Учитель Соловьева Ирина Анатольевна
Русский язык 1 класс УМК « Перспектива»
Урок 8. Тема: Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.
Тема урока, место в общей теме. |
Знакомство с именами собственными. Отличие имён собственных от нарицательных. |
|
Цель урока
|
Подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы. Научить школьников употреблять в речи, правильно писать имена собственные и нарицательные. Задачи:1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы. 2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах 3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку. |
|
Планируемые результаты данного урока |
||
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока.
|
1. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 2. Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. 3. Дети на практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях. Проводят обобщение частных понятий в понятие «имена собственные». |
|
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока. |
Будут знать: понятия имена собственные и нарицательные.
На основе знаний будут уметь: различать и правильно писать имена собственные и нарицательные. |
|
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока. |
Предметные умения: формирование умения различать и правильно писать имена собственные и нарицательные. Личностные: осознание алгоритма своего действия. Регулятивные: освоение способа написания имён собственных. Познавательные: осмысление различия между именами собственными и нарицательными. Коммуникативные: формирование умения аргументировать. |
|
Организация урока |
||
Межпредметные связи:
|
Чтение. Окружающий мир. Краеведение (умение использовать различные формы обращения; практические правила определения имени собственного на разных уровнях (работа с текстом); умение использовать клички домашних животных, географические названия в устной и письменной речи; умение использовать знания о культурно+историческом наследии). |
|
Формы работы на уроке: |
Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная. |
|
Ресурсы |
Учебник «Русский язык». Рабочая тетрадь. Методическое пособие. Наглядный и раздаточный материал: • мультимедиа проектор • доска • иллюстративный материал • учебник • книги, задания для групп, карта • символы для оценки |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
||
Добрый день уважаемые гости и ребята. Улыбнитесь гостям, пожелайте удачи друг другу. Прочитайте русскую пословицу: Мир освещается солнцем, а человек – знанием. - Как вы это понимаете?
Желаю, чтобы урок обогатил вас новыми знаниями, слушайте внимательно, работайте старательно. |
Дети приветствуют гостей.
Дети читают пословицу. Солнце дает миру тепло, энергию, позволяет всему на свете развиваться, расти, жить. И знания помогают человеку развиваться, идти вперед. Без запаса определенных знаний человек не сможет полноценно существовать и работать. Без знаний человек пропадет. Человек без знаний, как мир без света. |
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные: самоконтроль.
|
Актуализация знаний. |
||
Минутка чистописания. Откройте тетради, запишем…. д В Назовите правильно буквы Расскажите все, что знаете о них. Письмо букв. Запишите еще столько же букв. Сколько всего записали? Допишите до конца строки. Взаимооценка.
Составление слов, работа со словами. Дом Вова Варя
|
Дети записывают число в тетради. Дети называют буквы Рассказывают о буквах и звуках. 1 ученик комментирует написание прописной буквы, а другой – строчной. Записывают буквы в тетрадь. Взаимооценка.
Составляют слова. Проводят работу со словами.
|
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Коммуникативные: использование речи для активизации действий.
Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
|
Мотивация учащихся. Постановка проблемы. |
||
Игра третий лишний. Выберите лишнее слово. Что объединяет слова Вова Варя. Определите тему урока. Какие задачи поставим?
|
Дети выбирают лишнее слово. Дом- 1 слог. Дом- со строчной, остальные имена собст.
Определяют тему: Имя собственное. Ставят задачи: Узнать больше о… Научиться правильно писать… Уметь находить ..
|
Познавательные: анализ и обобщение материала. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Коммуникативные: готовность допускать существование разных точек зрения. Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения. |
Физкультминутка. |
||
Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо- влево. Москва, цветок, Цветочная (улица), город, море, Марина, Пушок. (Почему вы по-разному выполняли движения? Каких знаний нам не хватает? Оцените себя смайликами. Улыбка- я все знаю Прямой- еще нужны знания Грустный- ничего не знаю. Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет? |
Дети выполняют необходимые движения. Дети отвечают на вопрос учителя.
Правило, использовать слово в речи и проверить. |
Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами. Коммуникативные: лидерство и согласованность действий. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
|
Поиск решения проблемы. |
||
Как вы думаете, к кому из вас я обращаюсь, когда говорю слова «мальчик», «девочка», «ученик», «школьник», «подруга»… Не понять. Как же быть, чтобы человек понял, что обращаются конкретно к нему, а не к кому – то другому? (Назвать его по имени, а взрослого человека по имени и отчеству, по фамилии.) - Слов, которыми называют человека много, но имя, отчество и фамилия принадлежат только ему. СД диск 1. Написание имен и фамилий. Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод. Имена и фамилии пишутся с……………….. Работа в парах 1. Написание кличек животных. Прочитай стихотворение. Подчеркните имена собственные. Кошка - Маришка, Котенок - Тишка. Щенок - Дружок, Цыпленок – Пушок. Все клички до одной Пишем с буквы…………………! Сделайте вывод! Отгадайте загадки. 1)
Лечит маленьких детей, 3)
Она красива и мила, Сделайте вывод: Имена сказочных героев – это имена собственные, поэтому пишутся с заглавной буквы.
Работа в группах (парах). Написание географических названий. Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод. Названия городов, рек, морей пишутся с……….. 2. Написание названий книг. Рассмотрите обложки книг. Спишите названия книг. Что вы заметили? Сделайте вывод. Каждая группа оценивает свою работу. На доске составляется схема- кластер. |
Дети работают в малых группах.
|
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Личностные: следование в поведении этическим требованиям.
Коммуникативные: учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.
Познавательные: выбор оснований для выбора объектов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы.
Коммуникативные: оценка результата коллективной работы на основе заданных критериев. |
Обобщение знаний. |
||
Работа вРТ с 13 Откройте РТ на стр. 13. Какими цифрами выражено это число? На сколько 3 больше, чем 1? Обоснуйте ответ. |
Самооценка: «!» — молодец, все выполнил верно; «+» — хорошо, но есть 1—2 ошибки; «?» — ошибок много, нужно обратиться к учителю за помощью.
|
Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами. Коммуникативные: использование речи для активизации действий. |
Применение знаний на практике. |
||
Самостоятельная работа. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО СД ДИСКУ. САМООЦЕНКА.
|
Учащиеся самостоятельно выполняют задание на листах. |
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью. Познавательные: выбор основания для отбора объектов. Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения. |
Рефлексия. Итог урока. |
||
Завершите фразы. Сегодня на уроке: Я узнал… Я понял… Мне понравилось… Мне было трудно… Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных? Оцените вашу работу на уроке при помощи смайликов.
|
Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы. Анализируют свою познавательную активность и успешность.. |
Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). Регулятивные: соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его. Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Айболит
Карлсон
Золушка
Буратино
Имя
Собственное
Самооценка:
«!» —молодец, все выполнил верно;
«+»-хорошо, но есть 1-2 ошибки;
«?»—ошибок много, нужна помощь.
Прочитай стихотворение. Подчеркните имена собственные.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы…………………!
Прочитай стихотворение. Подчеркните имена собственные.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы…………………!
Прочитай стихотворение. Подчеркните имена собственные.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы…………………!
Прочитай стихотворение. Подчеркните имена собственные.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы…………………!
Прочитай стихотворение. Подчеркните имена собственные.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы…………………!
Прочитай стихотворение. Подчеркните имена собственные.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы…………………!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.