Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".
Оценка 4.6

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
17.04.2017
Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".
для учителя: - обобщить знания о служебных частях речи, переведя изученный материал в систему знаний: закрепить умение определять виды предлогов и союзов; - развивать умение работать в парах и группах, формировать чувство ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию познавательной деятельности; - воспитывать чувство любви к родителям, милосердие, используя содержание предлагаемых текстов; для учащихся: - учиться сравнивать и анализировать языковые явления, работать с таблицей, развивать устную и письменную речь; - учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах и группах, отрабатывать навыки доказательного ответа.урок систематизации знаний
Урок Повторение сведений о предлогах и союзах..docx
Дата проведения: Предмет: Класс: ФИО учителя: Тема урока: Тип урока: Цели урока: Урок 103. Повторение сведений о предлогах и союзах. Методический конструктор урока русский язык 7 Головач Ирина Григорьевна «  Повторение сведений о предлогах и союзах» урок систематизации знаний для учителя: ­ обобщить знания о служебных частях речи, переведя изученный материал в систему знаний: закрепить умение определять виды предлогов и союзов; ­ развивать умение работать в парах и группах, формировать чувство ответственности за результаты учебного труда и устойчивую мотивацию ­ воспитывать чувство любви к родителям, милосердие, используя содержание познавательной деятельности; предлагаемых текстов; для учащихся: ­ учиться сравнивать и анализировать языковые явления, работать с таблицей, развивать устную и письменную речь; ­ учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах и группах, отрабатывать навыки доказательного ответа. Личностные УУД Формируемые универсальные учебные действия Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Работа над базовой национальной ценностью « Семья». Коммуникативные  УУД Познавательные  УУД Регулятивные УУД Умение организовать учебное сотрудничество со сверстниками. Построение речевого высказывания в устной форме. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Смысловое чтение текстов, умение логически рассуждать, применять свои  знания в жизни. Самостоятельное формулирование темы и цели урока. Осуществление итогового и пошагового контроля. Организация самоконтроля и самооценки деятельности обучающегося. Ход урока ­ Начать сегодняшний урок я бы хотела небольшой притчей ( под музыку) ( Слайд 1): Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный  день ходил по городу с фонарём в руках. ­ Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? – спросили они у него. ­ Я ищу человека, ­ ответил Демосфен. Удивились афиняне, и во второй раз спросили его о том же. ­ Человека, ­ снова ответил Демосфен. 1 ­ Человека? Это кого: меня, его, а , может быть, вон того? – засмеялись жители Афин. ­ Я ищу человека с большой буквы… ­ Так кого же, по­вашему, искал Демосфен с фонарём в руках? ­ Какого  человека  можно  считать  человеком с большой буквы? ­ Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с текстами, которые учат нас быть людьми  с большой буквы. Песня « Здравствуй , мир» ( только припев) Слайд 2 ­ Сформулируйте тему нашего урока. Это сделать вам поможет небольшое стихотворение: Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы –  И в этом их главный секрет. ­ В стихотворении вы услышали, что речь пойдёт о частях речи, но о каких? ­ Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? ­ Правильно, служебные. Запишите в тетрадь число, классная работа, тему нашего урока. ( слайд 3:  «Служебные части речи») ­ Мы с вами прослушали отрывок из песни « Здравствуй, мир», давайте выстроим ассоциативную  цепочку. ­ Что такое мир? ­ Какие нам понадобились единицы синтаксиса? ( предложения) ­ Без чего невозможно обойтись в предложении? ( без предлогов и союзов) ­ Продолжите тему нашего урока. ( слайд 3 : « Повторение сведений о предлогах и союзах») ­ Сформулируйте цели нашего урока по опорным словам: ( слайд 4) Повторить Отрабатывать навык Закрепить Развивать Обобщить 2 Систематизировать ­ Сегодня у нас урок систематизации знаний. А что же такое система? (Система языка ­ внутренне  организованная совокупность языковых единиц, находящихся в отношениях друг с другом) ­ Что значит систематизировать? ( приводить в порядок, в систему) ­ Итак, цели нашего урока: ( слайд 5) Учиться сравнивать языковые явления; Работать с таблицей; Развивать устную и письменную речь; Учиться выстраивать сотруднические отношения при работе в парах и группах; Отрабатывать навыки доказательного ответа. ­ На слайде вы видите текст Сухомлинского без служебных частей речи: ( слайд 6) Если ты детства не научился смотреть глаза матери видеть них тревогу покой, мир смятение, ты всю  жизнь останешься нравственным невеждой. Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается  материнском отцовском сердце радостью болью, счастьем страданием, человеческий долг детей –  платить родителям их безграничную любовь преданность тем же: заботами, любовью, преданностью. ­  Кто такой невежда?  Мы уже проводили словарную работу с этим словом, вспомните. Невежда ­ необразованный, малознающий ­ Чтобы превратить это творение в текст, что необходимо использовать? ­ Запишите текст в тетради.  Проверяем со слайда: ( слайд 7) Если ты с детства не научился смотреть в  глаза матери и  видеть них тревогу или  покой, мир или   смятение, ты всю жизнь останешься нравственным невеждой. Каждый твой шаг, каждый твой  поступок отзывается в  материнском или  отцовском сердце радостью или болью, счастьем или   страданием,  и человеческий долг детей – платить родителям за  их безграничную любовь и   преданность тем же: заботами, любовью, преданностью. ­ Прочитайте выразительно получившийся текст.  ­ К чему призывает автор данного текста? ­ Какие служебные части речи вы использовали для составления текста? ­ Почему? ­ Переходим к « Информационному вспахиванию»: ­ Что общего между предлогами и союзами, и чем они отличаются?  Союз и предлог относятся к служебным частям речи. Их основное отличие в том, что они выполняют  разные функции. Союзы служат для связи однородных членов предложения, частей предложения и  3 отдельных предложений в связном тексте. Предлоги выражают зависимость существительных,  числительных и местоимений от других частей речи в словосочетаниях, входящих в состав  предложения.  ­ Назовите группы союзов. ( Сочинительные и подчинительные) ­ Чем отличаются простые предлоги и союзы от составных?  Составные ­ СОСТОЯТ из нескольких слов (несмотря на, в связи и тд), простые ­ из одного (к, в, по ­ На какие группы делятся сочинительные союзы?  Сочинительные союзы делятся на четыре группы: Соединительные: и; да (= и); не только... но и; как... так и; ни...ни, и...и, не только...но и,  тоже,  также, да и, притом, причём. Разделительные: или; или... или; либо; то... то; не то... не то; то ли ... то ли. Противительные: а; но; да (= но); однако же; зато. Пояснительные: то есть, а именно. ­ Какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие  ­ только для связи  предложений?  Для связи предложений и однородных членов служат сочинительные союзы,  для связи предложений ­ подчинительные. ­ Какие предлоги называются производными?  Производные предлоги образованы от других частей речи: благодаря, несмотря на, спустя ­  отглагольные, образованы от деепричастий, впереди, возле, после ­ наречные, от наречий, насчёт, по  поводу, ввиду ­ отыменные. ­ Продолжаем работать дальше. Работаем со вторым текстом в парах. ( слайд 8) ­ Прочитайте текст.              Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались  , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка  то(же) рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его.  Он вер.л, что дети любят его,  что он нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его.  ( В) течении.  долгого  времени он всё терпел.  ­ У вас в парах есть этот текст. Прямо в листочке, в тексте, вставьте пропущенные  орфограммы, раскройте скобки, найдите служебные части речи, определите их виды,  подчеркните как члены предложения. Подпишите ваши работы, в конце урока вы их  сдадите. ­ Какие предлоги вам встретились? ( производные, непроизводные) ­ Какие союзы вам встретились? (сочинительные, подчинительные) ­ О чём этот текст? К чему призывает Платонов? 4 ­ Разберём второе предложение текста синтаксически. ( объясняя орфограммы) ­ Немного отдохнём, поотгадываем ребусы: Слайд 9 1. Две ноты, союз Всё вместе – игра, В которую люби играть детвора. ( домино) Слайд 10 2. Союз, предлог и падежная форма Личного местоимения Дают вкусный плод Южноамериканского растения ( ананас) Слайд 11 3.Мой первый слог на дереве,  Второй мой слог­союз, А в целом я материя  И на костюм гожусь. (Сук­но). ­ Переходим к творческой групповой работе. Перед вами на слайде текст Рябцева. ( слайд 12) Дети на селе начинали трудиться рано. Крестьянский мальчик в пять лет уже гонял скот на водопой.  В течение этого времени отец брал сына на охоту. Дочка тоже не сидела без дела. К двенадцати годам  девочка полностью вела домашнее хозяйство. Вследствие этого девочек всему учила мать, а  мальчиков – отец. ­ Выберите в своей группе задание, которое вы будете выполнять, опираясь на текст Рябцева.  ( слайд 13) 1. Составить памятку « Как отличить производные предлоги от других частей речи.» 2. Составить алгоритм « Как отличить на письме союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей  речи» 3. Составить устное высказывание « Отличие производных предлогов от других частей речи. Как  отличить на письме союзы тоже, также, чтобы, зато от других частей речи»  ­ Представление результатов работы групп. ­ Ещё раз читаем этот текст. ( слайд 12) 5 ­ Какие мысли, чувства у вас пробуждает этот отрывок? ­ Игра « Федот, да не тот» ( тест на слайде 14) 1. На месте точек пишется И: А: идти в течени. дня Б: вследстви. невнимания В: в течени. реки 2. На месте точек пишется Е: А: эти герои действуют в продолжени. романа Б: трудно отыскать ошибку в следстви. В: смотрел в течени. минуты 3. Пишется слитно: А: (в) течение получаса Б: (в) продолжение дня В: (в) следствие засухи 4. Пишется раздельно: А: брат так ( же) учился в школе Б:  сын учился так (же) хорошо, как и отец В: смотри, что (бы) не осрамиться ­проверьте себя со слайда: ( слайд 15) 1 –В 2 – В 3 – В 4 ­  Б ­ Возвращаемся к целям нашего урока. ( слайд 16) ­ Удалось ли нам их выполнить? ­ С какими текстами мы работали, закрепляя тему? ­ Оцените результаты своей работы на уроке по критериям, заполните оценочный лист ( Слайд 17) Слайд 18 : Домашнее задание на выбор: 1. Составить словарный диктант по теме « Служебные части речи» + упражнение № 396 6 2. Написать эссе по теме « Как я помогаю родителям», используя служебные части речи, +  упражнение № 399 ­ Закончить урок я бы хотела притчей:                          Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало много людей, ходила  маленькая старушка. Её одежда была грязной и оборванной. Она что – то бормотала про себя,  подбирая с песка какие –то предметы и перекладывая их к себе в сумку. Родители не разрешали  своим детям приближаться к ней. А когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она  посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли  порезать ножки… _ Ребята, будьте добры, дарите тепло и ласку, и не только близким вам людям, но и всем  окружающим.  ­ Спасибо за урок. Ход учебного занятия Этапы урока Мотивационно – установочный этап  Виды деятельности  1. Целеполагание 2. Составление ассоциативной цепочки Организационно – деятельностный этап 1. Осложнённое списывание ( Самопроверка) 2. Работа с текстом ( Работа в парах) 3. Творческая работа ( Работа в группах) Контрольно – Игра « Федот, да не тот» регулировочный этап Рефлексивно – оценочный этап 1. Рефлексия. 2.Самооценка. Формируемые УУД Самостоятельное формулирование темы и целей урока. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Работа над базовой национальной ценностью « Семья», « Человечество» Построение речевого высказывания в устной форме. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей ( Заполнение таблицы) Смысловое чтение текстов, умение логически рассуждать, применять свои знания в жизни. Умение организовать учебное сотрудничество со сверстниками. Контроль своей деятельности. Организация самоконтроля и самооценки своей деятельности. Лист самооценки Имя……………………………………………………………………………………………………….. Фамилия. 7 Оцени свою работу на уроке по следующим критериям: 1. Составил текст Сухомлинского, используя служебные части речи…………………………………… 2. Знал ответы на вопросы « Информационного  вспахивания»…………………………………………………………………... 3. Заполнял  таблицу………………………………………………………………………………………………………… ……… 4. Эффективно работал в  паре……………………………………………………………………………………………….. 5. Смог отгадать  ребусы………………………………………………………………………………………………………….. 6. Эффективно работал в  группе…………………………………………………………………………………………….. 7. Выполнил  тест…………………………………………………………………………………………………………… …………. Дети (не) слышали и (не) п.н.мали его. Они рад.вались  , что он им (н.)чего (не) дела.т. Юшка то(же)  рад.вался. Он знал, отчего дети см.ют.ся над ним и муч.ют его.  Он вер.л, что дети любят его, что он  нужен им, только они (не) умеют любить ч.л.века и поэтому т.рзают его.  ( В) течении.  долгого  времени он всё терпел.  8

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".

Урок по русскому языку на тему " Повторение сведений о предлогах и союзах".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2017