Урок по русскому языку на тему "Мягкий знак" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по русскому языку на тему "Мягкий знак" по программе "Перспектива". На этом уроке дети знакомятся с буквой Ь .На примере данного материала можно раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости. Дать понятие того, что мягкий знак не обозначает звука , а является показателем мягкости согласных звуков.
Иконка файла материала урок Ь знак.docx
Урок по обучению грамоте ( 1 класс ) Шмакова Е.Г.       Тема: Мягкий знак  Цели: Образовательные ­ актуализировать знания  детей о мягком знаке развивающие ­ создать условия  для исследовательской деятельности , развитие  мышления (анализ, сравнение, обобщение, систематизация), развитие познавательного  интереса;  воспитательные ­ создать условия для коммуникативных отношений. Задачи: 1. Создать условия для выявления нового знания:     а) Организовать наблюдение за произношением буквы «ь»;     б) Организовать наблюдение за влиянием «ь» на значение слова.  2. а) Продолжить развитие умений  выполнять звуко ­ буквенный анализ слов;     б) Продолжить работу по развитию умений находить в тексте слова с заданной буквой;     в) Продолжить работу по развитию читательских умений и навыков. Формировать УУД: Метапредметные: Регулятивные:  ­определять и формулировать  цель на уроке в соответствии с поставленной задачей; ­планировать и действовать по плану; ­вносить коррективы. Коммуникативные: ­слушать и понимать речь других, выстраивать свою речь красиво и правильно,  ­участвовать в диалоге, ­вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: ­извлекать информацию, критически оценивать, ­понимать информацию в разных формах(схемы, модели), ­ориентироваться   в   своей   системе   знаний,   отвечать   на   вопросы,   преобразовывать информацию, ­проводить анализ, сравнение, делать выводы  Личностные: умение проводить самооценку.Организация пространства: ­ фронтальная работа,  ­ индивидуальная работа,  1.Озвучьте транскрипцию. Запишите слова. [мол’]       моль    [пыл’]      пыль [сол’]       соль       Сравните написание и произношение.                                                                 ь            [­]                                    Ь Вывод: Ь указывает на мягкость     согласного, Мягкий знак звука не обозначает. Ь­буква помощница , которая сама разговаривать не умеет,  звука не образует , не читается никак  , но помогает  всем  согласным  буквам  ,которые  в  ней  нуждаются.  Вместе  с  ней читаются мягко. Мягкий знак – хитрый знак  не сказать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится. Почему  у дома угол превратился сразу в уголь –  Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак. Сделать нам не так уж трудно, чтоб на мель не село судно: Мягкий знак перечеркнуть – и свободен водный путь. Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела.                                                                                 Е.Измайлов 2.Спрячьте «Ь», чтобы получилось новое слово. Запишите количество букв и количество звуков в каждом слове. Полька – полка, ,   галька – галка, ,  банька­ банка, пеньки – пенки. Вывод: Если в словах мягкий знак является показателем мягкости согласного звука, то букв больше, чем звуков. 3.Прочитайте текст :                                                           В наших лесах живут лоси. Лось очень красив. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему  нужна и соль. Учитель дал совет носить в лес соль. Мальчики кладут соль на камень.  Лоси часто приходят лизать соль. ­Придумайте заголовок к тексту. (Лось) ­Сколько в тексте предложений? ­Чем питается лось?Найдите и подчеркните слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак ?   Кроссворд  1 По горизонтали: 2. В мелкой луже у реки Бойко плещутся мальки. 5. Доктор лечит нас от кори, Есть учительница  в школе. 6.У дороги вертится ветряная  мельница 5 6 2 3 4 7 7. Кольцо с красивым камушком  На пальчике  блестит. «Какая я нарядная!» ­  Мне Маша говорит.                                                                           По вертикали: 1.Привет, пора веселая, ­  Готовь скорей коньки! А рядом с нашей школою Растут снеговики. 2.Вот бегает дворовый мальчик , в салазки Жучку посадив, себя в коня преобразив. 3. Поезд мчится сквозь леса. Деревца мелькают. И стальною полосой рельсы убегают. 4.В хмурый и холодный день Нам пальто надеть не лень                                                 Посмотрите на слова, которые вы отгадали. Что их объединяет? Подсчитайте сколько в каждом слове звуков и букв? Итог урока: С какой новой буквой познакомились? В чём особенности этой буквы?