А.С. Пушкин «Станционный смотритель» (отрывок).
драма:
12. А.Н. Островский «Бесприданница» (монолог героини)13. А.С. Грибоедов «Горе от ума» (монолог Чацкого).