Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)
Оценка 4.6

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
13.02.2018
Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)
Лексический марафон.docx
Слово учителя    Сегодня мы проводим лексический марафон.  Как вы понимаете значение слова «марафон»?  Какими качествами должен обладать спортсмен, бегущий марафон? Каковы условия победы? Нам сегодня предстоит марафон, только он будет отличаться, ибо это лексический марафон. Что  это может означать? Какова цель данного урока? Каковы условия победы в лексическом марафоне?    Итак, начинаем. Знакомство с условиями марафона  Знаете ли вы старинные меры длины? Пользуясь старинными мерами длины, назовём наши этапы вёрстами и расставим верстовые  столбы. Двигаться будем, выполняя задания по лексике и фразеологии – от версты до версты.  У каждого из вас есть верстовой лист с заданиями. Побеждает тот, кто выполнит все задания, кто  будет самым активным, находчивым и сообразительным. Перед марафоном неплохо бы размяться.  I. 1) Что вы знаете о версте? Какие вам известны пословицы и фразеологизмы с этим словом? Что  они обозначают? 2) Решим кроссворд По горизонтали – словарный состав языка (лексика) 1) По вертикали – словарный запас человека (лексикон) 2) Слова, сходные по лексическому значению, но отличающиеся оттенками лексического  значения или стилистической окраской (синонимы) 3) Слова противоположного значения (антонимы) 4) Синоним слову “благоухание” (аромат) 5) Синонимы, расположенные по возрастанию признака (градация) 6) Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению (омонимы) 7) Синоним слову дипломат (атташе) 8) Контраст (антитеза) 9) Слова, сходные по звучанию или морфологической структуре (паронимы) II. Первый этап Чтобы его пройти, необходимо заполнить кластер «­Измы» Некоторые из определений находятся в заданиях.  Славянизмы, канцеляризмы, эвфемизмы, арготизмы, вульгаризмы, варваризмы, экзотизмы,  окказионализмы Канцеляризмы – это стандартные средства официально­делового стиля, используемые за границами этого стиля в ситуациях бытового общения. Эвфемизмы – это замена в речи грубого или нетактичного слова или выражения нейтральным. СООБЩЕНИЕ 1 Одна из причин появления эвфемизмов заключалась в том, что древние люди боялись  многих слов и запрещали их произносить. Считалось, что, если употребить в речи имя или  название какого­либо представителя нечистой силы, он обязательно явится – и тогда быть  беде. Весьма страшными были ругательства «Чёрт тебя возьми!», !Леший тебя понеси! По  поверьям, упомянутый обязательно явится.  На имена мифологических существ было  наложено табу, но как же быть, если нужно о них ? Вот тут и появились эвфемизмы; Вот как  можно заменить чёрта – враг, кромешный, тот, он, недруг, лукавый, лихой, шайтан, шишига,  окаяшка Всегда ли уместны эвфемизмы? Иногда это выглядит неестественным, натянутым. В поэме  Н.В.Гоголя «Мёртвые души» автор иронизирует над манерными дамами города N, часто  употреблявшими эвфемизхмы там, где это совсем ни к чему: « Ещё нужно сказать, что дамы  города N отличались, подобно многим дамам петербургским, необыкновенною  осторожностию и приличием в словах и выражениях. Никогда не говорили они: «я  высморкалась», «я вспотела», «я плюнула», а говорили: «я облегчила себе нос», «я обошлась  посредством платка». Ни в коем случае нельзя было сказать: «Этот стакан или таредка  воняет». И даже нельзя было сказать ничего такого, что бы подало намёк на это, а говорили  вместо этого: «Этот стакан нехорошо ведёт себя» или что­нибудь вроде этого».     Арготизмы – условные выражения и слова, применяемые какой­нибудь обособленной или  профессиональной группой ( воровское арго – шмон, канаться) Вульгаризмы – это грубые и бранные  слова и выражения (морда, харя, шляться, зенки) СООБЩЕНИЕ Полторы тысячи лет назад гунны принесли на Русь искусство выплавлять и ковать железо.  Тогда и возникло слово «бронь» ­ доспехи. От него образовалось слово «брань» , означающее  «сражение». Возник и термин для слов и выражений, которые употреблялись на поле брани –  «бранные слова» или «брань». Они служили вызовом, выражением презрения к противнику.  Употреблять их в повседневной жизни считалось грехом. Этих слов было мало, в основном,  заимствованные. Само слово «ругань» произошло от латинского «ringor ­ разевать рот.  Исконно русские ругательства – собака, окаянный, поганый. Сообщение Почему так страшно слышать и употреблять в речи бранные слова? Последние исследования  учёных генетиков доказали,  что слово материально. Академик Гаряев сделал важное  открытие и описал его в книге «Волновой генетический код». Оказывается, бранные слова  вызывают в человеке мутации, аналогичные воздействию радиации при взрыве атомной  бомбы, но протекающие в организме постепенно. В результате корёжатся и рвутся  хромосомы человека и он медленно умирает. Варваризмы – это заимствованное  слово или выражение, не полностью освоенное языком и  воспринимаемое как чужое. Используется, как правило, для описания чужеземного быта и нравов.  Часто записывается иностранными буквами (Alma mater)  СООБЩЕНИЕ 2  Термин варваризм восходит к греческому слову, некогда обозначавшему  представителей  чужеземных, не говорящих по­гречески по­гречески племён (варвар). Варваризмами называют все  иноязычные вкрапления в текст – слова, произносимые или записываемые «по­иностранному». «Cest  la vie! – так утешают чем­то расстроенного человека, он пришёл из франц. Языка и означает  «Такова жизнь!», то есть «ничего не поделаешь» Очень много варваризмов из латинского языка. Alma mater (мать кормящая) – словосочетанием принято обозначать высшее учебное заведение  (институт для студентов своего рода мать, дающая знания) Nota bene (NB) – такой знак ставят на полях книги или какого­нибудь документа, когда хотят  отметить особую важность фрагмента, строки, что означает Обрати внимание Veni, vidi, vici (вени, види, вици) – пришёл, увидел, победил – так говорят в том случае, если  одержана стремительная, лёгкая победа. Экзотизмы – это слова, не присущие жизни и культуре носителей русского языка (сейм­  Законодательное собрание в Польше, бундестаг –Законодательное собрание в Германии) Окказионализмы – это неологизмы, не прижившиеся в языке и быстро исчезнувшие из него  (свинцовоночие) Остальные допишем самостоятельно (архаизмы, историзмы, диалектизмы, профессионализмы,  неологизмы, фразеологизмы) Итак, наш кластер готов, отправимся к следующей версте. III. Фразеологический практикум. Заполнить пропуски фразеологизмами Язык Если человек болтлив, то говорят, что у него _(1)_______________. Если же болтун  впридачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком (2) __________________.  Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не (3)_____________________, почаще  (4)__________________________, а то и вовсе (5)_____________________ его. В тяжёлых  случаях можно болтуну язык и (6)__________________________. Нос Нос (1)_______________, когда что­либо не нравится,  (2)________________________________ (вместе с головой, если сильно расстраиваются,  приходят в отчаяние), (3)_________________________, когда неоправданно чем­нибудь  гордятся, похваляются. Если кого­то просят (4)_________________________, то таким  образом ему хотят показать, что он чересчур, не к месту любопытен, вмешивается в то, во  что не следует. Глаз Если человек смел, то он не будет бояться высказывать своё мнение кому­то (1)  ___________, то есть в его присутствии. Критика (2)_____________­ в отсутствии того, о  ком говорят, ­ это уже никакая не доблесть, а, скорее, проявление трусости.    Если бы ни одна  нянька (3)________________, смотрела за ребёнком (4)______________,  не спускала бы с него глаз, то никогда бы не возникло пословицы (5)_________________  (без присмотра). IV. Почти то же, да не то  Выполним задания 1. В каком предложении вместо слова КОРОТКИЙ нужно употребить КРАТКИЙ 1) Верёвка оказалась слишком КОРОТКОЙ. 2) Мы были на КОРОТКОЙ ноге. 3) Для нормального развития некоторых растений необходим КОРОТКИЙ световой  день.       4)Установите происхождение слов, пользуясь КОРОТКИМ этимологическим словарём. 2. Какой пароним нужно вставить в следующие предложения. В тетради ученика встретилось много …….(описка, отписка) .\ В объявлении говорилось о продаже ……….. на концерт (абонент, абонемент). Ему хотелось ………. доверие начальства (сыскать, снискать). Он быстро ………….. таблетку (поглотить, проглотить). Сегодня у тебя был ………… день (удачный, удачливый).   Определите,   в   каких   предложениях   допущены   ошибки, 1) смешением паронимов                                                                  1 Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки. 2 Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча. 3 Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели. 4 Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали. 5 личностный вопрос». Обратившись   к   гостю   программы,   ведущий   сказал:   «Я   бы   хотел   задать   вам   связанные   со Учиться   в   университете   нелегко   —   за   короткое   время   нужно   освоить   большое 6 количество нового материала. 7 характер освещения — влияют на развитие растения. 8 Консервация овощей ведется из подвозимого сырья. Множество   фактов   —   климатические   и   температурные   условия,   сроки   обработки, “Твое горе – не горе…, дело жизненное”, ­ сказал старик. В политике двойственные стандарты неприменимы... Злобные нарушители правил дорожного движения понесут заслуженное 9 10 11 наказание. Ответ: Допущены ошибки в предложениях: 1) (Вместо слова каменный следовало употребить каменистый «покрытый камнями»), 3) (Вместо   слова  дождливая   (дождливая   погода,   дождливый   сезон)  следовало употребить дождевая «несущая дождь»), 4) (Прилагательное  личный  многозначное, На базе этого слова сложились устойчивые сочетания:  личная   жизнь,   личное   дело,   личные   интересы,   личный   вопрос.  Слово личностный  возникло в 60­70­е годы XX в. в публицистической речи. Оно сочетается с отвлеченными существительными (характеристика, фактор, отношение и т.п.). 6)(Паронимы освоить и усвоить различаются значением и сочетаемостью: освоить что­ либо — «применить, использовать на практике»  (освоить профессию, машину, опыт  и т.п.);  усвоить   что­либо  —   «понять,   знать   теоретически»  (усвоить   лекцию,   урок, прочитанное, теорию); в данном предложении правильно усвоить). 7) (Вместо   существительного  факт  «истинное,   действительное   событие,   случай» следует   употребить   слово  фактор  «причина,   движущая   сила,   необходимое   условие какого­либо процесса, явления».) 10) (Правильно: была предоставлена самой себе). 11) Надо писать консервирование овощей 12) В отличие от словосочетаний со словом жизненный, свойственных книжному стилю   речи,   словосочетания   с   житейский   носят   нейтральный   или   разговорный характер, В этом предложении уместно слово житейское. 13) В значении прилагательного двойной («неискренний, двуличный, лицемерный») с ним сочетается весьма ограниченный круг существительных отвлеченного характера: жизнь, игра, мораль, стандарт, счет, поход. Вместо слова двойственные надо писать двойные 14) Значение слова злостный 1. Предвещающий, содержащий, приносящий зло. 2. Сознательно недобросовестный. 3. Закоренелый в чём­либо дурном. Поэтому в данном предложении уместно именно это слово. IV. Блиц Задание: кидаю каждому ученику мячик, а вы должны мне ответить. ­ что собой представляют пары слов?  1.любить ­ ненавидеть 2.врач ­ доктор 3.горн (инструмент) – горн (в кузнице) 4.бежать ­ стоять 5.поэт ­ стихотворец 6.тяжело ­ легко 7.свет (луны) – свет (мир) 8.ранний ­ поздний 9.мужественный ­ сильный 10.хитрые лисички – жареные лисички 11.горячо ­ жарко 12.несчастье ­ беда 13.злой ­ добрый 14.работа ­ труд 15.край (обрыва) – край (область) 16.взрослый ­ детский 17.запустить (спутник) – запустить учёбу 18.мягкий ­ жесткий 19.небольшой ­ маленький 20.больной ­ здоровый 21.тонкий (палец) – тонкий (намёк)  22.железная (дисциплина) – железная (руда) 23.каменный (дом) – каменное (сердце) V. VI. Лучшая новость.   Попробуйте составить небольщую заметку о нашем уроке – лексическом марафоне – () Словотерапия Скажем друг другу приятное, красивое, какой – нибудь комплимент. Несколько слов для интервью. (Что значит слово для меня….  Буду ли я активным  участником лексического марафона в будущем и почему…) Я надеюсь, что мы прибавили друг другу здоровья. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Я уверена, что в нашей жизни всё не случайно, не  случайна и наша встреча. Нас соединила любовь к нашему родному языку, что непременно  станет залогом нашего успеха в жизни!   Хочу поблагодарить вас за внимание и активную  работу, пожелать всем крепкого здоровья!  А наш марафон не заканчивается, а только  начинается, и условием победы  будет труд и интерес к языку!

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)

Урок по русскому языку на тему "Лексика и фразеология" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018