Урок по русскому языку на тему "Мягкий знак" по программе "Перспектива". На этом уроке дети знакомятся с буквой Ь .На примере данного материала можно раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости. Дать понятие того, что мягкий знак не обозначает звука , а является показателем мягкости согласных звуков.
Урок по обучению грамоте ( 1 класс )
Шмакова Е.Г.
Тема: Мягкий знак
Цели:
Образовательные актуализировать знания детей о мягком знаке
развивающие создать условия для исследовательской деятельности , развитие
мышления (анализ, сравнение, обобщение, систематизация), развитие познавательного
интереса;
воспитательные создать условия для коммуникативных отношений.
Задачи:
1. Создать условия для выявления нового знания:
а) Организовать наблюдение за произношением буквы «ь»;
б) Организовать наблюдение за влиянием «ь» на значение слова.
2. а) Продолжить развитие умений выполнять звуко буквенный анализ слов;
б) Продолжить работу по развитию умений находить в тексте слова с заданной буквой;
в) Продолжить работу по развитию читательских умений и навыков.
Формировать УУД:
Метапредметные:
Регулятивные:
определять и формулировать цель на уроке в соответствии с поставленной задачей;
планировать и действовать по плану;
вносить коррективы.
Коммуникативные:
слушать и понимать речь других, выстраивать свою речь красиво и правильно,
участвовать в диалоге,
вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Познавательные:
извлекать информацию, критически оценивать,
понимать информацию в разных формах(схемы, модели),
ориентироваться в своей системе знаний, отвечать на вопросы, преобразовывать
информацию,
проводить анализ, сравнение, делать выводы
Личностные:
умение проводить самооценку.Организация пространства:
фронтальная работа,
индивидуальная работа,
1.Озвучьте транскрипцию. Запишите слова.
[мол’] моль
[пыл’] пыль
[сол’] соль
Сравните написание и произношение.
ь []
Ь
Вывод: Ь указывает на мягкость согласного,
Мягкий знак звука не обозначает.
Ьбуква помощница , которая сама разговаривать не умеет, звука не образует , не читается
никак , но помогает всем согласным буквам ,которые в ней нуждаются. Вместе с ней
читаются мягко.
Мягкий знак – хитрый знак не сказать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Почему у дома угол превратился сразу в уголь –
Без пожара, просто так? Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно, чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть – и свободен водный путь.
Корабли, плывите смело! Стала мель кусочком мела.
Е.Измайлов
2.Спрячьте «Ь», чтобы получилось новое слово. Запишите количество букв и количество
звуков в каждом слове.
Полька – полка, , галька – галка, , банька банка, пеньки – пенки.
Вывод: Если в словах мягкий знак является показателем мягкости согласного звука, то
букв больше, чем звуков.
3.Прочитайте текст :
В наших лесах живут лоси. Лось очень красив. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему
нужна и соль. Учитель дал совет носить в лес соль. Мальчики кладут соль на камень.
Лоси часто приходят лизать соль.
Придумайте заголовок к тексту. (Лось)
Сколько в тексте предложений?
Чем питается лось?Найдите и подчеркните слова с мягким знаком. Какую роль выполняет мягкий знак ?
Кроссворд
1
По горизонтали:
2. В мелкой луже у реки
Бойко плещутся мальки.
5. Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
6.У дороги вертится ветряная
мельница
5
6
2
3
4
7
7. Кольцо с красивым камушком
На пальчике блестит.
«Какая я нарядная!»
Мне Маша говорит.
По вертикали:
1.Привет, пора веселая,
Готовь скорей коньки!
А рядом с нашей школою
Растут снеговики.
2.Вот бегает дворовый мальчик , в салазки
Жучку посадив, себя в коня преобразив.
3. Поезд мчится сквозь леса.
Деревца мелькают.
И стальною полосой рельсы убегают.
4.В хмурый и холодный день
Нам пальто надеть не лень
Посмотрите на слова, которые вы отгадали. Что их объединяет? Подсчитайте сколько в
каждом слове звуков и букв?
Итог урока: С какой новой буквой познакомились? В чём особенности этой буквы?