Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)
Оценка 4.8

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
14.04.2017
Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)
Урок по русскому языку 4 класс разработан по программе "Школа 2100"по теме "Глаголы-исключения.Выбор способа определения спряжения". Урок разработан с использованием проблемно-диалоговой технологии.Использовались различные формы работы:фронтальная, работа в парах, грв группах.На уроке применяются следующие методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый, репродуктивный, контроль и самоконтроль.
глаголы-исключения.docx
Тема урока: Глаголы – исключения  Тип урока: открытие нового знания. Цель: познакомить с глаголами­исключениями и с особенностями их  спряжения. Задачи:  познакомить с глаголами­исключениями на основе сравнения личных  окончаний глаголов и их неопределенной формы;  формировать навык распознавания глаголов­исключений, умение писать безударные личные окончания глаголов;  развивать умение действовать по алгоритму, анализировать, делать  выводы. I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Ход урока. −   Сегодняшний   урок   мы   начинаем   с   высказывания   «Помогаешь   другим   – учишься сам». − Как вы понимаете эти слова?  − Спасибо, ребята, я с вами согласна. Приступим к нашему уроку. Пожелайте друг другу удачи!  − Какую тему изучаем? − Как вы думаете, удачным было изучение этой темы?  − А как вы можете проверить, насколько хорошо вы усвоили материал?  (Нужно повторить.) II. Актуализация знаний. 1. Проведём устный блиц­опрос.  Что такое глагол?  Как изменяется глагол?(по числам; по временам; по родам в прош. вр.)  Что называется спряжением глагола?   Как определить спряжение глагола?  1)по ударному окончанию, 2)по неопределённой форме (все глаголы на  ­ить­ являются глаголами второго спряжения, а все оставшиеся ­  первого спряжения.), 3)Ставим глаголы в третье лицо множительного  числа.Окончания ­ут­ ют­ первое спряжение, а  ­ат­ят­ второе  спряжение.  От чего зависит выбор буквы «Е» или «И» в безударном личном  окончании глагола?(Зависит от спряжения). 2.   Работа в парах. (Слова на доске.) Лов…шь, помога…шь, воз…шь, крас..шь, ро…шь,жале…шь, бре…шь,  стел…шь. ­ Что объединяет эти слова? (глаголы 2 лица ед. числа) ­ На какие группы можно распределить глаголы? (по спряжениям: 1 и 2 спр.) ­ Спишите, распределив глаголы в два столбика по группам, вставив  пропущенные буквы, выделив окончания глаголов. (Одна пара работает у доски) П р о в е р к а. I спр. помогаешь роешь жалеешь стелешь бреешь ­ Задание одно, а вариантов ответов 2.  ­ Как вы определяли спряжение глаголов с  безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму) ­ Образуйте глаголы неопределенной формы и   II спр.  ловишь  возишь  красишь  стелишь  бреишь докажите правильность написания безударного окончания. П р о в е р к а.  оканчиваются на ­ить,  пишу окончание ишь) (брить, стелить глаголы  2 спр., значит I спр. помогать рыть жалеть  II спр.  ловить  возить  красить  брить  стелить спрягаются так ( на  Глаголы брить, стелить экране) 1 л. ед.ч.  брею, стелю 2 л. ед.ч.  бреешь, стелешь  3л. ед.ч.   бреет, стелет ­ Кто сможет продолжить спрягать эти глаголы? (один ученик у доски) 1 л. мн.ч.  бреем, стелем 2 л. мн.ч.  бреете, стелете 3 л. мн.ч.  бреют, стелют ­ Какого спряжения глаголы имеют окончания ешь, ет, ем, ете, ют? (1 спр.) (Во втором столбике (1 таблицы) глаголы бреишь, стелишьубираю.) ­ Что вы заметили? (Глаголы бреешь, стелешь  1 спр.,а глаголы брить,  стелить оканчиваются на –ить, записаны во вторую группу)  ­ Что надо сделать с глаголами брить, стелить? (Переместить в первый  столбик) ­Итак, что мы думали о глаголах сначала, и что оказалось на самом деле?  (Думали, что глаголы 2 спряжения, а оказалось, что глаголы 1 спряжения). ­Почему сначала мы глаголы брить, стелить отнесли ко 2 спряжению? (не  хватало знаний) ­Попадают ли эти глаголы в правило определения спряжения? (Нет) ­Как можно назвать такие глаголы? (В русском языке такие глаголы  называются исключениями) III. Постановка учебной задачи Сформулируйте тему урока. ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ ­ Какие учебные задачи перед собой поставите?   1) познакомиться  с глаголами­исключениями.  2) учиться правильно писать безударные окончания глаголов исключений IV.Открытие нового знания. Я расскажу сказку  про страну  Глаголов.          Давным­давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил­был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда­то спешил, что­то делал, чем­то занимался.       Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им: ­ Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить  меня.  Даю вам я три  дня  и три  ночи,  чтобы  вы решили, как вам царствовать.  ­И после этих слов отпустил царь своих сыновей.       Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами,  которые в неопределённой  форме заканчиваются на – ить,   а   1   спряжение   –   всеми   остальными.   Пришли   сыновья   к   отцу   и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.      Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать,   держать,   дышать,   слышать;     смотреть,   видеть,   ,   ненавидеть, зависеть,   вертеть,   обидеть,   терпеть   и   брить,   стелить.   Пришли   они   к царю с просьбой: ­ Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам. ­ По твоему указу оказались мы в разных царствах с   нашими   старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.        Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ. Я, царь Глагол , повелеваю: жителей своего царства –  глаголы  гнать,   держать,   дышать,   слышать;   смотреть,   видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,  а глаголы брить, стелить  ­  в 1 спряжении. Так и появились глаголы – исключения. 1. – С какими глаголами –исключениями вы познакомились? ­Прочитаем правило из  учебника на стр. 86.  Ответы на вопросы ­Как ты думаешь, почему эти 13 глаголов называют глаголами­исключениями? (Они не подчиняются правилу определения спряжения по глагольному  суффиксу перед ­ть) 2. Чтобы лучше запомнить глаголы­исключения, выучи ­стихотворение.  Обязательно его вклейте  в свой словарик­справочник. Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на «­ить», Исключая брить, стелить. А ещёсмотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, терпеть, И зависеть, и вертеть. Вы запомните, друзья,  Их на ­е­ спрягать нельзя! 3. ­Давайте ещё раз вспомним  алгоритм написания безударного окончания  глагола. Нужно ли его дополнить? V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий. 1  Задание. Проспрягайте глаголы – исключения. 1 ряд                                2 ряд                       3 ряд Смотреть                    слышать                  стелить (Проверка на доске) ­ Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. 2.Работа в группах на карточках ­ Опознайте глаголы исключения,  Спр. 2 л., ед.ч.(ты) Спр. 3 л.,ед.ч.(он) Слышать Писать Держать выберите окончание. Зеленеть Видеть Смотреть определите  спряжения  глаголов, на  основании  этого 2  Задание. (на экране) ­Прочтите   текст.   К   какому   жанру   устного   народного   творчества   он относится?  Спишите   текст,   вставляя   пропущенные   буквы.   Определите   спряжение глаголов. Мягко стелет, да жестко спать. В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа. (Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте, сверка с эталоном на экране) ­ Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. ­Поднимите руки те, у кого возникли противоречия. Домашнее задание: 1.  Выучить глаголы – исключения. 2.  Упр. № 4 с.108 3.  Вопросы для любознательных:      Почему глаголы терпеть, зависеть относятся к исключениям, а глаголы  греметь, звенеть, гореть и некоторые другие не являются исключениями,  хотя тоже являются глаголами IIспряжения?

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глаголы-исключения." (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017