|
|
Тема: НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Цели деятельности учителя: познакомить с наличием слов в русском языке с непроизносимыми согласными д, т, н, в на месте звукосочетаний [сн], [зн], [рц], [нц], [ств]; учить подбирать проверочные слова; записывать словосочетания; совершенствовать умение определять, какие согласные не произносятся.
Планируемые результаты:
личностные: выражают интерес к освоению новой учебной информации; ориентируются на понимание причин успеха в учебе;
метапредметные: регулятивные - получат возможность научиться осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; познавательные - научатся владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова; коммуникативные - научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе: получат возможность научиться соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
предметные: научатся применять правила правописания
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: мультимедийная презентация
Оборудование:
1. учебник по русскому языку УМС «Планета знаний» 2класс;
2. тетрадь №2 к учебнику;
3. мультимедийный проектор, экран;
4. компьютер;
5. презентация.
6. Карточки для групповой и парной работы.
Ход урока
I. Чистописание.
- Напишите буквосочетания, слова, предложение (рабочая тетрадь, с. 43).
То что не известно, очень интересно.
Как вы понимаете смысл пословицы.
II. Сообщение темы урока
-Послушайте стихотворение и скажите, какая будут тема нашего урока.
Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке.
-Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке?
(Слайд 1)
- Сегодня будем проверять правописание слов с непроверяемыми согласными в корне слова.
III.Актуализация знаний.
Работа по группам.
-Даны отрывки из стихотворения Пушкина. Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв.
1 группа. Мороз и солнце. День чудесный! Ещё ты
дремлешь, друг прелестный.
2. группа. Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания
кипят - я снова счастлив, молод!
3. группа. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?..
-Запишите слова на доске
-Что это за слова, почему у них звуков меньше, чем букв?
-Запишите их в тетрадь. Подчеркните зеленой ручкой непроизносимую согласную.
-Какие буквы вы подчеркнули.
-Подберите однокоренные слова так, чтобы эта буква стала слышна.
-Сформулируйте правило, чтобы проверить непроизносимую согласную в корне.
На доске(Слайд 3)
Чтобы правильно написать слово с непроизносимой согласным нужно….
(Учитель предлагает правило для проверки) (Слайд 4)
Способ проверки.
Чтобы знать , как написать ,
Надо слово изменять,
И за звуком непонятным
Быстро гласную искать.
IV.Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
Мишка был большой проказник
У него сегодня ….(праздник)
-Запишите отгадку. Есть ли в этом слове непроизносимая согласная. Подчеркните ее. Давайте подберем однокоренные слова.
-Можно ли проверить букву д.? а раз мы не можем проверить, значит как называется такое слово(Словарное). Запомните как оно пишется.
(Слайд 5) А что обозначает это слово и откуда оно к нам пришло?
V.Закрепление нового материала.
-Найдите слова с непроизносимыми согласными, выпишите их и подчеркните непроизносимый согласный.
(Слайд 6)
Сердечный, сердце, окрестность, окрест, костный, косточка, солнце, солнечный, участник, участие, поздний, опаздывать.
- Найдите пары однокоренных слов и ответьте какое из этих слов будет проверяемым, а какое проверочным .
(Слайд 7)
Звездный солнышко
Солнце сердечный
Грустный здравствуй
Здравие звезда
грусть сердце
VI. физкультминутка
VII. Cамостоятельная работа(по карточкам)
1.Какие однокоренные слова имеют орфограмму «непроизносимые согласные в корне слова»
(Слайд 8)
А) поздний
Б) припозднился
В) опоздал
2. Какие слова являются проверочными для слова звез…ный?
А) созвездие
Б)звездная
В) звездочка
2. Вставьте пропущенную букву. Допишите проверочное слово.
(Слайд 9)
Грус.ный -_______ Радос.ный-_______
Счас.ливый -______ Чудесный-________
Извес.ный -______
VIII.Дифференцированная работа.
(Слайд 10)
1 уровень
записывает слова с сочетаниями – сТн -,
2 уровень – слова с сочетаниями – зДн – и приписывают проверочные слова,
орфограммы подчёркиваем.
3 уровень составляют рассказ на тему: «Ёлка наряжается, праздник
приближается», используя опорные слова с непроизносимыми согласными:
ПРАЗ…НИК, СЧАС…ЛИВЫЕ, РАДОС…НЫЕ, ЗДРА…СТВУЙ, ИНТЕРЕС…НЫЙ, ЗВЁЗ…НЫЙ, СЕР…ЦЕ, ЧУДЕС…НЫЙ, ПРЕКРАС…НЫЙ, ЧУВСТВО.
IX.Рефлексия деятельности.
(Слайд 2)
-Посмотрите на пословицу , которое мы записали в начале урока.
-Найдите слова с непроизносимым согласным, подберите проверочное.
X. Оценка учащихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.