Предмет: Русский язык |
Класс 7 Учитель Какенова К.Г. |
|||
Тема урока |
Наклонение глаголов. |
|||
Ссылки |
Учебник «Русский язык для 7 класса». Методическое руководство к учебнику. |
|||
Цели урока |
закрепить знания о наклонениях глагола, показать выразительность употребления глаголов в речи; способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативного и образного мышления, обретению умения определять наклонение глаголов; формировать интерес к изучению русского языка и литературы, к чтению. |
|||
Результаты обучения для учащихся |
Научатся высказывать и обосновывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
|||
Форма работы: |
Групповая, индивидуальная |
|||
Этапы
|
ресурсы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
|
|
Карточки для разбивки на группы |
Деление на группы: «красный», «розовый», «желтый» цвет. |
Получают карточки «красный», «розовый», «желтый» цвета и делятся на группы. |
|
Психологический настрой |
|
Организационный момент --Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.) Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. -Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа. |
Взаимное приветствие |
|
Стадия вызова Ознакомление с темой урока, постановка цели |
|
– Ребята, сегодня, тему «Наклонение глаголов», мы проведем урок в форме телевизионных игр. На уроке мы должны продемонстрировать свои умения находить наклонение глаголов в контексте, решить тестовые задания. Я, как ведущий, познакомлю вас с программой телепередач на ближайшие 45 минут.
16-10 – 16-13- «Диалоги о глаголе» 16-13 – 16-23-«Ищу тебя» 16-23 – 16-33-«НОВОСТИ» 16-33 – 16-43-«Лидер 21-века» 16-43 – 16-53-«Умники и умницы» 16-53 – 16-55-«ИТОГИ» -Теперь, когда вы ознакомлены с программой телепередач, мы начинаем программу «Диалоги о глаголе». Какая часть речи называется глаголом? ( Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета) 2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного) 3.Сколько существует глагольных времён? (три) Какие это времена? ( Настоящее, прошедшее, будущее) 4. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога) 5. Назовите наклонение глаголов. |
ФО фишки |
|
Индивидуальная |
карточка |
Синтаксический разбор предложения. Отдельный человек слаб, а в сообществе с другими людьми он может сделать многое. (По А. Шопенгауэру) - Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите свои аргументы - Как вы думаете, с каждым ли человеком просто найти общий язык? - И все же мы должны стараться находить способы делать общение нормальным и приятным. Существует качество, которое выручает в любой ситуации. О том, как оно называется, вы прочитаете сами. |
1 ученик работает у доски…
ФО словесная оценка Ребята аргументируют свою точку зрения, приводя примеры из знакомых произведений художественной литературы или из собственного жизненного опыта. |
|
|
слайд |
ІІ. Следующая передача - «Ищу тебя» 1.Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой по эталону. - Прочитайте внимательно предложения, понятен ли вам смысл высказываний? Люди просят… Будьте вежливыми и уважительными друг к другу. Не проявляйте грубость по отношению к людям, которые другого цвета кожи или вероисповедания. Не смейтесь над инвалидами, не показывайте на них пальцами. Не будьте бестактными и грубыми. Запаситесь добротой и терпением, чтобы жить в мире и взаимопонимании с окружающими вас людьми… - Выпишите глаголы. В каком наклонении употреблены глаголы? - Что помогли выразить глаголы в повелительном наклонении? - На какие вопросы отвечают? Как образуются, где используются в речи? - Каким людям адресовано это обращение? ( Это обращение ко всем сразу. К безразличным людям, не терпимым по отношению к тем, кто чем-то отличается от них.) |
бестактный - лишенный такта, чуткости, чувства приличия вероисповедание- религиозная система, а также официальная принадлежность к одной из её разновидностей.
Просьбу, пожелание, крик о помощи) глаголы повелительного наклонения соверш. вида-Что сделай? Что сделайте? несоверш. вида-Что делай? Что делайте? ФО фишки |
|
|
|
ІІІ. Следующая передача «Новости» Сравните глаголы Проверяйся проверься обеспечьте обеспечивайте обнаружь обнаруживай отправьте отправляйте На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется буква Ь. Мягкий знак в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -СЯ и окончанием -ТЕ.
Задание: Распределительный диктант. Выпишите в глаголы изъявительного, условного, повелительного наклонений. Проснулся Юрик утром. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что если б моя сестричка тонула, а я бы её спас!» А сестричка тут как тут: - Погуляй со мной, Юра! - Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. О чём мечтает Юра? Значит, Юра – хороший мальчик? Почему? Подвиг – хорошее дело, но нужно быть внимательным к своим близким, не огорчать их, доставлять им радость. Подвиг – это дело во имя многих людей. Сложнее быть заботливым по отношению к конкретному человеку. |
Выписывают в таблицу глаголы
ФО пальцевая оценка |
|
|
|
Физкультминутка. Без сомненья, вы устали. Встаньте! Сядьте! Снова встаньте! Разогнулись, потянулись, Вправо-влево повернулись! Головою повертите! Друг на друга посмотрите! Тихо сели! Продолжаем работать. -Глаголы, какого наклонения здесь вы встретили? |
|
|
|
перфокарты слайд |
ІV-Ребята, вы как участники передачи «Лидер 21-века», получаете задания 1.Задание. Работа в группах. Из предложений выбрать и записать глаголы I гр. - изъявительного, II гр.- условного, III гр.- повелительного наклонений.
1.Возьми ножик, Карло, вырежи из этого полена куклу, научи её говорить всякие смешные слова и носи по дворам. 2.Без смелости не возьмёшь и крепости. 3.Наградила бы я тебя по-царски, да не послушался ты моего совета. 4.Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. 5.Я бы уступил своё место, да не бывать Марту прежде Февраля. 6.С людьми советуйся, а ума не теряй. 7.Время упустишь - часом не нагонишь. 8.Не ленился бы, всему научился бы. 9.Что посеешь, то и пожнёшь. 10.Я бы в летчики пошел, пусть меня научат. Проверка |
ФО Взаимопроверка. Критерии: «5» - все верно «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 ошибок «1» - более 5 ошибок или не смог определить самостоятельно морфологические признаки глагола. |
|
|
слайд |
2.Задание. «Помоги Пете Ошибкину» Светло и ярко солнце светит, Но загрустил Ошибкин Петя. Глядит мечтательно в тетрадь: "Вот если б получить мне 5" -А Пете даны пословицы с глаголами, он указал над ними наклонение, но не уверен. Проверьте работу Пети и помогите получить "5".
|
ФО фишки |
|
|
|
3.Задание. Творческое задание Используя прием синквейна, составьте предложение о труде, талант, дружбе, используя глаголы в форме изъявительного (1гр.), условного (2гр.), повелительного (3 гр.) наклонения |
Работа по группам |
|
|
раздаточ. материал |
V.Следующая программа для знатоков русского языка - «Умники и умницы» 1.Как изменить наклонение глаголов, не изменяя ни одной буквы? ходите, держите, носите, остановите. (Изменить ударение). 2.Образуйте условное наклонение глаголов: вылезать, ехать, лечь. (Вылезай, езжай, ляг). 3.В названии какой старинной детской игрушки повелительное наклонение глагола пишется слитно с частицей -ка? Ванька-встанька. 4. Приведите примеры употребления условного наклонения в значении повелительного. Ехал бы ты уже домой. |
Выполнение заданий |
|
|
|
-Завершает нашу сегодняшнюю программу передача «ИТОГИ» -Подведение итогов. РЕФЛЕКСИЯ. -О чем мы сегодня говорили на уроке? СВЕТОФОР
|
|
|
|
|
Домашнее задание Составить 5-8 предложений на одну из тем: «Как не потерять друга», «Советы книголюба», «Мой фирменный рецепт». |
|
|
|
|
оценивание |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.