Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
20.03.2018
Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)
Цели урока: 1)повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные окончания; 3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их познанию. Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о прилагательном как части речи, сформировать умение находить прилагательное в тексте и употреблять его в собственных высказываниях, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников. Планируемые результаты: Предметные: • распознавание прилагательных в тексте; • построение речевых высказываний с употреблением имён прилагательных. Личностные: • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве; • осознавать роль прилагательных в устной и письменной речи; • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • понимать эмоции других людей, сопереживать; • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. Метапредметные: • находить ответы на вопросы; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • оформлять свои мысли в устной и письменной форме; • выразительно читать и пересказывать текст; • учиться работать в паре, группе; • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Тип урока: урок повторения знаний (урок-практикум). Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки.
имя прилагательное (1 урок).doc
Тема урока: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ». Цели урока:  1)повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном  как части речи (значение,  изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать  падежные окончания; 3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их познанию.  Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о прилагательном как части речи,  сформировать умение находить прилагательное в тексте и употреблять его в собственных  высказываниях, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников.  Планируемые результаты: Предметные: распознавание прилагательных в тексте; построение речевых  высказываний с употреблением имён прилагательных.   Личностные:       испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка; уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве; осознавать роль прилагательных в устной и письменной  речи;  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;  понимать эмоции других людей, сопереживать;  обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других  людей.  Метапредметные:       находить ответы на вопросы;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;  оформлять свои мысли в устной и письменной форме;   выразительно читать и пересказывать текст;  учиться работать в паре, группе;  умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Тип урока: урок повторения знаний  (урок­практикум). Оборудование: учебник,  презентация к уроку, карточки. Ход урока 1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа). Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое  стихотворение: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, Улыбки подарим друзьям! К уроку готовы! Тогда ­ за работу! Удачи желаю я Вам! 2. Мобилизирующий этап. а) Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения.  (Записано на доске.) Под……………….. н..бесами ……………………. к..врами, Бл..стя на солнце, снег лежит;                                                     .……………. лес один черне..т, И ель сквозь иней зелене..т, И реч(?)ка подо льдом бл..стит.                                                                                (    ?    ) ­Прочитайте его выразительно. ­Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»). ­Запишите этот отрывок в тетрадь. (3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми,  Великолепными, Прозрачный). Не забудьте про автора. б) Орфографическая работа.    ­ Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание (небесами –  коврами, блестя – блестит, чернеет – зеленеет). Какие из них являются однокоренными?  (блестя – блестит)  А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке  (прозрачный). в) ­Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро?  (Снег, иней, подо льдом). ­Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся? ­Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях  и на доске. г) Объявление цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно:  значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных  окончаний прилагательных. 3. Актуализация знаний и умений учащихся. а) ­Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (На доске есть  подсказка:                                                                                                                           Сегодня на уроке : МОРФОЛОГИЯ.     ­Что изучает морфология? (Слова как части речи).  ­Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное). ­А с сегодняшнего дня мы отправляемся в государство под названием                                                                           прилагательное            ­И будем работать по  плану характеристики части речи ( напечатан на альбомном листе):                                                   1. Что обозначает? Имя                                                   3. Как изменяется? 2. На какие вопросы отвечает?               4.Каким членом предложения является?  б) ­Начнём со значения. Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное  обозначает признак предмета). ­Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……). ­Охарактеризуйте вставленные прилагательные из стихотворения с этой точки зрения. (Голубыми – цвет, великолепными и прозрачный – качество)  ­А теперь подберите к существительным, которые записаны на доске в столбик, признаки,  выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь.  Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п.                                                                        Ветер                                                                        снег                                                                        облака деревья ( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.) ­ Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их  соответствующим значком . в) ­Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину  зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет).  ­К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы). Почему вы так решили? ( Они  отвечают на вопрос: что делает?). ­А на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Это  уже второй вопрос плана).  (Какой? Чей?). г) ­А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. (Третий  вопрос нашего плана) ­Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем ­  падежа. Как  правильно определить эти признаки  у прилагательных? (Сначала найти имена  существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в  тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1­ый вывод.  (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам  и падежам) ­Сравните прилагательные в словосочетаниях  прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над  прилагательным прозрачный  его род (м.р.). Сделайте 2­ый вывод. (В отличие от  существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам) д) ­Ну и наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и нашей речи.  Синтаксический разбор предложения. Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности. (Ученик выполняет  синтаксический разбор предложения на доске, остальные – в тетрадях). Как бы вы ответили на четвёртый вопрос плана? ( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями). ­ Обратимся к нашему тексту. Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в  нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется на доске (несколько человек) и в  тетрадях: снег лежит,   лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит. ­Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное)  ­Нарисуйте схему этого предложения. ( [1) ­  =   ] ; [2) ­  =   ], и [3) ­  =   ], и [4) ­  =   ]  ) Объясните   постановку запятых перед союзом И. ­Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они  являются определениями: голубыми, великолепными, прозрачный) ­Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой,  красивой, образной, эмоциональной)  ­Как мы называем красочные, яркие определения? (Эпитеты) ­ Являются ли эпитетами прилагательные в записанном отрывке? (Да) ж) В учебнике найдите теоретический материал об имени прилагательном, внимательно  прочитайте его про себя и найдите то, о чем сегодня на уроке не шла речь.  ( Прилагательные могут иметь краткую форму. Имена прилагательные бывают  сказуемыми) ­Речь о них, их правописании и синтаксической роли будет на следующем уроке. Физкультминутка. ­Давайте поиграем! Встаньте! Я буду называть однокоренные слова. Если вы услышите среди  них имена прилагательные, то присядьте на корточки. Не забывайте про вопросы! Заодно и  разомнёмся немного. Всем ли понятно условие игры?    ­Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый. ­Какие из названных прилагательных являются синонимами? (Зимостойкий и  зимоустойчивый) ­Какие это слова по своему составу? (Сложные)  ­ Докажем это. Запишем их в тетрадь и на доску, выделим в них корни, объясним написание  соединительной гласной. 4. Проверка уровня обученности. Отгадайте загадки. Отгадайте, о чем речь в тексте. Подчеркните прилагательные, отгадайте  загадки: 1.Бежит свинья Железная спина Льняной хвостик. 2.Черный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом поведет,  Там заметку кладет. 3.Тонкий, высокий Упал в осоку, Сам не вышел, А детей вывел. 4.Сама длинная, Нос длинный, А ручки маленькие. 5.Сам алый, Сахарный. А птички на ней Черненькие. Кафтан зеленый, Бархатный. 6.Земля беленькая, (Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.) ­ Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки  предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных,  заключают в себе авторскую оценку) ­А наш сегодняшний урок продолжит небольшой тест:  На   слайде   5   тестовых   вопросов,   ученики   записывают   в   тетради   буквы­ответы.   Самые внимательные найдут в ответах прилагательное «белый». Следующий слайд – ключ к тесту для самопроверки.  Тест 1. Имя прилагательное означает: А) действие предмета Б) признак предмета В) количество предметов.      2. В предложении имя прилагательное может выступать:           Г) только определением           Д) только сказуемым           Е) и определением, и сказуемым.      3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:           Л) какой? чей?           К) сколько?           М) кто? что?      4. Найти имя прилагательное:           П) говорить           Р) пятнадцать           Ы) весёлый.      5. В каком предложении есть прилагательное:           Й) Мне купили красивое платье.           У) Идёт дождь.           Я) Мне весело с друзьями. Ключ к тесту для самопроверки: 1­б, 2­е, 3­л, 4­ы, 5­й.   5. Рефлексия. ­ Ребята, оцените себя (детям разрешается оценивать себя по 5­балльной шкале или написать  небольшой комментарий по поводу работы на уроке). «Я» «Мы» Карточка самооценивания Как работал на уроке. Допускал ли ошибки? Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? Ответ: Ответ: «Мои знания» Понял ли я материал? Узнал ли я больше? Ответ: 6.  Итоги урока. Оценивание учащихся. ­А я бы хотела тоже отметить работу некоторых ребят… 7. Запись домашнего задания. «Я» «Мы» Карточка самооценивания Как работал на уроке. Допускал ли ошибки? Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? «Мои знания» Понял ли я материал? Узнал ли я больше? «Я» «Мы» Карточка самооценивания Как работал на уроке. Допускал ли ошибки? Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? «Мои знания» Понял ли я материал? Узнал ли я больше? «Я» «Мы» Карточка самооценивания Как работал на уроке. Допускал ли ошибки? Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: Ответ: «Мои знания» Понял ли я материал? Узнал ли я больше? Ответ: Под  ……  н..бесами ……   к..врами, Бл..стя на солнце,  снег лежит;  …… лес один  черне..т, И ель сквозь иней  зелене..т, И реч(?)ка подо  льдом бл..стит. (    ?    ) План части речи характеристики                                     1. Что обозначает? 2. На какие  вопросы отвечает?   3. Как изменяется? 4.Каким членом  предложения  является?  Тест 1. Имя прилагательное означает: А) действие предмета Б) признак предмета В) количество предметов.          2. В предложении имя прилагательное может выступать:           Г) только определением           Д) только сказуемым           Е) и определением, и сказуемым.   прилагательное:         3.   На   какой   вопрос   отвечает   имя           Л) какой? чей?           К) сколько?           М) кто? что?      4. Найти имя прилагательное:           П) говорить           Р) пятнадцать           Ы) весёлый.   прилагательное:           Й) Мне купили красивое платье.           У) Идёт дождь.           Я) Мне весело с друзьями.     5.   В   каком   предложении   есть     Тест 1. Имя прилагательное означает: А) действие предмета Б) признак предмета В) количество предметов.      2. В предложении имя прилагательное может выступать:           Г) только определением           Д) только сказуемым           Е) и определением, и сказуемым.      3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:           Л) какой? чей?           К) сколько?           М) кто? что?      4. Найти имя прилагательное:           П) говорить           Р) пятнадцать           Ы) весёлый.      5. В каком предложении есть прилагательное:           Й) Мне купили красивое платье.           У) Идёт дождь. Я) Мне весело с друзьями. 1. Имя прилагательное означает: А) действие предмета Б) признак предмета В) количество предметов. Тест      2. В предложении имя прилагательное может выступать:           Г) только определением           Д) только сказуемым           Е) и определением, и сказуемым.      3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:           Л) какой? чей?           К) сколько?           М) кто? что?      4. Найти имя прилагательное:           П) говорить           Р) пятнадцать           Ы) весёлый.      5. В каком предложении есть прилагательное:           Й) Мне купили красивое платье.           У) Идёт дождь.           Я) Мне весело с друзьями.

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)

Урок по русскому языку на тему: "Имя прилагательное" (6 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018