Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"
Оценка 4.8

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
13.04.2017
Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"
презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
Русский язык.docx
Русский язык Тема: Род имён существительных Цель: 1.Знакомство с категорией рода имён существительных, отработка способа и  алгоритма определения рода имён существительных.              2. Развитие умения классифицировать слова по родам на основе сравнения их грамматических признаков, добывать информацию на основе рисунка­таблицы,  сравнивать и обобщать её на основе наблюдений.              3.Воспитывать языковую культуру, внимание и интерес к построению  системы русского языка.  Тип урока: урок изучения нового материала и повторения пройденного.   Методы, применяемые на уроке: проблемный, наглядный, практический, игровой, эвристическая беседа, наблюдение, словесный, интерактивный.   Формы организации учебной деятельности: фронтальная, в парах,  индивидуальная, дифференцированная, самостоятельная работа Здоровьесберегающие: организация динамических пауз, смена позы при работе за  партами и у доски.  Планируемые результаты: Предметные: ­  определять грамматические признаки имён существительных ­ род, число; ­ находить имена существительные; ­видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания; Личностные: ­формировать   учебно­познавательный   интерес   к   новому   материалу   и   способам решения новой задачи; ­проводить самооценку на основе критерия успешности; ­прислушиваться к чужому мнению, не бояться собственных ошибок; Метапредметные: РУУД: ­ определять и формулировать тему и цель урока; ­ умение принимать, планировать и сохранять учебную задачу; ­ оценивать правильность выполнения своих и чужих действий; ПУУД: ­ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного; ­   проводить   сравнение   и   классификацию,   устанавливать   причинно­следственные связи; ­ строить рассуждения в форме простых суждений; ­ перерабатывать полученную информацию: делать выводы; КУУД: ­ оформлять свои мысли в устной и письменной форме; ­ стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ­ использовать речевые средства для решения коммуникативных задач Оборудование: учебник “Русский язык. 3 класс”стр. 160­162 (авт.С.В. Иванов); карточки с заданием;  презентация к уроку, экран, проектор. ­ ­ ­ № Этап урока I II Организацио нный момент (создание эмоционально го   фона урока) Повторение  изученного  материала,  необходимог о для  «открытия  нового  знания», и  выявление  затруднений  Слайды презента ции Презента ция закрыта II. Проверк а дом. задания III. Актуали зация опорных знаний. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Деятельность учителя  Деятельность ученика Формирование УУД  ­ Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с гостями.  ­ Но сначала повернись, друг другу улыбнись,  Улыбнитесь мне, гостям и садитесь по местам! ­ Сели ровненько. Посмотрите, всё ли вы приготовили к уроку? Тетрадь, ручка, карандаш, дневник. – всё лежит ровненько. ­ Приглашаю всех в мир русского языка. Он для нас таит много нового, откроем еще одну его страницу знаний. – Какое домашнее задание было на сегодня задано?     ­ К какой части речи относятся эти слова? (Имя существительное) Мозговой штурм       ­ Скажите всё, что вы знаете про имя существительное. Существительное – это часть речи Существительные отвечают на вопросы кто? что? Существительные обозначают предметы, явления природы Существительные могут быть собственные и нарицательные Существительные могут быть одушевлённые и неодушевлённые Существительные изменяются    по числам Существительные могут быть как главным так и второстепенным членом  предложения Приветствие. Настраиваютс я на урок,  проверяют  свою  готовность к  уроку. Проверяют домашнее задание Говорят   всё, что   знают   об имени существи­ тельном ­ Молодцы! Откроем тетради. 3. Работа в тетради. ­ Запишем дату, классная работа. Обратите внимание на подчёркнутые  орфограммы. 4. Минутка каллиграфии ­ Давайте вместе пропишем правильно соединения букв. Зз  зи им ма зима ­ С ней – то и будем мы сегодня путешествовать по страницам русского языка. ­ С чем у вас ассоциируется слово Зима, когда вы его слышите? (холод, мороз, и т.  д.) 5. Орфографическая минутка Записывают  слова.  Проверяют  свою работу  Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД  Коммуникативные УУД Регулятивные УУД ­ Давайте запишем некоторые из названых вами слов: снег, холод, ледышка, сугроб,  снегирь, кормушка. ­ Не забывайте подчёркивать орфограммы. 6. Взаимопроверка орфографической минутки (Дети называют орфограмму. Ставят  друг другу промежуточную оценку) Стадия «Вызов»: Приём «Мозговая атака». ­ Определите, что общего у всех этих слов. (Относятся к им. сущ)   7. Работа с предложением. ­ Составьте предложение с одним из написанных нами слов.     Прил        сущ    гл        предл    сущ Пушистый снег падает    на    землю.  ­ Найдите главные члены предложения. Укажите части речи каждого слова в  предложении. ­  Скажите, сколько гласных в слове снег? Что вы можете сказать про букву эн?  (обозначает согл. мягкий звук  нь)         (частичный зв.­букв. анализ) Молодцы! взаимопровер­ кой Разбирают  слово по  составу Разбирают  предложение Физминутка для глаз Регулятивные УУД  Коммуникативные УУД ­ Итак, наша гостья Зима приготовила для нас задания, но какие, мы узнаем позже. ­ А сейчас, скажите какую часть речи мы изучаем? (Имя существительное) ­ А для чего нам вообще нужно изучать русский язык? (Чтобы грамотно писать) ­ Вы рассказали, что уже знаете об имени существительном, но многое ещё  предстоит узнать.  Регулятивные УУД Разгадывают ребус Наша Гостья принесла вам ребус, отгадайте его.  шаР + зОнт + Дом = 3, 2, 1 РОД                     Молодцы! ­ Определите тему  нашего урока? (Мы будем говорить о роде) ­ Прочитайте тему нашего урока. (Криптограмма: Род имён существительных) На презентации тема урока: Род имён существительных. ­ Скажите, пожалуйста, как вы думаете чем мы будем заниматься на этом уроке? Высказывают предположени        IV. Мотива­ ция  учебной деятель ности  учащи V. Постано вка учебной задачи. Обсуждение  затруднений  («Почему  возникли  затруднения ?», «Чего мы ещё не  знаем?»);  проговарива ние цели  урока в виде вопроса, на  который  предстоит  ответить, или в виде  темы урока. Решение   УЗ (устных задач) обсуждение проекта   её решения.  и    III VI.  Постано вка  пробле­ мы  VII. «Откры тие нового знания»                высказывать свои мысли                    учиться правильно писать определять род сущ.             ОЖИДАНИЯ                  узнаем что­то новое я   о   теме урока.  ­ Расскажите, что вы уже знаете про род имён существительных? (Имена сущ. Могут быть мужского, женского, среднего рода) ­ А как же определить какого рода, например, слово снег? (Подставить местоимение он мой) 1.Построение проекта выхода из затруднения. Стадия осмысления: Прием «Инсерт». ­ Откройте учебник на стр. 25, возьмите карандаши, прочитайте правила и поставьте определённые знаки ,  +,­, ?.  «» ­ уже знал                          «­» ­ думал по­другому «+» ­ новое для меня               «?» ­ не понял, есть вопросы  ­ Итак, подведём итог.  Учитель читает правило, дети говорят какой знак поставили. 2. Открытие нового знания. Учитель читает стихотворение: Женский род запомню я  И скажу: "Она ­ моя".  И запомню род мужской  И опять скажу: "Он ­ мой". Средний род:"Оно ­ моё". Это правило ­ моё! Познавательные УУД  Работают   с учебником. Самостоятель но   добывают знания Коммуникативные УУД Регулятивные УУД ­  На какие три группы делятся имена существительные? (Имена существительные  можно разделить по родам: женский, мужской и средний род.) Составление алгоритма Давайте составим алгоритм: ­ Что нужно делать, для того, чтобы определить число имён существительных? 1. Определить часть речи 2. Поставить в н. ф.  3. Подставить местоимение: он, она, оно 4. Определить  род им. сущ. ­ Придумайте и назовите им. сущ мужского рода, женского, среднего. Проблемный вопрос: – Как ты думаешь, если имя существительное, например, женского рода, может оно  стать мужского рода или среднего?  ­ Давайте проверим что получится? Например, мальчик – сущ, какого рода? Может  он стать ж.р или с.р.? (Нет) ВЫВОД: По родам существительные не изменяются. ­ Давайте подвигаемся, отдохнем, Физминутку проведем. Выполнение пробного действия Встают, выполняют движения VIII .  Первичн ое  закреп­ ление во внеш­ ней  речи. ­ Наша гостья принесла нам следующее задание. Запишите имена существительные,  которые  вы видите на экране  в три столбика по родам. м.р.                                             ж.р.                                         ср. р. (он, мой)                            (она, моя)                                   (оно, моё) Снежинка, ветер, заяц, окно, праздник, вьюга, пальто, метель, солнце м.р.                                             ж.р.                                         ср. р. (он, мой)                             (она, моя)                                   (оно, моё)                          Выполняют задание. Анализируют , доказывают, распределяю т. Познавательные УУД Регулятивные УУД IV. V. Физкульт  минутка  Смена дея­ тельности,  снять  напряжение  мышц Проговарива ние нового  знания,  запись в  виде  опорного  сигнала. Каждый для  себя должен  сделать  вывод о том, что он уже  умеет. Самосто ятельна я работа с  самопро веркой  по  образцу. VI. Включение  нового  знания в  систему  знаний и  повторение. IХ.  Включе ние в  систему знаний и повторе ние. ветер                                    снежинка                                    окно заяц                                      вьюга                                          пальто праздник                              метель                                        солнце Состав слова ­ Разберите слово снежинка по составу. От какого слова оно образовано? (Снег)  (Произошло чередование букв г ­ ж) Проверка работы.                                                                                                               ­   Сравните   с   образцом.   Сделайте   вывод.   Оцените   свою   работу.   У   кого   вызвало затруднение?  ­Какие орфограммы встретили в словах? (праздник, солнце ­ непроизносимая согл. в корне слова, слов. слова, правописание ь знака ) ­ Что можно сказать о словах вьюга, метель? (Это синонимы) Молодцы! 1. Игра «Собери картинку» ­ Наша Гостья ­ Зима принесла вам снежинки, на которых написан род имён  существительных. Эти снежинки не простые, а с сюрпризом. Вам нужно придумать  слова, которые соответствуют тому роду, который написан у вас на снежинке. Если  всё сделаем правильно, у нас получится картинка, и мы узнаем, о чём хочет  рассказать наша Гостья. (Дети отвечают, а учитель на доску крепит части картинки) ­ О чём хотела сказать наша Гостья? (О том, что зимой мы встречаем Новый год. И  ко всем приходит Дед Мороз с подарками) Проверяют по образцу. Коммуникативн ые УУД Выполняют  задания Собирают  картинку Познавательные  УУД Регулятивные  УУД ­ Молодцы!  2. Работа в парах. Выполнения задания по карточке Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных  на карточке. Карточка                   Без …  не вытащишь и    …    из пруда.    …  человека кормит,  а    …    портит.    (Рыбка, труда)  ( Труд, лень.) Проверка работы. Дети читают пословицы, объясняют их смысл. Определяют род. 3. Творческая работа ­ Наш урок подходит к концу, но прежде чем мы его закончим, наша Гостья  подсказывает, что мы о чём – то забыли. (Учитель открывает синквейн) ­ Что это? (Синквейн) ­ Мы начали его составлять на предыдущих уроках, а сегодня продолжим. ­Кто может его пояснить? ­ Какое слово можно в нём дописать исходя из темы нашего урока?  (Принадлежит к определённому роду) ­ Молодцы! ­  упр. 38, стр. 19 р\т, выучить правило на стр. 25 учебника. ­  Вот и закончился урок, но не заканчиваются тайны русского языка.  Продолжите предложения: ­ На уроке мы говорили об … (об имени существительном). ­ Мы учились … (определять род имён существительных). ­ Мы узнали, что … (имена существительные имеют мужской, женский,  средний род, а не «изменяются по родам»; род определяется при помощи  VII. Осознание  учащимися  своей УД  (учебной  деятельност и),  самооценка  результатов  деятельност и своей и  всего класса. IХ.  Домашн ее  задание Х.  Рефлекс ия  учебной деятель ности    Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативн ые УУД Подводятся итоги урока. местоимений­помощников). Проанализируйте свою деятельность. Какие ощущения легко? Трудно? Все ли получилось?

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"

Урок по русскому языку на тему "Род имён существительных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2017