Цель деятельности учителя: способствовать формированию навыка постановки ударения в словах, одинаковых по написанию, но разных по значению.
Тип урока: конструирование способа действия.
Планируемые результаты
Предметные: осознают смыслоразличительную роль звуков речи в слове; устанавливают связь звуковой структуры слова и его значения, называют ударные, безударные гласные; пишут предложения под диктовку; при анализе речевых ситуаций устанавливают аналогии со своим жизненным опытом, знакомыми рассказами, фильмами; осваивают произношение слов с соблюдением орфоэпических норм; соотносят цель предложения, его интонацию произношения и знак в конце; оценивают правильность выбора средств устного общения в соответствии с целью и ситуацией; демонстрируют умение пользоваться средствами устного общения.
Личностные: оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций, переживают этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявляют знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме;
• коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решению, формулируют собственное мнение и позицию;
• регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; выполняют учебные действия в устной и письменной речи; в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.Цель деятельности учителя: способствовать формированию навыка постановки ударения в словах, одинаковых по написанию, но разных по значению.
Тип урока: конструирование способа действия.
Т е м а : УДАРЕНИЕ И ПЕРЕНОС СЛОВ
Цель деятельности учителя: способствовать формированию навыка
постановки ударения в словах, одинаковых по написанию, но разных по
значению.
Т и п у р о к а : конструирование способа действия.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы
Предметные: осознают смыслоразличительную роль звуков речи в слове;
устанавливают связь звуковой структуры слова и его значения, называют
ударные, безударные гласные; пишут предложения под диктовку; при анализе
речевых ситуаций устанавливают аналогии со своим жизненным опытом,
знакомыми рассказами, фильмами; осваивают произношение слов с соблюдением
орфоэпических норм; соотносят цель предложения,
его интонацию
произношения и знак в конце; оценивают правильность выбора средств устного
общения в соответствии с целью и ситуацией; демонстрируют умение
пользоваться средствами устного общения.
Личностные: оценивают нравственное содержание поступков, ситуаций,
переживают этические чувства на основании анализа простых ситуаций,
проявляют знание основных моральных норм поведения, участвуют в оценке
работ, ответов одноклассников.
Метапредметные универсальные учебные действия:
• познавательные: понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят
ответ в устной форме;
• коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами,
допускают существование различных точек зрения, приходят к общему решению,
формулируют собственное мнение и позицию;
• регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую
этапу обучения; выполняют учебные действия в устной и письменной речи; в
сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения
учебной задачи.
М е т о д ы и ф о р м ы о б у ч е н и я : объяснительноиллюстративный;
индивидуальная, фронтальная.
Х о д у р о к а
I. Мотивация к учебной деятельности.
1 . П с и х о л о г и ч е с к а я у с т а н о в к а н а у р о к .
– Ребята, покажите мне, какое настроение у вас перед уроком. (Нужно
заранее приготовить желтые кружочки (смайлики) и фломастер. Ребятасамостоятельно нарисуют ротик в соответствии со своим настроением
(дуга концами вверх – радость, вниз – грусть, прямая линия – безразличие) и
покажут всем.)
– Я надеюсь, что оно у вас останется таким же и после урока, а у когото
станет лучше.
2. П а л ь ч и к о в а я г и м н а с т и к а .
Выполняют пальчиковую гимнастику по выбору учителя.
II. Постановка учебной задачи и актуализация знаний.
М и н у т к а ч и с т о п и с а н и я .
– Отгадайте буквы и запишите их по одной строчке в соединении с любой
гласной.
Эту букву жук жужжал
Чрезвычайно долго.
Может, песню напевал,
Только что в ней толку.
Потому что, юный друг,
В этой песне один звук.
Лишь его жук только знает,
Без конца и повторяет.
(Буква ж.)
Столбик слева, столбик справа,
Между ними шестик прямо.
Выглядит, как лесенка,
Лесенкачудесенка.
Ступенька здесь всего одна,
Тебе видна и мне видна.
(Буква н.)
Эта буква, как турник,
На него взобрался вмиг,
Подтянулся на руках.
Все девчонки сразу: «Ах!»
(Буква п.)
– Какие буквы спрятались в загадках? (Согласные.) А что еще вы можете
сказать о них? (Буква ж – парная звонкая, а п – парная глухая.)– Составьте слова, которые начинаются с этих согласных. (Например: жук,
носорог, пальто.) Поставьте в них ударение. (Ответы учащихся.) Легко
справились с заданием.
– Сегодня на уроке нам предстоит выяснить, всегда ли легко поставить
ударение в слове и всегда ли одинаковые слова по написанию имеют одинаковое
значение.
III. Изучение нового материала.
1. П р е з е н т а ц и я «В мире слов (ударение)».
Во время презентации учащиеся знакомятся со словами, разными по
значению, но одинаковые по написанию (омонимами) и постановкой ударения в
этих словах. (Можно использовать как всю презентацию, так и отдельные
слайды в зависимости от времени.)
2. В ы п о л н е н и е упражнения 44, с. 23.
– Прочитайте текст. Что особенного вы в нем заметили?
(В предложении встречаются одинаковые слова.) Смысл этих слов
одинаков? (Нет.) А чем их можно различить при письме? (Постановкой
ударения.) Поставьте ударение в похожих словах. На какие слоги падает
ударение? (Ответы учащихся.) Выпишите слова и разделите их на слоги,
поставьте ударение. Запишите их еще раз, разделяя для переноса.
Мышка в норку пробралась,
На замочек заперлась.
В дырочку глядит –
Кошка не бежит?
Физминутка
(Изобразить крадущиеся движения.)
(Вращение кистями рук.)
(Сложить ладошки в трубочку и
посмотреть попеременно одним и
другим глазом.)
(Бег на месте.)
3 . В ы п о л н е н и е з а д а н и я .
– Какое уже знакомое нам «хитрое» слово встречается во время
физкультминутки в уменьшительноласкательном значении?
(Замочек.)
Напишите это слово дважды: первый раз разделяя на слоги, второй раз разделяя
для переноса. Поставьте ударение. Подберите к нему родственные слова.
(скважина).)
4. В ы п о л н е н и е упражнения 45, с. 23.
Упражнение учащиеся выполняют самостоятельно.IV. Первичное осмысление и закрепление.
В ы п о л н е н и е упражнения 47, с. 24.
– В упражнении записаны пары слов. Чем они различаются? (Они разные по
смыслу и у них разные ударные слоги.)
Составьте предложения с этими словами, чтобы стали понятны различия
между ними. (Ответы учащихся.)
V. Итоги урока. Рефлексия.
– Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями на уроке.
– Что нового вы узнали? (Познакомились со словами, разными по значению,
но одинаковыми по написанию и разным ударным слогом.)
– Все молодцы! Спасибо за урок!